Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 5-9 КЛАССЫ (ОВЗ ЗПР) ФГОС ООО НА 2021 - 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ литература КЛАСС 5-9 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 5кл- 2,5 ч; 6 кл-2,5 ч.; 7 кл-2 ч., 8 кл-2ч.;9кл-2,5ч.; всего за год 5 кл- 85 ч., 6 кл-85 ч., 7 кл- 68 ч, 8кл- 68 ч; 9кл- 85 ч УЧИТЕЛЬ ШМО учителей гуманитарного цикла СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ Программа по литературе к учебникам для 5-9 классов общеобразовательной школы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. (М., «Просвещение», 2016 г.) ФГОС ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК Литература. ФГОС. 5-9 класс, авторы Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Учебник для общеобразовательных организаций. – М., «Просвещение», 2018. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ (400 стр.+ 368 стр.) с. Южаково 2021 1. Планируемые результаты освоения учебного курса Личностные результаты: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать 2 свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Предметные результаты выпускников основной школы по литературе выражаются в следующем: понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; понимание авторской позиции и своё отношение к ней; восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на 3 вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса Русский фольклор Выпускник научится: • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм); • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере; • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин; • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; • определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию; • выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; • пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы; • выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной; • видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку. Выпускник получит возможность научиться: • сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов); • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор; • сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера; • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками; • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на 4 уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия). Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература Выпускник научится: • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; • определять актуальность произведений для читателей разных поколе-ний и вступать в диалог с другими читателями; • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; • работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации. 5 2. Содержание учебного предмета, курса Наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий ПЯТЫЙ КЛАСС Роль книги в жизни человека и общества. Учебник литературы и работа с ним. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги, создатели книги. Русский фольклор Малые жанры фольклора. Теория литературы. Литература и фольклор. Сказки (волшебные, бытовые, о животных). Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных). Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках. Положительный герой и его противники. Персонажи-животные, чудесные предметы в сказках. Сказка «Царевна-лягушка». Образ невесты-волшебницы. Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные- помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке. Сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета. Сказки «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Теория литературы. Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение. Древнерусская литература Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле. Русская литература XVIII века М. В. Ломоносов. Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор слихотворения. Теория литературы. Сведения по теории и истории литературы. Литературные роды и жанры. Эпос. Лирика. Драма. Эпические жанры (рассказ, сказ, повесть, роман, роман в стихах). Лирические жанры (стихотворение, ода, элегия, послание, стихотворение в прозе). Лироэпические жанры (басня, баллада, поэма). Драматические жанры (драма, трагедия, комедия) Русская литература XIX века (первая половина) Жанр басни. Эзоп. Басни «Ворон и Лисица», «Жук и Муравей». Ж. Лафонтен. Басня «Желудь и Тыква». Г.Э. Лессинг. Басня «Свинья и Дуб». История жанра басни. Сюжеты античных басен и их обработки в литературе 17-18 вв. Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определенных свойств человека. Нравственные проблемы и поучительный характер басен. (Обзор.) И.А. Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом», «Волк на псарне». Жанр басни, история его развития. Образы животных в басне. 6 Аллегория как средство раскрытия определенных качеств человека. Выражение народной мудрости в баснях Крылова. Поучительный характер басен. Мораль в басне, формы ее воплощения. Своеобразие языка басен Крылова. Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке. В. А. Жуковский. Сказка «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Теория литературы . Баллада (начальные представления). А. С. Пушкин. Стихотворение «Няне». Поэтизация образа няни. «У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — ее истоки. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Сведения по теории и истории литературы. Ритм, рифма Литературная сказка. А. Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». Сказка фольклорная и сказка литературная (авторская). Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке. Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок. (Обзор) М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Историческая основа стихотворения. Изображение исторического события. Образ рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения. Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления). Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Поэтизация картин народной жизни (праздники, обряды, гуляния). Герои повести. Кузнец Вакула и его невеста Оксана. Фольклорные традиции в создании образов. Изображение конфликта темных и светлых сил. Реальное и фантастическое в произведении. Сказочный характер фантастики. Описания украинского села и Петербург. Характер повествования. Сочетание юмора и лиризма Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений). Русская литература XIX века (вторая половина) Н. А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Изображение жизни простого народа. Образы крестьянских детей и средства их создания. Речевая характеристика. Особенности ритмической организации. Роль диалогов в стихотворении. Авторское отношение к героям. Теория литературы. Эпитет (развитие предтавлений). И.С. Тургенев. Повесть «Муму». Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостной России. Образ Герасима. Особенности повествования, авторская позиция. Символическое значение образа главного героя. Образ Муму. Смысл финала повести. Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления). Сравнение, гипербола. Л. Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Историческая основа и сюжет рассказа. Основные эпизоды. Жилин и Костылин как два разных характера. Судьбы Жилина и Костылина. Поэтичный образ Дины. Нравственная проблематика произведения, его гуманистическое звучание. Смысл названия. Поучительный характер рассказа. Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление). 7 Тема детства в русской литературе. А. П.Чехов. Рассказ «Мальчики». (Обзор) Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей. Серьезное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии. Рассказ «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Теория литературы. Юмор (развитие представлений) Ф. И. Тютчев. Стихотворения «Весенняя гроза», «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной». Природные образы и средства их создания. Тема родины в русской поэзии. И.С.Никитин. Стихотворение «Русь». (Обзор) Образ родины в русской поэзии. Тема природы в русской поэзии. А.К.Толстой. Стихотворение «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…». А.А. Фет. Стихотворение «Чудная картина. (Обзор) Картины родной природы в изображении русских поэтов. Поэты XIX века о Родине и родной природе (А. Н. Плещеев, И. С. Никитин, А. Н. Майков, И. 3. Суриков, А. В. Кольцов) Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения Русская литература XX века (первая половина) И.А. Бунин. Рассказ «Подснежник». Историческая основа произведения. Тема прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя рассказа. Приемы антитезы и повтора в композиции рассказа. Смысл названия Автобиографические произведения русских писателей. А.Н.Толстой. Повесть «Детство Никиты» (фрагменты). (Обзор). Своеобразие сюжета и образной системы в автобиографических произведениях. Жизнь, изображенная в восприятии ребенка. И.С.Шмелев. Роман «Лето Господне» (фрагменты). История создания автобиографического романа. Главные герои романа. Рождение религиозного чувства у ребенка. Ребенок и национальные традиции. Особенности повествования. В. Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Взаимопонимание — основа отношений в семье. Теория литературы . Портрет (развитие представлений) Композиция литературного произведения (начальные понятия). Повесть С.А. Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики. Сказовое повествование. П. П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка». Особенности сказовой манеры повествования. Образ повествователя. Фольклорные традиции и образы талантливых людей из народа в сказах русских писателей. Теория литературы . Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное). Русская литература XX века (вторая половина) К. Г. Паустовский. Сказка «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказке Паустовского. С. Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки. Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьесасказка. В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Изображение становления характера главного героя. Самообладание маленького охотника. Мальчик в борьбе за спасение. 8 Картины родной природы. Русские писатели о животных. В. П. Астафьев. Рассказ «Жизнь Трезора». Образы животных в произведениях художественной литературы. Нравственные проблемы в произведениях о животных. Животные в жизни и творчестве писателей- анималистов. Теория литературы. Автобиографичность лите ратурного произведения (начальные представления). Военная тема в русской литературе. В. П. Катаев. Повесть «Сын полка» (фрагменты). A. Т. Твардовский. Стихотворение «Рассказ танкиста». (Обзор) Идейноэмоциональное содержание произведений, посвящённых военной теме. Образы русских солдат. Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Тема природы в русской поэзии. И. А. Бунин. Стихотворение «Листопад» (фрагмент «Лес, точно терем расписной…»). Картины родной природы в изображении русских поэтов. Произведения о Родине и родной природе (И.Бунин, А. Прокофьев, Д. Кедрин, Н. Рубцов) Саша Черный. Рассказ «Кавказский пленник». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Теория литературы. Юмор (развитие понятия). Зарубежная литература Р. Л. Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Д. Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (фрагменты). Жанровое своеобразие романа. Образ Робинзона Крузо. Изображение мужества человека и его умения противостоять жизненным невзгодам. Преобразование мира как жизненная потребность человека. Образ путешественника в литературе Литературная сказка. Х. К. Андерсен. Сказка «Снежная королева». Сказка фольклорная и сказка литературная (авторская). Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке. Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок. Тема детства в зарубежной литературе. М. Твен. Повесть «Приключения Тома Сойера» (фрагменты).О. Генри. Новелла «Вождь Краснокожих». (Обзор)Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии. Зарубежные писатели о животных. Дж. Лондон. Повесть «Белый Клык». Э. СетонТомпсон. Рассказ «Королевская аналостанка».(Обзор)Образы животных в произведениях художественной литературы. Нравственные проблемы в произведениях о животных. Животные в жизни и творчестве писателей- анималистов ШЕСТОЙ КЛАСС Художественное произведение. Автор и герой. Способы выражения авторской позиции. Русский фольклор Обрядовый фольклор. Календарно- обрядовые песни, их эстетическое значение. Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта. Темы пословиц. Афористичность и поучительный характер пословиц. Поговорка как образное выражение. Загадка как метафора, вид словесной игры. Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки. Древнерусская литература 9 «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). Теория литературы. Летопись (развитие представлений). Русская литература XVIII века И. И. Дмитриев. Басня «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Теория литературы . Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий). Русская литература XIX века (первая половина) Русские басни. И. А. Крылов. Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Поучительный характер басен. Теория литературы . Басня. Аллегория (развитие представлений). А. С. Пушкин. Стихотворения «И. И. Пущину». «Зимнее утро», «Зимний вечер». Мотивы дружбы, прочного союза друзей. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Цикл «Повести Белкина». Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием. Повесть «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роман «Дубровский». История создания произведения. Картины жизни русского поместного дворянства. Образы Дубровского и Троекурова. Противостояние человеческих чувств и социальных обстоятельств в романе. Нравственная проблематика произведения. Образы крепостных. Изображение крестьянского бунта. Образ благородного разбойника Владимира Дубровского. Традиции приключенческого романа в произведении Пушкина. Романтический характер истории любви Маши и Владимира. Средства выражения авторского отношения к героям романа. Теория литературы. Роль антитезы в композиции произведения. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления). М. Ю. Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Тучи», «На севере диком...», «Три пальмы». Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. Чувство трагического одиночества. Своеобразие художественного мира поэзии Лермонтова. Теория литературы . Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления). Русская литература XIX века (вторая половина) И. С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Роль картин природы в рассказе. Ф. И. Тютчев. Стихотворения «С поляны коршун поднялся...», «Фонтан». Философская проблематика стихотворений Тютчева. Параллелизм в описании жизни природы и человека. Природные образы и средства их создания. А. А. Фет. Стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…», «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Учись у них — у дуба, у березы...». Философская проблематика стихотворений Фета. Параллелизм в описании жизни природы и человека. Природные образы и средства их создания. Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления). Сказовое повествование. Н. С. Лесков. Сказ «Левша». (Обзор) Особенности сказовой манеры повествования. Образ повествователя. Фольклорные традиции и образы талантливых людей из народа в сказах русских писателей. Теория литературы. Сказ как форма повествования. Ирония (начальные представления). 10 А. П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Особенности образов персонажей в юмористических произведениях. Средства создания комических ситуаций. Разоблачение трусости, лицемерия, угодничества в рассказах. Роль художественной детали. Смысл названия. Теория литературы . Юмор (развитие понятия). Жанр рассказа. А.П.Чехов. Рассказ «Лошадиная фамилия». Ф.М.Достоевский. Рассказ «Мальчик у Христа на елке». (Обзор). История жанра рассказа. Жанровые признаки. Особая роль события рассказывания. Жанровые разновидности рассказа: святочный, юмористический, научно-фантастический, детективный. Родная природа в стихотворениях русских поэтов (Я. Полонский, Е. Баратынский, А. Толстой). Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Теория литературы. Лирика как род литературы (развитие представления). Русская литература XX века (первая половина) А.И.Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Смысл названия. Тема служения людям и добру. Образ доктора в русской литературе. А. С. Грин. Повесть «Алые паруса» (фрагменты). Алые паруса как образ мечты. Мечты и реальная действительность в повести. История Ассоль. Встреча с волшебником как знак судьбы. Детство и юность Грея, его взросление и возмужание. Воплощение мечты как сюжетный прием. Утверждение веры в чудо как основы жизненной позиции. Символические образы моря, солнца, корабля, паруса. А. П. Платонов. Рассказ «Цветок на земле». Основная тема и идейное содержание рассказа. Сказочное и ирреальное в сюжете произведения. Философская символика образа цветка. Тема детства в русской литературе. М. М. Пришвин. Повесть «Кладовая солнца». (Обзор). Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей. Особенности композиции и смысл названия сказки-были Пришвина. Теория литературы . Символическое содержание пейзажных образов. Военная тема в русской литературе. Д. С. Самойлов. Стихотворение «Сороковые». (Обзор). Идейно-эмоциональное содержание произведений, посвящённых военной теме. Образы русских солдат. К. М. Симонов. Стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» В. П. Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Теория литературы. Речевая характеристика героя. В. Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского». Изображение трудностей послевоенного времени. События, рассказанные от лица мальчика, и авторские оценки. Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости. Нравственная проблематика произведения. Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия). B. М. Шукшин. Рассказ «Чудик». Своеобразие шукшинских героев-«чудиков». Доброта, доверчивость и душевная красота простых, незаметных людей из народа. Столкновение с миром грубости и практической приземлённости. Внутренняя сила шукшинского героя Жанр рассказа. М. М. Зощенко. Рассказ «Галоша». История жанра рассказа. Жанровые признаки. Особая роль события рассказывания. Жанровые разновидности рассказа: святочный, юмористический, научно- фантастический, детективный. Ф. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на 11 формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека. Родная природа в русской поэзии XX века. А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...». С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша» А. А.Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие...». Тема Родины в стихотворении. Н. М. Рубцов. Стихотворения «Звезда полей», «В горнице». Картины природы и русского быта в стихотворениях Рубцова. Темы, образы и настроения. Лирический герой и его мировосприятие. Литература народов России Г. Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга как «отрада из отрад», «путеводная звезда». К. Кулиев. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». Основные поэтические образы, символизирующие родину в стихотворениях балкарского поэта. Тема бессмертия народа, его языка, поэзии, обычаев. Поэт как вечный должник своего народа. Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов. Зарубежная литература Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки. Литература и мифология. Гомер. Поэма «Одиссея» (фрагмент «Одиссей у Циклопа»). Мифологическая основа античной литературы. Приключения Одиссея и его спутников. Жажда странствий, познания нового. Испытания, через которые проходят герои эпоса. Роль гиперболы как средства создания образа. Метафорический смысл слова «одиссея». Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления). М. Сервантес. Роман «Дон Кихот» (фрагменты). Образы благородного рыцаря и его верного слуги. Философская и нравственная проблематика романа. Авторская позиция и способы её выражения. Конфликт иллюзии и реальной действительности. Жанр баллады. Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка».(Обзор) История жанра баллады. Жанровые признаки. Своеобразие балладного сюжета. Особая атмосфера таинственного, страшного, сверхъестественного в балладе. Жанр новеллы. П. Мериме. Новелла «Видение Карла XI». Э. А. По. Новелла «Низвержение в Мальстрем». (Обзор) История жанра новеллы. Жанровые признаки. Особая роль необычного сюжета, острого конфликта, драматизма действия в новелле. Строгость её построения. А. де Сент-Экзюпери. Повесть-сказка «Маленький принц» (фрагменты). Постановка «вечных» вопросов в философской сказке. Образы повествователя и Маленького принца. Нравственная проблематика сказки. Мечта о разумно устроенном, красивом и справедливом мире. Непонятный мир взрослых, чуждый ребёнку. Роль метафоры и аллегории в произведении. Символическое значение образа Маленького принца. Теория литературы. Притча (начальные представления). СЕДЬМОЙ КЛАСС Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Русский фольклор Предания. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник». Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Воплощение в образе богатыря 12 национального характера, нравственных достоинств героя. Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству. Былина «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств Героический эпос. Карело-финский эпос «Калевала» (фрагменты). «Песнь о Роланде» (фрагменты). «Песнь о нибелунгах» (фрагменты). Обобщенное содержание образов героев народного эпоса и национальные черты. Волшебные предметы как атрибуты героя эпоса. Роль гиперболы в создании образа героя эпоса. Культурный герой. (Обзор) Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта. Темы пословиц. Афористичность и поучительный характер пословиц. Поговорка как образное выражение. Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления). Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений). Древнерусская литература «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. Теория литературы . Древнерусская литература, её основные жанры: поучение, повесть. Идеал человека в литературе Древней Руси. Поучительный характер произведений древнерусской литературы. Русская литература XVIII века М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина. Теория литературы. Ода (начальные представления). Г. Р. Державин. Стихотворения «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Русская литература XIX века (первая половина) А. С. Пушкин. Поэма «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»). Интерес Пушкина к истории России. Баллада «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России.Летописный источник «Песни о вещем Олеге».Традиции народной поэзии в создании образов «Песни…». Смысл противопоставления образов Олега и кудесника. Особенности композиции произведения. Признаки жанра баллады в «Песне…». Художественные средства произведения, позволившие воссоздать атмосферу Древней Руси. Повесть «Станционный смотритель». Цикл «Повести Белкина». Повествование от лица вымышленного героя как художественный прием. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения. Образ рассказчика. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Трагическое и гуманистическое в повести. Теория литературы. Повесть (развитие представлений). М.Ю.Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Образ Ивана Грозного и тема 13 несправедливой власти. Защита Калашниковым человеческого достоинства. Авторская позиция в поэме. Связь поэмы с художественными традициями устного народного творчества. Сопоставление зачина поэмы и ее концовки. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Ангел». Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. Чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. «Звуки небес» и «скучные песни земли». Своеобразие художественного мира поэзии Лермонтова. Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений). Н. В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба».Эпическое величие мира и героический размах жизни в повести Гоголя. Прославление высокого строя народной вольницы, боевого товарищества, самоотверженности и героизма. Единоверие, честь, патриотизм как основные идеалы запорожцев. Герои Гоголя и былинные богатыри. Тарас и его сыновья. Принцип контраста в создании образов братьев, противопоставления в портретном описании, речевой характеристике. Трагизм конфликта отца и сына (Тарас и Андрий). Борьба долга и чувства в душах героев. Роль детали в раскрытии характеров героев. Смысл финала повести. Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия). Русская литература XIX века (вторая половина) И.С. Тургенев. Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Стихотворения в прозе «Русский язык», «Два богача». Особенности идейноэмоционального содержания стихотворений в прозе. Своеобразие ритма и языка. Авторская позиция и способы ее выражения. Теория литературы. Стихотворения в прозе. Н. А. Некрасов. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. (Обзор) Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия). А. К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Литературная сказка. М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». (Обзор) Сказка фольклорная и сказка литературная (авторская). Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке. Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок. Своеобразие сатирических литературных сказок. Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Автобиографические произведения русских писателей. Л. Н.Толстой. Повесть «Детство» (фрагменты). (Обзор) Своеобразие сюжета и образной системы в автобиографических произведениях. Жизнь, изображенная в восприятии ребенка. Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой- повествователь (развитие понятия). А. П.Чехов. Рассказ «Хамелеон». Особенности образов персонажей в юмористических произведениях. Средства создания комических ситуаций. Разоблачение трусости, лицемерия, угодничества в рассказах. Роль художественной детали. Смысл названия. Рассказ «Злоумышленник». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. 14 (Обзор) Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений). Русская литература XX века (первая половина) И.А. Бунин. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги…» Особенности изображения природы. Образ оленя и средства его создания. Тема красоты природы. Символическое значение природных образов. Пушкинские традиции в пейзажной лирике поэта. Тема природы в русской поэзии. И.А.Бунин. Стихотворение «Листопад» (фрагмент «Лес, точно терем расписной…»). (Обзор) Картины родной природы в изображении русских поэтов. Тема родины в русской поэзии. А.К.Толстой. Стихотворение «Край ты мой, родимый край...». (Обзор) Обращение поэтов к картинам русской жизни, изображению родной природы, событий отечественной истории, создание ярких образов русских людей. И.А.Бунин. Рассказ «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. Автобиографические произведения русских писателей. М.Горький. Повесть «Детство» (фрагменты). (Обзор). Своеобразие сюжета и образной системы в автобиографических произведениях. Жизнь, изображенная в восприятии ребенка. М.Горький. Рассказ «Челкаш». Образа Челкаша и Гаврилы. Широта души, стремление к воле. Символический образ моря. Сильный человек вне истории. Противостояние сильного характера обществу. Л. Н. Андреев. Рассказ «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения. В.В. Маяковский. Стихотворения «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Словотворчество и яркая метафоричность ранней лирики Маяковского. Гуманистический пафос стихотворения. Одиночество лирического героя, его противопоставление толпе обывателей. Тема назначения поэзии. Своеобразие ритмики и рифмы. Теория литературы . Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления). А.П. Платонов. Рассказ «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку Рассказ «В прекрасном и яростном мире» (Обзор). Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. А. Т. Твардовский. Стихотворения «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа. Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия). Час мужества. Интервью с участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления). Ф. А. Абрамов. Рассказ «О чем плачут лошади», Эстетические и нравственноэкологические проблемы, поднятые в рассказе. Теория литературы, Литературные традиции. Е. И. Носов. Рассказы «Кукла», «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. 15 Русские и зарубежные писатели о животных. Ю. П. Казаков. Рассказ «Арктур — гончий пёс». (Обзор). Образы животных в произведениях художественной литературы. Нравственные проблемы в произведениях о животных. Животные в жизни и творчестве писателей- анималистов. Д.С. Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи. Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления). М.М. Зощенко Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. Тема природы в русской поэзии. Н. А. Заболоцкий. Стихотворение «Гроза идёт».(Обзор). Картины родной природы в изображении русских поэтов. Стихотворения о Родине, родной природе (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов). Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Песни на стихи русских поэтов XX века. А. Н. Вертинский. «Доченьки»; И. А.Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни Литература народов России Р. Гамзатов. Стихотворения «Мой Дагестан», «В горах джигиты ссорились, бывало…». Тема любви к родному краю. Национальный колорит стихотворений. Изображение национальных обычаев и традиций. Особенности художественной образности аварского поэта Зарубежная литература Дж. Г. Байрон. Стихотворение «Душа моя мрачна…». Своеобразие романтической поэзии Байрона. «Мировая скорбь» в западноевропейской поэзии. Ощущение трагического разлада героя с жизнью, окружающим его обществом. Байрон и русская литература. Японские трехстишия (хокку). Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами. Теория литературы, Особенности жанра хокку (хайку). Жанр новеллы. О. Генри. Новелла «Дары волхвов». (Обзор) История жанра новеллы. Жанровые признаки. Особая роль необычного сюжета, острого конфликта, драматизма действия в новелле. Строгость её построения. Р. Брэдбери. Рассказ «Всё лето в один день». Особенности сюжета рассказа. Роль фантастического сюжета в раскрытии серьёзных нравственных проблем. Образы детей. Смысл финала произведения. ВОСЬМОЙ КЛАСС Русская литература и история. Историзм творчества классиков русской литературы. Русский фольклор Русские народные песни (хороводные, лирические, исторические). Отражение в них жизни народа. Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Предания как исторический жанр. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ерма ком...». Особенности содержания и формы народных преданий. Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений). Древнерусская литература «Житие Сергия Радонежского» (фрагменты). Духовный путь Сергия Радонежского. Идейное содержание произведения. Соответствие образа героя и его жизненного пути канону житейной литературы. Сочетание исторического, бытового в житии. Сила духа и 16 святость героя. Отражение композиционных, сюжетных, стилистических особенностей житийной литературы в историческом очерке Б.К.Зайцева. Повесть «Шемякин суд». Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. Теория литературы. Древнерусская литература, её основные жанры: житие, повесть. Идеал человека в литературе Древней Руси. Поучительный характер произведений древнерусской литературы. Русская литература XVIII века Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль» (фрагменты). Социальная и нравственная проблематика комедии. Сатирическая направленность. Проблемы воспитания, образования гражданина. «Говорящие» фамилии и имена, речевые характеристики как средства создания образов персонажей. Смысл финала комедии. Теория литературы. Классицизм и его связь с идеями русского Просвещения. Русская литература XIX века (первая половина) И. А. Крылов. Басня «Обоз». Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений). А. С.Пушкин. Роман «Капитанская дочка». История создания романа. Историческое исследование «История Пугачева» и роман «Капитанская дочка». Пугачев в историческом труде и в романе. Формы семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю. Изображение исторических деятелей на страницах романа (Пугачев, Екатерина II).Главные герои романа. Становление, развитие характера, личности Петра Гринева. Значение образа Савельича. Нравственная красота Маши Мироновой. Образ антигероя Швабрина. Проблемы долга, чести, милосердия, нравственного выбора. Портрет и пейзаж в романе. Художественная функция народных песен, сказок, пословиц и поговорок. Роль эпиграфов в романе. Название и идейный смысл произведения. Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления). Стихотворения «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Туча», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…), Одухотворенность и чистота чувства любви. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике.Мотивы дружбы, прочного союза друзей. Повесть «Пиковая дама». Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. М. Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления). Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор». История создания комедии и ее сценическая судьба. Поворот русской драматургии к социальной теме. Русское чиновничество в сатирическом изображении: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества и казнокрадства, лживости. Основной конфликт комедии и стадии его развития. Особенности завязки, развития действия, кульминации и развязки. Новизна финала(немая сцена). Образ типичного уездного города. Городничий и чиновники. Женские образы в комедии. Образ Хлестакова. Хлестаковщина как общественное явление. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик. Ремарки как форма выражения авторской позиции. Гоголь о комедии. 17 Теория литературы . Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Повесть «Шинель». Развитие образа «маленького человека» в русской литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном, неуютном мире, тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного холода, отчужденности, бездушия. Роль фантастики в идейном замысле произведения. Гуманистический пафос повести. Н. С. Лесков. Рассказ «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений). Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала». Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений. Тема природы в русской поэзии (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, А. Н. Майков). А. П. Чехов. Рассказ «О любви». История о любви и упущенном счастье. Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Русская литература XX века (вторая половина) И. А. Бунин. Рассказ «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. А. И. Куприн. Рассказ «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Теория литературы. Сюжет и фабула. А. А. Блок. Стихотворение «Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл. С. А. Есенин. Поэма «Пугачев» (отрывок). Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления). М. Зощенко. Рассказ «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказах. А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два бойца»). История создания поэмы. Изображение войны и человека на войне. Народный герой в поэме. Образ автора-повествователя. Особенности стиха поэмы, ее интонационное многообразие. Своеобразие жанра «книги про бойца». Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления). А. П. Платонов. Рассказ «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа. Военная тема в русской поэзии. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны (М. Исаковский, Б. Окуджава, А. Фатьянов, Л. Ошанин. В. П. Астафьев. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений). Тема Родины, родной природы в стихотворениях И. Анненского, Д. Мережковского, Н. Заболоцкого, Н. Рубцова. Поэты Русского зарубежья о Родине (Н. Оцуп, 3. Гиппиус, Дон Аминадо) Тема родины в русской поэзии. И. А. Бунин. Стихотворение «У птицы есть гнездо, 18 у зверя есть нора…». (Обзор) Образ родины в русской поэзии. Обращение поэтов к картинам русской жизни, изображению родной природы, событий отечественной истории, создание ярких образов русских людей Литература народов России. М.Карим. Поэма «Бессмертие» (фрагменты). Героический пафос поэмы. Близость образа главного героя поэма образу Василия Теркина из одноименной поэмы А.Т.Твардовского. Зарубежная литература У. Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта. Сонет № 130 «Её глаза на звезды не похожи…». Любовь и творчество как основные темы сонетов. Образ возлюбленной в сонетах Шекспира Теория литературы . Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Сонет как форма лирической поэзии. Ж. Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве» (сцены). Проблематика комедии. Основной конфликт. Образ господина Журдена. Высмеивание невежества, тщеславия и глупости главного героя. Особенности изображения комических ситуаций. Мастерство драматурга в построении диалогов, создании речевых характеристик персонажей Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий). Жанр баллады. В. Скотт. Баллада «Клятва Мойны». (Обзор) История жанра баллады. Жанровые признаки. Своеобразие балладного сюжета. Особая атмосфера таинственного, страшного, сверхъестественного в балладе ДЕВЯТЫЙ КЛАСС Литература и ее роль в духовной жизни человека. Теория литературы . Литература как искусство слова (углубление представлений). Древнерусская литература «Слово о полку Игореве». «Слово…» как величайший памятник литературы Древней Руси. История открытия «Слова…». Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. Авторская позиция в «Слове…». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы «Слова…». Теория литературы . Древнерусская литература, её основные жанры: слово. Тема Русской земли. Идеал человека в литературе Древней Руси. Поучительный характер произведений древнерусской литературы. Русская литература XVIII века М. В. Ломоносов. Стихотворение «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова. Г. Р. Державин. Стихотворение «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. Стихотворение «Памятник». Жизнеутверждающий характер поэзии Державина. Тема поэта и поэзии. Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». Своеобразие проблематики произведения. Отражение художественных принципов сентиментализма в повести. Конфликт истинных и ложных ценностей. Изображение внутреннего мира и эмоционального состояния человека. Теория литературы, Классицизм и его связь с идеями русского Просвещения. Сентиментализм и его обращение к изображению внутреннего мира обычного человека. Русская литература XIX века (первая половина) 19 В. А. Жуковский. Баллада «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского. Источники сюжета баллады «Светлана». Образ Светланы и средства его создания. Национальные черты в образе героини. Своеобразие сюжета. Фантастика, народнопоэтические традиции, атмосфера тайны, пейзаж. Мотивы дороги и смерти. Мотив смирения и тема веры как залога торжества сета над тьмой. Своеобразие финала баллады. Баллады западноевропейских поэтов в переводах Жуковского. Стихотворения «Море», «Невыразимое». Основные темы и образы поэзии Жуковского. Лирический герой романтической поэзии и его воприятие мира. Тема поэтического вдохновения. Отношение романтика к слову. Романтический образ моря. Своеобразие поэтического языка Жуковского. Теория литературы . Романтизм в русской литературе. Романтический герой. А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». История создания, публикации и первых постановок комедии. Прототипы. Смысл названия и проблема ума в пьесе. Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие конфликта. Система образов. Чацкий как необычный резонер, предшественник «странного человека» в русской литературе. Своеобразие любовной интриги. Образ фамусовской Москвы. Художественная функция внесценических персонажей. Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно-историческое и общечеловеческое в произведении. Необычность развязки, смысл финала комедии. Критика о пьесе Грибоедова. Теория литературы. Социальная и нравственная проблематика русской драматургии XIX в. А. С. Пушкин. Стихотворения «Анчар», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Осень», «Два чувства дивно близки нам…».Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза друзей. Одухотворенность и чистота чувства любви. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Размышления поэта о скоротечности человеческого бытия. Тема поэта и поэзии. Вдохновение как особое состояние поэта. Философская глубина, религиозно-нравственные мотивы поздней лирики Пушкина. Особенности ритмики, метрики, строфики пушкинских стихотворений. Библейские и античные образы в поэзии Пушкина. Традиции классицизма, романтические образы и мотивы, реалистические тенденции в лирике поэта. Образы, мотивы, художественные средства русской народной поэзии в творчестве Пушкина. Образ Пушкина в русской поэзии XIX - XX вв. Роман в стихах «Евгений Онегин». Замысел романа и его эволюция в процессе создания произведения. Особенности жанра и композиции «свободного романа». Единство лирического и эпического начал. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Сюжетные линии произведения и темы лирических отступлений. Автор и его герои. Образ читателя в романе. Образ Онегина, его развитие. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Татьяна как милый идеал автора. Художественная функция эпиграфов, посвящений, снов и писем героев романа. Картины жизни русского общества: жизнь столиц и мир русской деревни. Картины родной природы. «Онегинская строфа». Особенности языка, органичное сочетание высокой поэтической речи и дружеского разговора, упоминания имен богов и героев античной мифологии и использование просторечной лексики. Реализм пушкинского романа в стихах. «Евгений Онегин» в русской критике. Трагедия «Моцарт и Сальери». Цикл маленьких трагедий-пьес о сильных личностях и нравственном законе. Проблема «гения и злодейства». Образы Моцарта и Сальери. Два типа мировосприятия, выраженные в образах главных героев трагедии. Образ слепого скрипа и его роль в развитии сюжета. Образ «черного человека». 20 Сценическая и кинематографическая судьба трагедии. Теория литературы. Становление реализма в русской литературе XIX в. Изображение исторических событий, жизни русского дворянства и картин народной жизни. Нравственные искания героев русской литературы. Идеальный женский образ. Утверждение непреходящих жизненных ценностей (вера, любовь, семья, дружба). Христианские мотивы и образы в произведениях русской литературы. М. Ю. Лермонтов. Стихотворения «Парус», «Смерть Поэта», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина», «Пророк». Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. Чувство трагического одиночества. Любовь как страсть, приносящая страдания. Чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Своеобразие художественного мира поэзии Лермонтова. Характер лирического героя лермонтовской поэзии. Тема Родины, поэта и поэзии. Романтизм и реализм в лирике поэта. Роман «Герой нашего времени». «Герой нашего времени» как первый психологический роман в русской литературе. Нравственно-философская проблематика произведения. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции романа, ее роль в раскрытии характера Печорина. Особенности повествования. Особое внимание к внутренней жизни человека, его мыслям, чувствам, переживаниям, самоанализу, рефлексии. Портретные и пейзажные описания как средства раскрытия психологии личности. Главный герой и второстепенные персонажи произведения. Любовь и игра в любовь в жизни Печорина. Смысл финала романа. Черты романтизма и реализма в романе. Печорин и Онегин. Роман «Герой нашего времени» в русской критике. Теория литературы. Психологизм русской прозы. Основные темы и образы русской поэзии XIX в. (человек и природа, родина, любовь, назначение поэзии). Н. В. Гоголь. Поэма «Мертвые души». История создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Чичиков как «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о России. Жанровое своеобразие произведения, его связь с «Божественной комедией» Данте, плутовским романом, романом-путешествием. Причины незавершенности поэмы. Авторские лирические отступления в поэме, их тематика и идейный смысл. Чичиков в системе образов поэмы. Образы помещиков и чиновников, художественные средства и приемы их создания, образы крестьян. Образ Руси. Эволюция образа автора от сатирика к проповеднику и пророку. Своеобразие гоголевского реализма. Поэма «Мертвые души» в русской критике. Теория литературы . Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений). Русская литература XIX века (вторая половина) Ф. М. Достоевский. Повесть «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя». Роль истории Настеньки. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Теория литературы. Повесть (развитие понятия). Литературная сказка. А. Н. Островский. «Снегурочка» (сцены). (Обзор) Сказка фольклорная и сказка литературная (авторская). Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке. Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок. А.П.Чехов. Рассказ «Смерть чиновника». Средства создания комических ситуаций. Разоблачение трусости, лицемерия, угодничества в рассказах. Роль художественной детали. Смысл названия. Теория литературы . Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа. Русская литература XX века (первая половина) 21 И. А. Бунин. . Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. Лиризм повествования. А. А. Блок. Стихотворения «Девушка пела в церковном хоре…», «Родина». Лирический герой в поэзии Блока. Символика и реалистические детали в стихотворениях. Образ Родины. Музыкальность лирики Блока. С. А. Есенин. Стихотворения «Гой ты, Русь моя родная…», «Нивы сжаты, рощи голы…». Основные темы и образы поэзии Есенина. Лирический герой и мир природы. Олицетворение как основной художественный прием. Напевность стиха. Своеобразие метафор и сравнений в поэзии Есенина. Стихотворения «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. В. В. Маяковский. Стихотворения «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта. М. А.Булгаков. Повесть «Собачье сердце». Мифологические и литературные источники сюжета. Идея переделки человеческой природы. Образ Шарикова и «шароковщина» как социальное явление. Проблема исторической ответственности интеллигенции. Символика имен, названий, художественных деталей. Приемы сатирического изображения. Теория литературы . Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий). М. И. Цветаева. Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. А. А.Ахматова. Стихотворение «Родная земля». Основные темы и образы поэзии Ахматовой. Роль предметной детали, ее многозначность. Тема Родины в стихотворении. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений. Н. А. Заболоцкий. Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя. Теория литературы. Модернизм в русской литературе. Модернистские течения (символизм, футуризм, акмеизм). Поиск новых форм выражения. Словотворчество. Русская литература XX века (вторая половина) М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Изображение трагедии народа в военные годы. Образ Андрея Соколова. Особенности национального характера. Тема военного подвига, непобедимости человека. Воплощение судьбы целого народа в судьбе героя произведения. Особенности композиции рассказа. Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия). Военная тема в русской литературе. B. В. Быков. Повесть «Обелиск». Идейноэмоциональное содержание произведений, посвящённых военной теме. Образы русских солдат. Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Б. Л. Пастернак. Философская глубина лирики Б. Пастернака. А. Т. Твардовский. Стихотворения о Родине, о природе. Теори я литературы . Силлаботоническая и то- ническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений). А. И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор». Историческая и биографическая основа рассказа. Изображение народной жизни. Образ рассказчика. Портрет и интерьер в рассказе. Притчевое начало, традиции житийной литературы, сказовой манеры повествования в рассказе. Нравственная проблематика. Принцип «жить не по лжи». Тема праведничества в русской литературе Теория литературы. Притча (углубление понятия). 22 Песни и романсы на слова русских писателей XIX—XX веков (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Сурков, К. М. Симонов и др.) Романсы и песни как жанр, выражающий переживания, мысли, настроения человека. Тема родины в русской поэзии. И. Северянин. Стихотворение «Запевка». (Обзор)Образ родины в русской поэзии. Обращение поэтов к картинам русской жизни, изображению родной природы, событий отечественной истории, создание ярких образов русских людей Теория литературы. Развитие реализма в русской литературе XX в. Изображение трагических событий отечественной истории, судеб русских людей в век грандиозных потрясений, революций и войн. Обращение к традиционным в русской литературе жизненным ценностям. Образы родины, дома, семьи. Основные темы и образы русской поэзии XX в. (человек и природа, родина, любовь, война, назначение поэзии). Зарубежная литература Данте Алигьери. Поэма «Божественная комедия» (фрагменты). Данте и его время. Дантовская модель мироздания. Трёхчастная композиция поэмы. Тема поиска истины и идеала. Образ поэта. Изображение пороков человечества в первой части поэмы. Смысл названия. У. Шекспир. Трагедия «Гамлет» (сцены). Трагический характер конфликта. Напряжённая духовная жизнь героя-мыслителя. Противопоставление благородства мыслящей души и суетности времени. Гамлет как «вечный» образ. Тема жизни как театра. Теория литературы . Трагедия как драматический жанр (углубление понятия). И. В. Гёте. Трагедия «Фауст» (фрагменты). Народная легенда о докторе Фаусте и её интерпретация в трагедии. Образы Фауста и Мефистофеля как «вечные» образы. История сделки человека с дьяволом как «бродячий» сюжет. Герой в поисках смысла жизни. Проблема и цена истинного счастья Теория литературы . Философско-драматическая поэма. Жанр баллады. И. В. Гёте. Баллада «Лесной царь». (Обзор) История жанра баллады. Жанровые признаки. Своеобразие балладного сюжета. Особая атмосфера таинственного, страшного, сверхъестественного в балладе. Сведения по теории и истории литературы (ниже перечислены понятия, о которых выпускник получает представление при изучении литературы в основной школе) Литература как искусство словесного образа. Художественный образ. Персонаж. Литературный герой. Героический характер. Главные и второстепенные персонажи. Лирический герой. Образы времени и пространства, природные образы, образы предметов. «Вечные» образы в литературе. Художественный вымысел. Правдоподобие и фантастика. Сюжет и композиция. Конфликт. Внутренний конфликт. Эпизод. Пейзаж. Портрет. Диалог и монолог. Внутренний монолог. Дневники, письма и сны героев. Лирические отступления. Эпилог. Лирический сюжет. Авторская позиция. Заглавие произведения. Эпиграф. «Говорящие» фамилии. Финал произведения. Тематика и проблематика. Идейно-эмоциональное содержание произведения. Возвышенное и низменное, прекрасное и безобразное, трагическое и комическое в литературе. Юмор. Сатира. Художественная речь. Поэзия и проза. Изобразительно-выразительные средства (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, гипербола, антитеза, аллегория). Символ. Гротеск. Художественная деталь. Системы стихосложения. Строфа. Литературный процесс. Традиции и новаторство в литературе. Эпохи в истории мировой литературы (Античность, Средневековье, Возрождение, литература XVII, XVIII, XIX и XX вв.). Литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм). 23 3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 5 класс №п/ Название раздела п 1 Русский фольклор (9 часов) 2 Древнерусская литература (2 часа) 3 Русская литература XVIII века (3часа) 4 6 Русская литература XIX века (первая половина) (27 часов) Русская литература XIX века (вторая половина) (17 часов) Русская литература XX века (первая половина) (9 часов) 7 Русская литература ХХ века (4часа) 8 Русская литература XX века (вторая половина) (16 часов) 9 Зарубежная литература (13 часов) 5 6 класс № п/п 1 Название раздела 2 Древнерусская литература (2 часа) 3 Русская литература XVIII века (1 час) 4 Русская литература XIX века (первая половина) (23 часа) 5 Русская литература XIX века (вторая половина) (23 часа) 6 Русская литература XX века (первая половина) (29 часов) 7 Литература народов России (3 часа) 8 Зарубежная литература (15 часов) Русский фольклор (4часа) 24 7 класс № п/п 1 Название раздела 2 Древнерусская литература (2 часа) 3 Русская литература XVIII века (1 час) 4 Русская литература XIX века (первая половина) (23 часа) 5 Русская литература XIX века (вторая половина) (23 часа) 6 Русская литература XX века (первая половина) (29 часов) 7 Литература народов России (3 часа) 8 Зарубежная литература (15 часов) Русский фольклор (4часа) 25