Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ(ОВЗ ЗПР) 8 КЛАСС ФГОС ООО НА 2021 - 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ: Технология КЛАСС: 8 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю -1; всего за год - 34 УЧИТЕЛЬ: Южакова Лариса Владимировна КАТЕГОРИЯ: 1 СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ: Технология, Н.В. Синица, П.С. Самородский, М: Вентана-Граф, 2016 ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК: Технология 8 класс, Н.В. Матяш, А.А. Электов, В.Д. Симоненко, М: вентана-Граф, 2014 с. Южаково 2021 Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных,метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе: - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности; - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и позна-нию; овладение элементами организации умственного и физического труда; - самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации; - развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей; - осознанный выбор и по строение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду; -становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива; - проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности; - самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства; - формирование основ экологи ческой куль туры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; - развитие эстетического сознания через освоение художе ственного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; -формирование индивидуально-личностных позиций учащихся. -становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, осознание необходимости общественно полезного труда; -планирование образовательной и профессиональной карьеры; -диагностика результатов познавательно – трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; Метапредметными результатами изучения курса «Технология» является формирование универсальных учебных действий (УУД): познавательных, регулятивных, коммуникативных. Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе: - самостоятельное определение цели своего обучения, по становка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности; алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; 2 - определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; - комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; - поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы; - выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; - самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов; - виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; -осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию техникотехнологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; - формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных; - организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельно-сти с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива; - оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах; - соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства; - оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам; - формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. -алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; -использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость; -согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе: - осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры 3 и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда; - практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явле ний, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований; - уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения; - развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда; - овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации; - формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов; - овладение алгоритмами и методами решения организационных и техникотехнологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; - планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов; - овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ; - выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены; - выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; - контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления; - документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости 4 продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг; - оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда; согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности; - формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования; - выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности; - стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ; - овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы вы-полненного объекта или результата труда; - рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда; - умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ; - рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды; - участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт; - практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; - установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями; - сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом; - адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги; в физиолого-психологической сфере: 5 - развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций; - соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований; - сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности. 6 Содержание предмета В содержании данного курса сквозной линией проходит экологическое воспитание и эстетическое развитие учащихся при оформлении различных изделий. При изучении всего курса у учащихся формируются устойчивые безопасные приемы труда. При изучении темы «Бюджет семьи» школьники учатся применять экономические знания на практике при ведении домашнего хозяйства. При изучении темы «Электротехника» учащиеся знакомятся с техническими возможностями современной бытовой техники, правилами ее подключения и грамотного использования. Тема «Современное производство и профессиональное самоопределение » знакомит учащихся с миром профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованностью на рынке труда. При изучении темы «Технологии домашнего хозяйства» учащиеся знакомятся с приёмами ремонта оконных и дверныхблоков. «Технология сельскохозяйственного производства» знакомит учащихся с технологией выращивания плодовых растений своего региона. Правилами сбора и хранения плодов и ягод. Способами размножения плодовых растений. Все это позволяет реализовать современные взгляды на предназначение, структуру и содержание технологического образования. Тематическое планирование 1. Технология сельскохозяйственного производства – 4 часа 2. Творческие проектные работы – 1 час 3. Бюджет семьи- 4 часа 4.Технологии домашнего хозяйства-2часа 5. Электротехника – 11 часов. 6. Современное производство и профессиональное самоопределение – 8 часов 7. Технология сельскохозяйственного производства (весна) – 4 часа 7 Календарно-тематическое планирование № п\п Тема раздела Кол-во часов 1 Введение 1 2 «Семейная экономика» 6 3 4 5 «Технологи и домашнего хозяйства». «Электротех ника» 3 5 «Современн 4 ч ое производст во и профессиональное самоопреде Неделя Тема урока Введение. Правила поведения и безопасной работы в мастерской. Семейная экономика. Бюджет семьи. Доходы и расходы. Планирование расходов семьи Потребности. Технология совершения покупок. Правила покупки товара. Учёт потребления продукции. Технология ведения бизнеса Технологии домашнего хозяйства. Экология жилища. Водоснабжение и канализация в доме. Современные тенденции развития бытовой техники. Электротехника. Бытовые электроприборы Современные ручные электроинструменты. Электромонтажные и сборочные технологии. Правила безопасности при электротехнических работах. Электротехнические устройства с элементами автоматики. Современное производство и профессиональное самоопределение Сферы производства и разделение труда. 8 План 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Факт Примечание ление» 6 Технологии 15 творческой и опытническ ой деятельност и Профессиональное образование и профессиональная карьера. Профессиональная пригодность. Профессиональная проба. «Исследовательская и созидательная деятельность» Этапы выполнения творческого проекта Проектирование как сфера профессиональной деятельности. Экономическая, эргономическая и экологическая оценка будущего изделия. Подготовка к работе. Конструирование. Разработка технологической документации Технологический этап выполнения проекта. Изготовление объекта проектирования. Изготовление объекта проектирования Декорирование изделия 18 Окончательная отделка изделия Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации 29 Испытания проектных изделий. Расчёт затрат на изготовление проектного изделия. Экспертная оценка и самооценка. Разработка электронной презентации. Защита творческого проекта. 31 9 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 30 32 33 34 Итого 10 34 часа