Адаптированная рабочая программа по физической культуре для обучающихся с умственной отсталостью 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре для 5 класса
с интеллектуальными нарушениями
НА 2021- 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
КЛАСС: 5
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 3 всего за год 102
УЧИТЕЛЬ: ЮЖАКОВ ЯРОСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Категория: нет
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ: Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (2010 года), Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых
результатов начального общего образования, Примерной программы начального общего
образования по физической культуре для образовательных учреждений и программы
общеобразовательных учреждений автора Лях. В. И.Физическая культура. 1-4 классы
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК УЧЕБНИК : Физическая культура. 1-4 классы: учеб.
Для общеобразоват. Организаций/ В.И.Лях – М. «Просвещение», 2013.

с. Южаково
2021

Планируемые результаты изучение учебного предмета

Личностные результаты:
• проявление мотивации при выполнении отдельных видов деятельности на уроке
физической культуре;
• желание выполнить задание правильно, в соответствии пошаговой инструкцией
учителя;
• умение понимать инструкцию учителя, следовать ей при выполнении учебного
задания;
• умение оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации; при необходимости
попросить о помощи в случае возникновения затруднений в выполнении задания;
• умение корригировать собственную деятельность по выполнению задания в
соответствии с замечанием, высказанным учителем, а также с учётом оказанной
при необходимости помощи;
• знание правил поведения в спортивном зале;
• элементарные навыки организации собственной деятельности по
самостоятельному выполнению задания;
• элементарные представления о здоровом образе жизни.
Предметные результаты представлены двумя уровнями овладения знаниями:
минимальным и достаточным:
Минимальный уровень:
- представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья,
физического развития и физической подготовки человека;
- выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;
- знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное
их применение;
- выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении
строевых команд;
- представления о двигательных действиях; знание основных строевых команд;
подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
- ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;
- взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр,
элементов соревнований; участие в подвижных играх и эстафетах под руководством
учителя;
- знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение
требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных
- знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение
требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных
мероприятиях.
Достаточный уровень:
- практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, лыжной
подготовки, спортивных и подвижных игр и других видов физической культуры;
- самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики;
- владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и
развития мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня
(физкультминутки);
- выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя:
бег, ходьба, прыжки и др.;
- подача и выполнение строевых команд, ведение подсчёта при выполнении
общеразвивающих упражнений.
- совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах;
- оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе участия в
подвижных играх и соревнованиях;
2

- знание спортивных традиций своего народа и других народов;
- знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных
видах двигательной активности и их применение в практической деятельности;
- знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение
усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя;
- знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и
оборудованием в повседневной жизни;
- соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурноспортивных мероприятиях.

3

Содержание программы
5 класс
Всего: 103 часа (3 часа в неделю)

Личная гигиена, закаливание, водные процедуры. Значение физических упражнений
в жизни человека. Требования к выполнению утренней гигиенической зарядки.
ГИМНАСТИКА
Построения и перестроения. Повороты налево, направо, кругом (переступанием).
Понятия: фланг, интервал, дистанция. Ходьба по диагонали и противоходом налево,
направо. Перестроение из колонны по одному в колонну по два (по три, по четыре)
последовательными поворотами налево (направо). Ходьба в обход с поворотами на углах.
Смена ног в движении.
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ И КОРРИГИРУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Основные положения и движения рук, головы, конечностей, туловища. Сохранение
заданного положения головы при выполнении наклонов, поворотов и вращений
туловищем. Из исходного положения — стоя ноги врозь, руки на пояс—повороты
туловища
вправо, влево с одновременными наклонами. Из исходного положения — ноги врозь, руки
в стороны — наклоны вперед с поворотами в сторону. Наклоны туловища вперед в
сочетании с поворотами и с движениями рук. Отведение ноги назад с подниманием рук
вверх. Переход из упора присев в упор лежа толчком двух ног и вернуться в исходное
положение, с фиксированными положениями головы.
Лежа на животе, поочередное поднимание ног. (Голова и руки при этом лежат на
плоскости или поднимаются одновременно с ногами.) Лежа на животе (руки согнуты в
локтях, подбородок положен на кисти рук), поднимание головы (локти согнутых рук
отводятся назад, лопатки прижимаются к позвоночнику); поднимание головы с
вытягиванием рук вперед, назад, в стороны. Из исходного положения — руки вперед,
назад или в стороны — поднимание рук от опоры. Сгибание и разгибание рук в упоре
стоя, опираясь в стену или рейку гимнастической скамейки на уровне груди и пояса.
Пружинистые приседания на одной ноге в положении выпада. Круговые движения
туловища (руки на пояс). Выполнение комбинаций из разученных движений с
рациональными изменениями положения головы.
Упражнения в парах: попеременное сгибание и разгибание рук с сопротивлением;
выведение из равновесия партнера ладонью одной руки (обеими).
4

Дыхательные упражнения. Полное углубленное дыхание с различными движениями
рук. Дозированное дыхание в ходьбе с движениями рук в различных направлениях.
Упражнения в расслаблении мышц. Расслабленные потряхивания конечностями с
возможно более полным расслаблением мышц при спокойном передвижении по залу.
Чередование напряженной ходьбы (строевым шагом) с ходьбой в полуприседе с
расслабленным и опущенным вперед туловищем. Расслабление мышц после выполнения
силовых упражнений.
Упражнения на осанку.
Упражнения с удержанием груза (100—150 г) на голове;
повороты кругом; приседание; ходьба по гимнастической скамейке с различными
положениями рук; передвижение по наклонной плоскости.
Упражнения с предметами
С гимнастическими палками. Подбрасывание и ловля палки в горизонтальном и
вертикальном положении. Перебрасывание гимнастической палки с руки на руку в
вертикальном положении. Сгибание и разгибание рук с палкой. Повороты туловища с
движением рук с палкой вперед, вверх, за голову, перед грудью. Наклоны туловища
вперед, назад, влево, вправо с различными положениями палки.
С большими обручами. Приседание с обручем в руках, повороты направо, налево,
вперед, назад (при хвате обруча двумя руками); пролезание в обруч на месте, переход и
перепрыгивание из одного лежащего обруча в другой, не задевая обруч; кружение обруча;
вращение на вытянутой руке.
С малыми мячами. Подбрасывание мяча левой (правой) рукой под правой (левой)
рукой и ловля его. Удары мяча о пол правой и левой рукой. Броски мяча о стену и ловля
его после отскока. Переменные удары мяча о пол левой и правой рукой. Перебрасывание
мяча в парах.
С набивными мячами (вес 2 кг). Передача мяча слева направо и справа налево стоя в
кругу. Подбрасывание мяча вверх и его ловля. Повороты туловища налево, направо с
различными положениями мяча. Приседание с мячом: мяч вперед, мяч за го-лову, на
голову. Прыжки на двух ногах (мяч у груди).
Переноска груза и передача предметов. Передача набивного мяча весом до 2 кг в
5

колонне и шеренге. Эстафеты с переноской и передачей 2—3 набивных мячей весом до 6
кг на расстоянии до 20 м. Переноска гимнастической скамейки, гимнастического мата.
Лазанье и перелезание. Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз с
изменением способа лазанья в процессе выполнения задания по словесной инструкции
учителя. Лазанье по гимнастической стенке по диагонали. Лазанье по наклонной
гимнастической скамейке под углом 45°. Подлезание под несколько препятствий высотой
40 см. Перелезание через 2—3 препятствия разной высоты (до 1 м). Вис на канате с
захватом его ногами скрестно. Лазанье по канату произвольным способом. Вис на руках
на рейке. Лазанье по канату способом в три приема до 3 м (девочки), 4 м (мальчики).
Равновесие. Ходьба по гимнастической скамейке с ударами мяча о пол и его ловлей.
Повороты на гимнастической скамейке и на бревне направо, налево. Ходьба по
гимнастической скамейке с подбрасыванием и ловлей мяча. Равновесие на левой (правой)
ноге на полу без поддержки. Ходьба приставными шагами по бревну с перешагиванием
через веревочку на высоте 20—30 см. Набивные мячи (бросание и ловля мяча).
Опорный прыжок. Прыжок через козла: наскок в упор стоя на коленях, соскок с
колен взмахом рук, наскок в упор стоя на коленях, переход в упор присев, соскок с
мягким приземлением. Прыжок в упор присев на козла, коня в ширину и соскок. Прыжок
ноги врозь.
Упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности
движения. Построение в колонну по одному на расстоянии вытянутой руки. Ходьба по
диагонали по начерченной линии. Поворот кругом без контроля зрения. Ходьба
«змейкой». Прохождение расстояния до 3 м от одного ориентира до другого с открытыми
глазами за определенное количество шагов и воспроизведение его за столько же шагов без
контроля зрения. Стоя у гимнастической стенки, поднимание ноги на заданную высоту с
контролем и без контроля зрения. Ходьба по ориентирам, начерченным на
гимнастическом бревне. Прыжки назад, влево, вправо в обозначенное место. Прыжок в
длину с разбега и приземлением в обозначенное место. Подлезание под препятствие
определенной высоты.
Легкий бег на месте от 5 до 10 с. Начало и окончание бега определяется учителем.
Прыжками на двух ногах преодолеть расстояние 5—6 м до черты. Сообщить
6

учащимся время выполнения задания. Повторить его вдвое медленнее. Определить самого
точного.
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
Основные знания.
Ходьба. Сочетание разновидностей ходьбы (на носках, на пятках, в полуприседе,
спиной вперед) по инструкции учителя. Ходьба на носках с высоким подниманием бедра.
Ходьба с остановками для выполнения заданий (присесть, повернуться, выполнить
упражнение). Ходьба с речитативом и песней. Ходьба приставным шагом левым и правым
боком.
Бег. Медленный бег в равномерном темпе до 4 мин. Бег широким шагом на носках
по прямой (коридор 20—30 см). Бег на скорость 60 м с высокого и низкого старта. Начало
бега из различных исходных положений (упор присев, упор на коленях, лежа на животе,
лежа на спине, стоя спиной по направлению бега и др.). Бег с преодолением малых
препятствий (набивные мячи, полосы шириной до 50 см) в среднем темпе. Повторный бег
на отрезках 30—50 см Прыжки. Прыжки через скакалку на месте в различном темпе.
Прыжки через скакалку, продвигаясь вперед произвольно. Прыжки произвольным
способом (на двух и одной ноге) через набивные мячи (расстояние между препятствиями
80—100 см). Прыжки в шаге с приземлением на обе ноги. Прыжки в длину с разбега
способом «согнув ноги» Прыжки в высоту способом «перешагивание».
Метание. Метание теннисного мяча в пол на высоту отскока.
Уметь: выполнять разновидности ходьбы; пробегать в медленном темпе 4 мин,
бегать на время 60 м; выполнять прыжок в длину с разбега способом, прыгать в высоту
способом «перешагивание» с пяти шагов разбега.
ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА
Основные знания.
Сведения о применении лыж в быту, занятия на лыжах как средство закаливания
организма.
ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИИ
Совершенствование попеременного двухшажного хода. Одновременный бесшажный
ход. Спуск в низкой стойке. Торможение «плугом». Повторное передвижение в быстром
7

темпе на отрезках 40—50, 100—150 м (1—2 раза). Передвижение на лыжах. Лыжные
эстафеты. Игры на лыжах: «Снайперы», «Быстрый лыжник», «Остановиться точно».
Основные требования к знаниям, умениям и кавыкам учащихся.
Уметь: координировать движения рук и туловища в одновременном бесшажном ходе
на отрезке 40—60 м, пройти в быстром темпе, 100—120 м любым ходом, преодолевать
спуск с крутизной склона 4—6° и длиной 50—60 м в низкой стойке, тормозить «плугом»,
преодолевать на лыжах 2 км (девочки), 3 км (мальчики).
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«Летучий мяч», «Ловля парами». Линейные эстафеты с бегом и переносом
предметов: «Тяни в круг», «Охотники и утки», «Гонка мячей по кругу».
ПИОНЕРБОЛ
Основы знания
Дальнейшее ознакомление с правилами игры, расстановка игроков на площадке,
правила перехода играющих.
ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИИ
Нападающий удар двумя руками сверху в прыжке, ловля мяча над головой, подача
мяча двумя руками снизу, подача мяча одной рукой сбоку (боковая подача), бросок мяча
двумя руками с двух шагов в движении. Розыгрыш мяча на три паса. Учебные игры.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Знать: расстановку игроков на площадке, правила перехода играющих.
Уметь: подавать боковую подачу, разыгрывать мяч на три паса.
БАСКЕТБОЛ
Основные знания.
Правила игры в баскетбол, правила поведения учащихся при выполнении
упражнений с мячом. Санитарно-гигиенические требования к занятиям баскетболом.
ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Стойка баскетболиста. Передвижение в стойке вправо, влево, вперед, назад.
Остановка по свистку. Передача мяча от груди. Ловля мяча двумя руками. Ведение мяча
на месте и в движении. Бросок мяча двумя руками в кольцо.

8

Тематическое планирование 5 класс
№

Тема урока

Кол-во
часов

Легкая атлетика

дата
план

12 ч

1

Техника безопасности на
уроке физкультуры.

1

1нед

2

Беседа «Человек занимается физкультурой».

1

1нед

3

Отработка низкого старта.

1

1нед

4

Отработка низкого старта.

1

2нед

5

Бег 60 м. Зачет.

1

2нед

6

Техника метания теннисного мяча.

1

2нед

7

Техника метания теннисного мяча.

1

3нед

8

Метание теннисного мяча. Зачет.

1

3нед

9

Техника прыжков в длину с места.

1

3нед

10

Техника прыжков в длину с места.

1

4нед

11

Эстафета 4 по 60 м.

1

4нед

12

Ходьба различным способом. Бег 500 м.

1

4нед

Гимнастика

факт

15ч

13

Строевые упражнения. Повороты. Понятия
«фланг», «интервал», «дистанция».

1

5нед

14

Строевые упражнения. Повороты. Понятия
«фланг», «интервал», «дистанция».

1

5нед

9

15

Упражнения с гимнастическими палками.

1

5нед

16

Упражнения гимнастическими палками.

1

6нед

17

Упражнения с обручами.

1

6нед

18

Упражнения с обручами.

1

6нед

19

Упражнения с набивными мячами, малыми
мячами.

1

7нед

20

Упражнения с набивными мячами, малыми
мячами.

1

7нед

21

Упражнения скакалками.

1

7нед

22

Упражнения скакалками.

1

8нед

23

Лазание по наклонной гимнастической скамье.

1

8нед

24

Лазание по наклонной гимнастической скамье.

1

8нед

25

Лазание по гимнастической стенке.

1

9нед

26

Лазание по гимнастической стенке.

1

9нед

27

Ходьба с удержанием груза на голове.

1

9нед

Гимнастика

21ч

28

Ходьба с удержанием груза на голове.

1

10нед

29

Дыхательные упражнения.

1

10нед

30

Дыхательные упражнения.

1

10нед

31

Лазание по канату.

1

11нед

32

Лазание по канату.

1

11нед

33

Ходьба гимнастическому бревну.

1

11нед

10

34

Ходьба гимнастическому бревну.

1

12нед

35

Упражнение перекладине.

1

12нед

36

Упражнение перекладине.

1

12нед

37

Упражнение перекладине.

1

13нед

38

Опорный прыжок через козла

1

13нед

Подвижные игры

10ч

39

Эстафеты.

1

13нед

40

Правила игры в «Пионербол».

1

14нед

41

Нападающий удар.

1

14нед

42

Нападающий удар.

1

14нед

43

Подача мяча одной рукой.

1

15нед

44

Подача мяча одной рукой.

1

15нед

45

«Пионербол». Учебная игра.

1

15нед

46

«Пионербол». Учебная игра.

1

16нед

47

«Пионербол». Учебная игра.

1

16нед

48

«Пионербол». Учебная игра.

1

16нед

Лыжная подготовка

24ч

49

Техника безопасности на уроках лыжной
подготовки. Беседа о лыжниках Республики Коми.

1

17нед

50

Строевые упражнения.

1

17нед

51

Совершенствование попеременного хода.

1

17нед

52

Совершенствование попеременного хода.

1

18нед

11

53

Передвижение ступающим шагом.

1

18нед

54

Передвижение ступающим шагом.

1

18нед

55

Передвижение ступающим шагом.

1

19нед

56

Одновременный бесшажный ход.

1

19нед

57

Спуск в низкой стойке. Подъем «лесенкой»

1

19нед

58

Одновременный бесшажный ход.

1

20нед

59

Спуск в низкой стойке. Подъем «лесенкой»

1

20нед

60

Спуск в низкой стойке. Подъем «лесенкой»

1

20нед

61

Спуск в высокой стойке. Торможение «плугом».

1

21нед

62

Спуск в высокой стойке. Торможение «плугом».

1

21нед

63

Передвижение по учебному кругу 1 км.

1

21нед

64

Передвижение по учебному кругу 1 км.

1

22нед

65

Передвижение учебному кругу 1 км.

1

22нед

66

Передвижение учебному кругу 1 км.

1

22нед

67

Лыжные эстафеты.

1

23нед

68

Лыжные эстафеты.

1

23нед

69

Повороты переступанием.

1

23нед

70

Повороты переступанием.

1

24нед

71

Лыжные гонки. Зачетное занятие (девочки – 1 км,
мальчики – 1 км).

1

24нед

12

72

Лыжные гонки. Зачетное занятие (девочки – 1 км,
мальчики – 1 км).
Баскетбол

24нед

1

6ч

73

Баскетбол. Правила игры. Ведение мяча.

1

25нед

74

Баскетбол. Правила игры. Ведение мяча.

1

25нед

75

Баскетбол. Правила игры. Ведение мяча.

1

25нед

76

Баскетбол. Передача мяча в парах на месте.

1

26нед

77

Баскетбол. Передача мяча в парах на месте.

1

26нед

78

Баскетбол. Передача мяча в парах на месте.

1

26нед

79

Баскетбол. Передача мяча в движении.

1

27нед

80

Баскетбол. Передача мяча в движении.

1

27нед

81

Баскетбол. Отработка броска в корзину.

1

27нед

82

Баскетбол. Отработка броска в корзину.

1

28нед

83

Баскетбол. Отработка броска в корзину.

1

28нед

84

Баскетбол. Учебная игра.

1

28нед

85

Баскетбол. Учебная игра.

1

29нед

86

Баскетбол. Учебная игра.

1

29нед

87

Баскетбол. Учебная игра.

1

29нед

Легкая атлетика

14ч

88

Эстафеты.

1

30нед

89

Прыжки в высоту.

1

30нед

90

Прыжки в высоту

1

30нед

91

Техника метания теннисного мяча.

1

31нед
13

92

Метание теннисного мяча. Зачет.

1

31нед

93

Техника прыжков в длину с места.

1

31нед

94

Прыжки с места. Зачет

1

32нед

95

Эстафета 4 по 60 м.

1

32нед

96

Бег 500 м. Общая физическая подготовка.

1

32нед

97

Бег 500 м. Общая физическая подготовка.

1

33нед

98

Бег 500 м. Общая физическая подготовка.

1

33нед

99

Бег 60 м с низкого старта.

1

33нед

100

Бег 60 м с низкого старта.

1

34нед

101

Бег 60 м с низкого старта.

1

34нед

102

Бег 200 м. Зачет.

1

34нед

14

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».