Рабочая программа по истории отечества для обучающихся с умственной отсталостью 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с нарушениями интеллектуального развития
ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА
9 КЛАСС
ФГОС ООО
НА 2021 - 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ Истории Отечества
КЛАСС

9

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 2 ; всего за год 68
УЧИТЕЛЬ (ФИО) Котова Татьяна Андреевна
КАТЕГОРИЯ высшая
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида «История»
(авторы – А.К.Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская), опубликованной в сборнике
«Программы СКОУ VIII вида. 5-9 классы» под ред. И.М. Бгажноковой. М.,Просвещение,
2014 г.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК (название, авторы, выходные данные)
История Отечества. 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида. Авторы: Бгажнокова И.М. , Л.В. Смирнова, М. Просвещение 2020 г.

с. Южаково
2021

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)

Цели обучения по данной программе:
- формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), способных к определению своих ценностных приоритетов на основе
осмысления исторического опыта своей страны;
- развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности;
- развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических функций.
Достижение этих целей будет способствовать социализации учащихся с интеллектуальным
недоразвитием.
Основные задачи:
- овладение учащимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной
истории;
- формирование у учащихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные
исторические эпохи;
- формирование представлений о развитии российской культуры, её выдающихся
достижениях, памятниках;
- формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и
настоящего;
- усвоение учащимися терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания
хода развития истории;
- формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству
познания мира и самопознания;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления
сущности современных общественных явлений, в
общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и
многоконфессиональном обществе;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;
- воспитание гражданственности и толерантности;
- коррекция и развитие познавательных психических процессов
Личностные результаты:
обучающиеся должны уметь:
- работать с картой; - высказывать своё отношение к изучаемым событиям;
- принимать участие в обсуждении вопросов на уроке;
- составлять краткие рассказы
-описания к иллюстрациям в учебнике, раскрывать в устной речи эмоциональную
составляющую изображений;
- объяснять значения новых слов и понятий, использовать их в ответах, рассказах,
описаниях; - самостоятельно делать выводы.
Предметные результаты
Предметные результаты обучения включают освоенные обучающимися знания и умения,
готовность к их практическому применению.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: достаточный
уровень и минимальный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех
обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с
интеллектуальными нарушениями.
В каждом классе есть обучающиеся, которым в связи с психофизическими особенностями и
фрагментарным усвоением программного материала рекомендовано понизить уровень
учебных требований до минимального.
2

Достаточный уровень
Учащиеся должны знать:
- наиболее яркие события XX – XXI века, исторических персонажей; - имена первых героев
космоса, главных персонажей политической жизни СССР, имена предыдущих президентов
и действующего президента, известных писателей, художников, деятелей науки (на основе
межпредметных связей).
Учащиеся должны уметь:
• объяснять причины: - начала революции; - образования многочисленных политических
партий, их соперничества за власть; - начала гражданской войны и интервенции; - введения
нэпа;
• объяснять: - предпосылки и причины Великой Отечественной войны (1941-1945); причины неудач Красной армии в начальный период войны; - меры советского
правительства против военной агрессии Германии;
• описывать в устной речи портреты исторических деятелей, военачальников, героев фронта
и тыла, приводить примеры из литературных произведений;
• показывать на карте места военных событий и фронтовой славы советских войск;
причины снижения уровня развития экономики, неравномерности ее развития по
следующим ключевым явлениям истории начала XX в.:
• по вопросам учителя обобщать политические и экономические итоги Великой
Отечественной войны, их последствия для мирового сообщества;
• знать даты начального периода войны, битвы за Москву, Сталинград, даты переломных
событий войны (Курск, Ленинград и др.);
• ориентироваться в: - основных направлениях восстановления и развития народного
хозяйства СССР после 1945 г.; - причинах усиления идеологического воздействия культа
Сталина и Коммунистической партии на все сферы жизни человека; - причинах холодной
войны и гонки вооружений; - положении СССР на международной арене;
• объяснять по вопросам учителя причины развенчания культа Сталина, начала «оттепели»,
противоречивого характера преобразований, частой смены власти после Н. С. Хрущёва;
• объяснять по вопросам учителя причины кризисных явлений в экономике, социальной
сфере, внешней политике СССР, приведшие к перестроечным процессам, их
положительные и отрицательные результаты.
Минимальный уровень
При оценке знаний предполагается сведений по сравнению с 1-м уровнем, используются
опорные вопросы к содержанию тем, при ответах учащиеся могут опираться на
тематический план к рассказу, использовать образцы слов и выражений. Учитель
использует средства наглядности для пояснительных и описательных рассказов.
Учащиеся должны знать: значение словарных слов и ключевых понятий; историю
возникновения государства, его структуру и функцию; важные исторические факты и
события из истории нашей страны; названия крупных городов России; основные этапы
развития Российского государства в XX – начале XXI века.
Обучающиеся должны уметь:
 объяснять значение слов и основных исторических понятий по каждой теме;
 по вопросам учителя устанавливать причинно-следственные связи в важных
общественных явлений;
 называть фамилии политических деятелей XX – начала XXI века;
 называть фамилии выдающихся деятелей науки и культуры XX – начала XXI века;
 читать короткие отрывки из произведений писателей XX в.;
 объяснять смысл прочитанного.

3

2.

Содержание учебного предмета «История Отечества» 9 класс

Раздел I. Великая российская революция и Гражданская война.
Великая российская революция Предпосылки революции. Падение самодержавия. Переход
власти к Временному правительству и Петросовету. Решение о созыве учредительного
собрания. Основные политические партии: большевики, меньшевики, эсеры, кадеты.
Призыв В.И. Ленина к вооруженному восстанию. Начало октябрьского этапа российской
революции. Причины победы большевиков. II Всероссийский съезд Советов рабочих и
солдатских депутатов. Первые декреты «О мире», «О земле». Образование рабочекрестьянского правительства – временного Совета народных комиссаров (СНК).
Установление советской власти на большей части бывшей Российской империи. Брестский
мир. Причины Гражданской войны. Гражданская война. Причины Гражданской войны.
Борьба за власть между представителями разных социальных слоёв общества.
Политическое расслоение общества. Создание Рабоче-крестьянской Красной армии.
Вооруженные формирования белой армии против большевиков. Борьба «красных» и
«белых» на Северном Кавказе и в Закавказье, на Украине, в Крыму, на Урале. Советская
власть и Русская православная церковь, национализация церковного имущества, репрессии
против священнослужителей. Слом духовных, нравственных, культурных устоев в жизни
общества. Влияние революционных идей на все виды искусства, расцвет жанра
политического плаката, агитбригад и др. Революционная тема в творчестве писателей и
поэтов: М. Горького, В. В. Маяковского, М.А. Шолохова (выборочно). Воспитание новой
интеллигенции из рабочих и крестьян. Эмиграция интеллигенции за рубеж.
Раздел II. Советское государство в 1920-1930-е годы.
Советская Россия в 1920-е годы Основные меры правительства Советской России в сфере
экономики: строжайшая централизация экономики – военный коммунизм;
распределительный принцип; национализация внешней торговли, банков, предприятий.
Меры по восстановлению хозяйства после Гражданской войны. Рост военного
производства. Раскулачивание. Конституция 1924 г. Утверждение однопартийной
политической системы. Молодёжные коммунистические союзы (пионеры, комсомольцы).
Новая экономическая политика 1921-1929 гг.: отмена продразвёрстки и замена её
продналогом, денежное обложение деревни, легализация рыночных отношений на селе.
Финансовая и денежные реформы. Создание Государственной плановой комиссии
(Госплан). Восстановление всероссийского рынка, отмена трудовой повинности, кризисы и
итоги нэпа. Образование СССР. Первая Конституция СССР (1924 г.) Борьба за власть
внутри партии большевиков. Болезнь и смерть В.И. Ленина. Личность И.В. Сталина,
приход Сталина к власти. Индустриализация в СССР.
Экономический подъём страны за счёт развития энергетики, металлургии,
машиностроения, химической промышленности. Коллективизация сельского хозяйства
(колхозы). Падение сельскохозяйственного производства, голод 1932-1933 гг.
Насильственное закрепление крестьян на земле. Внутренняя политика: поиски врагов
революции и народа, политические процессы, жестокие репрессии. Появление бесплатной
рабочей силы в системе ГУЛАГа – спецпереселенцы (раскулаченные). Культ личности,
идеологическое воспитание граждан СССР. Сталинская конституция 1936 г. Накануне
Второй мировой войны Приход фашистов к власти в Германии. Обзорно: внешняя
политика СССР в 20-40-е гг. ХХ в.: продвижение в другие страны коммунистических
(интернациональных) идей. Вступление СССР в международную организацию – Лигу
Наций. Заключение союзов с Францией и Англией о взаимопомощи, начало переговоров о
заключении военного союза против Германии, их провал. Начало переговоров с Германией,
договор о дружбе и границах (1939).
Раздел III. СССР в Великой Отечественной войне (1941-1945).
Начало Второй мировой войны. Нападение гитлеровской армии на Польшу (1 сентября
1939 г.) Объявление войны Германии со стороны Франции, Англии. Оккупация немецкими
войсками стран Северной Европы. Вступление фашистов в Париж. Англия в схватке с
4

Германией. Ультиматум Сталина прибалтийским странам, насильственное присоединение
их территорий к СССР. «Зимняя» война 1939-1940 гг. Исключение СССР из Лиги Наций.
Усилия СССР по наращиванию военно-промышленного комплекса. Ослабление Красной
армии и флота из-за репрессий высшего командного состава. Доклады советских
разведчиков о готовящемся нападении Германии на СССР. Слабое укрепление границ и
неготовность армии к боевым действиям. Начало Великой Отечественной войны 22 июня
1941 г. – начало Великой Отечественной войны. Размах фашистской агрессии,
кровопролитие в первые месяцы войны. Заявление президентов США и Англии о
поддержке Советского Союза в войне против Германии, создание антигитлеровской
коалиции. Вступление в войну США. Война с Японией на Дальнем Востоке. Ключевые
военные действия на территории СССР (июнь 1941 – осень 1942 г.) Наступление немцев на
Москву. Введение осадного положения в Москве (октябрь 1941 г.) Битва под Москвой –
первая значительная победа Красной армии в Великой Отечественной воне. Планы немцев
по захвату нефтяных районов Кавказа, плодородных областей юга России. Героическая
оборона Севастополя. Военные действия на кавказском направлении. Продвижение немцев
на Волгу, оборонительное сражение за Сталинград. Приказ Верховного
главнокомандующего И.В. Сталина № 227 от 28 июля 1942 г. «Ни шагу назад!» Всё для
фронта, всё для победы!
Всё для фронта, всё для победы! Перестройка экономики страны на военные рельсы.
Эвакуация предприятий из европейской части страны на восток. Разработка и внедрение
новых видов вооружений. Всесоюзная кампания по сбору средств и пожертвований в фонд
обороны. Трудовой героизм народа: 11-часовой рабочий день, отмена отпусков, овладение
смежными профессиями, жизнь во имя Победы. Создание на оккупированных территориях
подполья. Сопротивление в тылу врага: рейды, диверсии, создание партизанского
движения. Заслуги учёных и рабочих в создании новых видов оружия и военной техники:
танков, самоходно-артиллерийских установок, самолётов. Мастера культуры – фронту:
концертные бригады лучших советских артистов, искусство плаката, кинофильмы и т.д.
Коренной перелом в войне (ноябрь 1942 – ноябрь 1943 г.)
Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом – коренной перелом в войне.
Прорыв блокады Ленинграда. Операция немецкого командования под названием
«Цитадель», её провал. Танковое сражение под Прохоровкой. Победа советских войск на
Курской дуге, на Днепре, освобождение Киева. Успехи советских войск на СевероКавказском фронте, в Крыму, продвижение на западном направлении. Встреча
руководителей США, Англии, СССР в Тегеране. Обсуждение открытия второго фронта и
послевоенного устройства Германии. Освобождение территории СССР и Европы от
фашизма Усиление военно-экономической мощи стран антигитлеровской коалиции.
Освобождение территории СССР. Открытие второго фронта. Ялтинская конференция.
Вступление советских войск в Берлин, подписание акта о безоговорочной капитуляции.
Германия 8 мая 1945 г. Война СССР с Японией. Подписание акта о капитуляции Японии.
Раздел IV. Послевоенное развитие СССР. Российская Федерация в конце ХХ – XXI
века. СССР после войны.
Восстановление промышленных предприятий. Карточная система распределения
продовольственных и промышленных товаров. Голод 1946 г., денежная реформа, отмена
карточной системы 1947 г. Обстановка в руководстве страны в послевоенные годы. Смерть
Сталина. Конец эпохи культа личности. Внешняя политика: формирование системы
безопасности страны. Усиление роли Советского Союза в Международных отношениях.
Конфронтация стран бывшей антигитлеровской коалиции, начало «холодной войны».
Объединение стран Восточной Европы в единый социалистический блок. Создание
Североатлантического союза (НАТО) под эгидой США. США и СССР – две ядерные
державы, две противоборствующие системы: социализм и капитализм. Начало научнотехнической революции (на примерах). Строительство первой в мире атомной
электростанции в г. Обнинске. Разработка водородной бомбы. Успехи в ракетостроении.
Выдающиеся советские учёные: И. В. Курчатов, А.Д. Сахаров, С. П. Королёв, А. Н.
5

Туполев, С.В. Ильюшин и др. Пора «оттепели» (середина 1950-х – первая половина 1960-х
гг.) (обзорно) Политическая жизнь: Н. С. Хрущёв, его речь на ХХ съезде КПСС «О культе
личности и его последствиях». Реабилитация жертв репрессий. Попытка развития
демократических принципов, «оттепель». Подъём капитального строительства, освоение
целины. Улучшение условий жизни людей. Борьба за власть в партии, отстранение Н. С.
Хрущёва (1964). Внешняя политика СССР в период «оттепели»: идеи о мирном
сосуществовании стран с различным строем, о разоружении. Усиление влияния СССР на
страны Африки, ближнего востока и социалистического лагеря. Строительство Берлинской
стены. Договор о запрете испытаний ядерного оружия (1963 г.) Запуск первого
искусственного спутника Земли, полёт в космос Юрия Гагарина, выход в космос летчикакосмонавта А. А. Леонова. Всемирный фестиваль молодёжи и студентов (1957 г.) Развитие
киноискусства.
Советский Союз в середине 1960-х – 1980-е гг. Приход к власти Л. И. Брежнева. Курс на
строительство «развитого социализма». Реформы в сельском хозяйстве и промышленности.
Недостатки лёгкой промышленности. Положительные изменения в жизни советских людей.
Культурный досуг, хобби. Появление диссидентов. Внешняя политика: разрядка
международной напряженности. Война во Вьетнаме, Афганистане. Вмешательство во
внутреннюю политику Чехословакии (1968 г.). Переход ко всеобщему среднему
образованию. Успехи советских спортсменов. Олимпийские игры в Москве в 1980 г.
Советское искусство 1960-1980 гг.
Распад СССР (обзорно) Последние генеральные секретари СССР: Ю. В. Андропов, К. У.
Черненко, М. С. Горбачёв. Политика перестройки. Совершенствование системы оплаты
труда. Перевод предприятий на хозрасчёт. Гласность и свобода мнений. Возрастание роли
церкви в жизни общества. Празднование 1000-летия Крещения Руси. Окончание холодной
войны. Бархатные революции в странах Варшавского договора. Отмена 6-й статьи
Конституции (об однопартийной системе). Выборы Президента РСФСР. Государственный
переворот (ГКЧП). Совещание в Беловежской Пуще. Распад СССР. Создание СНГ. Первые
годы существования Российской Федерации. Разгон демонстрации у Дома Советов (1993 г.)
Увеличение внешнего долга страны. Чеченский кризис. Отставка Б. Н. Ельцина. Россия в
начале ХХI века Приход к власти В. В. Путина. Территориальная реформа. Экономические
и социальные реформы 2000-х гг. Д. А. Медведев – новый президент РФ. Политика
развития современных технологий. Борьба с международным терроризмом. Присоединение
Крыма (2014 г.). Культурная жизнь страны. Успехи российских спортсменов на
Олимпийских играх и других международных соревнованиях. Экономическое, культурное,
духовное возрождение России.

6

3.
№

Тематическое планирование 9 класс
Тема урока

Дата
план

1

Великая российская революция: февраль

2

Великая российская революция: февраль

3

Великая российская революция: февраль

4

Великая российская революция: октябрь

5

Великая российская революция: октябрь

6

Великая российская революция: октябрь

7

Великая российская революция: октябрь

8

Великая российская революция: октябрь

9

Установление советской власти

10

Установление советской власти

11

Установление советской власти

12

Гражданская война 1918-1920 годов

13

Гражданская война 1918-1920 годов

14

Гражданская война 1918-1920 годов

15

Гражданская война 1918-1920 годов

16

Гражданская война 1918-1920 годов

17

Гражданская война 1918-1920 годов

18

Гражданская война 1918-1920 годов

19

Советская Россия в первой половине 1920-х годов.

20

Советская Россия в первой половине 1920-х годов.

21

Советская Россия в первой половине 1920-х годов.
7

1
неделя
1
неделя
2
неделя
2
неделя
3
неделя
3
неделя
4
неделя
4
неделя
5
неделя
5
неделя
6
неделя
6
неделя
7
неделя
7
неделя
8
неделя
8
неделя
9
неделя
9
неделя
10
неделя
10
неделя
11

факт

Примеча
ние

неделя
22

Новая экономическая политика (НЭП).

23

Новая экономическая политика (НЭП).

24

Новая экономическая политика (НЭП).

25

Образование Союза Советских Социалистических
Республик (СССР)

26

Образование Союза Советских Социалистических
Республик (СССР)

27

Образование Союза Советских Социалистических
Республик (СССР)

28

Индустриализация СССР.

29

Индустриализация СССР.

30

Индустриализация СССР.

31

Индустриализация СССР.

32

СССР накануне Второй мировой войны

33

СССР накануне Второй мировой войны

34

СССР накануне Второй мировой войны

35

СССР накануне Второй мировой войны

36

СССР накануне Второй мировой войны

37

Накануне Великой Отечественной войны

38

Накануне Великой Отечественной войны

39

41

Начало Великой Отечественной войны (июнь 1941-осень
1942 года)
Начало Великой Отечественной войны (июнь 1941-осень
1942 года)
Всё для фронта, всё для победы!

42

Всё для фронта, всё для победы!

43

Всё для фронта, всё для победы!

40

11
неделя
12
неделя
12
неделя
13
неделя
13
неделя
14
неделя
14
неделя
15
неделя
15
неделя
16
неделя
16
неделя
17
неделя
17
неделя
18
неделя
18
неделя
19
неделя
19
неделя
20
неделя
20
неделя
21
неделя
21
неделя
22
неделя

8

44

Коренной перелом в ходе войны (осень 1942-1943 год)

45

Коренной перелом в ходе войны (осень 1942-1943 год)

46

Коренной перелом в ходе войны (осень 1942-1943 год)

47

51

Освобождение СССР и Европы от фашизма (1944сентябрь 1945 года)
Освобождение СССР и Европы от фашизма (1944сентябрь 1945 года)
Освобождение СССР и Европы от фашизма (1944сентябрь 1945 года)
Освобождение СССР и Европы от фашизма (1944сентябрь 1945 года)
СССР после войны.

52

СССР после войны.

53

СССР после войны.

54

60

Пора «оттепели» (середина 1950-х – первая половина
1960-х годов)
Пора «оттепели» (середина 1950-х – первая половина
1960-х годов)
Пора «оттепели» (середина 1950-х – первая половина
1960-х годов)
Советский Союз в середине 1960-х – 1980-е годы: от
стабильности к кризису.
Советский Союз в середине 1960-х – 1980-е годы: от
стабильности к кризису.
Советский Союз в середине 1960-х – 1980-е годы: от
стабильности к кризису.
Распад СССР. Россия в 1990-е годы.

61

Распад СССР. Россия в 1990-е годы.

62

Распад СССР. Россия в 1990-е годы.

63

Распад СССР. Россия в 1990-е годы.

64

Распад СССР. Россия в 1990-е годы.

65

Россия в начале XXI века.

66

Россия в начале XXI века.

48
49
50

55
56
57
58
59

9

22
неделя
23
неделя
23
неделя
24
неделя
24
неделя
25
неделя
25
неделя
26
неделя
26
неделя
27
неделя
27
неделя
28
неделя
28
неделя
29
неделя
29
неделя
30
неделя
30
неделя
31
неделя
31
неделя
32
неделя
32
неделя
33
неделя
33
неделя

67

Россия в начале XXI века.

68

Россия в начале XXI века.
Итого за год

34
неделя
34
неделя
68 часов

к.р. _2__

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».