Рабочая программа по истории для обучающихся с умственной отсталостью 7 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с нарушениями интеллектуального развития
ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА
7 КЛАСС
ФГОС ООО
НА 2021 - 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ Истории Отечества
КЛАСС

7

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 2 ; всего за год 68
УЧИТЕЛЬ (ФИО) Котова Татьяна Андреевна
КАТЕГОРИЯ высшая
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида «История»
(авторы – А.К.Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская), опубликованной в сборнике
«Программы СКОУ VIII вида. 5-9 классы» под ред. И.М. Бгажноковой. М.,Просвещение,
2014 г.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК (название, авторы, выходные данные)
История Отечества. 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида. Авторы: Бгажнокова И.М. , Л.В. Смирнова, М. Просвещение 2018 г.

с. Южаково
2021

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)

Цели обучения по данной программе:
- формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), способных к определению своих ценностных приоритетов на основе
осмысления исторического опыта своей страны;
- развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности;
- развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических функций.
Достижение этих целей будет способствовать социализации учащихся с интеллектуальным
недоразвитием.
Основные задачи:
- овладение учащимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной
истории;
- формирование у учащихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные
исторические эпохи;
- формирование представлений о развитии российской культуры, её выдающихся
достижениях, памятниках;
- формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и
настоящего;
- усвоение учащимися терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания
хода развития истории;
- формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству
познания мира и самопознания;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления
сущности современных общественных явлений, в
общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и
многоконфессиональном обществе;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;
- воспитание гражданственности и толерантности;
- коррекция и развитие познавательных психических процессов
Личностные результаты:
- проводить сравнения, находить признаки сходства и различия;
- уметь самостоятельно выполнять задания по учебнику и в тетради;
- уметь самостоятельно составлять рассказ по плану в учебнике;
- уметь объяснять значение новых понятий и слов;
- уметь самостоятельно устанавливать прямые и обратные связи между датами и
событиями;
- уметь самостоятельно излагать контекст исторических событий по иллюстрациям, плану,
ленте времени, картам.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- объяснять значение слов и понятий в контексте изучаемых тем;
- устанавливать (по вопросам учителя) причины:
- возникновения языческих верований;
- возникновения разнообразных видов труда;
- возвышения среди племён отдельных личностей;
- объединения племён;
- возникновения государства;
- крещения Руси;
- распада Киевской Руси;
- знать названия городов: Киев, Новгород, Владимир, Суздаль;
2

- знать исторические имена (3-5 имён);
- знать главные исторические события: от Крещения Руси до Куликовской битвы.
Достаточный уровень:
Учащиеся должны уметь:
- объяснять значение словарных слов и понятий;
- устанавливать причины:
- возникновения языческих верований и обрядов;
- развития ремёсел, торговых отношений, культуры;
- возникновения государства, его структуры, функций;
- развития православия, смены языческой культуры на христианскую;
- распада Киевской Руси;
- возникновения религии, торговли, межгосударственных связей России (IX—XVII вв.);
- захватов чужих земель, войн между племенами, народами, государствами;
- освободительных войн между государствами;
- возвышения и укрепления Московского государства при Иване Грозном;
- смутного времени и народных волнений;
- возникновения и укрепления сословных отношений в Российском государстве;
- описывать:
- образ жизни восточных славян, места расселения;
- отдельных исторических лиц (Игорь, Ольга, Владимир, Иван Грозный, Борис Годунов,
Лжедмитрий и др.);
- знать названия древних городов Руси (3—6 названий);
- знать основные события периодов:
- IX в. — первое Древнерусское государство (Киевская Русь);
- X в. — крещение Руси;
- XI в. — расцвет Русского государства при Ярославе Мудром;
- XI—XIII вв. — расцвет культуры Древней Руси;
- XI—XV вв. — раздробленность русских земель; монгольское нашествие; свержение
Золотой Орды;
- XVI—XVII вв. — объединение земель вокруг Москвы, эпоха Ивана IV; Смутное время;
Земский собор 1613 г.; развитие сословных
отношений.
Минимальный уровень предполагает сокращение объема сведений по сравнению с
достаточным уровнем. Учителю для осуществления
контроля за усвоением знаний рекомендуется использовать опорные вопросы, словарные
слова, перечень конкретных заданий.

3

2.

Содержание учебного предмета «История Отечества» 7 класс

Раздел I. Древняя Русь.
Происхождение славян.
Славяне – коренное население Европы. Предшественники древних славян на рубеже III – II
тыс. до н.э. в северной части Европы. От Рейна
до Днепра. Ветви славян и славянских языков.
Характеристика природных, климатических условий мест проживания славян, их значение
для занятий населения и жизненного уклада.
Взаимное обобщение культуры славян и культуры соседних народов: скифов, сарматов,
германцев (готов), гуннов, хазар.
Славяне-воины, борьба славян со степными кочевниками, походы на Византию.
Славяне и соседние народы.
Особенности географического положения, природные и климатические условия
проживания восточных славян. Смешение восточных славян
с соседними племенами: финно-угорскими, балтийскими и др. Неравномерность развития
отдельных славянских племён.
Соседская территориальная община – вервь, племена, союзы племен. Грады как центры
племенных союзов. Верховная знать – князья,
старейшины, их опора – дружина. Положение женщин в общине. Вече – общественный
орган управления. Сбор дани с членов общины, полюдье.
Предпосылки к возникновению государства у восточных славян.
Облик славян и черты их характера.
Внешность славян. Реконструкции М. М. Герасимова. Сила, храбрость славян. Обращение с
пленными. Гостеприимство, трудолюбие славян.
Хозяйство и уклад жизни восточных славян.
Особенности славянского земледелия в суровых климатических условиях. Занятия
восточных славян: скотоводство, охота, рыбная ловля,
бортничество, огородничество и др.
Быт восточных славян: жилище славян, традиции в питании, развитие ремёсел,
изготовление орудий труда. Одежды, обуви, посуды, мебели.
Речные пути как условие развитие внутренних и внешних связей восточных славян. Обмен
товарами, развитие торговли. Путь «из варяг в
греки».
Возникновение городов – центров ремёсел, торговли, административного управления. Киев
и Новгород – развитые центры славянского
мира, контролирующие торговые пути.
Культура и верования восточных славян.
Истоки славянского язычества. Важнейшие боги славян. Перун – бог грома, молнии, войны;
Сварог – бог неба; Ярило (Даждьбог, Хорос) –
бог солнца; Род – бог плодородия. Археологические находки предметов культуры
восточных славян. Обряды восточных славян; культ предков.
Свадебная и похоронные традиции. Языческие праздники, связанные с земледельческими
работами: Масленица, праздник урожая, праздник Ивана
Купалы. Фольклор: сказки, народные приметы, пословицы, песни, плачи.
Древнерусское государство.
Создание Древнерусского государства.
Первое Древнерусское государство как результат ожесточённой борьбы князей – Киевская
Русь (IX в.).
Управление государством: великий князь, дружина, знать (бояре, младшая дружина,
местные (удельные) князья, местная дружина. Боярская
дума – совещательный орган при князе для решения государственных вопросов. Община –
как замкнутая социальная система, организующая и
4

контролирующая трудовую, военную, обрядовую. Культурную жизнь её членов.
Вотчина – крупное частное землевладение, основная экономическая единица Киевской
Руси. Земля – главное богатство восточных славян.
Положение простых крестьян – смердов, рабов (холопов, челяди), закупов. Полюдье – сбор
дани со всего «свободного» населения; «уроки» и
«погосты».
Организация воинства из народа, его подразделения (сотни, тысячи).
Развитие древних городов Руси: Киева, Переяславля, Чернигова, Смоленска, Новгорода и
др.
Развитие торгово-денежных отношений в Древнерусском государстве: внешняя торговля с
северными народами, западными и южными
славянами. Торговые пути к греческим черноморским колониям. Русские сухопутные
караваны по пути в Индию.
Первые русские князья и основание рода Рюриковичей, Олег, Игорь, Ольга, Аскольд, Дир.
Военные походы князей для расширения границ
государства и покорения соседних племён.
Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства.
Крещение Руси, истоки христианской веры.
Повторение. Истоки христианской веры. Религии X – XI вв.
Объединение восточных славян в составе Киевской Руси. Языческая религия Киевской
Руси и религии соседних государств: Волжская
Болгария (ислам), Хазарский каганат (иудаизм), католический запад. Стремление Византии
приобрести единоверца в лице сильного Русского
государства. Великий князь киевский Владимир. Решение Владимира Красное Солнышко о
принятии Русью христианства от Византии.
Сопротивление народа и Крещение Руси в 988 г. Значение принятия Русью христианства
для ее дальнейшего исторического развития: укрепление
государственной власти, расширение внешних связей, укрепление международного
авторитета, развитие культуры. Отличия католической и
православной ветвей христианства, сказавшиеся на развитии стран Западной Европы и
Руси.
Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром.
История прихода к власти. Расцвет и могущество Руси при Ярославе Мудром. Забота о
безопасности границ государства: военные походы
князя. Киев — один из крупнейших городов Европы, расцвет зодчества,
градостроительства, просвещения. Наречение князя царем. Дипломатия
Ярослава Мудрого, родственные связи с крупнейшими королевскими дворами Европы.
Законотворчество в Киевской Руси. Русская Правда — свод древнерусского феодального
права.
Феодальная раздробленность Руси (XI – XV вв.)
Русь после смерти Ярослава Мудрого. Завещание Ярослава сыновьям. «Очередной»
порядок престолонаследия. Ослабление государства в
результате княжеских междоусобиц и народных восстаний, угрозы соседних племен. Шаги
Владимира Мономаха (1053—1125) по сохранению
единства русских земель. Введение короны русских царей — шапки Мономаха, издание
Устава Владимира Мономаха. Укрепление
международного авторитета Руси. Русская летопись «Повесть временных лет». Причины
распада единого государства на отдельные княжества
после смерти Владимира Мономаха и его сына Мстислава I — великого князя киевского
(1076—1132). Влиятельные княжества Руси: ГалицкоВолынское (на юго-западе),
Новгородское (на северо-западе), Владимиро-Суздальское (на юго-востоке).
Новгород — крупный культурный и торговый центр. Новгородская боярская республика,
городское вече, посадник, князь новгородский.
5

Объединение Ростово-Суздальских земель. Князь Юрий Долгорукий. Первое упоминание о
Москве (1147).
Иллюстративное знакомство с памятниками культуры, дошедшими до XXI в.: Софийский
собор в Киеве и Новгороде, Золотые ворота в
Киеве, соборы Переславля-Залесского, Суздаля, церковь Покрова на Нерли, Успенский и
Дмитриевский соборы во Владимире и др.
Иконопись, традиции греческих мастеров. Икона Владимирской Богоматери — символ
Руси. Развитие русской иконописной школы.
Раздел II. Русь в борьбе с завоевателями.
Образование монгольского государства.
Монгольские кочевые племена. Борьба между племенами за владение пастбищами.
Провозглашение Чингисхана великим каганом всех
монгольских племен. Покорение войском Чингисхана соседних племен, Северного Китая,
Кореи, Средней Азии, вторжение в Закавказье. Помощь
русских князей половцам, сражение на реке Калке. Поражение русско-половецкого войска
кочевниками.
Покорение монголами Волжской Болгарии, Средней Волги, вторжение в СевероВосточную Русь. Разорение Рязанской земли, покорение
города Козельска. Поход монгольского войска на Западную Европу через Южную Русь.
Осада и падение Киева. Завоевание Галицко-Волынской
Руси, Польши, Венгрии, других государств. Создание нового государства — Золотая Орда,
его территория на карте истории. Положение русских
земель по отношению к Орде. Связи русских князей с ханом, «ярлыки». Последствия
монгольских завоеваний для Руси. Русь — преграда на пути
завоевания монголами Западной Европы. Борьба с рыцарями-крестоносцами. Новгородский
князь Александр Невский. Ратные подвиги.
Объединение русских земель против Золотой Орды.
Восстановление хозяйства и городов Руси после нашествия войск Батыя: развитие
сельского хозяйства, увеличение пахотных земель,
использование трехполья, использование орудий труда. Развитие скотоводства, охоты,
рыболовства, огородничества, садоводства, пасечного
пчеловодства. Интенсивный рост феодального земледелия, монастырского землевладения,
«десятина». Крестьянские общины. Развитие новых
центров (Тверь, Москва, Кострома и др.). Возрождение каменного строительства, рост
числа ремесленников, купцов. Расширение внутренней и
внешней торговли. Причины возвышения Москвы. Борьба за свержение золотоордынского
ига как национальная задача. Собирание Москвой
русских земель. Иван Калита — московский князь. Личность Дмитрия Донского.
Куликовская битва, ее значение для победы над Ордой.
Объединение
земель
Северо-Восточной
Руси
вокруг
Москвы.
Правитель
централизованного государства — Иван III. История Московского
Кремля. Ликвидация зависимости Московского государства от Золотой Орды.
Государственное устройство Московской Руси. Боярская дума —
совещательный орган о «делах земли». Судебник Ивана III (1497). Роль Русской
православной церкви в объединении русских земель, в борьбе с
монголо-татарским игом. Личность и влияние Сергия Радонежского на самосознание
русского народа.
Раздел III. Единое Московское государство.
Российское государство в XVI в. Царь Иван Грозный.
Территория России в XVI в., причины ее увеличения. Венчание на царство царя Ивана IV
(Грозного). Личность царя, его политические
взгляды. Беспощадность самодержца против демократических проявлений в обществе.
Погромы в Новгороде. Причины возникновения опричнины.
6

Церковь — крупный собственник и землевладелец в государстве. Влияние церкви на
политику, экономику, социальные отношения и культуру.
Характер уклада жизни в городе: посадская, купеческая община и др. Зарождение
казачества. Местничество как право знатных родов занимать
ведущие посты в государстве. Роль Земских соборов в диалоге власти и общества.
Реформаторская деятельность Ивана Грозного: Судебник 1550 г.;
Юрьев день; военная реформа. Стоглавый собор Русской православной церкви. Внешняя
политика Московского государства в XVI в.
Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Продвижение в Сибирь, освоение
Сибири. Расширение связей России с народами Северного
Кавказа и Средней Азии. Ливонская война за выход в Балтийское море.
Смутное время. Воцарение династии Романовых.
Причины кризиса российского общества на рубеже XVI—XVII вв. Положение крепостных
крестьян. Окончательное формирование
государственной системы крепостного права. Избрание Бориса Годунова на царство, его
военные успехи. Возвращение Россией земель на берегах
Балтики. Укрепление Москвы (Белый город, Земляной город). Учреждение патриаршества,
рост авторитета Русской православной церкви.
Лжедмитрий, его роль в истории Смутного времени. Поход Лжедмитрия в Москву, захват
российского престола. Конец правления Лжедмитрия.
Народные волнения и восстания. Семибоярщина — заговор и предательство интересов
государства группой бояр. Присяга Москвы на верность
польскому королю. Освободительная борьба русского народа против польского засилья,
ополчение Минина и Пожарского. Освобождение Москвы.
Икона Казанской Богоматери.
Земский собор 1613 г. в Москве. Избрание нового русского царя из рода Романовых.
Правление царей Михаила и Алексея. Возникновение
сословий: бояре, дворяне, крестьяне, купцы, служилые люди. Укрепление церкви,
монастырей.
Народные волнения и восстания (С. Разин и др.).
Культура в Российском государстве XVI – XVII вв.
Влияние православной церкви на русскую культуру. Московские ремесленники.
Строительство соборов Кремля, церкви Вознесения в
Коломенском.
Памятники литературы. Агиография, народное творчество. Отражение исторических
событий в народном творчестве.
Книгопечатание. Франциск Скорина, Иван Фёдоров. Рост грамотности населения.
Открытие Славяно-греко-латинской академии. Легенда о
библиотеке Ивана Грозного.

7

3.
№

Тематическое планирование 7 класс
Тема урока

Дата
план

1

Происхождение славян

2

Происхождение славян

3

Славяне и соседние народы

4

Славяне и соседние народы

5

Облик славян и черты их характера

6

Облик славян и черты их характера

7

Облик славян и черты их характера

8

Хозяйство и уклад жизни восточных славян

9

Хозяйство и уклад жизни восточных славян

10

Хозяйство и уклад жизни восточных славян

11

Хозяйство и уклад жизни восточных славян

12

Культура и верования восточных славян

13

Культура и верования восточных славян

14

Культура и верования восточных славян

15

Культура и верования восточных славян

16

Создание Древнерусского государства

17

Создание Древнерусского государства

18

Создание Древнерусского государства

19

Создание Древнерусского государства

20

Создание Древнерусского государства

21

Создание Древнерусского государства
8

1
неделя
1
неделя
2
неделя
2
неделя
3
неделя
3
неделя
4
неделя
4
неделя
5
неделя
5
неделя
6
неделя
6
неделя
7
неделя
7
неделя
8
неделя
8
неделя
9
неделя
9
неделя
10
неделя
10
неделя
11

факт

Примеча
ние

неделя
22

Крещение Руси, истоки христианской веры

23

Крещение Руси, истоки христианской веры

24

Крещение Руси, истоки христианской веры

25

Крещение Руси, истоки христианской веры

26

Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром

27

Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром

28

Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром

29

Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром

30

Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром

31

Феодальная раздробленность Руси (XI-XVвека)

32

Феодальная раздробленность Руси (XI-XVвека)

33

Феодальная раздробленность Руси (XI-XVвека)

34

Феодальная раздробленность Руси (XI-XVвека)

35

Феодальная раздробленность Руси (XI-XVвека)

36

Феодальная раздробленность Руси (XI-XVвека)

37

Феодальная раздробленность Руси (XI-XVвека)

38

Феодальная раздробленность Руси (XI-XVвека)

39

Образование монгольского государства

40

Образование монгольского государства

41

Образование монгольского государства

42

Образование монгольского государства

43

Образование монгольского государства

11
неделя
12
неделя
12
неделя
13
неделя
13
неделя
14
неделя
14
неделя
15
неделя
15
неделя
16
неделя
16
неделя
17
неделя
17
неделя
18
неделя
18
неделя
19
неделя
19
неделя
20
неделя
20
неделя
21
неделя
21
неделя
22
неделя

9

44

Образование монгольского государства

45

Объединение русских земель против Золотой Орды

46

Объединение русских земель против Золотой Орды

47

Объединение русских земель против Золотой Орды

48

Объединение русских земель против Золотой Орды

49

Объединение русских земель против Золотой Орды

50

Объединение русских земель против Золотой Орды

51

Объединение русских земель против Золотой Орды

52

Объединение русских земель против Золотой Орды

53

Российское государство в XVI веке. Царь Иван Грозный

54

Российское государство в XVI веке. Царь Иван Грозный

55

Российское государство в XVI веке. Царь Иван Грозный

56

Российское государство в XVI веке. Царь Иван Грозный

57

Российское государство в XVI веке. Царь Иван Грозный

58

Российское государство в XVI веке. Царь Иван Грозный

59

Смутное время.

60

Смутное время

61

Смутное время

62

Воцарение династии Романовых

63

Воцарение династии Романовых

64

Воцарение династии Романовых

65

Культура Российского государства в XVI-XVII веках.

66

Культура Российского государства в XVI-XVII веках.
10

22
неделя
23
неделя
23
неделя
24
неделя
24
неделя
25
неделя
25
неделя
26
неделя
26
неделя
27
неделя
27
неделя
28
неделя
28
неделя
29
неделя
29
неделя
30
неделя
30
неделя
31
неделя
31
неделя
32
неделя
32
неделя
33
неделя
33
неделя

67

Культура Российского государства в XVI-XVII веках.

68

Единое Московское государство
Итого за год

к.р. _2__

11

34
неделя
34
неделя
68 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».