Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ для обучающихся с задержкой психического развития 9 КЛАСС ФГОС ООО НА УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ 2021 - 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД геометрия КЛАСС 9 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю - 2; всего за год - 68 УЧИТЕЛЬ Деева Марина Валерьевна КАТЕГОРИЯ первая СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы) Программа. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. Геометрия. Сборник рабочих программ. 7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразов. организаций/ [сост. Т.А. Бурмистрова]. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2014. ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК (название, авторы, выходные данные) Геометрия 7 – 9 классы: учебник для общеобразовательных организаций (Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и другие). Москва: Просвещение, 2019г. с. Южаково 2021 г. 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ГЕОМЕТРИЯ Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности. Метапредметные: умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы; умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения; осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТкомпетентности); формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов; умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; 2 умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их умение применять проверки;индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; умеие планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера. Предметные: овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (геометрическая фигура, величина) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления; умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений; овладение навыками устных письменных, инструментальных вычислений; овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений; усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач; умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур; умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера. НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ Выпускник научится: 1. распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры; 2. распознавать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса; 3. определять по линейным размерам развертки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот; 4. вычислять объем прямоугольного параллелепипеда; ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ Выпускник научится: 1. пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения; 2. распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации; 3. находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 0 до 180 0, применяя определения, свойства и 3 4. 5. 6. 7. признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворота, параллельный перенос); оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов; решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств; решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки; решать простейшие планиметрические задачи в пространстве. ИЗМЕРЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН Выпускник научится: 1. использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла; 2. вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур; 3. вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов; 4. вычислять длину окружности, длину дуги окружности; 5. решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур; 6. решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства); КООРДИНАТЫ Выпускник научится: 1. вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка; 2. использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей; ВЕКТОРЫ Выпускник научится: 1. оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число; 2. находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости сочетательный, переместительный и распределительный законы; 3. вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых. 4 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1. Вводное повторение (3 ч.) 2. Векторы (10 ч.) Понятие вектора. Равенство векторов. Откладывание вектора от данной точки. Действия над векторами. Применение векторов к решению задач. 3. Метод координат (11 ч.) Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач. 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов(13 ч.) Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах. 5. Длина окружности и площадь круга (12 ч.) Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга. 6. Движения (6 ч.) Отображения плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения. 7. Начальные сведения из стереометрии (5 ч.) Предмет стереометрии. Многогранник. Призма. Параллелепипед. Объем тела. Пирамида. Цилиндр. Конус. Сфера и шар. Беседа об аксиомах планиметрии. Некоторые сведения о развитии геометрии. 8. Повторение и систематизация учебного материала (8 ч.) Решение задач из открытого банка ОГЭ. Формы и виды деятельности: Индивидуальная работа (работа по карточкам, работа у доски, работа с учебниками) Фронтальная работа ( беседа, обсуждение, сравнение) Групповая форма работы ( парная, дифференцированно - групповая, индивидуальногрупповая) 5 3. Тематическое планирование ( по 2 часа в неделю, всего 68 часов) № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Всего Тема Вводное повторение Векторы Метод координат Соотношение между сторонами и углами треугольника Длина окружности и площадь круга Движения Начальные сведения из стереометрии. Повторение Кол-во часов 3 10 11 13 Кол-во к.р. 1 1 1 1 12 6 5 8 68 1 1 1 7 Календарно- тематическое планирование № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Тема урока Повторение (3 ч.) Повторение. Четырехугольники и площади многоугольников. Повторение. Подобные треугольники. Окружность. Контрольная работа № 1«Входная». Векторы (10 ч.) Понятие вектора. Равенство векторов. Откладывание вектора от данной точки. Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило треугольника. Правило параллелограмма. Сумма нескольких векторов Вычитание векторов. Произведение вектора на число Применение векторов к решению задач. Средняя линия трапеции Решение задач. Контрольная работа №2 «Векторы» Метод координат (11 ч.) Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам Координаты вектора Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. Простейшие задачи в координатах. Дата план факт Примечание 1 нед 2 нед 3 нед 4 нед 5 нед 6 нед 7 нед 8 нед 9 нед 6 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. Уравнение линии на плоскости Уравнение окружности 10 нед Уравнение прямой Уравнение прямой 11 нед Решение задач Решение задач 12 нед Контрольная работа №3 «Метод координат» Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. (13 ч.) Синус, косинус, тангенс. 13 нед Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения Формулы для вычисления координат точки. 14 нед Теорема о площади треугольника. Теорема синусов. 15 нед Теорема косинусов. Решение треугольников. 16 нед Угол между векторами. Скалярное произведение векторов Скалярное произведение векторов 17 нед Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения векторов Решение задач 18 нед Решение задач Контрольная работа №4 «Соотношения между 19 нед сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» Длина окружности. Площадь круга. (12 ч.) Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника Окружность, вписанная в правильный многоугольник 20 нед Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности Построение правильных многоугольников. 21 нед Длина окружности. Площадь круга. Площадь кругового сектора. 22 нед Решение задач по теме «Площадь круга» Решение задач по теме «Площадь круга» 23 нед Решение задач по теме «Окружность, вписанная в правильный многоугольник» Решение задач по теме «Окружность, описанная 24 нед около правильного многоугольника». Решение задач по теме «Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности» Контрольная работа №5 "Длина окружности и 25 нед площадь круга" Движения. (6 ч.) Отображение плоскости на себя. Понятие движения. 26 нед Решение задач 7 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. Параллельный перенос 27 нед Поворот Контрольная работа №6 "Движения" 28 нед Начальные сведения из стереометрии. (5 ч.) Предмет стереометрии. Многогранник. Призма. Параллелепипед. Объем тела. Свойства 29 нед прямоугольного параллелепипеда. Пирамида. Цилиндр. Конус. Сфера и шар Решение задач 30 нед Об аксиомах планиметрии. Некоторые сведения о развитии геометрии Повторение и систематизация учебного материала (8 ч.) Решение задач по теме «Векторы. Скалярное 31 нед произведение векторов» Решение задач по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника» Решение задач по теме «Длина окружности и 32 нед площадь круга» Контрольная работа №7 «Итоговая» Решение задач из открытого банка ОГЭ 33 нед Решение задач из открытого банка ОГЭ Резерв 34 нед Резерв Итого за год 7 к. р. 68 ч. 8