Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре для 5 класса с интеллектуальными нарушениями НА 2021- 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КЛАСС: 5 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 3 всего за год 102 УЧИТЕЛЬ: ЮЖАКОВ ЯРОСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ Категория: нет СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2010 года), Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по физической культуре для образовательных учреждений и программы общеобразовательных учреждений автора Лях. В. И.Физическая культура. 1-4 классы ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК УЧЕБНИК : Физическая культура. 1-4 классы: учеб. Для общеобразоват. Организаций/ В.И.Лях – М. «Просвещение», 2013. с. Южаково 2021 Планируемые результаты изучение учебного предмета Личностные результаты: • проявление мотивации при выполнении отдельных видов деятельности на уроке физической культуре; • желание выполнить задание правильно, в соответствии пошаговой инструкцией учителя; • умение понимать инструкцию учителя, следовать ей при выполнении учебного задания; • умение оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации; при необходимости попросить о помощи в случае возникновения затруднений в выполнении задания; • умение корригировать собственную деятельность по выполнению задания в соответствии с замечанием, высказанным учителем, а также с учётом оказанной при необходимости помощи; • знание правил поведения в спортивном зале; • элементарные навыки организации собственной деятельности по самостоятельному выполнению задания; • элементарные представления о здоровом образе жизни. Предметные результаты представлены двумя уровнями овладения знаниями: минимальным и достаточным: Минимальный уровень: - представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; - выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя; - знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение; - выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд; - представления о двигательных действиях; знание основных строевых команд; подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений; - ходьба в различном темпе с различными исходными положениями; - взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований; участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя; - знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных - знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях. Достаточный уровень: - практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных и подвижных игр и других видов физической культуры; - самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики; - владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки); - выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.; - подача и выполнение строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений. - совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах; - оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях; 2 - знание спортивных традиций своего народа и других народов; - знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в практической деятельности; - знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя; - знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в повседневной жизни; - соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурноспортивных мероприятиях. 3 Содержание программы 5 класс Всего: 103 часа (3 часа в неделю) Личная гигиена, закаливание, водные процедуры. Значение физических упражнений в жизни человека. Требования к выполнению утренней гигиенической зарядки. ГИМНАСТИКА Построения и перестроения. Повороты налево, направо, кругом (переступанием). Понятия: фланг, интервал, дистанция. Ходьба по диагонали и противоходом налево, направо. Перестроение из колонны по одному в колонну по два (по три, по четыре) последовательными поворотами налево (направо). Ходьба в обход с поворотами на углах. Смена ног в движении. ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ И КОРРИГИРУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ Основные положения и движения рук, головы, конечностей, туловища. Сохранение заданного положения головы при выполнении наклонов, поворотов и вращений туловищем. Из исходного положения — стоя ноги врозь, руки на пояс—повороты туловища вправо, влево с одновременными наклонами. Из исходного положения — ноги врозь, руки в стороны — наклоны вперед с поворотами в сторону. Наклоны туловища вперед в сочетании с поворотами и с движениями рук. Отведение ноги назад с подниманием рук вверх. Переход из упора присев в упор лежа толчком двух ног и вернуться в исходное положение, с фиксированными положениями головы. Лежа на животе, поочередное поднимание ног. (Голова и руки при этом лежат на плоскости или поднимаются одновременно с ногами.) Лежа на животе (руки согнуты в локтях, подбородок положен на кисти рук), поднимание головы (локти согнутых рук отводятся назад, лопатки прижимаются к позвоночнику); поднимание головы с вытягиванием рук вперед, назад, в стороны. Из исходного положения — руки вперед, назад или в стороны — поднимание рук от опоры. Сгибание и разгибание рук в упоре стоя, опираясь в стену или рейку гимнастической скамейки на уровне груди и пояса. Пружинистые приседания на одной ноге в положении выпада. Круговые движения туловища (руки на пояс). Выполнение комбинаций из разученных движений с рациональными изменениями положения головы. Упражнения в парах: попеременное сгибание и разгибание рук с сопротивлением; выведение из равновесия партнера ладонью одной руки (обеими). 4 Дыхательные упражнения. Полное углубленное дыхание с различными движениями рук. Дозированное дыхание в ходьбе с движениями рук в различных направлениях. Упражнения в расслаблении мышц. Расслабленные потряхивания конечностями с возможно более полным расслаблением мышц при спокойном передвижении по залу. Чередование напряженной ходьбы (строевым шагом) с ходьбой в полуприседе с расслабленным и опущенным вперед туловищем. Расслабление мышц после выполнения силовых упражнений. Упражнения на осанку. Упражнения с удержанием груза (100—150 г) на голове; повороты кругом; приседание; ходьба по гимнастической скамейке с различными положениями рук; передвижение по наклонной плоскости. Упражнения с предметами С гимнастическими палками. Подбрасывание и ловля палки в горизонтальном и вертикальном положении. Перебрасывание гимнастической палки с руки на руку в вертикальном положении. Сгибание и разгибание рук с палкой. Повороты туловища с движением рук с палкой вперед, вверх, за голову, перед грудью. Наклоны туловища вперед, назад, влево, вправо с различными положениями палки. С большими обручами. Приседание с обручем в руках, повороты направо, налево, вперед, назад (при хвате обруча двумя руками); пролезание в обруч на месте, переход и перепрыгивание из одного лежащего обруча в другой, не задевая обруч; кружение обруча; вращение на вытянутой руке. С малыми мячами. Подбрасывание мяча левой (правой) рукой под правой (левой) рукой и ловля его. Удары мяча о пол правой и левой рукой. Броски мяча о стену и ловля его после отскока. Переменные удары мяча о пол левой и правой рукой. Перебрасывание мяча в парах. С набивными мячами (вес 2 кг). Передача мяча слева направо и справа налево стоя в кругу. Подбрасывание мяча вверх и его ловля. Повороты туловища налево, направо с различными положениями мяча. Приседание с мячом: мяч вперед, мяч за го-лову, на голову. Прыжки на двух ногах (мяч у груди). Переноска груза и передача предметов. Передача набивного мяча весом до 2 кг в 5 колонне и шеренге. Эстафеты с переноской и передачей 2—3 набивных мячей весом до 6 кг на расстоянии до 20 м. Переноска гимнастической скамейки, гимнастического мата. Лазанье и перелезание. Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз с изменением способа лазанья в процессе выполнения задания по словесной инструкции учителя. Лазанье по гимнастической стенке по диагонали. Лазанье по наклонной гимнастической скамейке под углом 45°. Подлезание под несколько препятствий высотой 40 см. Перелезание через 2—3 препятствия разной высоты (до 1 м). Вис на канате с захватом его ногами скрестно. Лазанье по канату произвольным способом. Вис на руках на рейке. Лазанье по канату способом в три приема до 3 м (девочки), 4 м (мальчики). Равновесие. Ходьба по гимнастической скамейке с ударами мяча о пол и его ловлей. Повороты на гимнастической скамейке и на бревне направо, налево. Ходьба по гимнастической скамейке с подбрасыванием и ловлей мяча. Равновесие на левой (правой) ноге на полу без поддержки. Ходьба приставными шагами по бревну с перешагиванием через веревочку на высоте 20—30 см. Набивные мячи (бросание и ловля мяча). Опорный прыжок. Прыжок через козла: наскок в упор стоя на коленях, соскок с колен взмахом рук, наскок в упор стоя на коленях, переход в упор присев, соскок с мягким приземлением. Прыжок в упор присев на козла, коня в ширину и соскок. Прыжок ноги врозь. Упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движения. Построение в колонну по одному на расстоянии вытянутой руки. Ходьба по диагонали по начерченной линии. Поворот кругом без контроля зрения. Ходьба «змейкой». Прохождение расстояния до 3 м от одного ориентира до другого с открытыми глазами за определенное количество шагов и воспроизведение его за столько же шагов без контроля зрения. Стоя у гимнастической стенки, поднимание ноги на заданную высоту с контролем и без контроля зрения. Ходьба по ориентирам, начерченным на гимнастическом бревне. Прыжки назад, влево, вправо в обозначенное место. Прыжок в длину с разбега и приземлением в обозначенное место. Подлезание под препятствие определенной высоты. Легкий бег на месте от 5 до 10 с. Начало и окончание бега определяется учителем. Прыжками на двух ногах преодолеть расстояние 5—6 м до черты. Сообщить 6 учащимся время выполнения задания. Повторить его вдвое медленнее. Определить самого точного. ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА Основные знания. Ходьба. Сочетание разновидностей ходьбы (на носках, на пятках, в полуприседе, спиной вперед) по инструкции учителя. Ходьба на носках с высоким подниманием бедра. Ходьба с остановками для выполнения заданий (присесть, повернуться, выполнить упражнение). Ходьба с речитативом и песней. Ходьба приставным шагом левым и правым боком. Бег. Медленный бег в равномерном темпе до 4 мин. Бег широким шагом на носках по прямой (коридор 20—30 см). Бег на скорость 60 м с высокого и низкого старта. Начало бега из различных исходных положений (упор присев, упор на коленях, лежа на животе, лежа на спине, стоя спиной по направлению бега и др.). Бег с преодолением малых препятствий (набивные мячи, полосы шириной до 50 см) в среднем темпе. Повторный бег на отрезках 30—50 см Прыжки. Прыжки через скакалку на месте в различном темпе. Прыжки через скакалку, продвигаясь вперед произвольно. Прыжки произвольным способом (на двух и одной ноге) через набивные мячи (расстояние между препятствиями 80—100 см). Прыжки в шаге с приземлением на обе ноги. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги» Прыжки в высоту способом «перешагивание». Метание. Метание теннисного мяча в пол на высоту отскока. Уметь: выполнять разновидности ходьбы; пробегать в медленном темпе 4 мин, бегать на время 60 м; выполнять прыжок в длину с разбега способом, прыгать в высоту способом «перешагивание» с пяти шагов разбега. ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА Основные знания. Сведения о применении лыж в быту, занятия на лыжах как средство закаливания организма. ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИИ Совершенствование попеременного двухшажного хода. Одновременный бесшажный ход. Спуск в низкой стойке. Торможение «плугом». Повторное передвижение в быстром 7 темпе на отрезках 40—50, 100—150 м (1—2 раза). Передвижение на лыжах. Лыжные эстафеты. Игры на лыжах: «Снайперы», «Быстрый лыжник», «Остановиться точно». Основные требования к знаниям, умениям и кавыкам учащихся. Уметь: координировать движения рук и туловища в одновременном бесшажном ходе на отрезке 40—60 м, пройти в быстром темпе, 100—120 м любым ходом, преодолевать спуск с крутизной склона 4—6° и длиной 50—60 м в низкой стойке, тормозить «плугом», преодолевать на лыжах 2 км (девочки), 3 км (мальчики). ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ «Летучий мяч», «Ловля парами». Линейные эстафеты с бегом и переносом предметов: «Тяни в круг», «Охотники и утки», «Гонка мячей по кругу». ПИОНЕРБОЛ Основы знания Дальнейшее ознакомление с правилами игры, расстановка игроков на площадке, правила перехода играющих. ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИИ Нападающий удар двумя руками сверху в прыжке, ловля мяча над головой, подача мяча двумя руками снизу, подача мяча одной рукой сбоку (боковая подача), бросок мяча двумя руками с двух шагов в движении. Розыгрыш мяча на три паса. Учебные игры. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся Знать: расстановку игроков на площадке, правила перехода играющих. Уметь: подавать боковую подачу, разыгрывать мяч на три паса. БАСКЕТБОЛ Основные знания. Правила игры в баскетбол, правила поведения учащихся при выполнении упражнений с мячом. Санитарно-гигиенические требования к занятиям баскетболом. ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ Стойка баскетболиста. Передвижение в стойке вправо, влево, вперед, назад. Остановка по свистку. Передача мяча от груди. Ловля мяча двумя руками. Ведение мяча на месте и в движении. Бросок мяча двумя руками в кольцо. 8 Тематическое планирование 5 класс № Тема урока Кол-во часов Легкая атлетика дата план 12 ч 1 Техника безопасности на уроке физкультуры. 1 1нед 2 Беседа «Человек занимается физкультурой». 1 1нед 3 Отработка низкого старта. 1 1нед 4 Отработка низкого старта. 1 2нед 5 Бег 60 м. Зачет. 1 2нед 6 Техника метания теннисного мяча. 1 2нед 7 Техника метания теннисного мяча. 1 3нед 8 Метание теннисного мяча. Зачет. 1 3нед 9 Техника прыжков в длину с места. 1 3нед 10 Техника прыжков в длину с места. 1 4нед 11 Эстафета 4 по 60 м. 1 4нед 12 Ходьба различным способом. Бег 500 м. 1 4нед Гимнастика факт 15ч 13 Строевые упражнения. Повороты. Понятия «фланг», «интервал», «дистанция». 1 5нед 14 Строевые упражнения. Повороты. Понятия «фланг», «интервал», «дистанция». 1 5нед 9 15 Упражнения с гимнастическими палками. 1 5нед 16 Упражнения гимнастическими палками. 1 6нед 17 Упражнения с обручами. 1 6нед 18 Упражнения с обручами. 1 6нед 19 Упражнения с набивными мячами, малыми мячами. 1 7нед 20 Упражнения с набивными мячами, малыми мячами. 1 7нед 21 Упражнения скакалками. 1 7нед 22 Упражнения скакалками. 1 8нед 23 Лазание по наклонной гимнастической скамье. 1 8нед 24 Лазание по наклонной гимнастической скамье. 1 8нед 25 Лазание по гимнастической стенке. 1 9нед 26 Лазание по гимнастической стенке. 1 9нед 27 Ходьба с удержанием груза на голове. 1 9нед Гимнастика 21ч 28 Ходьба с удержанием груза на голове. 1 10нед 29 Дыхательные упражнения. 1 10нед 30 Дыхательные упражнения. 1 10нед 31 Лазание по канату. 1 11нед 32 Лазание по канату. 1 11нед 33 Ходьба гимнастическому бревну. 1 11нед 10 34 Ходьба гимнастическому бревну. 1 12нед 35 Упражнение перекладине. 1 12нед 36 Упражнение перекладине. 1 12нед 37 Упражнение перекладине. 1 13нед 38 Опорный прыжок через козла 1 13нед Подвижные игры 10ч 39 Эстафеты. 1 13нед 40 Правила игры в «Пионербол». 1 14нед 41 Нападающий удар. 1 14нед 42 Нападающий удар. 1 14нед 43 Подача мяча одной рукой. 1 15нед 44 Подача мяча одной рукой. 1 15нед 45 «Пионербол». Учебная игра. 1 15нед 46 «Пионербол». Учебная игра. 1 16нед 47 «Пионербол». Учебная игра. 1 16нед 48 «Пионербол». Учебная игра. 1 16нед Лыжная подготовка 24ч 49 Техника безопасности на уроках лыжной подготовки. Беседа о лыжниках Республики Коми. 1 17нед 50 Строевые упражнения. 1 17нед 51 Совершенствование попеременного хода. 1 17нед 52 Совершенствование попеременного хода. 1 18нед 11 53 Передвижение ступающим шагом. 1 18нед 54 Передвижение ступающим шагом. 1 18нед 55 Передвижение ступающим шагом. 1 19нед 56 Одновременный бесшажный ход. 1 19нед 57 Спуск в низкой стойке. Подъем «лесенкой» 1 19нед 58 Одновременный бесшажный ход. 1 20нед 59 Спуск в низкой стойке. Подъем «лесенкой» 1 20нед 60 Спуск в низкой стойке. Подъем «лесенкой» 1 20нед 61 Спуск в высокой стойке. Торможение «плугом». 1 21нед 62 Спуск в высокой стойке. Торможение «плугом». 1 21нед 63 Передвижение по учебному кругу 1 км. 1 21нед 64 Передвижение по учебному кругу 1 км. 1 22нед 65 Передвижение учебному кругу 1 км. 1 22нед 66 Передвижение учебному кругу 1 км. 1 22нед 67 Лыжные эстафеты. 1 23нед 68 Лыжные эстафеты. 1 23нед 69 Повороты переступанием. 1 23нед 70 Повороты переступанием. 1 24нед 71 Лыжные гонки. Зачетное занятие (девочки – 1 км, мальчики – 1 км). 1 24нед 12 72 Лыжные гонки. Зачетное занятие (девочки – 1 км, мальчики – 1 км). Баскетбол 24нед 1 6ч 73 Баскетбол. Правила игры. Ведение мяча. 1 25нед 74 Баскетбол. Правила игры. Ведение мяча. 1 25нед 75 Баскетбол. Правила игры. Ведение мяча. 1 25нед 76 Баскетбол. Передача мяча в парах на месте. 1 26нед 77 Баскетбол. Передача мяча в парах на месте. 1 26нед 78 Баскетбол. Передача мяча в парах на месте. 1 26нед 79 Баскетбол. Передача мяча в движении. 1 27нед 80 Баскетбол. Передача мяча в движении. 1 27нед 81 Баскетбол. Отработка броска в корзину. 1 27нед 82 Баскетбол. Отработка броска в корзину. 1 28нед 83 Баскетбол. Отработка броска в корзину. 1 28нед 84 Баскетбол. Учебная игра. 1 28нед 85 Баскетбол. Учебная игра. 1 29нед 86 Баскетбол. Учебная игра. 1 29нед 87 Баскетбол. Учебная игра. 1 29нед Легкая атлетика 14ч 88 Эстафеты. 1 30нед 89 Прыжки в высоту. 1 30нед 90 Прыжки в высоту 1 30нед 91 Техника метания теннисного мяча. 1 31нед 13 92 Метание теннисного мяча. Зачет. 1 31нед 93 Техника прыжков в длину с места. 1 31нед 94 Прыжки с места. Зачет 1 32нед 95 Эстафета 4 по 60 м. 1 32нед 96 Бег 500 м. Общая физическая подготовка. 1 32нед 97 Бег 500 м. Общая физическая подготовка. 1 33нед 98 Бег 500 м. Общая физическая подготовка. 1 33нед 99 Бег 60 м с низкого старта. 1 33нед 100 Бег 60 м с низкого старта. 1 34нед 101 Бег 60 м с низкого старта. 1 34нед 102 Бег 200 м. Зачет. 1 34нед 14 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)