Рабочая программа по истории отечества для обучающихся с умственной отсталостью 8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с нарушениями интеллектуального развития
ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА
8 КЛАСС
ФГОС ООО
НА 2021 - 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ Истории Отечества
КЛАСС

8

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю

2 ; всего за год 68

УЧИТЕЛЬ (ФИО) Котова Татьяна Андреевна
КАТЕГОРИЯ высшая
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида «История»
(авторы – А.К.Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская), опубликованной в сборнике
«Программы СКОУ VIII вида. 5-9 классы» под ред. И.М. Бгажноковой. М.,Просвещение,
2014 г.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК (название, авторы, выходные данные)
История Отечества. 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида. Авторы: Бгажнокова И.М. , Л.В. Смирнова, М. Просвещение 2019 г.

с. Южаково
2021

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)
Цели обучения по данной программе:
- формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), способных к определению своих ценностных приоритетов на основе
осмысления исторического опыта своей страны;
- развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности;
- развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических функций.
Достижение этих целей будет способствовать социализации учащихся с интеллектуальным
недоразвитием.
Основные задачи:
- овладение учащимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной
истории;
- формирование у учащихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные
исторические эпохи;
- формирование представлений о развитии российской культуры, её выдающихся
достижениях, памятниках;
- формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и
настоящего;
- усвоение учащимися терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания хода
развития истории;
- формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству
познания мира и самопознания;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления
сущности современных общественных явлений, в
общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и
многоконфессиональном обществе;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;
- воспитание гражданственности и толерантности;
- коррекция и развитие познавательных психических процессов
Личностные результаты:
 объяснять значения слов и понятий;
 по датам определять век;
 составлять план для ответов, опираться на словарь, выделять смысловые понятия по
темам разделов;
 составлять план для ответов с включением опорных слов и понятий;
 самостоятельно работать с картой;
 объяснять смысл прочитанного.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
 объяснять значение слов и ключевых понятий по каждой теме;
 устанавливать причинно-следственные связи в важных общественных явлений по
вопросам учителя: отмена крепостного права; изменение деятельности судов; доступ
простых людей (наряду с богатым сословием) к участию в работе земских (волостных)
собраний, городской думы и др.;
 читать короткие отрывки из произведений писателей, поэтов второй половины XIX в.;
 объяснять смысл прочитанного и др.;
 описывать содержание картин, иллюстрирующих быт, нравы, внешний облик персонажей
из указанного периода истории (В.В. Верещагин, В.Г. Перов, И.Н. Крамской, Н.Н. Ге и др.)
Достаточный уровень:
2

• устанавливать причины:
- борьбы за престол между Софьей и Петром I; - возникновения волнений и бунта
стрельцов; - поездки Петра I и представителей дворянства на учебу за границу;
- введения новшеств Петра I в жизнь российского общества; - создания новой столицы
России; - деятельности Петра I по просвещению народа; - создания «Наказа» Екатерины II;
- благополучия общества и международного признания России в период правления
Екатерины Великой;
 анализировать и сравнивать деятельность Петра I и Екатерины II на благо Российского
государства;
 описывать:
- личностные характеристики и деловые качества исторических персонажей: Петра I,
Софьи, Екатерины II;
- быт и нравы в обществе, принятые в период правления Петра I, Анны Иоанновны,
Екатерины II;
- прогрессивные действия, направленные на укрепление государства, развитие образования,
культуры;
 знать следующие хронологические сведения:
- период правления Петра I (1682 – 1725);
- основание Петербурга (1703); - период царствования Екатерины II (1762 – 1796);
 понимать значение отмены в России крепостного права;
 уметь ответить на вопросы: - об основных положительных явлениях периода правления
Александра II: - о праве крестьян открыто разрешать свои дела на сельском сходе; - о
введении судов «скорых, правых, милостивых, равных для всех»; - об устранении
сословных различий при выборе членов земских собраний, городской думы; - об
обустройстве железных дорог, их увеличении в европейской части России; - об основных
положительных явлениях периода правления Александра III: финансовом и экономическом
укреплении России; - о поиске надёжных союзников (Франция) против союза Германии,
Австрии, Италии; - об укреплении армии и флота;
 знать имена (3—5) представителей науки, культуры;
 объяснять причины снижения уровня развития экономики, неравномерности её развития
по следующим ключевым явлениям истории начала ХХ в.: - привлечение иностранного
капитала для разработки прибыльных отраслей – нефтяной, угольной, железодобывающей
и др.; - частые внешние займы, высокий процент платежей по долгам; - война с Японией за
право присутствия России на Дальнем Востоке; - аграрные беспорядки, требования
увеличить земельные наделы, погромы помещичьих хозяйств; - усиление общественного
влияния со стороны революционных партий и движений, итоги революции 1905-1907 гг.; Первая мировая война; - Великая Российская революция: февраль;
 связно описывать сюжетные картины и фотографии, иллюстрирующие эпизоды Русскояпонской войны, выступления пролетариата против самодержавия, портреты Николая II,
членов его семьи и др.;
 знать имена (фамилии) ключевых исторических персонажей периода Новой истории
(Николай II, Николай Александрович Романов, Александра Фёдоровна (императрица), их
дети: Ольга, Анастасия, Татьяна, Мария, цесаревич Алексей). Предметные результаты
обучения включают освоенные обучающимися знания и умения, готовность к их
практическому применению.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами:
достаточный и минимальный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным
для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с
интеллектуальными нарушениями. В каждом классе есть обучающиеся, которым в связи с
психофизическими особенностями и фрагментарным усвоением программного материала
рекомендовано понизить уровень учебных требований до минимального.
3

2. Содержание учебного предмета «История Отечества» 8 класс
Раздел I. Российское государство в конце XVII – начале XVIII века.
Наше Отечество – Россия в XVII (17) в. Российское общество в XVII (17) в.
Территория Российского государства к концу XVII в. Территориальное деление страны.
Занятия народов Сибири и Дальнего Востока. Развитие промышленности. Появление
первых мануфактур. Сословия. Слияние бояр и дворян. Служилые люди (стрельцы,
пушкари, служилые казаки). Купцы, посадские люди, ремесленники. Крестьяне,
закрепощение крестьян. Другие сословия: священники, монахи, вольные люди. О
тношения России с другими странами. Восстания запорожских казаков. Богдан
Хмельницкий. Война с Польшей. Возвращение Смоленска и части Украины. Восстание
Степана Разина. Детство и юность Петра I. Дата рождения Петра I, его семейное
окружение, детские занятия, первый учитель — Н. Зотов. «Потешные» войска в селе
Преображенском как стимул к военным занятиям и образованию юного Петра. Ботик.
Правление Софьи. Смерть Алексея Михайловича, недолгое правление Фёдора. Помощь
стрельцов в воцарении Софьи. Регентство Софьи. Походы В. Голицына против турецкого
султана. Воцарение Петра I. Подавление бунта стрельцов, борьба с Софьей за власть.
Строительство флота, неудачный поход в Крым. Взятие Азова. Великое посольство, учеба
Петра за границей. Опальные грамоты Софьи стрельцам, расправа Петра с бунтовщиками.
Военные походы Петра I: завоевание северных и южных территорий. Строительство
Петербурга. Реформа государственного управления, создание Сената и коллегий.
Деятельность Петра I по просвещению народа: открытие «цифирных школ», навигацких,
инженерных, горных школ, медицинских училищ, Морской академии. Первая русская
газета «Ведомости», «комедиальный» театр, опера и др. Титулование Петра Великим,
отцом Отечества; введение Сенатом и Синодом звания императора для русских царей.
Кончина Петра I, роль личности и дел Петра Великого для последующей истории России.
Раздел II. Российская империя после Петра I (обзорно).
Эпоха дворцовых кризисов после смерти Петра I: Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна
(общие представления). Поддержка Анной Иоанновной науки, просвещения, открытие
Московского университета. Труды М. В. Ломоносова. Экспедиция В. Беринга к Аляске.
Усиление немецкого влияния при дворе Анны Иоанновны: «Доимочный» приказ, Тайная
канцелярия. Обнищание крестьян на фоне роскоши царского двора: охота, наряды,
шутовские свадьбы и др. Царствование Елизаветы Петровны — возврат к русским
традициям и гуманности в правлении: отсутствие смертной казни и пыток, отстранение
иноземцев от государственного управления, учреждение в столицах и крупных городах
общеобразовательных и специальных учреждений, облегчение воинской повинности.
Следование заветам Петра Великого, его учеников и последователей в Сенате: графа
БестужеваРюмина, графов Шуваловых, Воронцовых и др. Россия в эпоху Екатерины
Великой. История прихода к власти Екатерины II. Личность Екатерины: разностороннее
образование, доброжелательность, внимание к людям, трудолюбие, любовь к порядку,
уважение русской культуры. Достижения в государственном правлении Екатерины II:
создание новых законов о вреде жестоких наказаний и пыток, о «рукоделии» (ремеслах), о
необходимости справедливого распределения государственных повинностей между
подданными, уничтожение Тайной канцелярии, прощение и возврат на земли беглых
людей, привлечение на свободные земли иноземных переселенцев для пользы России,
ограничение монастырей и церквей в землях и доходах в пользу учебных и богоугодных
заведений. Развитие промышленности, торговли, ремесел, высших училищ, народных
училищ, расцвет городов (Одесса, Николаев, Екатеринославль, Рыбинск и др.) (обзорно).
Внешняя политика 34-летнего правления Екатерины II: превращение южных степей в
Новороссию, присоединение Крымского ханства, победа армии А. В. Суворова под
Фокшанами и Рымником, взятие Измаила, договор с Турцией в Яссах (1791), утверждение
международного авторитета России в качестве первой военной державы в Европе (обзорно)
Смерть Екатерины Великой, приход к власти Павла I. Знакомство с развитием науки и
4

образования на примерах деятельности М. В. Ломоносова, Е. Р. Дашковой, И. И.
Ползунова, И. П. Кулибина и др. (выборочно). Изучение культуры России на примерах
облика россиян, уклада их жизни, развития живописи, литературы, архитектуры по
произведениям В. Л. Боровиковского, Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, А. Н. Радищева, Д.
И. Фонвизина, И. А. Крылова, Н. М. Карамзина, В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, Д.
Кваренги (выборочно). Архитектурные облики городов России: Москва, Санкт-Петербург,
Ярославль, Новгород, Киев и др. (выборочно). Развитие театра и театрального искусства.
Свод правил нравственного поведения «Юности честное зерцало» (обзорно, на примерах).
Раздел III. Российская империя в первой половине XIX в.
Государственное и политическое развитие России в первой четверти XIX в. Правление
Павла I (1796—1801): военные реформы, ограничение привилегий дворянства, подготовка к
войне с прежними союзниками. Геополитическое положение России: изменение
территории; национальный состав населения и национальные отношения. Россия и страны
Европы. Убийство Павла I. Правление Александра I (1801—1825). Личность
«благословленного» царя. Реформы государственного управления, учреждение
министерств. Указ царя «О вольных хлебопашцах». Освобождение крестьян с землей за
выкуп. Обострение внешнеполитической обстановки. Франция и Россия в период
правления Наполеона. Недовольство политикой Александра I внутри России.
Отечественная война 1812 г. Личность Наполеона Бонапарта, его планы по отношению к
России. Покорение французской армией стран Западной Европы. Состояние французской и
русской армий накануне войны. Вторжение армии Наполеона в Россию. Пожар Москвы,
Бородинская битва. Личность М. И. Кутузова. Герои Отечественной войны 1812 г.
Народное и партизанское движения в победе над французами. Походы русской армии,
освобождение стран Западной Европы от армии Наполеона. Тяжелое положение России
после войны: стихийные крестьянские волнения, усиление внутренней реакции,
аракчеевщина. Зарождение в России революционных идей, их содержание. Возникновение
тайных дворянских обществ. Восстание декабристов на Сенатской площади в СанктПетербурге. Исторические уроки движения декабристов. Император Николай I. Разгром
движения декабристов. Царствование Николая I как время жестокого подавления
свободомыслия, демократии. Введение цензурного устава. Законодательная основа
российского общества, усложнение бюрократической системы как опоры самодержавия.
Обострение крестьянских проблем: кризис в сельском хозяйстве, упадок помещичьих
хозяйств. Начало промышленного переворота в России: переход от мануфактуры к
фабрике, замена ручного труда машинным. Строительство первой железной дороги между
Петербургом и Царским Селом. Денежная реформа. Промышленность России. Внешняя
политика России: присоединение части Армении, война с Турцией за влияние на Черном
море, на Балканах и Кавказе. Военные действия России на Кавказе. Борьба России за
закрытие для Турции входа в Черное море. Крымская война (1853—1856), разгром
турецкого флота в Синопской бухте русской эскадрой под командованием адмирала П. С.
Нахимова. Причины объединения Англии, Франции, Италии против России. Герои и
защитники Севастополя. Причины поражения России: кризис самодержавия, гнет
крепостного строя, промышленная отсталость в сравнении с Европой.
Раздел IV. Россия в конце XIX – начале XX века.
Царь-освободитель Александр II
Правление императора Александра II (1855—1881). Отмена крепостного права. Земская
реформа, собрания гласных (депутатов), земские управы. Городская реформа: утверждение
«городового положения», утверждение Городской думы (распорядительный орган).
Судебная реформа: введение адвокатуры, мирового суда, отмена телесных наказаний.
Военные реформы: введение всеобщей воинской повинности вместо рекрутского набора.
Обострение общественно-политической обстановки: крестьянские, студенческие волнения,
терроризм (покушение на царя), репрессивные меры со стороны власти. Внешняя политика:
преодоление последствий Крымской войны. Укрепление России на Черном море. Политика
России в Средней Азии. Окончательное присоединение Кавказа к России. Русско-турецкая
5

война (1877—1878). Ухудшение отношений с Германией. Русская колонизация Дальнего
Востока. Царь Александр III Миротворец. Приход к власти императора Александра III. Суд
над народовольцами. Издание манифеста «О незыблемости самодержавия». Политика
самодержавия: русификация окраин, распространение православия, ограничение
демократических введений в губернском, городском управлении, компетенции судов.
Введение цензуры на печатные издания. Экономическая политика Александра III:
ускорение хозяйственного развития страны, поддержка и укрепление позиций дворянства,
перевод всех крестьян на выкупные платежи, развитие налоговой системы, банков, рост
торгово-промышленной буржуазии. Отток крестьянства в город на заработки. Развитие
промышленного строительства, транспортного сообщения, торговли, внешнего рынка.
Последний Российский император – Николай II. Личность царя Николая II. Политика
Николая II и его окружения. Высшие и центральные органы управления страной при
Николае II: Государственный совет, Совет министров, Особые совещания, Сенат,
Святейший Синод, Министерство внутренних дел, Министерство финансов, царская
администрация на местах (гражданские и военные губернаторы, градоначальники,
судебный персонал, предводители дворянства). Избирательный закон, роль выборщиков.
Учреждение Государственной думы. Социально-экономическое развитие России на рубеже
XIX—XX вв., промышленный подъем: развитие металлургии, железнодорожного
машиностроения, строительство железных дорог. Неравномерное развитие отдельных
промышленных районов. Финансовые проблемы России: внешние долги, привлечение
иностранного капитала к освоению природных ресурсов России. Аграрная реформа П. А.
Столыпина. Сельскохозяйственное производство России, его особенности и удельный вес в
мировом экспорте. Влияние мирового экономического кризиса 1900 г. на экономику
России. Кризис промышленности 1900—1903 гг., безысходное положение российской
деревни, упадок центральной власти. Обострение социальной и политической обстановки в
стране в начале XX в. Формирование политических партий. Личность В. И. Ульянова
(Ленина), его идеи о переустройстве жизни общества. Первая русская революция 1905—
1907 гг. Расстрел рабочих 9 января 1905 г. Восстание на броненосце «Потемкин».
Октябрьская всероссийская политическая стачка, ее значение. Манифест 17 октября.
Историческое значение первой русской революции. III Государственная дума, ее
деятельность. Приоритеты внешней политики Российской империи: Балканский регион,
Черное море, Дальний Восток. Русско-японская война (1904—1905). Поражение под ПортАртуром. Цусимское сражение. Содействие России в создании союза Балканских
государств. Участие России в Первой мировой войне. Перегруппировка сил германской
армии в начале 1915 г., потеря русской армией своих завоеваний.

6

3. Тематическое планирование 8 класс
№

Тема урока

Дата
план

1

Наше Отечество – Россия в XVII веке. Российское
общество в XVII веке.

2

Наше Отечество – Россия в XVII веке. Российское
общество в XVII веке.

3

Отношения России с другими странами.

4

Отношения России с другими странами.

5

Детство и Юность Петра I.

6

Детство и Юность Петра I.

7

Правление Софьи.

8

Воцарение Петра I.

9

Воцарение Петра I.

10

Великое посольство.

11

Бунт стрельцов.

12

Северная война. Основание Санкт-Петербурга.

13

Северная война. Основание Санкт-Петербурга.

14

Северная война. Основание Санкт-Петербурга.

15

Разгром шведов под Полтавой.

16

Разгром шведов под Полтавой.

17

Заслуги Петра Великого в истории России.

18

Заслуги Петра Великого в истории России.

19

Заслуги Петра Великого в истории России.

20

Екатерина I и Пётр II.

7

1
неделя
1
неделя
2
неделя
2
неделя
3
неделя
3
неделя
4
неделя
4
неделя
5
неделя
5
неделя
6
неделя
6
неделя
7
неделя
7
неделя
8
неделя
8
неделя
9
неделя
9
неделя
10
неделя
10
неделя

факт

Примеча
ние

21

Екатерина I и Пётр II.

22

Анна Иоанновна и Иван VI.

23

Анна Иоанновна и Иван VI.

24

Царствование Елизаветы Петровны и Петра III.

25

Царствование Елизаветы Петровны и Петра III.

26

Царствование Елизаветы Петровны и Петра III.

27

Россия в эпоху Екатерины Великой.

28

Россия в эпоху Екатерины Великой.

29

Россия в эпоху Екатерины Великой.

30

Россия в эпоху Екатерины Великой.

31

Россия в эпоху Екатерины Великой.

32

Россия в эпоху Екатерины Великой.

33

Отношения России со странами Европы в конце XVIIIXIX века.

34

Отношения России со странами Европы в конце XVIIIXIX века.

35

Павел I и его внутренняя политика.

36

Павел I и его внутренняя политика.

37

Участие России в антифранцузских коалициях.

38

Итальянский и швейцарский походы А.В.Суворова.

39

Император Александр I и его реформы.

40

Вторжение Наполеона в Россию.

41

Вторжение Наполеона в Россию.

42

Отечественная война 1812 года.

11
неделя
11
неделя
12
неделя
12
неделя
13
неделя
13
неделя
14
неделя
14
неделя
15
неделя
15
неделя
16
неделя
16
неделя
17
неделя
17
неделя
18
неделя
18
неделя
19
неделя
19
неделя
20
неделя
20
неделя
21
неделя
21
неделя

8

43

Отечественная война 1812 года.

44

Отечественная война 1812 года.

45

Отечественная война 1812 года.

46

Заграничные походы русской армии.

47

Россия после войны с Наполеоном.

48

Император Николай I.

49

Восстание декабристов и реформы Николая I.

50

Войны России на Кавказе.

51
52

Отношения России с другими странами в период
правления Николая I.
Крымская война. Оборона Севастополя.

53

Крымская война. Оборона Севастополя.

54

Крымская война. Оборона Севастополя.

55

Царь-освободитель Александр II.

56

Отмена крепостного права и реформы Александра II.

57

Отмена крепостного права и реформы Александра II.

58

Международные отношения России. Россия и Средняя
Азия. Русско-турецкая война 1877-1878гг.
Международные отношения России. Россия и Средняя
Азия. Русско-турецкая война 1877-1878гг.
Революционные организации в России конца XIX века.

59
60

63

Царь Александр III. Укрепление самодержавия.
Отношения России с европейскими странами.
Царь Александр III. Укрепление самодержавия.
Отношения России с европейскими странами.
Последний российский император – Николай II.

64

Русско-японская война.

65

Революционные выступления 1905-1907 гг.

61
62

9

22
неделя
22
неделя
23
неделя
23
неделя
24
неделя
24
неделя
25
неделя
25
неделя
26
неделя
26
неделя
27
неделя
27
неделя
28
неделя
28
неделя
29
неделя
29
неделя
30
неделя
30
неделя
31
неделя
31
неделя
32
неделя
32
неделя
33
неделя

66

Первая мировая война.

67

Февральская революция 1917 года. Отречение Николая II
от престола.
Февральская революция 1917 года. Отречение Николая II
от престола.
Итого за год
к.р. _2__

68

10

33
неделя
34
неделя
34
неделя
68 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».