Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ЗПР по литературе 8 класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
8 КЛАСС (ОВЗ ЗПР)
ФГОС ООО
НА 2021 - 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ литература
КЛАСС 8
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ в неделю 2; всего за год 68
УЧИТЕЛЬ (ФИО) Морозова Надежда Николаевна
КАТЕГОРИЯ первая
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)

Программа по литературе к учебнику для 8 класса общеобразовательной
школы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. (М.,
«Просвещение», 2016 г.) ФГОС
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК (название, авторы, выходные данные)

Литература. ФГОС. 8 класс, авторы Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин
В.И. Учебник для общеобразовательных организаций. – М., «Просвещение»,
2018. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ (400 стр.+ 368
стр.)
с. Южаково
2021

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)

Личностные результаты:
• Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального
российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
• Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
• Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания;
• Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни
во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
• Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
• Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
• Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познава-тельных задач;
• Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответ-ствии с изменяющейся обстановкой;
• Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
• Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
2

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавли-вать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения познавательных задач;
• Смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом
интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
• Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуника-ции для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и
регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
• Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
• Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и
фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских
писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
• Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность
к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею,
нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев,
сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание и роли в раскрытии идейно-художественного
содержания произведения (элементы филологического анализа), владение элементарной
литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• Формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
• Умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные
произведения;
• Понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
• Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное
чтение и адекватное восприятие;
• Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы
по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа,
вести диалог;
• Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на
литературные и общекультурные темы;
• Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства,
эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса;
• Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных средств в создании художественны образов литературных произведений.
3

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности
с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет
художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи
искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства,
осмысления историко-культурных сведений, усвоения основных понятий теории и
истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные
произведения.

4

2. Содержание учебного предмета «Литература» 8 класс
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ (1 Ч.)
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому
прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 Ч.)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение
жизни народа в народной песне: «В темной лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…»,
«Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в
частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О
покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание
(развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 Ч.)
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов
врагов.
Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг
самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное
новшество литературы 17 века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие
сыновья. Сатира на судебные порядки. Комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому что он и судил»).
Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений).
Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр
древнерусской литературы (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХVIII ВЕКА (3 Ч.)
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены).
Сатирическая направленность комедии.
Проблема
воспитания истинного гражданина
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в
драматическом произведении.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХIХ ВЕКА (35 Ч.)
Иван Андреевич Крылов (1 ч.)
Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо.
Мораль басни. «Обор». Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и
тактику Кутузова В отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков:
самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев (1 ч.)
Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой
думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.
Ф. Рылеева – основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин (7 ч.)
Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка
Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная.
Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и
5

историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение
народа, дворян и автора к предводителю восстания.
Бунт «бессмысленный и
беспощадный» (А. С. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование
характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини.
Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции.
Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в
романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской
дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы.
Историзм художественной литературы (начальные
представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема
«человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и
закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система
предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система
образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение
образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и
карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов (4 ч.)
Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих
тем в его творчестве. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной
среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя.
Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в
произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой
(начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь (9 ч.)
Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в
художественном произведении. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История
создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной
теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор».
Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России»
(Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до
конца вытекает из характеров» (В .И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная
интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие
представлений).
«Шинель».
Образ «маленького человека» в литературе.
Потеря Акакием
Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя
надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ
вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой
и противостоящего бездушию общества.
Роль фантастики в художественном
произведении.
Иван Сергеевич Тургенев (4 ч.)
Краткий рассказ о писателе. Повесть «Ася». Своеобразие замысла повести.
Знакомство с героями повести. Образ героя-рассказчика.Испытание любовью героев
повести И.С. Тургенева «Ася». Изображение нравственной красоты и душевных качеств
тургеневской девушки. Образ природы и тема рока в повести.
Поэзия родной природы (1 ч.)
Поэзия родной природы в лирике русских поэтов 19 века (А.С. Пушкин, М.Ю.
Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.Н. Майков).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (2 ч.)
6

Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города»
(отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки.
Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй.
Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная
пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков (1 ч.)
Краткий рассказ о писателе.«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита
беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в
рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь
(развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой (3 ч.)
Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После
бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри
сословий.
Контраст как средство раскрытия конфликта.
Психологизм рассказа.
Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений).
Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы. А. С. Пушкин. «Цветы последние милей…», М. Ю.
Лермонтов. «Осень», Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер», А. А. Фет. «Первый ландыш», А.
Н. Майков. «Поле зыблется цветами…».
Антон Павлович Чехов (2 ч.)
Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и
упущенном счастье.
Теория литературы.
Психологизм художественной литературы (развитие
представлений).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (20 Ч.)
Иван Алексеевич Бунин (1 ч.)
Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее
состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика.
Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн (2 ч.)
Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени».
Утверждение согласия и
взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной
героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок (1 ч.)
Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его
современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин (3 ч.)
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев». Поэма на историческую
тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных
произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С.А. Есенина.
Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев (1 ч.)
Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству.
Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими
(мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются (2 ч.)
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история,
7

обработанная «Сатириконом» (отрывки).
Сатирическое изображение исторических
событий.
Приемы и способы создания сатирического повествования.
Смысл
иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко.
«История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник».
Для
самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их
психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский (4 ч.)
Краткий рассказ о писателе. «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах
и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой
Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина –
сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны.
Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык
поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы
читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы.
Фольклор и литература (развитие понятия) Авторские
отступления как элемент композиции (начальные представления).
Александр Платонович Платонов (2 ч.)
Краткий рассказ о жизни писателя. «Возвращение».
Утверждение доброты,
сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого
героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Традиции в
изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих
свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава.
«Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин.
«Дороги» и другие. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной
войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне
сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев (2 ч.)
Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет».
Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и
реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой – повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе.
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.
Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н. Рубцов. «По вечерам»,
«Встреча», «Привет, Россия…».
Литература русского зарубежья (2 ч.)
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без
России…» (отрывок); З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И.
Бунин. «У птицы есть гнездо…» Общее и индивидуальное в произведениях русских
поэтов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 Ч.)
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная
вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные
проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет
новизной…». В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства.
Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница
лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
8

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением
отдельных сцен). 17 век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер –
великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на
дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное
мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл
комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятия).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе. «Путешествие Гулливера». Сатира на
государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман.
Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная
«домашним образом: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта,
обстановки, семейных устоев и отношений.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗА ГОД (2 ч.)

9

3.
№

Тематическое планирование (8 класс)
Тема урока

Дата
(сроки)
план
факт

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ (1 Ч.)
1.

2.
3.

4.

5.
6.
7.
8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.
15.

16.

Русская литература и история. Интерес русских писателей 1 неделя
к историческому прошлому своего народа.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 Ч.)
1 неделя
Устное народное творчество. Отражение жизни народа в
фольклорных произведениях, особенности их построения.
Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». 2 неделя
Особенности их содержания и художественной формы.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 Ч.)
2 неделя
Развитие представлений о древнерусской литературе.
Житийная литература как жанр. Житие Александра
Невского. Особенности содержания и формы
произведения.
«Шемякин суд» как сатирическое произведение ХVIII века. 3 неделя
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХVIII ВЕКА (3 Ч.)
3 неделя
Понятие о классицизме.
Д.И. Фонвизин «Недоросль» (сцены). Сатирическая 4 неделя
направленность комедии.
Проблемы воспитания истинного гражданина в комедии 4 неделя
«Недоросль».
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХIХ ВЕКА (35 Ч.)
Иван Андреевич Крылов (1 ч.)
И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, 5 неделя
просящие царя», «Обоз». Их историческая основа.
Кондратий Федорович Рылеев (1 ч.)
К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Понятие о думе. Дума 5 неделя
«Смерть Ермака». Историческая тема в произведении.
Александр Сергеевич Пушкин (7 ч.)
6 неделя
А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве
А.С. Пушкина (на основе ранее изученного). История
создания романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
6 неделя
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Образ героярассказчика. Гринев в начале жизненного пути. Проблема
чести в романе.
7 неделя
История испытаний героя романа Петра Гринева. Первая
встреча с Пугачевым. Гринев в Белогорской крепости:
«простое величие простых людей».
7 неделя
Гринев и Швабрин: две личности, две судьбы.
8 неделя
Тема личности и истории в романе А.С. Пушкина
«Капитанская дочка». Пугачев и Гринев. История трех
встреч. Сложность и неоднозначность образа Пугачева.
Народное восстание в авторской оценке.
8 неделя
Маша Миронова — нравственный идеал А.С. Пушкина.
10

Примеча
ние

17.

18.

19.

20.

21.

22.
23.
24.
25.

26.
27.

28.
29.
30.

31.
32.
33.

Испытание любовью главных героев романа. Тема
милосердия в романе.
9 неделя
РР Подготовка к домашнему сочинению: «Проблемы
чести и милосердия в романе А.С. Пушкина «Капитанская
дочка», «Гринев и Швабрин: путь чести и бесчестья»,
«Маша Миронова — нравственный идеал А.С. Пушкина»,
«Пугачев: волк или человек», «Нравственные уроки
романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Михаил Юрьевич Лермонтов (4 ч.)
М.Ю. Лермонтов и история. Историческая тема в 9 неделя
творчестве М.Ю. Лермонтова (обобщение ранее
изученного).
10 неделя
Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Мцыри как
романтический герой. Его характер и трагическая судьба.
Отношение автора к герою.
Прославление свободы в поэме как абсолютной ценности 10 неделя
романтизма. Реальное и идеальное в поэме. Роль
описаний природы в произведении.
11 неделя
РР Подготовка к сочинению- ответу на проблемный
вопрос:
1. Какова роль эпизода «Встреча с грузинкой», «Бой с
барсом»? (по выбору).
2. Можно ли назвать Мцыри романтическим героем?
3. Почему историю Мцыри автор излагает в форме
исповеди?
Николай Васильевич Гоголь (9 ч.)
11 неделя
Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Комедия «Ревизор».
История создания комедии и ее первой постановки.
12 неделя
«Боже, как грустна наша Россия…» Русская
действительность в картинах города N.
12 неделя
Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы
сатирического изображения чиновников.
13 неделя
Хлестаков: тайна превращения «фитюльки» в
«значительное лицо». Понятие о миражной интриге.
Характер главного героя и средства его создания.
13 неделя
Хлестаковщина как нравственное явление. Роль и смысл
финальной сцены комедии Н.В. Гоголя.
14 неделя
РР Подготовка к сочинению — групповой
характеристике: «Изображение мира чиновничество в
комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
Н.В. Гоголь. «Шинель». История создания повести. Образ 14 неделя
маленького человека в повести.
Гуманистическое звучание произведения. Смысл названия 15 неделя
и финала повести Н.В. Гоголя «Шинель».
15 неделя
Урок текущего контроляпо творчеству А.С. Пушкина,
М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя.
Иван Сергеевич Тургенев (4 ч.)
16неделя
И.С. Тургенев. Слово о писателе. Повесть «Ася».
Своеобразие замысла повести.
16 неделя
Знакомство с героями повести. Образ героя-рассказчика.
17 неделя
Испытание любовью героев повести И.С. Тургенева
11

34.

35.

36.

37.
38.

39.

40.
41.

42.
43.

44.

45.
46.

47.

48.
49.
50.

«Ася». Изображение нравственной красоты и душевных
качеств тургеневской девушки. Образ природы и тема
рока в повести.
17 неделя
РР Обучение анализу эпизода на материале повести И.С.
Тургенева «Ася».
Поэзия родной природы (1 ч.)
18 неделя
Поэзия родной природы в лирике русских поэтов 19 века
(А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.Н.
Майков).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (2 ч.)
М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «История 18 неделя
одного города» (отрывки) как сатира на современные
писателю порядки.
19 неделя
Гротескные образы градоначальников.
Николай Семенович Лесков (1 ч.)
19 неделя
Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы
рассказа «Старый гений».
Лев Николаевич Толстой (3 ч.)
20 неделя
Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «После бала».
Историческая и философская основа рассказа. Социальнонравственные проблемы в рассказе.
20 неделя
Образ рассказчика. Особенности композиции,
психологизм рассказа.
21 неделя
Урок текущего контроля по творчеству И.С. Тургенева,
Н.С. Лесков, Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Антон Павлович Чехов (2 ч.)
21 неделя
А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как
история об упущенном счастье.
22 неделя
Поэтика рассказа «О любви».
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (20 ч.)
Иван Алексеевич Бунин (1 ч.)
22 неделя
И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблемы счастья в
рассказе «Кавказ». Нравственный смысл рассказа.
Александр Иванович Куприн (2 ч.)
23 неделя
А.И. Куприн. Слово о писателе. Рассказ «Куст сирени».
Всепобеждающая сила любви как основа бытия.
23 неделя
РР Подготовка к домашнему сочинению по рассказам
А.П. Чехова, А.И. Куприна, И.А. Бунина «Что значит быть
счастливым?»
Александр Александрович Блок (1 ч.)
24 неделя
А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его
творчестве. Стихотворение «Россия». Образ России и
художественные средства его создания.
Сергей Александрович Есенин (3 ч.)
24 неделя
С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» — поэма на
историческую тему.
25 неделя
Образ предводителя восстания и средства его создания.
25 неделя
История на страницах поэзии Есенина.
Иван Сергеевич Шмелев (1 ч.)
12

51.

52.
53.

54.
55.

56.
57.
58.
59.
60.
61.

62.

63.

64.
65.
66.
67.
68.

26 неделя
И.С. Шмелев. Рассказ «Как я стал писателем».
Воспоминания о пути к творчеству.
Писатели улыбаются (2 ч.)
История и современность через призму смешного. 26 неделя
Журнал «Сатирикон» и его авторы.
Сатирическое изображение исторических событий. Тэффи 27 неделя
«Жизнь и воротник», М.М. Зощенко «История болезни».
Александр Трифонович Твардовский (4 ч.)
А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий 27 неделя
Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме.
28 неделя
Василий Тёркин — защитник родной страны.
Новаторство А.Т. Твардовского в создании образа героя.
Язык поэмы.
28 неделя
РР Сочинение по поэме А.Т. Твардовского «Василий
Тёркин»
29 неделя
Стихи и песни о Великой Отечественной войне.
Александр Платонович Платонов (2 ч.)
29 неделя
А.П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и
мирной жизни в рассказе «Возвращение».
30 неделя
Нравственная проблематика рассказа.
Виктор Петрович Астафьев (2 ч.)
30 неделя
В.П. Астафьев. Слово о писателе. Отражение военного
времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет».
31 неделя
РР Письменный ответ на проблемный вопрос «Какие
испытание пережил человек в военное время?» (На
примере 1-2 произведений писателей о Великой
Отечественной войне»)
Литература русского зарубежья (2 ч.)
31 неделя
Судьбы без Родины. Поэты русского зарубежья об
оставленной ими России: любовь-воспоминание, грусть,
надежда.
32 неделя
Судьбы без Родины. Поэты русского зарубежья об
оставленной ими России: любовь-воспоминание, грусть,
надежда.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 Ч.)
Из зарубежной литературы: У. Шекспир «Ромео и 32 неделя
Джульетта», Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве».
33 неделя
Д. Свифт «Путешествие Гулливера».
33 неделя
В. Скотт «Айвенго».
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗА ГОД (2 Ч.)
34 неделя
Урок итогового контроля
34 неделя
Итоговый проект «Прошлое, настоящее, будущее в
литературе».
Итого: 68 часов

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».