Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ) 5-9 КЛАССЫ (ОВЗ ЗПР) ФГОС ООО НА 2021 - 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ Литература на родном языке (русском) КЛАСС 5-9 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 5кл- 0,5 ч; 6 кл-0,5 ч.; 7 кл-0,5 ч., 8 кл-0,5ч.;9кл-0,5ч.; всего за год: 5 кл- 17 ч., 6 кл-17 ч., 7 кл-17 ч, 8кл-17 ч; 9кл-17 ч. УЧИТЕЛЬ ШМО учителей гуманитарного цикла СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы.М.:Просвещение, 2012. (Стандарты второго поколения) Авторская программа по предмету. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. 5-9 классы.- М: Просвещение, 2014. Концепция преподавания русского языка и литературы в РФ (от 9 апреля 2016г. №637-р) Примерной рабочей программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования. ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК Русский язык. ФГОС. 7 класс, авторы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.: Учебник для общеобразовательных организаций. – М., «Просвещение», 2017. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ (192 стр. + 176 стр.) с. Южаково 2021 Раздел 1. Планируемые результаты Личностные результаты изучения предмета «Родная литература (русская)» являются: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в самовыражении через слово. Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения. Учащийся научится: понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа; уважительно относиться к родной литературе; оценивать свои и чужие поступки; проявлять внимание, желание больше узнать. понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД. Регулятивные УУД: формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей; анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели; совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Учащийся научится: планированию пути достижения цели; установлению целевых приоритетов; 2 оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). учитывать условия выполнения учебной задачи; осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия». Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений. Познавательные УУД: овладение навыками смыслового чтения; извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст); излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения. Учащийся научится: строить сообщение в устной форме; находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте; обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов). Коммуникативные УУД: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя); уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя; 3 уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя); оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Учащийся научится: устанавливать и вырабатывать разные точки зрения; аргументировать свою точку зрения; задавать вопросы. продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство). Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения. Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений: осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. Учащийся научится: владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; определять родо-жанровую специфику художественного произведения; выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения; выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения; ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете. 4 Устное народное творчество Учащийся научится: видеть черты русского национального характера в героях русских сказок; пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные средства; учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения. Древнерусская литература Учащийся научится: характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы; характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений; формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы. Русская литература XIX—XX вв. Учащийся научится: осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; характеризовать нравственную позицию героев; формулировать художественную идею произведения; формулировать вопросы для размышления; участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию; давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях; создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их; выразительно читать произведения лирики; вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). 5 Раздел 2. Содержание курса Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития литературы Урала. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом из классов основной школы строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса. Содержание курса 5-6 класс Фольклор Урала Исторические и бытовые предания, песни, пословицы. Предание про Ермака Тимофеевича. Песни «Похвалялись злы французы» и «Что задумал наш комаричек…»; Из сборника пословиц В.Н. Татищева; А.К. Матвеев «Нѐройки караулят Урал» Уральские сказители Т.С. Беляев «Куз-Курпяч», Истории в лицах Люди, оставившие след в литературе и истории. Предания о Салавате Юлаеве. История жизни кавалерист-девицы Надежды Дуровой. Тема величия человеческого духа в «Моабитской тетради» М. Джалиля Народы Урала в зеркале литературы Истории о быте и нравах народов, населяющих Уральский регион. Путешествие по северо-западу Сибири как основа для создания рассказа К.Д. Носилова «Дедушка-вогул и его внуки» Подростки в уральской литературе И. И. Ликстанов «Малышок», В. Клѐпов «Тайна золотой долины», Б.А. Путилов «Сокрушение Лѐхи Быкова», Р.Ш. Валеев «Фининспектор и дедушка», В.Ф. Потанин «Подари мне сизаря», Г.Ф. Дробиз «Мальчик: фрагменты жизни», Н. Никонов «Солнышко в березах», «Валя Медведева», «Глагол несовершенного вида», В. Крапивин «Трое с площади Карронад», «Далѐкие горнисты». Красота и величие мира Стихотворения о природе, малой родине и еѐ людях в лирике Л.К. Татьяничевой, Б.А. Ручьѐва, А.Л. Решетова, К.А. Некрасовой, Ф.И. Васильева, С.П. Щипачѐва; Н.Г. Никонов «След рыси». Человек и природа. Содержание курса 7-8 класс Раздел 1. Устное народное творчество. Историческая песня: «Благослови, сударьхозяин», «Славна улица Невьянска», «Как у ключика у студеного». Раздел 2. Исторические предания Среднего Урала. Предание «Про Ермака Тимофеевича». О горных богатствах края, о Полозе. О первых уральских заводчиках Раздел 3. Исторические и лирические песни об Урале Изображение в них народной жизни. Связь произведений фольклора с авторской литературой». Раздел 4. Литература 19 века. Н.А.Дурова. Записки кавалерист-девицы. События Отечественной войны 1812 года, отраженные в повести. Характер героини-рассказчицы и особенности ее повествования. Д.Н.Мамин-Сибиряк. Охонины брови. Изображение событий Крестьянской войны под руководством Пугачева на Урале и Зауралье. Сопоставление с «Капитанской дочкой» Пушкина. Смысл названия. Образы Охони, дьячка Арефы, казака Белоуса, монаха Гермогена и их значение в повествовании. Позиция автора в повести, его отношение к событиям. 6 Раздел 5. Из литературы 20 века. Н.Г.Никонов. Г.Дробиз. Мальчик. Воспоминания о детстве как одна из ведущих тем литературы. Трудности взросления: потери и обретения. К.Некрасова. О себе. Русская осень. А я недавно молоко пила. Характер лирического переживания К.Некрасовой. Особенности поэтического строя языка: ритмика, и строфика, интонация, мелодика фразы. Р.Ш.Валеев. Фининспектор и дедушка. «Малая Родина» Р.Валеева.тема родства и связи поколений. Юмор писателя. Раздел 6. Путешествия, приключения, фантастика. С.А.Другель. Тигр проводит вас до гаража. Жанры научной фантастики в творчестве писателей Урала. Экологическая проблематика рассказов., человек и планета Содержание курса 9 класс Из литературы XX века. Для чтения и изучения: Павел Петрович Бажов. Живинка в деле. Жизненная позиция Тимохи Малоручко и еѐ изменение. Образ «живинки в деле» в контексте сказа. Простота мудрости и трудность ее обретения в жизни. Мустай Карим. Долгое-долгое детство. Биография Мустая Карима. Образ «малой родины» Башкирии в повести. Своеобразие патриархального уклада башкир. Самосознание народа, воздействие на него фольклора и исторических событий, отражѐнных в повести. Сюжет и композиция произведения. Роль образа повествователя. Для чтения и обсуждения: Еремей Айпин. Я слушаю землю. Жанровое своеобразие книги. Образ Севера в творчестве писателя. Характер повествования. Кузебай Герд. Мы сеем. Ветру Уйшора:Триолет. Тема новой жизни в творчестве национального поэта Удмуртии Кузебая Герда. Своеобразие лирического героя поэта; жанровые формы его стихов. Олег Поскрѐбышев. «Что значит«я»в стихах моих?..», Наши родословные. Характер психологизма в лирике О.А.Поскрѐбышева. Тема памяти в его стихах. Для чтения и изучения: Николай Григорьевич Никонов. След рыси. Проблемно-тематическое своеобразие творчества Н.Г.Никонова. Экологическая проблематика в литературе 1970-1980-х годов. Столкновение человека и природы – один из центральных конфликтов современной прозы; его воплощение в повести. Своеобразие образа Кота, анализ художественных средств его создания в повести. 7 Раздел 3. Тематическое планирование 5 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Тема Душа народа в исторических и лирических песнях Урала Сборник пословиц Татищева История Салавата Юлаева в башкирском эпосе Жизнь Н. Дуровой в ее рассказе Стойкость и величие духа в «Моабитской тетради» Мусы Джалиля Быт и нравы вогулов в изображении К. Носилова Тема дружбы в рассказе Ликстанова «Малышок» Робинзонада в повести Клепова «Таина золотой долины» Школа военных лет в повести Б. Путилова«Сокрушение Лехи Быкова» Тема связи поколений в рассказе Валеева«Фининспектор и дедушка» Образ детства в рассказе Потанина «Подари мне сизаря» Тема становления ребенка в цикле повестей Никонова «Солнышко в 12 березах» Тема детства и приключений в произведениях В. Крапивина 13 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 1 17 6 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Тема Введение. Народы Урала о мире и о себе Народы Урала о мире и о себе. Легенды и мифы народов Урала Устное народное творчество. Историческая песня: «Благослови, сударьхозяин», «Славна улица Невьянска», «Как у ключика у студеного». Исторические предания Среднего Урала. Предание «Про Ермака Тимофеевича». Исторические предания Среднего Урала. О горных богатствах края, о Полозе Исторические предания Среднего Урала. О первых уральских заводчиках Исторические и лирические песни об Урале Изображение в них народной жизни Связь произведений фольклора с авторской литературой Литература 19 века. Н.А.Дурова. Н.А.Дурова. Записки кавалерист-девицы. События Отечественной войны 1812 года, отраженные в повести Характер героини-рассказчицы и особенности ее повествования. Образ Урала в поэзии Л. Татьяничевой Человек и природа в лирике Ф. Васильева Образ Урала в творчестве С. Щипачева Столкновение человека и природы в повести Н. Никонова «След рыси» Обзор современной уральской литературы Кол-во часов 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 8 7 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Кол-во Тема часов Введение. Общая характеристика Уральской литературы 1 Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Охонины брови». 1 Изображение событий Крестьянской войны под руководством Пугачева на Урале и Зауралье. 1 Образы Охони, дьячка Арефы, казака Белоуса, монаха Гермогена и их значение в повествовании. 1 Позиция автора в повести, его отношение к событиям. 1 Из литературы 20 века. Н.Г.Никонов. «Глагол несовершенного вида». 1 Г.Дробиз. «Мальчик». Воспоминания о детстве. Трудности взросления: потери и обретения. 1 В.П.Крапивин. «По колено в траве».«Трое с площади Карронад» 1 К.Некрасова. О себе. «Русская осень». «А я недавно молоко пила». Особенности поэтического строя языка: ритмика, и строфика, интонация, мелодика фразы. 1 Р.Ш.Валеев. «Фининспектор и дедушка». 1 «Малая Родина» Р.Валеева. Тема родства и связи поколений. Юмор 1 Путешествия, приключения, фантастика. С.А.Другаль. «Тигр проводит вас до гаража». 1 Жанры научной фантастики в творчестве писателей Урала. П. Ифантьев. «На другой планете»: повесть из жизни обитателей Марса. 1 В.Печенкин. «Владыка Усть-Выми». 1 С.Слепынин. «Звездные берега». 1 Образ Урала в поэзии Л.Татьяничевой, А.Домнина. И Истомина, Х.Карима, Ф.Васильева 1 Итоговое занятие 1 17 8 класс № 1 Тема Введение в курс «Родная литература» Мифы о культурных героях. Мир-Сусне-хум – герой мансийских мифов и эпоса. 2 3 П.П.Бажов. Жизнь и творчество. Особенности жанра сказа. Анализ сказа. Художественное своеобразие сказа 4 Образ «живинки в деле» в сказе. 5 Обзор книги «Тавра и ее люди» 6 А.Сапин. Рассказы. Юмор 7 Мустай Карим. Этапы биографии и творческого пути 8 9 Образ «малой родины» в повести «Долгое-долгое детство» Особенности сюжета и композиции повести. 10 11 Фольклорные и исторические мотивы на страницах повести. 12 Сюжет и композиция произведения. Роль образа повествователя. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 Еремей Айпин. Образ Севера в творчестве писателя Кузебай Герд. Своеобразие лирического героя в творчестве поэта. Олег Поскрѐбышев Тема памяти в стихах поэта. Характер 15 психологизма в лирике. Б.Александров. Рассказы. Анализ рассказов 16 Итоговое занятие 17 13 14 1 1 1 1 18 9 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Тема занятия Введение. Родная литература Коми-пермяцкий эпос о Кудым-Оше Н.Г.Никонов . Этапы биографии Столкновение человека и природы – основной конфликт повести «След рыси». Образ Кота в повести Кол-во часов 1 1 1 1 Художественное своеобразие повести 1 Отражение экологической проблемы в повести 1 Ю. Шесталов «Синий ветер каслания» Своеобразие темы природы в произведении 1 Образ северной природы в произведении 1 Тема Великой Отечественной войны в творчестве уральских писателей 1 Темы и образы литературы Урала 1 А.А.Кирпищикова «Как жили в Куморе» Бытописательская манера повествования в повести. Изображение быта, нравов рабочего люда Урала. Этнографические зарисовки в повести. 1 П.П.Инфантьев «За уральским бобром. Путешествие в страну вогулов» Из дневника туриста. Жанр путевых очерков в русской литературе 19 века. Особенности стиля писателя. Суровая правда факта о судьбе мансийского народа. Образ автора-рассказчика и его позиция. 1 Любовь Ваганова – поэтесса земли ирбитской. Очерк о жизни и творчестве поэтессы. Гражданская лирика: тема«малой родины», России, памяти, деревни и судьбы в стихах сборника «Венок маме». 1 Литература Урала 80-х – 90-х годов. «Материнская поэзия» Л.Ладейщиковой. Об уральской поэзии и прозе последнего десятилетия 20 века. Тема материнского счастья и заботы в книге Л.Ладейщиковой«Колыбельная тайна». Тема Родины-России в сборнике«Свеча негасимая». Особенности поэтической лексики поэтессы. Стихи «Лоза», «Связь», «Птенец», «Свеча» и др. 1 Современная проза и поэзия Урала. Образ современника в произведениях А Иванченко, В.Исхакова. Поэты новой волны: стилевые особенности поэзии современных уральских поэтов: В.Кальпиди, Ю.Казарина. Драматургия Николая Коляды. 1 Круглый стол: «Литературный образ Урала» в русской литературе. 1 Итоговое занятие 1 17 10