Рабочая программа по литературе на родном языке (русском) 8 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)
8 КЛАСС
ФГОС ООО
НА 2021 - 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ литература на родном языке (русском)
КЛАСС 8
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ в неделю 0,5 ч.; всего за год 17 ч.
УЧИТЕЛЬ (ФИО) Морозова Надежда Николаевна
КАТЕГОРИЯ первая
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)

Программа по литературе к учебнику для 8 класса общеобразовательной школы.
Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. (М.,
«Просвещение», 2016 г.) ФГОС
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК (название, авторы, выходные данные)

Литература. ФГОС. 8 класс, авторы Коровина В.Я. и др. Учебник для
общеобразовательных организаций. – М., «Просвещение», 2016. Рекомендовано
Министерством образования и науки РФ (288 стр.)
с. Южаково
2021

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)

Личностные результаты изучения предмета литература на родном языке (русском)
являются:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской
речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

потребность в самовыражении через слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты художественной
литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология
продуктивного чтения.
Учащийся научится:

понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;

уважительно относиться к родной литературе;

оценивать свои и чужие поступки;

проявлять внимание, желание больше узнать.

понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности;

анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих,
строить свои взаимоотношения с их учётом.
Метапредметными результатами изучения курса родная литература (русская) является
формирование УУД.
Регулятивные УУД:

формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к
целеполаганию, включая постановку новых целей;

анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;

совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать
свою деятельность под руководством учителя;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Учащийся научится:

планированию пути достижения цели;

установлению целевых приоритетов;

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос
«что я не знаю и не умею?»).

учитывать условия выполнения учебной задачи;

осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный
контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».
2

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и
технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:

овладение навыками смыслового чтения;

извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в
разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,
детальным);

перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной
формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по
схеме, по таблице составлять сплошной текст);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато,
выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы;
технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:

строить сообщение в устной форме;

находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;

ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных
признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом
языковом факте;

обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные УУД:

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью;
монологической контекстной речью;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать
решения и делать выборы;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации,
создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Учащийся научится:

устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
3


аргументировать свою точку зрения;

задавать вопросы.

продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении
обучения ребёнка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина
внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их
применения.
Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является
сформированность следующих умений:

осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и
себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;

развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;

овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т.п.;

формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в
литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления.
Учащийся научится:

владеть различными видами пересказа,

пересказывать сюжет;

выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для
творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских
взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою
точку зрения;

ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с
энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего
развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и
себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;

пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой
поиска в Интернете.

Устное народное творчество

Учащийся научится:

видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;

4


пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых
композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные
средства;

учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества,
выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.

Древнерусская литература

Учащийся научится:

характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений
древнерусской литературы;

характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;

формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.

Русская литература XIX—XX вв.

Учащийся научится:

осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и
содержания;

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста;

воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора
читателю, современнику и потомку;

характеризовать нравственную позицию героев;

формулировать художественную идею произведения;

формулировать вопросы для размышления;

участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;

давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в
различных форматах;

сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах
искусства, аргументировано оценивать их;

выразительно читать произведения лирики;

вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ
результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

5

2.

Содержание учебного предмета 8 класс (17 часов)

Своеобразие курса родной литературы в 8 классе
Значение художественного произведения в культурном наследии страны.
Из устного народного творчества
Фольклорные традиции в русской литературе. Народные песни в произведениях русской
литературы. Роль народных песен ("Как во городе было во Казани" и "Не шуми, мати зеленая
дубравушка" и другие) в произведениях Пушкина: «Борис Годунов», «Дубровский»,
«Капитанская дочка», «Бахчисарайский фонтан» или Народные песни как средство раскрытия
идейного содержания произведений Пушкина и Некрасова (поэма «Кому на Руси жить
хорошо». Фольклор в поэме – это пословицы, сказочные персонажи, загадки).
Древнерусская литература
А.Никитин. «Хождение за три моря» – памятник литературы в форме путевых записей,
сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское
государство Бахмани в1468 гг.
Литература XVIII века
Карамзин Н.М. Повесть «Евгений и Юлия». Произведение «Евгений и Юлия» как
оригинальная «русская истинная повесть». Система образов.
Литература XIX века
А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в идейном содержании
произведения. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического
планов, значение образа Петербурга.
Н.П.Вагнер «Христова детка» или Павел Засодимский «В метель и вьюгу». Рождественские
рассказы. Мотив «божественного дитя».
Поэзия XIX века
А. Толстой. Слово о поэте. «Князь Михайло Репнин». Исторический рассказ о героическом
поступке князя М. Репнина в эпоху Ивана Грозного.
Теория литературы: лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды.
Литература XX века
А.Т. Аверченко «Специалист» или другое произведение писателя. Сатирические и
юмористические рассказы писателя. Тонкий юмор и грустный смех писателя.
Проза о Великой Отечественной войне
Л.Кассиль «Дорогие мои мальчишки» (главы). Изображение жизни мальчишек во время
Великой Отечественной войны, история о трудностях, опасностях и приключениях, о дружбе,
смелости и стойкости.
Д. Гранин и А. Адамович «Блокадная книга». (По выбору). Героизм жителей осажденного
фашистами Ленинграда, переживших тяжелейшие блокадные дни.
Современная литература. Проза о подростках и для подростков последних
Нравственная проблематика, гуманистическое звучание произведений.
Д.Доцук. Рассказ о писательнице. «Голос» – повесть о том, как побороть страхи. Жизнь
современных подростков в жестоком мире взрослых.
Н. Назаркин «Мандариновые острова» (фрагменты) – повесть о мальчишках,
которые едва ли не большую часть своей жизни проводят в больнице, но это не мешает им
играть, фантазировать, придумывать воображаемые миры.
6

3.
№

1.

Тематическое планирование. 8 класс
Тема урока

Дата (сроки)
план
факт

Своеобразие курса литературы на родном языке (русском) в 8 классе (1 ч.)
1
Значение художественного произведения в культурном
неделя
наследии страны.
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР (2 ч.)

Из устного народного творчества.
2.
3.

Народные песни в произведениях русской литературы.
Роль народных песен.

2
неделя
3
неделя

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (2 ч.)

4.

А.Никитин. «Хождение за три моря» – памятник
литературы в форме путевых записей, сделанных купцом
из Твери А.Никитиным во время его путешествия в
индийское государство Бахмани в1468 гг.
Особенности жанра «житие».

5.

4
неделя

5
неделя

ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (1 ч.)

6.

Произведение Н.М.Карамзина «Евгений и Юлия» как
оригинальная «русская истинная повесть». Система
образов.

6
неделя

А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема «человек и
судьба» в идейном содержании произведения.
Система образов-персонажей, сочетание в них реального
и символического планов, значение образа Петербурга.
Н.П.Вагнер «Христова детка». Рождественский рассказ.

7
неделя
8
неделя
9
неделя
10
неделя

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (4 ч.)

7.
8.
9.

Мотив "божественного дитя".

10.
ПОЭЗИЯ XIX ВЕКА (1 ч.)

11.

А. Толстой. Слово о поэте. "Князь Михайло Репнин".
Исторический рассказ о героическом поступке князя М.
Репнина в эпоху Ивана Грозного.

11 неделя

А.Т. Аверченко «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех
писателя.
Л.Кассиль «Дорогие мои мальчишки» (главы). Изображение
жизни мальчишек во время Великой Отечественной войны.

12
неделя
13
неделя

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (2 ч.)

12.
13.

СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА (4 ч.)

Проза о подростках и для подростков последних десятилетий

14.
15.
16.
17.

Примеча
ние

Д.Доцук. Рассказ о писательнице. «Голос» – повесть о том, как
побороть страхи. Жизнь современных подростков в жестоком
мире взрослых.
Жизнь современных подростков в жестоком мире взрослых.
Н. Назаркин. «Мандариновые острова» (фрагменты) – повесть
о мальчишках-фантазёрах.
Резервный урок.

ИТОГО:

7

14 неделя

15 неделя
16
неделя
17 неделя

17 часов

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».