Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ЗПР по литературе на родном языке (русском) 5-9 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2

АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ
(РУССКОМ)
5-9 КЛАССЫ (ОВЗ ЗПР)
ФГОС ООО
НА 2021 - 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ Литература на родном языке (русском)

КЛАСС 5-9
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 5кл- 0,5 ч; 6 кл-0,5 ч.; 7 кл-0,5 ч., 8 кл-0,5ч.;9кл-0,5ч.;
всего за год: 5 кл- 17 ч., 6 кл-17 ч., 7 кл-17 ч, 8кл-17 ч; 9кл-17 ч.
УЧИТЕЛЬ ШМО учителей гуманитарного цикла
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ

Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы.М.:Просвещение, 2012. (Стандарты второго поколения)
Авторская программа по предмету. Литература. Предметная линия
учебников под редакцией В.Я.Коровиной. 5-9 классы.- М: Просвещение, 2014.
Концепция преподавания русского языка и литературы в РФ
(от 9 апреля 2016г. №637-р)
Примерной рабочей программы по учебному предмету
«Родная литература (русская)» для образовательных организаций,
реализующих программы основного общего образования.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК

Русский язык. ФГОС. 7 класс, авторы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.,
Тростенцова Л.А. и др.: Учебник для общеобразовательных организаций. – М.,
«Просвещение», 2017. Рекомендовано Министерством образования и науки
РФ (192 стр. + 176 стр.)
с. Южаково
2021

Раздел 1. Планируемые результаты
Личностные
результаты
изучения
предмета
«Родная
литература
(русская)» являются:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской
речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в самовыражении через слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты художественной
литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология
продуктивного чтения.
Учащийся научится:
понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского
народа;
уважительно относиться к родной литературе;
оценивать свои и чужие поступки;
проявлять внимание, желание больше узнать.
понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности;
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства
окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является
формирование УУД.
Регулятивные УУД:
формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к
целеполаганию, включая постановку новых целей;
анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою
деятельность под руководством учителя;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Учащийся научится:
планированию пути достижения цели;
установлению целевых приоритетов;

2

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что
я не знаю и не умею?»).
учитывать условия выполнения учебной задачи;
осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный
контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения
и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
овладение навыками смыслового чтения;
извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную
в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,
детальным);
перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из
одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по
плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато,
выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы;
технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:
строить сообщение в устной форме;
находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных
признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом
языковом факте;
обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные УУД:
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью; монологической контекстной речью;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
уметь устанавливать и
сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения; уметь задавать вопросы, необходимые для организации
собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической
поддержке учителя;

3

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации,
создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Учащийся научится:
устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
аргументировать свою точку зрения;
задавать вопросы.
продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения
ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего
осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.
Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является
сформированность следующих умений:
осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и
себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей
народа, как особого способа познания жизни;
развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами смыслового и
эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного
художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
формирование
умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное,
осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на
уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Учащийся научится:
владеть различными видами пересказа,
пересказывать сюжет;
выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для
творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских
взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать
свою точку зрения;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с
энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой
поиска в Интернете.

4

Устное народное творчество
Учащийся научится:
видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;
пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых
композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные
средства;
учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества,
выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.
Древнерусская литература
Учащийся научится:
характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений
древнерусской литературы;
характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;
формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.
Русская литература XIX—XX вв.
Учащийся научится:
осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и
содержания;
выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста;
воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора
читателю, современнику и потомку;
характеризовать нравственную позицию героев;
формулировать художественную идею произведения;
формулировать вопросы для размышления;
участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;
давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;
создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в
различных форматах;
сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах
искусства, аргументировано оценивать их;
выразительно читать произведения лирики;
вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ
результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

5

Раздел 2. Содержание курса
Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития
литературы Урала. Такая последовательность определяется универсальным для многих
действующих программ принципом: преподавание курса в каждом из классов основной
школы строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы
программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с
задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.
Содержание курса 5-6 класс
Фольклор Урала
Исторические и бытовые предания, песни, пословицы. Предание про Ермака
Тимофеевича. Песни «Похвалялись злы французы» и «Что задумал наш комаричек…»; Из
сборника пословиц В.Н. Татищева; А.К. Матвеев «Нѐройки караулят Урал»
Уральские сказители
Т.С. Беляев «Куз-Курпяч»,
Истории в лицах
Люди, оставившие след в литературе и истории. Предания о Салавате Юлаеве. История
жизни кавалерист-девицы Надежды Дуровой. Тема величия человеческого духа в «Моабитской
тетради» М. Джалиля
Народы Урала в зеркале литературы
Истории о быте и нравах народов, населяющих Уральский регион. Путешествие по
северо-западу Сибири как основа для создания рассказа К.Д. Носилова «Дедушка-вогул и его
внуки»
Подростки в уральской литературе
И. И. Ликстанов «Малышок», В. Клѐпов «Тайна золотой долины», Б.А. Путилов
«Сокрушение Лѐхи Быкова», Р.Ш. Валеев «Фининспектор и дедушка», В.Ф. Потанин «Подари
мне сизаря», Г.Ф. Дробиз «Мальчик: фрагменты жизни», Н. Никонов «Солнышко в березах»,
«Валя Медведева», «Глагол несовершенного вида», В. Крапивин «Трое с площади Карронад»,
«Далѐкие горнисты».
Красота и величие мира
Стихотворения о природе,
малой родине и еѐ людях в лирике Л.К.
Татьяничевой, Б.А. Ручьѐва,
А.Л. Решетова,
К.А. Некрасовой,
Ф.И.
Васильева, С.П. Щипачѐва; Н.Г. Никонов «След рыси». Человек и природа.
Содержание курса 7-8 класс
Раздел 1. Устное народное творчество. Историческая песня: «Благослови, сударьхозяин», «Славна улица Невьянска», «Как у ключика у студеного».
Раздел 2. Исторические предания Среднего Урала. Предание «Про Ермака
Тимофеевича». О горных богатствах края, о Полозе. О первых уральских заводчиках
Раздел 3. Исторические и лирические песни об Урале Изображение в них народной
жизни. Связь произведений фольклора с авторской литературой».
Раздел 4. Литература 19 века. Н.А.Дурова. Записки кавалерист-девицы. События
Отечественной войны 1812 года, отраженные в повести. Характер героини-рассказчицы и
особенности ее повествования. Д.Н.Мамин-Сибиряк. Охонины брови. Изображение событий
Крестьянской войны под руководством Пугачева на Урале и Зауралье. Сопоставление с
«Капитанской дочкой» Пушкина. Смысл названия. Образы Охони, дьячка Арефы, казака
Белоуса, монаха Гермогена и их значение в повествовании. Позиция автора в повести, его
отношение к событиям.

6

Раздел 5. Из литературы 20 века. Н.Г.Никонов. Г.Дробиз. Мальчик. Воспоминания
о детстве как одна из ведущих тем литературы. Трудности взросления: потери и
обретения.
К.Некрасова. О себе. Русская осень. А я недавно молоко пила. Характер лирического
переживания К.Некрасовой. Особенности поэтического строя языка: ритмика, и строфика,
интонация, мелодика фразы.
Р.Ш.Валеев. Фининспектор и дедушка. «Малая Родина» Р.Валеева.тема родства и
связи поколений. Юмор писателя.
Раздел 6. Путешествия, приключения, фантастика. С.А.Другель. Тигр проводит вас
до гаража. Жанры научной фантастики в творчестве писателей Урала. Экологическая
проблематика рассказов., человек и планета
Содержание курса 9 класс
Из литературы XX века. Для чтения и изучения:
Павел Петрович Бажов. Живинка в деле.
Жизненная позиция Тимохи Малоручко и еѐ изменение. Образ «живинки в деле» в
контексте сказа. Простота мудрости и трудность ее обретения в жизни.
Мустай Карим. Долгое-долгое детство.
Биография Мустая Карима. Образ «малой родины» Башкирии в повести. Своеобразие
патриархального уклада башкир. Самосознание народа, воздействие на него фольклора и
исторических событий, отражѐнных в повести. Сюжет и композиция произведения. Роль
образа повествователя.
Для чтения и обсуждения:
Еремей Айпин. Я слушаю землю.
Жанровое своеобразие книги. Образ Севера в творчестве писателя. Характер
повествования.
Кузебай Герд. Мы сеем. Ветру Уйшора:Триолет.
Тема новой жизни в творчестве национального поэта Удмуртии Кузебая Герда.
Своеобразие лирического героя поэта; жанровые формы его стихов.
Олег Поскрѐбышев. «Что значит«я»в стихах моих?..», Наши родословные. Характер
психологизма в лирике О.А.Поскрѐбышева. Тема памяти в его стихах. Для чтения и изучения:
Николай Григорьевич Никонов. След рыси.
Проблемно-тематическое своеобразие творчества Н.Г.Никонова.
Экологическая проблематика в литературе 1970-1980-х годов.
Столкновение человека и природы – один из центральных конфликтов современной
прозы; его воплощение в повести. Своеобразие образа Кота, анализ художественных средств
его создания в повести.

7

Раздел 3. Тематическое планирование
5 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Тема
Душа народа в исторических и лирических песнях Урала
Сборник пословиц Татищева
История Салавата Юлаева в башкирском эпосе
Жизнь Н. Дуровой в ее рассказе
Стойкость и величие духа в «Моабитской тетради» Мусы Джалиля
Быт и нравы вогулов в изображении К. Носилова
Тема дружбы в рассказе Ликстанова «Малышок»
Робинзонада в повести Клепова «Таина золотой долины»
Школа военных лет в повести Б. Путилова«Сокрушение Лехи Быкова»
Тема связи поколений в рассказе Валеева«Фининспектор и дедушка»
Образ детства в рассказе Потанина «Подари мне сизаря»
Тема становления ребенка в цикле повестей Никонова «Солнышко в
12 березах»
Тема детства и приключений в произведениях В. Крапивина
13

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
1
17

6 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Тема
Введение. Народы Урала о мире и о себе
Народы Урала о мире и о себе. Легенды и мифы народов Урала
Устное народное творчество. Историческая песня: «Благослови, сударьхозяин», «Славна улица Невьянска», «Как у ключика у студеного».
Исторические предания Среднего Урала. Предание «Про Ермака
Тимофеевича».
Исторические предания Среднего Урала. О горных богатствах края, о
Полозе
Исторические предания Среднего Урала. О первых уральских заводчиках
Исторические и лирические песни об Урале Изображение в них народной
жизни
Связь произведений фольклора с авторской литературой
Литература 19 века. Н.А.Дурова.
Н.А.Дурова. Записки кавалерист-девицы. События Отечественной войны
1812 года, отраженные в повести
Характер героини-рассказчицы и особенности ее повествования.
Образ Урала в поэзии Л. Татьяничевой
Человек и природа в лирике Ф. Васильева
Образ Урала в творчестве С. Щипачева
Столкновение человека и природы в повести Н. Никонова «След рыси»
Обзор современной уральской литературы

Кол-во
часов
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17

8

7 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8

9
10
11
12
13
14
15
16
17

Кол-во
Тема
часов
Введение. Общая характеристика Уральской литературы
1
Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Охонины брови».
1
Изображение событий Крестьянской войны под руководством
Пугачева на Урале и Зауралье.
1
Образы Охони, дьячка Арефы, казака Белоуса, монаха Гермогена и их
значение в повествовании.
1
Позиция автора в повести, его отношение к событиям.
1
Из литературы 20 века. Н.Г.Никонов. «Глагол несовершенного вида».
1
Г.Дробиз. «Мальчик». Воспоминания о детстве. Трудности взросления:
потери и обретения.
1
В.П.Крапивин. «По колено в траве».«Трое с площади Карронад»
1
К.Некрасова. О себе. «Русская осень». «А я недавно молоко пила».
Особенности поэтического строя языка: ритмика, и строфика, интонация,
мелодика фразы.
1
Р.Ш.Валеев. «Фининспектор и дедушка».
1
«Малая Родина» Р.Валеева. Тема родства и связи поколений. Юмор
1
Путешествия, приключения, фантастика. С.А.Другаль. «Тигр проводит
вас до гаража».
1
Жанры научной фантастики в творчестве писателей Урала. П.
Ифантьев. «На другой планете»: повесть из жизни обитателей Марса.
1
В.Печенкин. «Владыка Усть-Выми».
1
С.Слепынин. «Звездные берега».
1
Образ Урала в поэзии Л.Татьяничевой, А.Домнина. И Истомина,
Х.Карима, Ф.Васильева
1
Итоговое занятие
1
17
8 класс

№
1

Тема
Введение в курс «Родная литература»
Мифы о культурных героях. Мир-Сусне-хум – герой мансийских
мифов и эпоса.
2
3
П.П.Бажов. Жизнь и творчество. Особенности жанра сказа.
Анализ сказа. Художественное своеобразие сказа
4
Образ «живинки в деле» в сказе.
5
Обзор книги «Тавра и ее люди»
6
А.Сапин. Рассказы. Юмор
7
Мустай Карим. Этапы биографии и творческого пути
8
9
Образ «малой родины» в повести «Долгое-долгое детство»
Особенности сюжета и композиции повести.
10
11
Фольклорные и исторические мотивы на страницах повести.
12
Сюжет и композиция произведения. Роль образа повествователя.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

9

Еремей Айпин. Образ Севера в творчестве писателя
Кузебай Герд. Своеобразие лирического героя в творчестве поэта.
Олег Поскрѐбышев Тема памяти в стихах поэта. Характер
15 психологизма в лирике.
Б.Александров. Рассказы. Анализ рассказов
16
Итоговое занятие
17
13
14

1
1
1
1
18

9 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

12

13

14

15

16
17

Тема занятия
Введение. Родная литература
Коми-пермяцкий эпос о Кудым-Оше
Н.Г.Никонов . Этапы биографии
Столкновение человека и природы – основной конфликт повести «След
рыси». Образ Кота в повести

Кол-во
часов
1
1
1
1

Художественное своеобразие повести
1
Отражение экологической проблемы в повести
1
Ю. Шесталов «Синий ветер каслания» Своеобразие темы природы в
произведении
1
Образ северной природы в произведении
1
Тема Великой Отечественной войны в творчестве уральских писателей
1
Темы и образы литературы Урала
1
А.А.Кирпищикова «Как жили в Куморе» Бытописательская манера
повествования в повести. Изображение быта, нравов рабочего люда
Урала. Этнографические зарисовки в повести.
1
П.П.Инфантьев «За уральским бобром. Путешествие в страну вогулов»
Из дневника туриста. Жанр путевых очерков в русской литературе 19
века. Особенности стиля писателя. Суровая правда факта о судьбе
мансийского народа. Образ автора-рассказчика и его позиция.
1
Любовь Ваганова – поэтесса земли ирбитской. Очерк о жизни и
творчестве поэтессы. Гражданская лирика: тема«малой родины», России,
памяти, деревни и судьбы в стихах сборника «Венок маме».
1
Литература Урала 80-х – 90-х годов. «Материнская поэзия»
Л.Ладейщиковой. Об уральской поэзии и прозе последнего десятилетия 20
века. Тема материнского счастья и заботы в книге
Л.Ладейщиковой«Колыбельная тайна». Тема Родины-России в
сборнике«Свеча негасимая». Особенности поэтической лексики поэтессы.
Стихи «Лоза», «Связь», «Птенец», «Свеча» и др.
1
Современная проза и поэзия Урала. Образ современника в
произведениях А Иванченко, В.Исхакова. Поэты новой волны: стилевые
особенности поэзии современных уральских поэтов: В.Кальпиди,
Ю.Казарина. Драматургия Николая Коляды.
1
Круглый стол: «Литературный образ Урала» в русской литературе.
1
Итоговое занятие
1
17

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».