Адаптированная рабочая программа по музыке для обучающихся с ЗПР 1-4 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР
1-4 КЛАССЫ
ФГОС НОО
НА 2021 - 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ: МУЗЫКА
КЛАСС 1-4
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ:

в неделю 1 кл– 1 ч; 2 кл-1 ч, 3кл-1 ч, 4 кл-1 ч;
всего за год 1 кл -33 ч.,2 кл-34 ч, 3 кл- 34ч, 4 кл-34 ч

УЧИТЕЛЬ: ШМО учителей начальных классов
КАТЕГОРИЯ:
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ: Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (2010 года), Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего
образования, Примерной программы начального общего образования по музыке для образовательных учреждений и программы общеобразовательных учреждений авторского коллектива
(Г.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной ) под руководством композитора Д. Б.
Кабaлевского. .М. «Просвещение» 2011г. Примерной программы по учебным предметам.

Начальная школа.– М.: Просвещение, 2012.
Авторской программы «Музыка»
под редакцией Критской
общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы.

Е.Д.

Программы

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК

Учебно-методический комплект «Школа России» – 2-изд.,дораб.. – М.: Просвещение,
2020,2021.

с. Южаково
2021

I.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть
достигнуты личностные, метапредметные и предметные результаты.
1 класс:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета
«Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов
фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности, их понимание и оценка
– умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности,
участие в музыкальной жизни класса;
– уважительное отношение к культуре других народов;
–овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической
деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе
восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
–определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и
творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении
различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и
внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
–позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании,
характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами
коммуникации;
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкальнотворческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовнонравственном развитии;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной
культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному
искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо
виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным
произведениям;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических
композиций,
исполнении
вокально-хоровых
произведений,
в
импровизациях.

2

2 класс

Личностные результаты:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов
фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности, их понимание и оценка
– умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности,
участие в музыкальной жизни класса;
– уважительное отношение к культуре других народов;
–овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные результаты:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе
восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
–определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и
творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении
различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и
внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
–позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании,
характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами
коммуникации;
Предметные результаты:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовнонравственном развитии;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной
культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному
искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо
виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным
произведениям;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических
композиций,
исполнении
вокально-хоровых
произведений,
в
импровизациях.
3 класс

Личностные результаты:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов
фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской
православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства
России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления
произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в
3

культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни
класса, школы;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических
потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение
навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в
музыкальной жизни класса, школы;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоциональноценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и
общества.
Метапредметные результаты:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе
восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
–определение наиболее эффективных способов достижения результата в исполнительской
и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении
различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и
внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная
самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных
музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании,
характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих
направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого
анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность
с использованием различных средств информации и коммуникации (включая цифровые
образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).
Предметные результаты:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовнонравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых
музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной
культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному
искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо
виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным
произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений:
фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать
содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
4

– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических
композиций,
исполнении
вокально-хоровых
произведений,
в
импровизациях.
4 класс

Личностные результаты:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов
фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской
православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства
России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления
произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в
культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни
класса, школы и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических
потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение
навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в
музыкальной жизни класса, школы и др.;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоциональноценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и
общества.
Метапредметные результаты:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе
восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания
содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы
достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении
различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и
внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная
самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных
музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании,
характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих
направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с
размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной
форме;
5

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого
анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
- деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
(включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы,
цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкальнотворческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовнонравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых
музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной
культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному
искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо
виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным
произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений:
фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать
содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических
композиций,
исполнении
вокально-хоровых
произведений,
в
импровизациях.











Музыка в жизни человека
Обучающийся научится:
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных
произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально,
эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных
видах музыкально-творческой деятельности;
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии
музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные
образцы народной
и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные
традиции;
воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические
особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении,
играх, действах и др.).
Основные закономерности музыкального искусства
Обучающийся научится:
соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные
черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в
исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и
различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных
форм
построения музыки;
6







общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и
инструментального) воплощения различных художественных образов.
Музыкальная картина мира
Обучающийся научится:
исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация,
музыкально-пластическое
движение,
инструментальное
музицирование,
импровизация и др.);
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных
музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и
профессионального музыкального творчества разных стран мира.

В результате освоения основной образовательной программы начального общего
образования у обучающихся будут сформированы готовность к саморазвитию, мотивация
к обучению и познанию; понимание ценности отечественных национально-культурных
традиций, осознание своей этнической и национальной принадлежности, уважение к
истории и духовным традициям России, музыкальной культуре ее народов, понимание
роли музыки в жизни человека и общества, духовно-нравственном развитии человека.
В процессе
приобретения
собственного
опыта
музыкально-творческой
деятельности обучающиеся научатся понимать музыку как составную и неотъемлемую
часть окружающего мира, постигать и осмысливать явления музыкальной культуры,
выражать свои мысли и чувства, обусловленные восприятием музыкальных произведений,
использовать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых и инструментальных
произведений, в импровизации.
Школьники научатся размышлять о музыке, эмоционально выражать свое
отношение к искусству; проявлять эстетические и художественные предпочтения, интерес
к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формировать позитивную
самооценку, самоуважение, основанные на реализованном творческом потенциале,
развитии
художественного
вкуса,
осуществлении
собственных
музыкальноисполнительских замыслов.
Освоение программы позволит обучающимся принимать активное участие в
общественной, концертной и музыкально-театральной жизни школы, города, региона.
Слушание музыки
Выпускник научится:
- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
- определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы
музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр;
- различать типы интонаций, средства музыкальной выразительности,
используемые при создании образа;
- узнавать инструменты симфонического, камерного, духового, эстрадного,
джазового оркестров, оркестра русских народных инструментов;
- различать звучание оркестров и отдельных инструментов;
- ориентироваться в тембровом звучании различных певческих голосов (детских,
женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных, а также народного,
академического, церковного) и их исполнительских возможностях и особенностях
репертуара;

7

- ориентироваться в народной и профессиональной (композиторской) музыке;
балете, опере, мюзикле, произведениях для симфонического оркестра и оркестра русских
народных инструментов;
- ориентироваться в выразительных возможностях и особенностях музыкальных
форм: типах развития (повтор, контраст), простых двухчастной и трехчастной формы,
вариаций, рондо;
- определять жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях;
- импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных
движений, пластического интонирования.
Хоровое пение
Выпускник научится:
- исполнять Гимн Российской Федерации;
- ориентироваться в способах и приемах выразительного музыкального
интонирования;
- грамотно и выразительно исполнять песни с сопровождением и без
сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием;
- соблюдать при пении певческую установку, использовать в процессе пения
правильное певческое дыхание;
- петь преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употреблять твердую
атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни, петь доступным по силе, не
форсированным звуком;
- выговаривать слова песни, петь гласные округленным звуком, отчетливо
произносить согласные;
- использовать средства артикуляции для достижения выразительности
исполнения;
- исполнять одноголосные произведения, а также произведения с элементами
двухголосия.
Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле)
Выпускник научится:
- ориентироватьсявприемах игры на элементарных инструментах детского
оркестра, блокфлейте, синтезаторе, народных инструментах и др.
- исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях;
- играть в ансамбле – дуэте, трио (простейшее двух-трехголосие);
-играть в детском оркестре, инструментальном ансамбле;
- использовать возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре, в том
числе тембровые возможности синтезатора.
Основы музыкальной грамоты
Выпускник научится ориентироваться вследующим объемом музыкальной грамоты
и теоретических понятиях:
- Звук. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость;
- Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация. Начальное представление о
клавиатуре фортепиано (синтезатора). Подбор по слуху попевок и простых песен;
- Метроритм. Длительности: восьмые, четверти, половинные. Пауза. Акцент в
музыке: сильная и слабая доли. Такт. Размеры: 2/4; 3/4; 4/4. Сочетание восьмых,
четвертных и половинных длительностей, пауз в ритмических упражнениях, ритмических
рисунках исполняемых песен, в оркестровых партиях и аккомпанементах. Двух- и
трехдольность – восприятие и передача в движении;
8

- Лад:мажор, минор; тональность, тоника;
- Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в объеме
первой-второй октав, диез, бемоль. Чтение нот первой-второй октав, пение по нотам
выученных по слуху простейших попевок (двухступенных, трехступенных,
пятиступенных), песен, разучивание по нотам хоровых и оркестровых партий;
- Интервалы в пределах октавы. Трезвучия: мажорное и минорное. Интервалы и
трезвучия в игровых упражнениях, песнях и аккомпанементах, произведениях для
слушания музыки;
- Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Инструментальный концерт.
Музыкально-сценические жанры: балет, опера, мюзикл;
- Музыкальные формы. Виды развития: повтор, контраст. Вступление, заключение.
Простые двухчастная и трехчастная формы, куплетная форма, вариации, рондо.

9

II.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
1 КЛАСС (33ч.)

Музыка вокруг нас. И муза вечная со мной! Хоровод муз. Повсюду музыка
слышна.Душа музыки — мелодия. Музыка осени. Сочини мелодию. Азбука, азбука
каждому
нужна...
Музыкальная
азбука.
Музыкальные
и
народные
инструменты.Раскрываются следующие содержательные линии. Музыка и ее роль в
повседневной жизни человека. Композитор — исполнитель — слушатель. Песни, танцы
и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Образы
осеннейприроды в музыке. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи.
Элементы нотной грамоты. «Садко». Из русского былинного сказа.Звучащие картины.
Разыграй песню. Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины.
Добрый праздник среди зимы.Раскрываются следующие содержательные линии.
Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Музыка в
праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.
Музыка и ты.Край, в котором ты живёшь. Художник, поэт, композитор. Музыка утра.
Закрепление знаний. Музыка вечера. Музы не молчали. Музыкальные портреты.
Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. Мамин праздник. Обобщающий
урок. Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент. Чудесная
лютня (по алжирской сказке). Раскрываются следующие содержательные линии:
Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в
изображении картин природы (слова — краски — звуки). Образы защитников Отечества
в музыке. Музыкальные поздравления. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин,
фортепиано, гитара. Былины и сказки о воздействующей силе музыки.Музыка в цирке.
Дом, который звучит. Опера-сказка. «Ничего на свете лучше нету». Афиша. Программа.
Обобщающий урок. Раскрываются следующие содержательные линии. Музыка в
цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля,
фонограмма концерта для родителей.
2 КЛАСС(34ч.)
Россия – Родина моя.Мелодия. Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Гимн
России.Раскрываются следующие содержательные линии. Музыкальный пейзаж.
Образы родной природы в музыке русских композиторов. Песенность как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности.
Государственные символы России (флаг, герб, гимн). Гимн — главная песня нашей
Родины. Художественные символы России (Московский Кремль, храм Христа
Спасителя, Большой театр).
День, полный событий.Музыкальные инструменты. Природа и музыка. Прогулка.
Танцы, танцы, танцы... Эти разные марши. Звучащие картины. Расскажи сказку.
Колыбельные. Мама.Раскрываются следующие содержательные линии. Мир ребенка
в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П.Чайковского и С.
Прокофьева. Музыкальные инструменты: фортепиано - его выразительные возможности.
Песенность, танцевальность, маршевость в передаче содержания и эмоционального
строя музыкальных сочинений. Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке.
Колыбельные песни. Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и
различие.
О России петь – что стремиться в храм.Великий колокольный звон. Звучащие картины.
Святые земли Русской. Александр Невский. Сергий Радонежский. Молитва. С
Рождеством
Христовым!
Рождество
Христово.Раскрываются
следующие
10

содержательные линии. Колокольные звоны России: набат, трезвон, благовест.
Музыкальный пейзаж. Святые земли Русской: князь Александр Невский, преподобный
Сергий Радонежский. Воплощение их образов в музыке различных жанров: народные
песнопения, кантата. Жанр молитвы, хорала. Праздники Русской православной церкви.
Рождество Христово. Рождественские песнопения и колядки. Музыка на новогоднем
празднике.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. Выходили красны девицы. Бояре, а мы к вам пришли. Музыка в
народном стиле. Сочини песенку. Проводы зимы. Встреча весны.Раскрываются
следующие содержательные линии. Фольклор — народная мудрость. Оркестр русских
народных инструментов. Мотив, напев, наигрыш. Вариации в русской народной музыке.
Ритмическая партитура. Традиции народного музицирования. Обряды и праздники
русского народа: проводы зимы (Масленица), встреча весны. Песня-игра, песня-диалог,
песня-хоровод. Народные песенки, заклички, потешки.
В музыкальном театре.Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Театр оперы
и балета. Волшебная палочка. Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое
чудное мгновенье! Увертюра. Финал.Раскрываются следующие содержательные линии. Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля. Детский музыкальный
театр: опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете.
Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании
музыкального спектакля. Элементы оперного и балетного спектаклей. Увертюра. Сцены
из оперы «Руслан и Людмила». Музыкальные темы - характеристики главных действующих лиц. Финал.
В концертном зале. Симфоническая сказка «Петя и Волк». Раскрываются следующие
содержательные линии. Жанровое многообразие инструментальной и симфонической
музыки. Симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева: тембры инструментов и
различных групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.Картинки с
выставки. Музыкальное впечатление. Звучит нестареющий Моцарт! Симфония № 40.
Увертюра.Раскрываются следующие содержательные линии. Музыкальная живопись.
«Картинки с выставки» М. Мусоргского. Жанры симфонической музыки: увертюра,
симфония. Симфония № 40 соль минор В.-А. Моцарта. Увертюра к опере «Свадьба
Фигаро». Взаимодействие тем-образов: повтор, контраст. Выразительность и
изобразительность образов музыки В.-А. Моцарта, М. Мусоргского.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…Волшебный цветик-семицветик.
Музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты. И всё это — Бах! Всё в
движении. Тройка. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. Два
лада. Легенда. Природа и музыка. Весна. Осень. Печаль моя светла. Первый. Мир
композитора.
Могут
ли
иссякнуть
мелодии?Раскрываются
следующие
содержательные линии. Композитор — исполнитель — слушатель. Интонационная
природа музыки. Музыкальная речь и музыкальный язык. Музыкальные инструменты
(орган). Выразительность и изобразительность музыки. Жанрымузыки. Сочинения
И.-С. Баха, М. Глинки, В.-А. Моцарта, Г. Свиридова, Д. Кабалевского. Музыкальные
и живописные пейзажи (мелодия - рисунок, лад - цвет). Международный конкурс
исполнителей им. П.И. Чайковского в Москве. Темы, сюжеты и образы музыки С.
Прокофьева, П. Чайковского.
3 КЛАСС(34ч.)
Россия – Родина моя . Мелодия - душа музыки. Природа и музыка. Звучащие картины.
Виват, Россия! Наша слава – русская держава. Кантата «Александр Невский». Опера
11

«ИванСусанин». Родина моя! Русская земля... Да будет во веки веков
сильна...Раскрываются следующие содержательные линии. Песенность музыки
русских композиторов. Образы родной природы в романсах русских композиторов.
Лирические образы вокальной музыки. Образы Родины, защитников Отечества в
различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция,
приемы развития и особенности музыкального языка.
День, полный событий . Утро. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.
В детской. Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.Раскрываются следующие
содержательные линии. Жизненно-музыкальные впечатления ребенка «с утра до
вечера». Образы природы, портрет в вокальной и Инструментальной музыке.
Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная
пьеса, песня, романс,вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей
композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э.Григ).
О России петь – что стремиться в храм . Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся.
Древнейшая песнь материнства Тихая моя нежная моя добрая моя, мама! Вербное
воскресенье. Вербочки.
Святые земли Русской. Раскрываются следующие
содержательные линии. Образы Богородицы, Девы Марии, матери в музыке, поэзии,
изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской — величайшая святыня
Руси. Праздники Русской православной церкви: вход Господень в Иерусалим, Крещение
Руси (988 г.). Святые земли Русской: равноапостольные княгиня Ольга и князь
Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни
и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! . Настрою гусли на старинный лад... Певцы русской
старины. Былина о Садко и Морском царе. Лель, мой Лель... Звучащие картины.
Прощание с Масленицей. Раскрываются следующие содержательные линии. Жанр
былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и
ритмика былин). Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель).
Народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном
стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического
оркестра.
В музыкальном театре .Опера «Руслан и Людмила»: Я славил лирою преданья. Фарлаф.
Увертюра. Опера «Орфей и Эвридика». Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.
Полна чудес могучая природа... В заповедном лесу. Океан-море синее. Балет «Спящая
Красавина». Две феи. Сцена на балу. В современных ритмах.Раскрываются
следующие содержательные линии. Путешествие в музыкальный театр. (Обобщение и
систематизация жизненно-музыкальных представлений учащихся об особенностях
оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных темхарактеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и
балетах.) Мюзикл — жанр легкой музыки (Р. Роджерс, А. Рыбников). Особенности
музыкального языка, манеры исполнения.
В концертном зале.Музыкальное состязание. Музыкальные инструменты. Звучащие
картины. Музыкальные инструменты. Сюита «Пер Понт». Странствия Пера Гюнта.
Севера песня родная. «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии.
Финал симфонии. Мир Бетховена Раскрываются следующие содержательные лиши.
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в
воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной
песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты:
флейта, скрипка — их выразительные возможности (И.-С.Бах, К.-В. Глюк, Н. Паганини,
12

П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные
образы программной сюиты, симфоджаз. Особенности драматургии. Музыкальная
форма (двухчастная, трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л.
Бетховена. Музыкальные инструменты: скрипка.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… Чудо-музыка. Острый ритм - джаза
звуки. Люблю я грусть твоих просторов. Мир С. Прокофьева. Певцы родной природы.
Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовёт. Раскрываются следующие
содержательные линии. Музыка источник вдохновения, надежды и радости жизни.
Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных
сочинений. Сходство и различия музыкальной речи разных композиторов. Образы
природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации. Джаз – искусство XX века.
Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения джазовой
музыки, импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые
музыканты-исполнители. Мир музыки С- Прокофьева. Псицы родной природы: П.
Чайковский иЭ. Григ. Ода как жанр литературного и музыкального творчества.
Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир.
4КЛАСС(34ч.)
Россия – Родина моя . Мелодия. Ты запой мне ту песню... Что не выразишь словами,
звуком на душу навей... Как сложили песню. Звучащие картины. Ты откуда, русская,
зародилась, музыка? Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь!
Раскрываются следующие содержательные линии: Красота родной земли, человека в
народной музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного
и композиторского музыкального творчества. Тайна рождения песни. Многообразие
жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая,
хороводная и др.; особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры
исполнения. Лирические образы музыки С. Рахманинова (инструментальный концерт,
вокализ), патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата).
О России петь — что стремиться в храм... Святые земли Русской. Илья Муромец.
Кирилл и Мефодий. Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше.
Родной
обычай
старины.
Светлый
праздник.Раскрываются
следующие
содержательные линии. Нравственные подвиги святых земли Русской
(равноапостольные княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромский и др.), их
почитание и восхваление. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий - создатели
славянской письменности. Религиозные песнопения (стихира, тропарь, молитва,
величание); особенности их мелодики, ритма, исполнения. Праздники Русской
православной церкви (Пасха). Церковные и народные традиции праздника. Образ
светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов.
День, полный событий . Приют спокойствия, трудов и вдохновенья... Зимнее утро.
Зимний вечер. Что за прелесть эти сказки! Три чуда. Ярмарочное гулянье. Святогорский
монастырь. Приют, сияньем муз одетый... Раскрываются следующие содержательные
линии. Один день с Александром Сергеевичем Пушкиным. Михайловское: музыкальнопоэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П.
Чайковский, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.). Многообразие
жанров народной музыки: колокольные звоны. Музыкально-литературные вечера в
Тригорском: романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт).
Музыкальность поэзии А. Пушкина. Зимнее утро. Зимний вечер. Приют, сияньем муз
одетый.
13

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Композитор - имя ему народ. Музыкальные
инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Музыкант-чародей.
Народные праздники. (Троица). Раскрываются следующие содержательные линии.
Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных
стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле.
Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизаиионность. Единство
слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах
народного творчества. Устная и письменная традиция сохранения и передачи
музыкального фольклора. Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь,
баян и др. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки
о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке. Церковные и
народные праздники на Руси (Троица) Икона «Троица А. Рублева.
В концертном зале Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо. Старый
замок. Счастье в сирени живет... Не молкнет сердце чуткое Шопена... Танцы, танцы,
танцы... Патетическая соната. Годы странствий. Царит гармония оркестра. Раскрываются
следующие содержательные линии. Различные жанры и образные сферы вокальной
(песня, вокализ, романс, баркарола), камерной инструментальной (квартет, вариации,
сюита, соната) и симфонической (симфония, симфоническая увертюра) музыки.
Особенности музыкальной драматургии (сочинения А. Бородина, П. Чайковского, С.
Рахманинова, Л. Бетховена). Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена
(полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии), М. Глинки (баркарола, хота). Музыкальные
инструменты: виолончель, скрипка. Симфонический оркестр. Известные дирижеры и
исполнительские коллективы.
В музыкальном театре Опера «Иван Сусанин»: Бал в замке польского короля (II
действие). За Русь мы все стеной стоим... (Ш действие). Сцена в лесу (IV действие).
Исходила младешенька. Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы. Балет
«Петрушка». Театр музыкальной комедии.Раскрываются следующие содержательные
линии: События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С.
Прокофьева. Опера. Музыкальная тема - характеристика действующих лиц. Ария,
речитатив, песня, танец и др. Линии драматургического развития действия в опере.
Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность. Балет.
Особенности развития музыкальных образов в балетах А. Хачатуряна, И. Стравинского.
Народные мотивы и своеобразие музыкального языка. Восточные мотивы в творчестве
русских композиторов. Орнаментальная мелодика. Жанры легкой музыки: оперетта,
мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… Прелюдия. Исповедь души.
Революционный этюд. Мастерство исполнителя. В интонации спрятан человек.
Музыкальные инструменты. Музыкальный сказочник. Рассвет на Москвереке.Раскрываются следующие содержательные линии. Произведения композиторовклассиков (С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков, Ф. Шопен) и мастерство известных
исполнителей (С. Рихтер, С. Лемешев, И. Козловский, М. Ростропович и др.). Сходство
и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные
образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая
картина, сюита, песня и др.). Интонационная выразительность музыкальной речи:
гитара. Классические и современные образы гитарной музыки (народная песня,
романс, шедевры классики, джазовая импровизация, авторская песня). Обработка.
Переложение. Импровизация. Образы былин и сказок в произведениях Н.Римского –
Корсакова. Образы Родины в музыке М Мусоргского.

14

III.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ
КАЖДОЙ ТЕМЫ
1 КЛАСС
№
п/п

Название темы (раздела)
Музыка вокруг нас (16 ч.)

Количество
часов на
изучение

1

И муза вечная со мной
(Урок-экскурсия в природу)

1

2

Хоровод муз
(Урок-игра)

1

3

Повсюду музыка слышна.
(Экскурсия)

1

4

Душа музыки – мелодия
(Урок- игра)

1

5

Музыка осени
(Урок-экскурсия в природу)

1

6

Сочини мелодию
(Урок-игра)

1

7

Азбука, азбука каждому нужна
(Урок-путешествие)

1

8

Музыкальная азбука
(Урок – экскурсия в музыкальную школу заочно)

1

9

Музыкальные и народные инструменты.
(Урок-диалог)

1

10

Музыкальные инструменты.
(Урок-путешествие).

1

11

«Садко».
Из русского былинного сказа.
(Закрепление материала. Урок-сказка)
Музыкальные инструменты.
(Закрепление знаний.
Урок-концерт)
Звучащие картины.
(Закрепление знаний.
Урок-экскурсия)

1

12

13

Сроки
по
планц

По
факту

1

1

15

14

Разыграй песню
(Урок-повторение. Урок-игра)

1

15

Пришло Рождество, начинается торжество.
Родной обычай старины.
(Изучение нового материала. Урок-путешествие)
Добрый праздник среди зимы.
(Контрольный урок)

1

16

1

17

Музыка и ты (17 ч.)
Край, в котором ты живешь.
(Изучение нового материала. Урок доброты)

1

18

Художник, поэт, композитор.
(Закрепление знаний)

1

19

Музыка утра.
Закрепление знаний.
(Урок-игра.)
Музыка вечера.
(Закрепление изученного материала)

1

Музы не молчали
(Изучение нового материала.
Урок – историческое путешествие)
Музыкальные портреты.
( Закрепление знаний. Урок-загадка)

1

Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная
сказка.
(Урок-повторен.Ролевая игра)
Мамин праздник.
(Урок-концерт)

1

25

Обобщающий урок (Урок коррекции. Урокконцерт)

1

26

Музыкальные инструменты.
У каждого свой музыкальный инструмент
(Урок-концерт)
Музыкальные инструменты.
(Урок-концерт)

1

«Чудесная лютня»
(по алжирской сказке). Звучащие картины.
(Урок-сказка.)
Музыка в цирке
(Урок-повторение.Урок – цирковое
представление)
Дом, который звучит.
( Урок-повторение. Урок – путешествие в театр)

1

20
21

22

23

24

27

28

29

30

1

1

1

1

1

1

16

31

Опера – сказка
(Урок-повторение.Урок – путешествие)

1

32

«Ничего на свете лучше нету»
(Закрепление знаний. Урок-путешествие)

1

33

Афиша.Программа.Обобщающий урок
(Урок-концерт).

1

ИТОГО:

33

17

2 КЛАСС
№
п/п

Название темы (раздела)

Количество
часов на
изучение
1

1

Музыкальные образы родного края

2
3
4
5
6

Гимн России.
Мир ребенка в музыкальных образах
Музыкальный инструмент -фортепиано
Природа и музыка
Танцы, танцы, танцы...

1
1
1
1
1

7
8
9

Эти разные марши
Колыбельные
Творческая работа №1.

1
1
1

10
11

Великий колокольный звон
Святые земли Русской
Князь Александр Невский.

1
1

12
1314
15

1
2

16
17

Молитва
Рождество Христово
Музыка на новогодних праздниках.
Обобщающий урок.. «О России петь - что
стремиться в храм...»
Русские народные инструменты
Фольклор - народная мудрость

18
19
20
21
22

Музыка в народном стиле
Обряды и праздники русского народа
Творческая работа №2
Детский музыкальный театр. Опера
Балет

1
1
1
1
1

23
24
25

Театр оперы и балета Волшебная палочка
Опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки
Обобщающий урок.В музыкальном зале

1
1
1

26
27

Симфоническая сказка
Сюита М. П. Мусоргского «Картинки с выставки»

1
1

28
29

1
1

30

Звучит нестареющий Моцарт!
Волшебный цветик семицветик. «И все это - И. С.
Бах»
Все в движении

31
32
33

Музыка учит людей понимать друг друга
Два лада
Творческая работа №3

1
1
1

34

Обобщающий урок.Природа и музыка. Могут ли
иссякнуть мелодии?

1

ИТОГО

Сроки
по
плану

По
факту

1
1
1

1

34
18

3 КЛАСС
№
п/п

Название темы (раздела)

Количество
часов на
изучение

1

Мелодия – душа музыки.

1

2

Природа и музыка. Звучащие картины.

1

3

Виват, Россия! (кант). Наша слава – русская
держава

1

4

Кантата Прокофьева «Александр Невский».

1

5

Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин».

1

6

Образы природы в музыке. Утро.

1

7

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан
человек.

1

8

«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.

1

9

Творческая работа №1

1

10

Древнейшая песнь материнства. «Радуйся,
Мария!...»

1

11

Образ матери в музыке, поэзии, ИЗО.

1

12

Образ праздника в искусстве: Вербное
воскресенье.

1

1314

Святые земли русской Княгиня Ольга. Князь
Владимир.

2

15

Настрою гусли на старинный лад… Былина о
Садко и Морском царе.

1

16

Певцы русской старины. «Лель мой, Лель…»

1

17

Звучащие картины. Прощание с Масленицей.

1

18

Опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила».

1

19

Опера К. Глюка «Орфей и Эвридика».

1

20

Творческая работа №2

1

21

Опера Римского-Корсакова «Снегурочка»
Волшебное дитя природы.

1

22

Опера Римского-Корсакова «Садко».
Океан-море синее

1

Сроки
по
плану

По
факту

19

23

Балет Чайковского «Спящая красавица»

1

24

В современных ритмах (мюзикл).

1

25

Музыкальное состязание (концерт)

1

26

Музыкальные инструменты (флейта).Звучащие
картины

1

27

Музыкальные инструменты (скрипка)

1

28

Сюита Э.Грига «Пер Гюнт».

1

29

Героическая (симфония). Мир Бетховена.

1

30

Чудо – музыка. Острый ритм - джаза звуки

1

31

«Люблю я грусть твоих просторов» Мир
Прокофьева.

1

32

Певцы родной природы. (Э.Григ, П. Чайковский)

1

33

Прославим радость на земле.

1

34

Творческая работа №3

1

ИТОГО

34

20

4КЛАСС
№
п/п

Название темы (раздела)

Количество
часов на
изучение
1

1

Мелодия «Ты запой мне ту песню…»

2

Как сложили песню. Звучащие картины.

1

3

Ты откуда русская, зародилась, музыка?

1

4

1

5

«Я пойду по полю белому...
На великий праздник собралася Русь»
«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

6

Зимнее утро, зимний вечер

1

7

«Что за прелесть эти сказки!». Три чуда.

1

8

Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.

1

9

Творческая работа №1

1

10

Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин».

1

11

Опера М.П. Мусоргского «Хованщина» Исходила
младешенька.

1

12

Русский Восток. Восточные мотивы

1

13

Композитор – имя ему народ. Музыкальные
инструменты России

2

14

Оркестр русских народных инструментов.

15

«Музыкант-чародей». О музыке и музыкантах

1

16

1

17

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).
Вариации на тему рококо.
Старый замок.

18

«Счастье в сирени живет…»

1

19

Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы,
танцы,танцы…

1

20

Творческая работа №2

1

21

Патетическая соната Л. Бетховена. Годы
странствий.

1

22

Царит гармония оркестра.

1

23

Балет Стравинского «Петрушка»

1

Сроки
по
плану

По
факту

1

1

21

24

Театр музыкальной комедии.

1

25

Святые земли русской. Илья Муромец.

1

26

Кирилл и Мефодий.

1

27

Праздников праздник, торжество из торжеств.

1

28

Родной обычай старины. Светлый праздник.

1

29

Народные праздники. «Троица»

1

30

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.

1

31

Мастерство исполнителя. Музыкальные
инструменты

1

32

В каждой интонации спрятан человек.

1

33

Творческая работа №3

1

34

Заключительный урок – концерт.

1

ИТОГО

34

22

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».