Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ЗПР по литературе 9 класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ (ОВЗ ЗПР)
9 КЛАСС
ФГОС ООО
НА 2021 - 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ литература
КЛАСС 9
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ в неделю 2,5; всего за год 85
УЧИТЕЛЬ (ФИО) Морозова Надежда Николаевна
КАТЕГОРИЯ первая
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)

Программа по литературе к учебнику для 9 класса общеобразовательной
школы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. (М.,
«Просвещение», 2016 г.) ФГОС
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК (название, авторы, выходные данные)

Литература. ФГОС. 9 класс, авторы Коровина В.Я. и др. Учебник для
общеобразовательных организаций.
–
М., «Просвещение», 2019.
Рекомендовано Министерством просвещения РФ (351 стр .+ 400 стр.)
с. Южаково
2021

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)

Личностные УУД:
- формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса
учению; формировать уважение к личности и её достоинству;
- формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации;
- формировать уважение к истории;
- формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою
страну;
- способствовать развитию культурной и этнической толерантности;
- осуществлять рефлексию.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД:
- обучение целеполаганию;
- самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока;
- анализировать условия достижения цели;
- устанавливать целевые приоритеты;
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный
способ;
- принимать решения в проблемной ситуации;
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы
в ходе дискуссии.
Коммуникативные УУД:
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и
делать выбор;
- оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации;
- создавать тексты определённого жанра;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
- работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Познавательные УУД:
- давать определения понятиям;
- обобщать понятия;
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации;
- пользоваться изучающим видом чтения;
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,
подтекстовую, концептуальную;
- строить рассуждения;
2

- осуществлять сравнение;
- излагать содержание прочитанного текста выборочно;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
- осуществлять анализ;
- учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- осуществлять классификацию.
Предметные знания:
- знать биографические сведения о писателе;
- знать содержание прочитанных литературных произведений;
- понятие о приключенческой литературе и литературном герое;
- знать понятия вымысла и авторского замысла в литературе;
- знать: что такое литературный портрет;
- знать отличительные признаки стихотворной речи;
- знать понятие о детективной литературе; особенности сюжета и композиции в детективе;
- знать изученные теоретико-литературные понятия.
Предметные умения:
- формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы;
- понимать образную природу литературы как явления словесного искусства;
- уметь характеризовать героев;
- определять роль портретной характеристики героя;
- видеть в тексте средства создания характера героя;
- узнавать приключенческую литературу по её признакам;
- уметь делать выводы об особенностях художественного мира приключенческой
литературы;
- уметь выявлять заложенные в произведении вневременных, непреходящих нравственных
ценностей и их современного звучания;
- уметь писать сочинения разных жанров;
- уметь анализировать литературное произведение;
- уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов и
жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного
произведения;
- уметь пересказывать прозаическое произведение с использованием цитат из текста и
образных средств русского языка;
- создавать устное монологическое высказывание;
- уметь отличать литературный портрет от обычной биографии;
- уметь определять в произведении элементы сюжета, композиции;
- отвечать на вопросы по прочитанному тексту;
- уметь сопоставлять героев;
- уметь понимать ключевые проблемы произведения;
- уметь сопоставлять произведения;
- уметь сопоставлять легенду и её интерпретацию в художественном произведении;
- читать выразительно наизусть стихотворения;
- уметь узнавать фантастическую литературу по её признакам;
- уметь отличать сказку от произведения фантастической литературы;
3

- уметь узнавать детектив по его жанровым признакам;
- уметь различать повесть и рассказ по их признакам;
- уметь различать в произведении автора и рассказчика;
- определять стихотворный размер;
- понимать русское слово в его эстетической функции.
Выпускник научится:
- формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы;
- понимать образную природу литературы как явления словесного искусства;
- характеризовать героев;
- определять роль портретной характеристики героя;
- видеть в тексте средства создания характера героя;
- узнавать приключенческую литературу по её признакам;
- делать выводы об особенностях художественного мира приключенческой литературы;
- выявлять заложенные в произведении вневременных, непреходящих нравственных
ценностей и их современного звучания;
- писать сочинения разных жанров;
- анализировать литературное произведение;
- определять принадлежность произведения к одному из литературных родов и жанров;
понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения;
- пересказывать прозаическое произведение с использованием цитат из текста и образных
средств русского языка;
- создавать устное монологическое высказывание;
- отличать литературный портрет от обычной биографии;
- определять в произведении элементы сюжета, композиции;
- отвечать на вопросы по прочитанному тексту;
- сопоставлять героев;
- понимать ключевые проблемы произведения;
- сопоставлять произведения;
- сопоставлять легенду и её интерпретацию в художественном произведении;
- выразительно наизусть стихотворения;
- узнавать фантастическую литературу по её признакам;
- отличать сказку от произведения фантастической литературы;
- узнавать детектив по его жанровым признакам;
- различать повесть и рассказ по их признакам;
- различать в произведении автора и рассказчика;
- определять стихотворный размер;
- понимать русское слово в его эстетической функции.

4

2.

Содержание учебного предмета «Литература» 9 класс

Литература и её роль в духовной жизни человека – 1 ч.
Литература и её роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы.
Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой
читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 4 ч.
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы.
Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». «Слово…» как величайший памятник литературы Древней
Руси. История открытия «Слова…». Проблема авторства. Историческая основа памятника,
его сюжет. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины.
Образ русской земли. Авторская позиция в «Слове…». «Золотое слово» Святослава и
основная идея произведения. Соединение языческой и христианской образности. Язык
произведения. Переводы «Слова…».
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА – 8 ч.
Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского
классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество (обзор). Учёный, поэт, реформатор
русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае северного сияния», «Ода
на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни
Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и
просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество (обзор).
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и
ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог»
Державина и его особенности, оценка в стихотворении собственного поэтического
новаторства. Тема поэта и поэзии в творчестве Державина.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень».
Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза».
Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты
русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА – 41 ч.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество (обзор).
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и
трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика,
фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые
предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы
дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной
фантастической баллады. Нравственный, мир героини как средоточие народного духа и
христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру
в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество (обзор).
«Горе от ума». История создания, публикации и первых постановок комедии. Прототипы.
Смысл названия и проблема ума в пьесе. Особенности развития комедийной интриги.
5

Своеобразия конфликта. Система образов. Чацкий как необычный резонер,
предшественник «странного человека» в литературе. Своеобразие любовной интриги.
Образ фамусовской Москвы. Художественная функция внесценических персонажей.
Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в создании речевых
характеристик действующих лиц. Конкретно – историческое и общечеловеческое в
произведении. Необычность развязки, смысл финала комедии. Критика о пьесе
Грибоедова.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии
лежит ночная мгла...», «Я вас любил; любовь ещё, быть может...», «Бесы», «Я
памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Два чувства дивно близки нам...».
Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза
друзей. Одухотворённость и чистота чувства любви. Слияние личных, философских и
гражданских мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты человека,
красоты жизни в пейзажной лирике. Особенности ритмики, метрики и строфики
пушкинской поэзии.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах.
Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические
отступления. Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа.
Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах
Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.
Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика: В. Г. Белинский, Д. И.
Писарев; «органическая» критика: Д. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский;
философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало
«Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворённые в двух
персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм
(развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор).
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый
психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и
второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный
предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин и
доктор Вернер, Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери, Печорин и
«ундина». Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значение. Споры о
романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике
В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно, и грустно», «Дума»,
«Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон,
я другой...», «Расстались мы, но твой портрет….», «Есть речи — значенье...»,
«Предсказание», «Молитва», «Нищий». Основные мотивы, образы и настроения поэзии
Лермонтова. Чувство трагического одиночества. Любовь как страсть, приносящая
страдания. Чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца.
Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Характер лирического героя
лермонтовской поэзии. Тема Родины, поэта и поэзии.
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество (обзор).
«Мёртвые души». История создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мёртвые
и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России.
Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией»
Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие
произведения. Причины незавершённости поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция
Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюции образа автора — от сатирика к
6

пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику
Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие
о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического
изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или
саркастический смех, ироническая насмешка, издёвка, беззлобное комикование,
дружеский смех (развитие представлений).
Фёдор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно
нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории
Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании
Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия). Психологизм литературы
(развитие представлений).
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа. «Смерть
чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века.
Чеховское отношение к «маленькому человеку». Боль и негодование автора.
«Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представления о жанровых особенностях
рассказа.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА – 9 ч.
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века. Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических
произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Тёмные аллеи». Печальная история любви людных социальных слоев. «Поэзия»
и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Теория литературы. Психологизм литературы. (Развитие представлений). Роль
художественной детали в характеристике героя.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система
образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа
живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Приём
гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека.
Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика.
Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины
весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая
типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе.
Рассказ
«Матрёнин
двор». Образ
праведницы.
Трагизм
судьбы
героини.
Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии Серебряного века (13 ч.)
Общий обзор и изучение трёх монографических тем (по выбору учителя). Поэзия
Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии.
Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
7

«Ветер принёс издалёка...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно
жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире».
Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока.
Образы и ритмы поэта. Образ Родины в поэзии Блока.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уже вечер...», «Не жалею, не зову, не плачу...», Край ты мой заброшенный...»,
«Гой ты, Русь моя родная…», «Нивы сжаты, рощи голы», «Разбуди меня завтра
рано...», «Отговорила роща золотая...». Народно-песенная основа произведений поэта.
Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Олицетворение как основной художественный прием. Своеобразие метафор и
сравнений.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по
выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма,
словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.
«Идёшь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...»,
«Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о
Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции
и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...»,
«Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание».
Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Чётки», «Белая стая», «Пушкин»,
«Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические
интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии.
Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всём мне хочется
дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б.
Пастернака. Одухотворённая предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных
тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о
природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды
рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX - XX веков
А. С. Пушкин. «Певец», М. Ю. Лермонтов. «Отчего», В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув
плащ, с гитарой под рукою...»), Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно Б.» («Я встретил
вас — и всё .», А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно…». А. Фет. «Я тебе ничего
не скажу...», А.А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь...», К. М. Симонов. «Жди меня,
и я вернусь...», Н. А. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический
жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания,
мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 7 ч.
Античная лирика
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия.
Мысль о поэтических заслугах - знакомство римлян с греческими лириками. Традиции
античной оды в творчестве Державина и Пушкина.
8

Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный
(изображение загробного), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету
страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным
высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные
дела) и мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие
красоты поэзии как божественного хотя и сотворённого земным человеком, разумом
поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира.
Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных
сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены
первой (3-й акт), сцены четвёртой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст).
Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи
Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося
века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет».
Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление
понятия).
Иоганн Вольфганг Гёте. Краткие сведения о жизни и творчестве Гёте.
Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например:
«Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица
перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция
трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия.
Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля.
Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на
небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и
Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый
день идёт за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней
реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ
мировой литературы. Гёте и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Обобщение и систематизация знаний (2 часа)

9

3.
№

1.
2.
3.

4.

5.
6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.
13.
14.

Тематическое планирование
Тема урока

Дата
(сроки)
план
факт

1 неделя
Литература и её роль в духовной жизни человека.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3 ч. + 1 ч.)
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник 1 неделя
древнерусской литературы.
Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра 2 неделя
произведения. Художественные особенности «Слова…».
Поэтическое мастерство автора.
Образ русской земли в «Слове…», основные идеи 2 неделя
произведения. Анализ эпизода в «Слове…». «Плач
Ярославны».
3 неделя
Тестирование по «Слову о полку Игореве».
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII века (7 ч. + 1 ч.)
3 неделя
Характеристика русской литературы ХVIII века.
Особенности русского классицизма. М.В.Ломоносов –
учёный, поэт, реформатор русского литературного языка.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае
великого северного сияния». Особенности содержания и
формы произведения.
4 неделя
М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и
просвещения в произведениях в оде «На день
восшествия…». Жанр оды.
5 неделя
Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение
несправедливой власти в произведениях (ода
«Властителям и судиям»). Тема поэта и поэзии в лирике
Г.Р.Державина. (Стихотворение «Памятник»).
5 неделя
А.Н.Радищев. Слово о писателе. Главы «Путешествие из
Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «Спасская
Полесть»). Изображение российской действительности.
Критика крепостничества. Обличительный пафос
произведения. Жанр путешествия.
6 неделя
А.Н.Радищев. (Глава «Любани»). Обличительный пафос
произведения. Особенности повествования, путешествия
как жанра и его содержательного наполнения.
6 неделя
Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм
как литературное направление.«Осень», «Бедная Лиза» произведения сентиментализма. Утверждение
общечеловеческих ценностей.
7 неделя
«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.
Новые черты русской литературы.
7 неделя
Контрольная работа «Литература XVIII века».
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (39 ч. + 2 ч.)
8 неделя
Золотой век русской литературы (обзор). Общая
10

Примеча
ние

15.

16.

17.

18.

19.
20.

21.
22.
23.

24.

25.
26.
27.
28.
29.

30.
31.

характеристика русской и мировой литературы XIX века.
Романтизм, реализм.
Романтическая лирика начала XIX века. В.А.Жуковский.
Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» –
границы выразимого в слове и чувстве.
В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности
жанра. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика,
образы-символы.
А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга.
А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания.
Особенности композиции произведения. Действие I
комедии.
Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». «Век
нынешний и век минувший». Анализ II действия
комедии.
Чацкий в системе образов комедии. «Можно ль против
всех!» Анализ III действия.
Язык комедии «Горе от ума». Преодоление канонов
классицизма. Обучение анализу эпизода. Анализ IV
действия.
И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической
литературой.
Р.р. Классное сочинение обучающего характера по
комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика.
Пушкин в восприятии современного читателя («Мой
Пушкин»). Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина.
Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема
свободы, служения Родине. Тема свободы и власти. «К
морю», «Анчар».
Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты любовной
лирики Пушкина. Любовь как гармония душ.
Тема поэта и поэзии. «Я памятник себе воздвиг…»,
«Пророк». Обучение анализу одного стихотворения.
«Моцарт и Сальери» - проблема «гения и злодейства».
Анализ произведения. Трагедия.
«Цыганы» как романтическая поэма: особенности
композиции, образной системы, содержания, языка.
«Собранье пестрых глав». Роман А.С.Пушкина
«Евгений Онегин». Творческая история романа. Жанр
романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа.
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и
Ленского. Трагические истоки жизненного пути.
Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал
Пушкина.
11

8 неделя

9 неделя

9 неделя

10 неделя

10 неделя
11 неделя

11 неделя
12 неделя
12 неделя

13 неделя

13 неделя
14 неделя
14 неделя
15 неделя
15 неделя

16 неделя
16 неделя

32.

33.
34.

35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.

46.
47.
48.
49.
50.

51.

52.
53.

«Бегут, меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас».
Татьяна и Онегин. Эволюция взаимоотношений героев.
Анализ двух писем.
Р.р. Сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений
Онегин».
Автор как идейно-композиционный и лирический центр
романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской
жизни».
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Стихотворение
«На смерть поэта».
Образ России в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ
стихотворения «Родина».
Образ поэта-пророка в творчестве М.Ю.Лермонтова.
Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания
к ним.
Роман «Герой нашего времени». Сложность композиции.
Первый психологический роман.
Печорин как представитель «портрета поколения».
Анализ повести «Бэла».
Глава «Максим Максимыч».
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его
характера. Повесть «Княжна Мери».
Загадка образа Печорина. Глава «Тамань».
Глава «Фаталист» в раскрытии образа Печорина.
Творческий путь Н.В.Гоголя. История создания поэмы
«Мёртвые души». Сюжет и композиция поэмы. Проблема
жанра.
Система образов поэмы «Мёртвые души». Образ
Манилова.
Образы помещиков. Коробочка, Ноздрев и Собакевич в
поэме «Мёртвые души».
Плюшкин в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
Губернский город в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
«Повесть о капитане Копейкине».
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.
Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души. Образ
автора.
Лирические отступления в поэме. Смысл названия поэмы.
Подготовка к домашнему сочинению по поэме
«Мертвые души».
А.П.Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника.
«Тоска».
Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи».
Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего
мира.
12

17 неделя

17 неделя
17 неделя

18 неделя
18 неделя
18 неделя
19 неделя
19 неделя
19 неделя
20 неделя
20 неделя
20 неделя
21 неделя
21 неделя

21 неделя
22 неделя
22 неделя
22 неделя
23 неделя

23 неделя

23 неделя
24 неделя

54.

55.
56.

57.

58.
59.
60.
61.
62.
63.

64.
65.

66.

67.
68.

69.
70.

71.

24 неделя
Поэзия второй половины ХIХ века. Многообразие
жанров, эмоциональное богатство. Поэзия
Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Основные темы
их лирики.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА (8 ч. +1 ч.)
24 неделя
Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и
направлений.
25 неделя
И.А.Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». История
любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и
«проза» русской усадьбы. Мастерство Бунина. Лиризм
повествования.
25 неделя
М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как
социально-философская сатира на современное общество.
Система образов.
25 неделя
М.А.Шолохов. Слово о писателе. Композиция рассказа
«Судьба человека». Роль пейзажа. Особенности жанра.
26 неделя
Образ главного героя рассказа «Судьба человека».
26 неделя
Судьба человека и судьба Родины.
А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». 26 неделя
Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика.
27 неделя
Тема «праведничества» в рассказе. Образ праведницы,
трагизм её судьбы.
27 неделя
Р.р. Сочинение по произведениям (1-2, на выбор)
второй половины ХIХ и ХХ века.
РУССКАЯ ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА (12 ч. + 1 ч.)
27 неделя
Русская поэзия Серебряного века.
28 неделя
А.А. Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирических
интонаций. Образы и ритмы поэта. Трагедия лирического
героя в «страшном мире». Своеобразие лирических
интонации.
28 неделя
С.А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике
С.Есенина. Размышления о жизни, любви, природе,
предназначении человека в лирике С.Есенина.
28 неделя
В.В. Маяковский. Новаторство поэзии. Своеобразие
стиха, ритма, интонаций.
М.И. Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о 29 неделя
любви, жизни и смерти. Образ Родины в лирическом
цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство.
29 неделя
Н.А. Заболоцкий. Философский характер лирики поэта.
Тема гармонии с природой, любви и смерти.
А.А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в 29 неделя
любовной лирике. Тема поэта и поэзии. Особенности
поэтики.
30 неделя
Б.Л. Пастернак. Философская глубина лирики поэта.
Вечность и современность.
13

72.

73.
74.
75.
76.

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и
природе в лирике поэта. «Страна Муравия» (отрывки из
поэмы). Интонация и стиль стихотворений А.Т.
Твардовского «Урожай», «Весенние строчки».
А.Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом».
Вн. чт. Песни и романсы на стихи русских поэтов XIXXX веков.
Контрольная работа по русской лирике ХХ века. Тема
Родины.
Резервный урок.

30 неделя

30 неделя
31 неделя
31 неделя
31 неделя

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (7 ч.)
77.
78.
79.

80.

81.
82.

83.

Античная лирика. Гай Валерий Катулл. Чувства и
разум в любовной лирике поэта.
Квинт Гораций Флакк. Поэтическое творчество и
поэтические заслуги. «Я воздвиг памятник…».
Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор,
фрагменты). Множественность смыслов и её
философский характер.
У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных
сцен). Общечеловеческое значение героев Шекспира.
Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром.
Трагизм любви Гамлета и Офелии. Гамлет как вечный
образ мировой литературы.
И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен).
Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный
смысл трагедии. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера.
Фауст как вечный образ мировой литературы. Характер
восприятия и значение творчества Гёте в России.

32 неделя
32 неделя
32 неделя

33 неделя

33 неделя
33 неделя

34 неделя

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (2 ч.)
84.
85.

34 неделя
Урок-размышление «Прошлое, настоящее, будущее в
литературе». Рекомендации книг для летнего чтения.
34 неделя
Резервный урок.
Итого за год
к.р. _2__
85 часов

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».