Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ЗПР по родному языку (русскому) 8 класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ (РУССКОМУ) (ОВЗ ЗПР)
8 КЛАСС
ФГОС ООО
НА 2021 - 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ родной язык (русский)
КЛАСС 8
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ в неделю 0,5 ч. всего за год 17 ч.
УЧИТЕЛЬ (ФИО) Морозова Надежда Николаевна
КАТЕГОРИЯ первая
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)

Программа по русскому языку к учебнику для 8 класса
общеобразовательной школы авторов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л.
А. Тростенцовой и др. (М., «Просвещение», 2012 г.)
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК (название, авторы, выходные данные)

Русский родной язык. ФГОС. 8 класс Авторы Александрова О.М.,
Загоровская О.В., Богданов С.И. и др.: Учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М., «Просвещение», 2019 (115 стр.)
с. Южаково
2021

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)

Предметные результаты освоения программы:
Ученик научится:
1) взаимодействовать с окружающими людьми в ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и
творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использовать коммуникативно-эстетические возможности родного языка;
4) проводить различные виды анализа слова (фонетического, морфемного,
словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического
анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
5) использовать в речевой практике при создании устных и письменных
высказываний стилистические ресурсы лексики и фразеологии родного языка,
основные нормы родного языка (орфоэпические, лексические, грамматические,
орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета и стремиться к
речевому самосовершенствованию;
6) осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении как
средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества, многоаспектного диалога;
7) воспринимать родную литературу как одну из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
8) осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе
изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и
мировой культуры.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
1.
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся научится:

анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;

идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей;

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;

обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач.
Обучающийся научится:

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения учебных и познавательных задач;

выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства и
ресурсы для решения задачи и достижения цели;
2


составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);

определять потенциальные затруднения при решении учебной и
познавательной задачи и находить средства для их устранения.
3.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся научится:

определять совместно с педагогом критерии планируемых результатов и
критерии оценки своей учебной деятельности;

отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;

работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на
основе анализа изменений ситуации для получения запланированных
характеристик результата.
4.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения.
Обучающийся научится:

определять критерии правильности выполнения учебной задачи;

свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки,
исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД
1.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать
выводы. Обучающийся научится:

подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его
признаки и свойства;

выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;

выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и
объяснять их сходство;

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

выделять явление из общего ряда других явлений;

определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи
между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть
причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям;
3


строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при
этом общие признаки;

излагать полученную информацию;

подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.
2.
Смысловое чтение. Обучающийся научится:

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

определять идею текста;

преобразовывать текст;

оценивать содержание и форму текста.
3.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации. Обучающийся научится:
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, проектные работы.
4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей
и других поисковых систем. Обучающийся научится:

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,
словарями;

формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска.
Коммуникативные УУД
1.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся научится:

играть определенную роль в совместной деятельности;

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его
речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), гипотезы;

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом);

устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием и неприятием со стороны собеседника задачи, формы или
содержания диалога.
2.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся научится:

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с
другими людьми (диалог в паре, в малой группе);

представлять в устной или письменной форме развернутый план
собственной деятельности;
4


соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

создавать письменные оригинальные тексты с использованием необходимых
речевых средств;

использовать вербальные и невербальные средства или наглядные
материалы, подготовленные под руководством учителя;

делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно
после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
3.
Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся научится:

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в
соответствии с условиями коммуникации;

использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание
писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций); создавать
информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
При изучении справочной литературы обучающиеся усовершенствуют
приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их.
Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать
содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое
свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой
словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в
виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных
диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы.
В ходе изучения произведений родной литературы обучающиеся приобретут
опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей
воспитанию самостоятельности, инициативности.
В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют
умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том
числе и в ситуациях неопределенности.
Личностные результаты освоения программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство
ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве
гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и
языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе
российского народа).
5

Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой,
сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории
современной России).
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории,
культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию.
3. Понимание родного языка и родной литературы как одной из основных
национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного
языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных
качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
анализ общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных
нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный
запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение
пользоваться различными лингвистическими словарями.
4. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка
как
явления
национальной
культуры;
стремление
к
речевому
самосовершенствованию.
5. Получение достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной и чужой речью.
6. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам (способность к
нравственному самосовершенствованию; уважительное отношение к религиозным
чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали,
нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов
России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении). Сформированность ответственного отношения к учению;
уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и
общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи.
7. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания.
8. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах ( интериоризация ценностей созидательного
отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества,
ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в
группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера,
формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности,
рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов
реализации собственного лидерского потенциала).
9. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
6

10. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера
(способность понимать художественные, научные и публицистические тексты,
отражающие разные этнокультурные традиции; эстетическое, эмоциональноценностное видение окружающего мира; способность к эмоциональноценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего
Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека.
11. Сформированность основ экологической культуры.

7

2. Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)»
8 класс (17 ч.)
Раздел 1. Язык и культура (5 ч.)
Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова
праславянского
(общеславянского)
языка,
древнерусские
(общевосточнославянские) слова, собственно русские слова. Собственно
русские слова как база и основной источник развития лексики русского
литературного языка.
Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их
приметы.
Стилистически
нейтральные,
книжные,
устаревшие
старославянизмы.
Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной
публицистике.
Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета.
Речевой этикет и вежливость. «Ты» и «ВЫ» в русском речевом этикете и в
западноевропейском, американском речевых этикетах. Называние другого и
себя, обращение к знакомому и незнакомому Специфика приветствий,
традиционная тематика бесед у русских и других народов.
Раздел 2. Культура речи (4 ч.)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного
языка. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение
гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах
иностранного происхождения; произношение парных по твердости-мягкости
согласных перед [е] в словах иностранного происхождения; произношение
безударного
[а]
после ж и ш;
произношение
сочетания чн и чт;
произношение женских отчеств на -ична, -инична;произношение твёрдого [н]
перед мягкими [ф'] и [в'];произношение мягкого [н] перед ч и щ.
Типичные акцентологические ошибки в современной речи.
Основные лексические нормы современного русского литературного
языка. Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в
научном стиле речи. Особенности употребления терминов в публицистике,
художественной литературе, разговорной речи. Типичные речевые ошибки‚
связанные
с
употреблением
терминов.
Нарушение
точности
словоупотребления заимствованных слов.
Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка. Типичные грамматические ошибки. Согласование: согласование
сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе количественноименное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным
существительным со значением лица женского рода (врач пришел – врач
пришла); согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием
числительного несколько и существительным; согласование определения в
количественно-именных сочетаниях с числительными два, три, четыре (два
новых стола, две молодых женщины и две молодые женщины).
Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное
такси, обеих сестер – обоих братьев).
8

Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим,
выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько,
столько, большинство, меньшинство. Отражение вариантов грамматической
нормы в современных грамматических словарях и справочниках.
Речевой этикет.
Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и
прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования
собственных имен; их оценка. Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики
и приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии.
Синонимия речевых формул.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (8 ч.)
Язык и речь. Виды речевой деятельности.
Эффективные
приёмы
слушания.
Предтекстовый,
текстовый
и
послетекстовый этапы работы.
Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.
Текст как единица языка и речи.
Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила
эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в
учебно-научном общении.
Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды
косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента:
критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.
Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата
проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите
реферата. Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для
участия в учебно-научной дискуссии. Правила корректной дискуссии.
Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том
числе электронного), страницы дневника и т.д.

9

3.
№

Тематическое планирование (8 класс)
Тема урока

Дата (сроки)
план

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА (4 ч.)
1.
2.
3.
4.
5.

Исконно русская лексика и её особенности.
Старославянизмы и их роль в развитии русского
литературного языка.
Иноязычные слова в разговорной речи,
дисплейных текстах, современной публицистике.
Речевой этикет в русской культуре и его
основные особенности.
Русский человек в обращении с другими.

18
неделя
19
неделя
20
неделя
21
неделя
22
неделя

КУЛЬТУРА РЕЧИ (5 ч.)
6.

7.
8.
9.

Типичные орфоэпические и акцентологические
ошибки в современной речи.
Нормы употребления терминов.
Трудные случаи согласования в русском языке.
Особенности современного речевого этикета.

23
неделя
24
неделя
25
неделя
26
неделя

РЕЧЬ, РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТЕКСТ (8 ч.)
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Информация: способы и средства её получения и
переработки
Слушание как вид речевой деятельности.
Эффективные приёмы слушания.
Аргументация. Правила эффективной
аргументации.
Доказательство и его структура. Виды
доказательств.
Разговорная речь. Самопрезентация.
Научный стиль речи. Реферат. Учебно-научная
дискуссия.
Язык художественной литературы. Сочинение в
жанре письма.
Резервный урок.
Итого:

10

27
неделя
28
неделя
29
неделя
30
неделя
31
неделя
32
неделя
33
неделя
34
неделя
17 ч.

факт

Примеча
ние


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».