Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с нарушениями интеллектуального развития ПО ГЕОГРАФИИ 7 КЛАСС ФГОС ООО НА 2021 - 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ география КЛАСС 7 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 2 ; всего за год 68 УЧИТЕЛЬ (ФИО) Котова Татьяна Андреевна КАТЕГОРИЯ высшая СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы) Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы. Природоведение. Биология. География / Т.Н.Лифанова и др. – М.: Просвещение, 2018. – 310 с. - ISBN 978-5-09063039-9. ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК (название, авторы, выходные данные) География. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. Основные общеобразоват. программы: с прил. / Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. – 14-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 175 с.: ил.+ Прил. (15 с.: ил., карт.). – ISBN 987-5-09-067392-1. с. Южаково 2021 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса) Данная программа разработана с учетом компетентностного подхода. По итогам изучения материала курса должны быть сформированы следующие ключевые компетенции: 1. Ценностно-смысловая компетенция - связана с умением ученика, его способностью видеть и понимать окружающую действительность, осознавать свою роль и предназначение; 2. Учебно-познавательная компетенция- умение ученика пользоваться информацией как для профессионального роста, так и социального. 3. Информационная компетенция - умение добывать доступные источники. 4. Коммуникативная компетенция - умение работать на результат, способность действовать в социуме. 5. Общекультурная компетенция - использование своих знаний. Методы развития ключевых компетенций Ценностно-смысловая компетенция Ученик должен четко представлять, как он может применять полученные знания в последующей жизни. При ознакомлении с новыми знаниями учитель использует беседы, предварительно создавая определенное поле для осмысления этих знаний. Учитель с помощью игровой ситуации создает на уроке такую обстановку, в которой недостаток знаний, становится главной мотивацией к получению новых знаний. Каждый урок сопровождаться демонстрацией наглядных пособий, опорой на социальный и трудовой опыт учащихся, на полученные знания на других уроках. Учебно-познавательная компетенция. При ознакомлении с новым материалом, возможно применять работу с учебником, метод «добывания новых знаний». Однако, метод хорош не для всей группы учеников. Заинтересовать ученика, а он сам мог сделать необходимый выбор, игровая ситуация, поисковая деятельность школьников задает познавательный интерес, в результате которого ученик испытывает радость от удачи. Информационная компетенции. Формирование информационной компетенции даёт возможность применять все примеры из жизни в своей деятельности. Необходимо чтобы ученики добывали информацию самостоятельно. Общекультурная компетенция. Ученики испытывают затруднение при использовании полученных знаний в аналогичных ситуациях. Эффективность работы в этом направлении заключается в отождествлении деятельности нескольких учителей по данной теме. Сформированность предметной компетентности учащихся 7 классов: • Показывать границы России на глобусе, карте. Показывать географические объекты указанные на контурной карте. Устанавливать взаимосвязь между климатом, природными условиями и занятиями населения • Выполнять задания в рабочей тетради «География России» для 7 класса. • Делать несложные макеты изучаемых природных явлений • Принимать простейшие меры по охране окружающей среды. Называть растительный и животный мир различных природных зон России • Знать хозяйство, население и его основные занятия. Выполнять правила повеления в лесу. Контроль качества знаний умений. Контролем постоянно сопровождается процесс обучения географии. Текущая оценка показывает, могут ли учащиеся применять полученные знания в повседневной жизни. Итоговый контроль позволяет проверить знания учащихся после изучения раздела. Цель-выявление результатов обучения. Небольшие географические диктанты, проводимые учителем на каждом уроке (10-15 мин) позволяют активизировать и актуализировать полученные знания на предыдущих уроках. Содержание материала должно быть дифференцированно для учащихся 1 и 2 уровня развития. В конце каждой четверти проводятся тестовые задания, которые позволяют определить уровень усвоения знаний на различных этапах обучения. 2 2. Содержание учебного предмета «География» 7 класс Особенности природы и хозяйства России Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы. Европейская и Азиатская части России. Административное деление России: Центральный федеральный округ (центр — Москва), Северо-Западный федеральный округ (центр — Санкт-Петербург), Северо-Кавказский федеральный округ (центр — Ростов-на-Дону), Приволжский федеральный округ (центр — Нижний Новгород), Уральский федеральный округ (центр — Екатеринбург), Сибирский федеральный округ (центр — Новосибирск), Дальневосточный федеральный округ (центр — Хабаровск). Разнообразие рельефа. Острова и полуострова России. Полезные ископаемые, их основные месторождения. Пути рационального использования. Типы климата. Сравнительная характеристика климатических условий, жизнедеятельности людей в разных частях России. Водные (гидроэнергетические) ресурсы России, их использование. Экологические проблемы. Численность населения России. Размещение по территории России. Различия по плотности населения. Народы России. Промышленность — основа хозяйства, ее отрасли. Особенности развития сельского хозяйства и транспорта. Экологические проблемы. Уровни экономического развития Европейской и Азиатской частей России. Пути решения экологических проблем. Природные зоны России Природные зоны России. Значение зональных различий для специализации сельского хозяйства и жизни людей. Карта природных зон России. Зона арктических пустынь Положение на карте. Моря и острова. Климат. Особенности природы. Растительный и животный мир. Охрана природы. Население и его основные занятия. Северный морской путь. Зона тундры Положение на карте. Острова и полуострова. Поверхность. Полезные ископаемые. Климат. Водоемы тундры. Особенности природы. Растительный мир. Животные тундры. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города: Мурманск, Архангельск, НарьянМар, Норильск, Анадырь. Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры. Лесная зона Положение на карте. Поверхность, полезные ископаемые. Экологические проблемы. Климат. Особенности природы. . Реки, озера, каналы. Экологические проблемы водных ресурсов. Природные богатства лесной зоны. Растительный мир. Хвойные леса. Смешанные леса. Лиственные леса. Животный мир лесной зоны. Пушные звери. Какую пользу приносит лес. Лесной промысел, охота. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России. Города Центральной России. Особенности развития хозяйства Северо-Западной России. Города: Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток. Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Правила поведения в лесу. Обобщающий урок по лесной зоне Степи Положение на карте. Поверхность и полезные ископаемые. Климат. Реки. Проблема водоснабжения. Растения зоны степей. Животный мир степей. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города степной зоны: Волгоград, Саратов, Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь, Самара, Оренбург и др. Охрана природы зоны степей. Полупустыни и пустыни Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые. Климат. Реки. Охрана природы. Растительный мир и его охрана. Животный мир. Охрана животных. Хозяйство. Основные занятия населения. Города зоны полупустынь и пустынь (Астрахань, Элиста). Субтропики Положение на карте. Поверхность. Климат. Растительный и животный мир влажных субтропиков. Охрана природы. Курортное хозяйство. Население, занятия населения. 3 Города-курорты: Анапа, Геленджик, Туапсе, Сочи. Высотная поясность в горах Положение на карте (Северный Кавказ, Урал, Алтай, Саяны). Поверхность. Полезные ископаемые. Климат. Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Города: Минеральные Воды, Нальчик, Грозный и др. Хозяйство, города, экологические проблемы Урала (Екатеринбург, Челябинск и др.). Алтайские горы. Население. Хозяйство. Восточная Сибирь. Хозяйство Восточной Сибири. Население. Города. Охрана природы. Соединены темы «Разнообразие рельефа» и «Полезные материал более эффективно совместно. Объединены «Особенности развития сельского хозяйства» и «Пути решения экологических проблем» - эти темы взаимосвязаны между собой. 4 3. Тематическое планирование 7 класс № Тема урока Дата план 1 Что изучает география. 2 Особенности природы и хозяйства России Географическое положение России на карте мира. 3 Европейская и Азиатская части России. 4 Разнообразие рельефа. 5 Полезные ископаемые, их основные месторождения. 6 Климат России. 7 Водные ресурсы России, их использование. 8 Водные ресурсы России, их использование. 9 Население России. 10 Народы России. 11 Промышленность – основа хозяйства, её отрасли. 12 Сельское хозяйство, его отрасли. 13 Транспорт. 14 Экономическое развитие Европейской и Азиатской частей России. 1 неделя 1 неделя 2 неделя 2 неделя 3 неделя 3 неделя 4 неделя 4 неделя 5 неделя 5 неделя 6 неделя 6 неделя 7 неделя 7 неделя Природные зоны России 15 Размещение природных зон на территории России. 16 Карта природных зон России. 8 неделя 8 неделя Зона Арктических пустынь 17 Зона Арктических пустынь: положение на карте. Климат. 18 Растительный и животный мир. 19 Население и его основные занятия. 5 9 неделя 9 неделя 10 факт Примеча ние неделя 20 Северный морской путь. 21 Зона тундры Зона тундры: положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. 22 Водоёмы тундры 23 Растительный мир. 24 Животный мир. 25 Хозяйство. Население и его основные занятия. 26 Хозяйство. Население и его основные занятия. 27 Города тундры: Мурманск, Нарьян-Мар, Салехард, Норильск, Анадырь. 28 Города тундры: Мурманск, Нарьян-Мар, Салехард, Норильск, Анадырь. 29 Экологические проблемы Севера. 30 Охрана природы тундры. 10 неделя 11 неделя 11 неделя 12 неделя 12 неделя 13 неделя 13 неделя 14 неделя 14 неделя 15 неделя 15 неделя Лесная зона 31 Лесная зона. Положение на карте. 32 Рельеф и полезные ископаемые. Климат. 33 Реки, озёра, каналы. 34 Растительный мир. Хвойные леса (тайга). 35 Смешанные и лиственные леса. 36 Животный мир. Пушные звери. 37 Значение леса. 38 Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. 39 Промышленность и сельское хозяйство Центральной России Города Центральной России. 40 6 16 неделя 16 неделя 17 неделя 17 неделя 18 неделя 18 неделя 19 неделя 19 неделя 20 неделя 20 неделя 41 Особенности развития хозяйства Северо-Западной России. 21 неделя 42 43 Города: Архангельск, Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград Западная Сибирь. Восточная Сибирь. 44 Дальний Восток. 45 Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. 21 неделя 22 неделя 22 неделя 23 неделя Зона степей 47 Зона степей. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Реки. Растительный мир. Животный мир. 48 Хозяйство. Население и его основные занятия. 49 Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск. Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск. Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград, Ростов-на Дону, Ставрополь, Краснодар. Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград, Ростов-на Дону, Ставрополь, Краснодар. Охрана природы зоны степей 46 50 51 52 53 23 неделя 24 неделя 24 неделя 25 неделя 25 неделя 26 неделя 26 неделя 27 неделя Зона полупустынь и пустынь 55 Зона полупустынь и пустынь. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Реки. Растительный мир. Животный мир. 56 Хозяйство. Население и его основные занятия. 57 Города зоны полупустынь и пустынь. 54 27 неделя 28 неделя 28 неделя 29 неделя Зона субтропиков 58 Зона субтропиков. Положение на карте. 59 Климат и природа субтропиков 60 Население и его основные занятия. 29 неделя 30 неделя 30 неделя 7 Высотная поясность в горах 61 Высотная поясность в горах. Положение на карте. 62 Рельеф и полезные ископаемые. Климат 63 Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа 64 Города и экологические проблемы Урала 65 Города и экологические проблемы Урала 66 67 Алтайские горы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города Горы Восточной Сибири. Хозяйство. 68 Население и его основные занятия. Города Итого за год к.р. _2__ 8 31 неделя 31 неделя 32 неделя 32 неделя 33 неделя 33 неделя 34 неделя 34 неделя 68 часов