Адаптированная рабочая программа по истории для обучающихся с ЗПР 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с задержкой психического развития
ПО ИСТОРИИ РОССИИ. ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ.
9 КЛАСС
ФГОС ООО
НА 2021 - 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
КЛАСС

История России. Всеобщая история.

9

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 2 ; всего за год 66 (68)
УЧИТЕЛЬ (ФИО) Котова Татьяна Андреевна
КАТЕГОРИЯ высшая
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)
Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А.Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы. 5
– 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Организаций / А.А.Вигасин, Г.И.годер, Н.И.Шевченко и
др. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2014. – 144 с.- ISBN 978-5-09-026904-9.
Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная школа) :
учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. — М. :
Просвещение, 2016. — 77 с. — ISBN 978-5-09036087-6.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК (название, авторы, выходные данные)
Всеобщая история. История Нового времени. 9 класс: учеб.для общеобразоват. организаций/ А.Я.Юдовская
и др.; под ред. А.А.Искандерова. – М.: Просвещение, 2019. – 239с. : ил, карт. – (Сферы). – ISBN 978-5-09070398-7.
История России. 9 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов,
А.А.Левандовский, А.Я.Токарева; под ред. А.В.Торкунова. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. –
160с. : ил, карт. – ISBN 978-5-09-070418-2.
История России. 9 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов,
А.А.Левандовский, А.Я.Токарева; под ред. А.В.Торкунова. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. –
143с. : ил, карт. – ISBN 978-5-09-070419-9.

с. Южаково
2021

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)

Личностные результаты изучения истории включают:
• освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических
группах России на примере историко-культурных традиций, сформировавшихся на
территории России в XIX в.;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую
толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к истории родного края, его культурным и историческим памятникам;
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и её
достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период;
• устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;
• уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям
исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность
противостоять им;
• внимательное отношение к ценностям семьи, осознание её роли в истории страны;
• развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других,
формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края;
• формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе
равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
• готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных
предпочтений.
Метапредметные результаты изучения истории включают умения и навыки:
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта обозначенных
учителем ориентиров
действия при работе с новым учебным материалом;
• планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно
оценивать свои возможности, условия и средства достижения целей;
• самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить
необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его
реализации;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные
мнения и стремиться к координации различных позиций путём сотрудничества;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников
и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию и
координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности;
• выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать решения и делать
выбор;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь путём
сотрудничества;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, владеть устной и письменной речью, строить монологические контекстные
высказывания;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие
способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной
деятельности;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
• проводить сравнение, типологизацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
• выявлять проблему, аргументировать её актуальность;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов,
проводить исследование её объективности (под руководством учителя);
• делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную
идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Предметные результаты изучения истории включают:
• представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении XIX
в.; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый
период;
• представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX в.;
• умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий
социальных групп;
• представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.;
• знание основных течений общественного движения XIX в. (декабристы, западники и
славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации), их
отличительных черт и особенностей;
• установление взаимосвязи между общественным движением и политическими
событиями (на примере реформ и контрреформ);
• определение и использование основных исторических понятий периода;
• установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений;
• установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки и
Азии в XIX в.;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе)
информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и
познавательного инструментария социальных наук;
• анализ информации, содержащейся в исторических источниках XIX в. (законодательные
акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная
переписка, мемуарная литература и др.);
• анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими
решений (императоры Александр I, Николай I, Александр II, Александр III,
Николай II; государственные деятели М. М. Сперанский, А. А. Аракчеев, Н. А. и Д. А.
Милютины, К. П. Победоносцев и др.; общественные деятели К. С. Аксаков,
Н. М. Унковский, Б. Н. Чичерин и др.; представители оппозиционного движения П. И.
Пестель, М. П. Буташевич-Петрашевский, А. И. Желябов и др.), а также влияния их
деятельности на развитие Российского государства;
• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий
и личностей;
• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным
вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического
строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной
Европы); систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её
результатов в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств;
• приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического,
цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• представление о культурном пространстве России в XIX в., осознание роли и места
культурного наследия России в общемировом культурном наследии.

2.

Содержание учебного предмета «Всеобщая история» 9 класс

История Нового времени 1800-1913 гг. (32час.)
Глава I. Становление индустриального общества в XIX в.
Завершение промышленного переворота. Достижения Англии в развитии машинного
производства. Изобретения Ж.М.Жаккара. Дальнейшее углубление экономических
процессов, связанных с промышленным переворотом. Завершение в Англии аграрной
революции. Развитие машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Паровоз.
Железнодорожное строительство. Изобретения Эванса, Тревитика. Автомобиль Г.Форда.
Дорожное строительство. Братья Монгольфье, Ж.Шарль: создание аэростата. Ф.фон
Цеппелин и его изобретение. Военная техника. Новые источники энергии. Открытие
электрической энергии и способы её использования. Революция в средствах связи.
Развитие транспортных сетей сократило пространство и время. Интеграция мира в единую
экономическую систему. Монополистический капитализм, или империализм, его черты.
Ускорение темпов промышленной революции. Нарастание миграционных процессов.
Урбанизация. Индустриальная революция и изменение социальной структуры общества.
Изменение политической и экономической сущности аристократии. Развитие новых
основных классов капиталистического общества: буржуазия и рабочий класс. Средний
класс. Гримасы капитализма: эксплуатация женского и детского труда. Женское
движение. Человек в системе капиталистических отношений.
Технический прогресс и повседневность. Городской рельсовый путь.
Распространение периодической печати. Газета в городе. Зингер: бытовая швейная
машина. Новое представление о комфорте быта. Дальнейшее развитие и
совершенствование средств связи. Рост культуры города. Музыка. Велосипед.
Фотография. Пишущая машинка. Культура покупателя и продавца. Изменение в моде.
Новые развлечения.
Причины нарастания открытий в области математики, физики, химии, биологии,
медицины в XIX в. Социальный эффект научных открытий и достижений. Социальный
эффект открытия электрической энергии. Роль учения Ч. Дарвина для формирования
нового мировоззрения. Микробиология. Достижения медицины. Роль и развитие
образования в капиталистическом обществе.
Кризис традиционных форм культуры, поиск новых. Утрата значимости идей и
ценностей эпохи Просвещения. Рационализм и критический реализм. Натурализм.
Романтизм. Новое поколение «наследников» Робинзона в произведениях О.Бальзака и
Ч.Диккенса. Новые герои Франции Э.Золя.
Промышленный переворот в Англии и революция во Франции формируют новую
эпоху в европейской художественной культуре. Реализация идеи раскрытия трагических
противоречий между гармоничной личностью и обществом. Нарастание скорости
взаимообмена новым в искусстве. Классицизм в живописи. Эпоха романтизма в
живописи: Ф.Гойя как преддверие реализма. Т.Жерико и Э.Делакруа. Карикатура и
графика О.Домье. Реализм: Ж.Милле. Критический реализм Г.Курбе. Двенадцать лет
истории французского импрессионизма: Э.Мане, К.Моне, К.Писарро, О.Ренуар, Э.Дета,
Ж.Сер и П.Синьяк. Конец импрессионизма. Скульптор О.Роден. Постимпрессионизм:
П.Сезанн, П.Гоген, Ван Гог. Музыка: Ф.Шопен, Д.Верди, Ж.Бизе, К.Дебюсси.
Симфоническое искусство. Театр. Кинематограф. Архитектура Нового времени и Нового
Света.
Философы о социальных перспективах общества в эпоху промышленного переворота.
Либерализм и консерватизм: альтернативы общественного развития. Социалистические
учения первой половины XIX в.: Р.Оуэн, А.Сен-Симон, Ш.Фурье. Утопический социализм
о путях преобразования общества. К.Маркс и Ф.Энгельс об устройстве и развитии
общества. Революционный социализм – марксизм. Рождение ревизионизма Э.Бернштейн.
Анархизм.
Глава II. Строительство новой Европы
От Франции революционной к Франции буржуазной. Революционер на троне. Режим
личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика

консульства и империи. Завоевательные войны консульства и империи. Французский
гражданский кодекс.
Французское общество во времена империи. Франция и Англия. Поход на Россию.
Причины ослабления империи. Крушение наполеоновской империи. Освобождение
европейских государств. Вступление союзников в Париж. Реставрация Бурбонов. Сто
дней императора Наполеона. Венский конгресс. Священный союз и новый европейский
порядок. Новая идеология и система международных отношений.
Англия в первой половине XIX в. противоречия и социальные реформы. Билль о
реформе. Возвращение партии вигов. Парламентская реформа 1832 г. и её социальные
последствия. Чартизм: неоднородность идей, требований. Предотвращение революции в
40-е гг. XIX в. «Эпоха Викторианского компромисса». Окончательное утверждение
парламентского режима. Англия – «мастерская мира». Тред-юнионы и их роль в создании
основ социального государства. Направления и особенности внешней политики Англии.
Величие и достижения внутренней и внешней политики Британской империи.
Промышленная революция продолжается Франция: экономическая жизнь и
политическое устройство после реставрации Бурбонов. Компромисс короля и новой
Франции. Герцог Ришелье. Революция 1830 г. Переход французской короны к Орлеанской
династии. Упрочнение парламентского строя. Кризис Июльской монархии. Выступление
лионских ткачей. Бланкизм. Политический кризис накануне революции 1848 г.
Мировой промышленный кризис и его последствия для французской экономики.
Вооружённое восстание и победа революции над Июльской монархией. Требование
провозглашения республики. Временное правительство и его попытки выйти из кризиса.
Учредительное собрание. Социальное недовольство. Вторая республика, Луи Бонапарта
Наполеона. Режим Второй империи Наполеона III. Завершение промышленного
переворота во Франции. Оформление олигархической власти во Франции. Внешняя
политика Второй империи.
Германский союз. Экономика, политика и борьба за объединение Германии. Влияние
событий во Франции и Италии на политическую ситуацию в Германии. Победа
революционного восстание в Берлине. Франкфуртский парламент. Дальнейшая
модернизация страны во имя её объединения. Вильгельм I и «железный канцлер». Отто
фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких
государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северогерманского
союза.
Раздробленность Италии согласно Венскому конгрессу. Экономическое отставание
Италии. Борьба за независимость и национальное объединение Италии. Мировой
промышленный кризис и Италия. Начало революции. Национальные герои Италии –
Дж. Гарибальди и Д.Мадзини. Поражение итальянской революции и его причины.
Усиление Сардинского королевства К.Кавур. Сицилия и Гарибальди. Национальное
объединение Италии. Роль Пьемонта.
Кризис империи Наполеона III. Отто фон Бисмарк. Западня для Наполеона III. Франко
– прусская война и Парижская коммуна. Седанская катастрофа и конец Второй империи
во Франции. Третья республика во Франции и конец франко-прусской войны. Завершение
объединения Германии «железом и кровью» и провозглашение Германской империи.
Восстание в Париже Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение Коммуны: бунт
или подвиг парижан?
Глава III. Страны Западной Европы на рубеже XIX – XX вв.Успехи и проблемы
индустриального общества
Пруссия во главе империи. Изменения в политическом устройстве объединенной
Германии. Ускорения темпов экономического развития. Направление модернизации
экономики. Юнкерство и крестьянство. Монополистический капитализм и его
особенности в Германии. Бисмарк и внутренняя оппозиция. «Исключительный закон
против социалистов». Политика «нового курса» О.Бисмарка – прогрессивных для Европы
социальных реформ. Вильгельм II в стремлении к личной власти. От «нового курса» к
«мировой политике». Борьба за место под солнцем. Национализм. Подготовка к войне.

Реформирование – неотъемлемая часть курса английского парламента. Двухпартийная
система. Эпоха реформ. У.Гладстон. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная
реформа 1867 г. Черты гражданского общества и правового государства. Особенности
экономического развития Великобритании. Создание Британской империи: «единый флаг,
единый фронт, единая империя, единая корона». Рождение лейбористской партии.
Д.Р.Макдональд. Реформы во имя классового мира. Дэвид Ллойд Джордж.
Монополистический капитализм по-английски. Ирландский вопрос. Внешняя политика.
Колониальный захват.
Последствия франко – прусской войны для Франции. Замедление темпов развития
экономики. Проблемы французской деревни. От свободной конкуренции к
монополистическому капитализму. Экспорт капиталов. Борьба за республику. третья
республика и ее политическое устройство. Демократические реформы. Реформы
радикалов. Развитие коррупции во власти. Социальные движения. Франция –
колониальная империя. Первое светское государство среди европейских государств.
Реванш и подготовка к войне.
Цена объединения Италии. Конституционная монархия. Причины медленного
развития капитализма. Роль государства в индустриализации страны. Особенности
монополистического капитализма в Италии. «Мирное экономическое проникновение».
Эмиграция – плата за отсталость страны. Движение протеста. Эра Дж.Джолитти. Переход
к реформам. Внешняя политика. Колониальные войны.
Господство старых порядков. Наступление эпохи национального возрождения.
Революционный кризис. Поражение революции в Венгрии. Австро-венгерское
соглашение: империя Габсбургов преобразуется в двуединую монархию Австро-Венгрии.
Политическое устройство Австро-Венгрии. «Лоскутная империя». Ограниченность прав и
свобод населения. Начало промышленной революции. Развитие национальных культур и
самосознание народов. Начало промышленной революции. Внешняя политика.
США – страна от Атлантики до Тихого океана. «Земельная» и «золотая» лихорадка –
увеличение потока переселенцев. Особенности промышленного переворота и
экономическое развитие в первой половине XIX в. С.Маккормик. Фермер – идеал
американца. Плантаторский Юг. Абсолютизм. Восстание Джона Брауна. Конфликт между
Севером и Югом. Начало Гражданской войны. Авраам Линкольн. Отмена рабства. Закон
о гомстедах. Победа северян над Югом. Значение Гражданской войны и политика
А.Линкольна. Причины быстрого экономического успеха США после Гражданской
войны. Отношение к образованию и труду. Расслоение фермерства. Монополистический
капитализм: господство трестов, финансовая олигархия. США – президентская
республика. Структура неоднородного американского общества. Расизм. Положение
рабочих. Американская федерация труда. Теодор Рузвельт и политика реформ на
укрепление гражданского общества и правового государства. доктрины: Монро,
«открытых дверей», «дипломатии большой дубинки», «дипломатии доллара».
Империалистическая внешняя политика США на континенте и за его пределами.
Патриотическое движение креолов. Национально-освободительная борьба народов
Латинской Америки. Время освободителей: С.Боливар. Итоги и значение
освободительных войн. Образование и особенности развития независимых государств в
Латинской Америке. «Век каудильо» - полоса государственных переворотов и
нестабильности. Интернациональность развития экономики. Латиноамериканский
«плавильный котел» (тигль). Особенности католичества в Латинской Америке.
Глава V. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма
Смена торговой колонизации на империалистическую. Нарастание неравноправной
интеграции стран Запада и Востока.
Кризис традиционализма. Слабости противостоять натиску западной цивилизации.
Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Начало эры
«просветленного правления». Реформы Мэйдзи. Эпоха модернизации традиционной
Японии. Реформы управления государством. Новые черты экономического развития и
социальной структуры. Изменение в образе жизни. Поворот к национализму. Внешняя
поли

Насильственное «открытие» Китая. Опиумные войны. Колонизация Китая
Насильственное «открытие» Китая. Опиумные войны. Колонизация Китая европейскими
государствами. Хун Сюцюань: движение тайпинов и тайпинское государство. Цыси и
политика самоусиления. Курс на модернизацию страны не состоялся. Раздел Китая на
сферы влияния. Кан Ю-вэй: «Сто дней реформ» и их последствия. Восстание ихэтуаней.
Новая политика императрицы Цыси. Превращение Китая в полуколонию индустриальных
держав.
Индия – «жемчужина Британской короны». Влияние Ост – Индийской компании на
развитие страны. Колониальная политика Британской империи в Индии. Методы
насильственного разрушения традиционного общества. Насильственное вхождение Индии
в мировой рынок. Гибель ручного ремесленного производства в Индии.
Индустриализация индийской промышленности. Социальные контрасты Индии.
Изменение социальной структуры. Восстание сипаев (1857-1859). Индийский
Национальный Конгресс (ИНК). Балгангадхар Тилак.
Таинственный континент. Культы и религия. Традиционное общество на африканском
континенте. Занятия населения. Раздел Африки европейскими державами. Независимые
государства Либерия и Эфиопия: необычные судьбы для африканского континента.
Успехи Эфиопии в борьбе за независимость. Особенности колонизации Южной Африки.
Восстание гереро и готтентотов. Европейская колонизация Африки.
Глава VI. Международные отношения в конце XIX – начале XX в.
Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Политическая карта мира
начала XX в. – карта противостояний. Начало распада Османской империи. Завершение
раздела мира. Нарастание угрозы мировой войны. Узлы территориальных противоречий.
Создание военных блоков: Тройственный союз, Антанта. Первые локальные
империалистические войны. Балканские войны - пролог Первой мировой войны.
Образование Болгарского государства. Независимость Сербии, Черногории и Румынии.
Пацифистское движение. Попытки Второго Интернациональна отвернуть страны от
политики гонки вооружения.

Содержание учебного предмета «История России» 9 класс
История России XIX век (38час)
. Тема 1. Россия в первой половине XIX в.
Россия на рубеже веков. Территория. Население. Сословия. Экономический строй.
Политический строй.
Внутренняя политика в 1801 -1806 гг. Переворот 11 марта 1801 г. и первые
преобразования. Александр 1. Проект Ф.Лагарпа. «Негласный комитет». Указ о вольных
хлебопашцах. Реформа народного просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике.
Реформы М.М.Сперанского. Личность реформатора. «Введение к уложению
государственных законов» Учреждение Государственного совета. Экономические
реформы. Отставка Сперанского: причины и следствия.
Внешняя политика 1801-1812 гг. Международное положение России в начале века.
Основные цели и направления внешней политики. Россия в третьей и четвертой
антифранцузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение
Российского присутствия на Кавказе. Тильзитский мир 1807г. и его последствия.
Присоединение к России Финляндии. Разрыв русско-французского союза.
Отечественная война 1812 г. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское
сражение. Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его
значение. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Гибель «Великой армии»
Наполеона. Освобождение России от захватчиков.
Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825 гг.
Начало заграничного похода, его цели. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром
Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном Союзе.
Восточный вопрос во внешней политике Александра 1. Россия и Америка. Россия –
мировая держава.
Внутренняя политика в 1814-1825 гг. Причины изменения внутриполитического
курса Александра 1. Польская Конституция. «Уставная грамота Российской империи»
Н.Н.Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 20-х гг. Основные итоги
внутренней политики Александра 1.
Социально-экономическое развитие. Экономический кризис 1812-1815 гг.
Аграрный проект А.А.Аракчеева. Проект крестьянской реформы Д.А.Гурьева.
Развитие промышленности и торговли.
Общественные движения. Предпосылки возникновения и идейные основы
общественных движений. Тайные масонские организации. Союз Спасения. Союз
благоденствия. Южное и Северное общества. Программные проекты П.И.Пестеля и
Н.М.Муравьева. Власть и общественные движения.
Династический кризис 1825 г. Восстание декабристов. Смерть Александра 1 и
династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и его значение. Восстание
Черниговского полка на Украине. Историческое значение и последствия восстания
декабристов.
Внутренняя политика Николая 1. Укрепление роли государственного аппарата.
Усиление социальной базы самодержавия. Попытки решения крестьянского вопроса.
Ужесточение контроля над обществом (полицейский надзор, цензура). Централизация и
бюрократизация государственного управления. Свод Законов Российской империи.
Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными
настроениями. III отделение царской канцелярии.
Социально-экономическое развитие. Противоречия хозяйственного развития.
Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота.
Первые железные дороги. Новые явления в промышленности, сельском хозяйстве и
торговле. Финансовая реформа Е.Ф.Канкрина. Реформа управления государственными
крестьянами П.Д.Киселева. Рост городов.
Внешняя политика в 1826-1849 гг. Участие России в подавлении революционных
движений в европейских странах. Русско-иранская война 1826-1828гг. Русско-турецкая

война 1828-1829 гг.
Обострение русско-английских противоречий. Россия и
Центральная Азия. Восточный вопрос во внешней политике.
Народы России. Национальная политика самодержавия. Польский вопрос.
Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля.
Общественные движения 30-50-х гг. Особенности общественного движения 30-50х гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С.С. Уварова.
Либеральное движение. Западники. Т.Н.Грановский. С.М.Соловьев. Славянофилы. И.С. и
К.С.Аксаковы, И.В. и П.В.Киреевские. Революционное движение. А.И.Герцен и
Н.П.Огарев. Теория «общественного социализма».
Крымская война 1853-1856 гг. Обострение восточного вопроса. Цели, силы и
планы сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. П.С. Нахимов, В.А.
Корнилов. Кавказский фронт. Парижский мир 1856г. Итоги войны.
Развитие образования в первой половине XIX в., его сословный характер.
Научные открытия. Открытия в биологии И.А. Двигубского, И.Е.Дядьковского,
К.М.Бэра, Н.И.Пирогов и развитие военно-полевой хирургии. Пулковская
обсерватория. Математические открытия М.В.Остроградского и Н.И.Лобачевского.
Вклад в развитие физики Б.С.Якоби и Э.Х. Ленца. А.А.Воскресенский, Н.Н.Зинин и
развитие органической химии.
Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции
И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева. Открытие
Антарктиды. Дальневосточные экспедиции
Г.И. Невельского и Е.В.Путятина.
Русское географическое общество.
Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм,
классицизм, реализм).
Литература. В.А.Жуковский. К.Ф.Рылеев. А.И.Одоевский. Золотой век русской
поэзии. А.С.Пушкин. М.Ю.Лермонтов. Критический реализм. Н.В.Гоголь. И.С.Тургенев.
Д.В.Григорович. Драматургические произведения А.Н.Островского.
Театр. П.С.Мочалов. М.С.Щепкин. А.Е.Мартынов.
Музыка. Становление русской национальной музыкальной школы. А.Е.Варламов.
А.А.Алябьев. М.И.Глинка. А.С.Даргомыжский.
Живопись. К.П.Брюлов. О.А.Кипренский. В.А.Тропинин. А.А.Иванов. П.А.Федотов.
А.Г.Венецианов.
Архитектура. Русский ампир. Ансамблевая застройка городов. А.Д.Захаров. (здание
Адмиралтейства). А.Н.Воронихин (Казанский собор). К.И.России (Русский музей,
ансамбль Дворцовой площади). О.И.Бове (Триумфальные ворота в Москве, реконструкция
Театральной и Красной площадей). Русско-византийский стиль. К.А.Тон (храм Христа
Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата).
Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.
Повторение и обобщение. Россия на пороге перемен. (1 час.)
Тема 2.Россия во второй половине XIX в.
Отмена крепостного права. Социально-экономическое развитие страны к началу 60-х
годов XIX в. Настроения в обществе. Личность Александра II. Начало его правления
Александра II. Смягчение политического режима. Предпосылки и причины отмены
крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Великий князь Константин
Николаевич. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены
крепостного права.
Либеральные реформы 60-70-х гг. Земская и городская реформы. Создание
местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области
образования. Цензурные правила. Значение реформ. Незавершенность реформ. Борьба
консервативной и либеральной группировок в правительстве на рубеже 70-80-х гг.
«Конституция» М.Т.Лорис-Меликова.
Национальный вопрос в царствование Александра II. Польское восстание 1863г.
Рост национального самосознания на Украине и в Белоруссии. Усиление
русификаторской политики. Расширение автономии Финляндии. Еврейский вопрос.
«Культурническая русификация» народ Поволжья.

Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права.
Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация
финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение
промышленного переворота и его последствия. Начало индустриализации.
Формирование буржуазии. Рост пролетариата.
Общественное движение. Особенности российского либерализма середины 50-х –
начала 60-х гг. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земский
конституционализм. Консерваторы и реформы М.Н.Катков. Причины роста
революционного движения в пореформенный период. Н.Г.Чернышевский. Теория
революционного народничества: М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев. Народнические
организации второй половины 1860 - начала 1870-х гг. С.Г.Нечаев и «нечаевщина».
«Хождение в народ», «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и
воли». «Народная воля». Убийство Александра II.
Внешняя политика Александра II. Основные направления внешней политики
России в 1860-1870 гг. А.М.Горчаков. Европейская политика России. Завершение
Кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика.
Продажа Аляски.
Русско-турецкая война 1877-1878 гг., причины, ход военных действий, итоги.
М.Д.Скобелев. И.В.Гурко. Роль России в освобождении балканских народов от
османского ига.
Внутренняя политика Александра III. Личность Александра III. Начало нового
царствования. К.П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало
рабочего законодательства. Усиление репрессивной политики. Политика в области
просвещения и печати Укрепление позиций дворянства. Национальная и религиозная
политика Александра III.
Экономическое развитие страны в 80-90-е гг. Общая характеристика
экономической политики Александра III. Деятельность Н.Х. Бунге. Экономическая
политика И.А. Вышнеградского Начало государственной деятельности С.Ю. Витте.
Золотое десятилетие русской промышленности. Состояние сельского хозяйства.
Положение основных слоев российского общества. Социальная структура
пореформенного общества.
Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный
облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Положение и роль
духовенства. Разночинная интеллигенция. Крестьянская община. Ускорение процесса
расслоения русского крестьянства. Изменения в образе жизни пореформенного
крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата.
Общественное движение в 80-90-х гг. Кризис революционного народничества.
Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов.
Распространение марксизма в России.
Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направления внешней
политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск
союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.
Развитие образования и науки во второй половине XIX в. Подъем российской
демократической культуры. Просвещение во второй половине XIX века. Школьная
реформа. Развитие естественных и общественных наук. Успехи физико-математических,
прикладных, химических наук. Географы и путешественники. Сельскохозяйственная
наука. Историческая наука.
Литература и журналистика. Критический реализм в литературе. Развитие
российской журналистики. Революционно-демократическая литература.
Искусство. Общественно-политическое значение деятельности передвижников.
«Могучая кучка» и П.И.Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной
музыки. Русская опера. Мировой значение русской музыки. Успехи музыкального
образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и
общественной жизни.

Развитие и взаимосвязь культур народов России. Роль русской культуры в развитии
мировой культуры.
Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация.
Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт
городских «верхов». Жизнь и быт городских «окраин». Досуг горожан. Изменения в
деревенской жизни.
Итоговое повторение и обобщение Россия и мир на пороге XX в.

Синхронизация курсов всеобщей истории и истории России
9 класс

Всеобщая история
ИСТОРИЯ НОВОГО
ВРЕМЕНИ. XIX в. Мир к
началу XX в. Новейшая
история. Становление и расцвет
индустриального общества. До
начала Первой мировой войны
Страны Европы и Северной
Америки в первой половине
ХIХ в. Страны Европы и
Северной Америки во второй
половине ХIХ в.
Экономическое и социальнополитическое развитие стран
Европы и США в конце ХIХ в.
Страны Азии в ХIХ в. Война за
независимость в Латинской
Америке Народы Африки в
Новое время Развитие культуры
в XIX в. Международные
отношения в XIX в. Мир в
1900—1914 гг.

История России
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX –
НАЧАЛЕ XX ВВ. Россия на пути к
реформам (1801–1861) Александровская
эпоха: государственный либерализм
Отечественная война 1812 г. Николаевское
самодержавие: государственный
консерватизм Крепостнический социум.
Деревня и город Культурное пространство
империи в первой половине XIX в.
Пространство империи: этнокультурный
облик страны Формирование гражданского
правосознания. Основные течения
общественной мысли. Россия в эпоху реформ
Преобразования Александра II: социальная и
правовая модернизация. «Народное
самодержавие» Александра III
Пореформенный социум. Сельское хозяйство
и промышленность. Культурное
пространство империи во второй половине
XIX в. Этнокультурный облик империи.
Формирование гражданского общества и
основные направления общественных
движений. Кризис империи в начале ХХ века
Первая российская революция 1905-1907 гг.
Начало парламентаризма. Общество и власть
после революции «Серебряный век»
российской

3. Тематическое планирование 9 класс
№

Тема урока

Дата
план

Примеча
ние

факт

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
История Нового времени 1800-1913 гг. (32час.)
1

Индустриальная революция: достижения и проблемы.

2

Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности

Экономическое развитие в XIX – начале XXв.

3

Меняющееся общество
Век демократизации

4

Либералы, консерваторы и социалисты. Великие идеологии

5

Образование и наука: создание научной картины мира.

6

Искусство XIX века в поисках новой картины мира. XIX век в

7

зеркале художественных изысканий
Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIXв.

8

Начало индустриальной эпохи

9

Консульство и образование Наполеоновской империи.

10

Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Франция в

12

первой половине XIX в.: от Реставрации к Империи
Великобритания: экономическое лидерство и
политические реформы
Италия в первой половине XIX. Объединение Италии

13

Германия в первой половине XIX века. На пути к единству

14

16

Монархия Габсбургов и Балканы в первой половине XIX
века.
США до середины XIX в.: рабовладение, демократия и
экономический рост
Страны Европы и США в первой половине XIXв.

17

Страны Азии в XIX – начале ХХ века.

18

Япония на пути модернизации

19

Китай: традиции против модернизации

20

Индия: насильственное разрушение традиционного общества

21

Африка в XIX – начале ХХ века: континент в эпоху перемен

22

Латинская Америка: нелёгкий груз независимости

23

Азия, Африка и Латинская Америка в XIX – начале ХХ
века

11

15

1
неделя
1
неделя
2
неделя
2
неделя
3
неделя
3
неделя
4
неделя
4
неделя
5
неделя
5
неделя
6
неделя
6
неделя
7
неделя
7
неделя
8
неделя
8
неделя
9
неделя
9
неделя
10
неделя
10
неделя
11
неделя
11
неделя
12
неделя

&1
&2
&3
&4
&5
&6
&7

&8
&9
&10
&11
&12
&13
&14

&15

&16
&17

24

Великобритания: конец Викторианской эпохи.

25

Великобритания до Первой мировой войны
Франция: Вторая империя и Третья республика

26

Германская империя на рубеже XIX-XX вв. Германия на

пути к европейскому лидерству
27

От Австрийской империи к Австро-Венгрии. Австро-

28

Венгрия и Балканы до первой мировой войны
Италия: время реформ и колониальных захватов

29

США в XIX веке. США в эпоху «позолоченного века» и

30

«прогрессивной эры»
Международные отношения в XIX - начале ХХ века:
дипломатия или война.

31
32

33

Международные отношения в XIX - начале ХХ века:
дипломатия или война.
Страны Европы и США во второй половине XIX – начале
ХХ века
ИСТОРИЯ РОССИИ
История России XIX век (38час)
Россия и мир на рубеже XVIII – XIX вв.

35

Александр I: начало правления. Реформы
М.М.Сперанского
Внешняя политика Александра I в 1801 – 1812 гг.

36

Отечественная война 1812 года

37

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика
Александра I в 1813 – 1825 гг.
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней
политике Александра I в 1815—1825. Национальная
политика Александра I
Социально – экономическое развитие страны в первой
четверти XIX в.
Общественное движение при Александре I. Выступление
декабристов
Реформаторские и консервативные тенденции во
внутренней политике Николая I.
Социально-экономическое развитие во второй четверти
XIX века
Общественное движение при Николае I. Национальная и

34

38

39
40
41
42
43

религиозная политика НиколаяI. Этнокультурный облик
страны

44
45

46
47

Внешняя политика Николая I. Кавказская война 18171864 гг.
Культурное пространство России в первой половине XIX
в.: наука и образование, художественная культура
народов России..
Европейская индустриализация и предпосылки реформ в
России
Александр II: начало правления. Крестьянская реформа
1861г.

12
неделя
13
неделя
13
неделя
14
неделя
14
неделя
15
неделя
15
неделя
16
неделя
16
неделя

&18

17
неделя
17
неделя
18
неделя
18
неделя
19
неделя
19
неделя

&1

20
неделя
20
неделя
21
неделя
21
неделя
22
неделя

&7

22
неделя
23
неделя

&13-14

23
неделя
24
неделя

&17

&19
&20
&21
&22
&23
&24
&24

&2
&3
&4
&5
&6

&8-9
&10
&11
&12

&15,&16

&18

55

Реформы 1860 – 1870-х гг.: социальная и правовая
модернизация
Социально – экономическое развитие страны в
пореформенный период
Общественное движение при Александре II и политика
правительства
Национальная и религиозная политика Александра II.
Национальный вопрос в Европе и России
Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война
1877 – 1878гг.
Александр III: особенности внутренней политики.
Перемены в экономике и социальном строе
Общественное движение в 1880-х – первой половине
1890-х гг.
Национальная и религиозная политика Александра III

56

Внешняя политика Александра III

57

63

Культурное пространство империи во второй половине
XIX в.: достижения российской науки и образования
Культурное пространство империи во второй половине
XIX в.: русская литература, художественная культура
народов России
Россия и мир на рубеже XIX - XXвв.: динамика и
противоречия развития. Социально-экономическое
развитие страны на рубеже XIX - XXвв.
Николай II: начало правления. Политическое развитие
страны в 1894 – 1905гг.
Внешняя политика Николая II. Русско-японская война
1904 – 1905гг.
Первая российская революция и политические реформы
1905 – 1907гг.
Социально-экономические реформы П.А.Столыпина

64

Политическое развитие страны в 1907 – 1914гг.

65

Серебряный век российской культуры

66

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в начале

48
49
50
51
52
53
54

58

59

60
61
62

XX века»
67
68

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в начале
XX века»
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в начале
XX века»

Итого за год

к.р. _2__

24
неделя
25
неделя
25
неделя
26
неделя
26
неделя
27
неделя
27
неделя
28
неделя
28
неделя
29
неделя
29
неделя

&19

30
неделя

&33,&34

30
неделя
31
неделя
31
неделя
32
неделя
32
неделя
33
неделя
33
неделя

&35

34
неделя
34
неделя
66(68) часов

&20
&21-22
&23
&24
&25, &26
&27
&28
&29
&30
&31,&32

&36
&37
&38
&39
&40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».