Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА 2021 - 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
НАПРАВЛЕНИЕ социальное
НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ «Азбука безопасности»
КЛАСС 4
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю – 1 ч;
всего за год – 34 ч..
УЧИТЕЛЬ: Южакова Светлана Георгиевна
КАТЕГОРИЯ первая
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ Программа «Азбука
безопасности» реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 1-4
классах в соответствии с федеральными государственными образовательными
стандартами начального общего образования второго поколения.
с. Южаково
2021
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной
деятельности
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения
правил дорожного движения;
объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных
ценностей;
в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать
выбор, как поступить;
осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и
безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности;
учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
устанавливать причинно-следственные связи;
вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе
творческого характера;
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники
информации, свой жизненный опыт;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
деятельности;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в
процессе реализации программы
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— характеризовать слова «опасность», «опасный»;
— объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внимательный и
невнимательный»,
— предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей
среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;
— представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на вопрос «что будет, если
…»;
— осуществлять правильный подсчет времени на дорогу в неблагоприятных условиях
(особенности дороги, погоды и пр.).
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— объяснять значение правил дорожного движения;
— группировать знаки ДД по назначению (предупреждающие, запрещающие,
предписывающие, информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение
каждой группы знаков ДД;
2
— соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и
исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного
движения;
— анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при
разных дорожных условиях;
— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных
ситуациях, а также в реальной жизни); проводить игры и учебные ситуации со
сверстниками и малышами; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир),
передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации;
— анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины,
определять пути исправления.
−− выработать навыки по оказанию первой медицинской помощи.
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования.
3
Содержание программы
4 класс
Вводное занятие. (1 ч.)
Викторина «Знаешь ли ты ПДД?»
Ориентировка в окружающем мире (10 ч.)
Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных
условиях.
Разнообразие транспортных средств. Краткие сведения об истории создания разных
транспортных средств. Транспорт будущего.
Ты — пешеход ( 17 ч.)
Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при
приближении к главной дороге. Тупик. Дорожное движение при разных дорожных
условиях (обобщение знаний). Взаимоотношения участников движения как условие его
безопасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной.
Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать
пешеходам. Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная
обочина», «перегон скота».
Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний: «выезд на дорогу с
полосой для маршрутных транспортных средств», «начало населенного пункта», «конец
населенного пункта», «пешеходная зона».
Информационные
знаки
(общее
представление):
«указатель
направления»,
«предварительный указатель направления», «наименование объекта», «схема движения»,
«схема объезда», «указатель расстояний».
Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая
вода», «милиция», «туалет».
Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала). Особенности
светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных
средств, с дополнительными стрелками.
Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекресток. Правила движения на
нерегулируемых участках дороги (перекрестках).
Дорожные опасности. Населенный пункт, знаки, обозначающие разные населенные
пункты. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных
погодных условиях (недостаточная видимость, гололед, маневры автотранспорта).
Ты — пассажир ( 5 ч.)
Правила пользования общественным транспортом. Знакомство с правилами посадки и
высадки пассажиров.
Пассажиром быть не просто (автомобиль). Игра «Какой ты пассажир?»
Способы выхода из транспортного средства на проезжую часть.
Занятия на базе Автогородка.
Выпуск стенгазеты «Дорожная безопасность».
Итоговое занятие. (1ч.)
Викторина «Знаток ПДД».
4
Календарно-тематическое планирование
4 класс (34 часа)
№
п/п
1
2
Тема занятия
Количество
часов
1
Вводное занятие.
Викторина «Знаешь ли ты ПДД ?»
Ориентировка в окружающем мире (10ч)
Погодные условия, особенности тормозного пути
1
транспорта при разных дорожных условиях.
3
Разнообразие транспортных средств.
сведения
об
истории
создания
транспортных средств.
4
5
2нед
1
3нед
Вид, отличительные и опознавательные знаки
транспортных средств.
1
4нед
Легковой, грузовой, общественный и специальный
транспорт.
Правила эксплуатации велосипеда. Экипировка.
Возрастные ограничения.
1
5 нед
Правила эксплуатации велосипеда. Экипировка.
Возрастные ограничения.
Творческая работа «Мой друг велосипед»
1
9
Конкурс рисунков «Средства передвижения
прошлого»
1
10
11
Творческая работа «Транспорт будущего».
КВН «Транспорт и правила поведения в нём».
1
1
12
Ты – пешеход (17 ч)
Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Тупик.
1
6
7
8
13
14
15
16
Краткие
разных
Дата
проведения
1 нед
Дорожное движение при разных дорожных
условиях (обобщение знаний).
Взаимоотношения участников движения как
условие его безопасности. Движение пеших
колонн.
Предупреждающие знаки: «опасный поворот»,
«скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон
скота».
Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых
1
1
6нед
7нед
8нед
9нед
10нед
11нед
12нед
1
13нед
1
14нед
1
15нед
1
16 нед
5
предписаний.
17
Информационные знаки.
1
17 нед
18
Информационные знаки. Изготовление знаков из
цветной бумаги.
Знаки сервиса: «пункт первой медицинской
помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода»,
«милиция», «туалет».
«Путешествие в страну дорожных знаков».
Светофор. Разные виды светофора (обобщение
изученного материала).
Особенности светофоров на железнодорожных
переездах. Разыгрывание дорожных ситуаций.
1
18 нед
1
19 нед
1
1
20нед
21нед
Меры безопасности на железной дороге.
Игра «Азбука безопасности».
Нерегулируемые участки дороги.
Прогулка по микрорайону.
Дорожные опасности. Правила поведения на
дорогах в разных населенных пунктах и при
разных погодных условиях
Разработка памяток для водителей
«Тише едешь, дальше будешь»
Игра-конкурс «Я – участник дорожного движения»
Ты – пассажир (5 ч)
Правила пользования общественным транспортом.
Знакомство с правилами посадки и высадки
пассажиров.
Пассажиром быть не просто (автомобиль). Игра
«Какой ты пассажир?»
Занятия на базе Автогородка.
Викторина «У дорожных правил нет каникул».
Выпуск стенгазеты «Дорожная безопасность».
Итоговое занятие. Викторина «Знаток ПДД».
Всего
1
1
1
23 нед
24 нед
25 нед
1
26 нед
1
27 нед
1
28 нед
1
29 нед
1
30 нед
1
1
1
1
34 ч
31 нед
32 нед
33 нед
34 нед
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
1
22нед
6