Рабочая программа по литературе на родном языке (русском) 5-9 классы

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Родная литература (русская)»
Личностные результаты изучения предмета родная литература (русская) являются:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность
русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором
текста;

потребность в самовыражении через слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты художественной
литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология,
технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:

понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского
народа;

уважительно относиться к родной литературе;

оценивать свои и чужие поступки;

проявлять внимание, желание больше узнать.

понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности;

анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства
окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом.
Метапредметными результатами изучения курса родная литература (русская) является
формирование УУД.

Регулятивные УУД:

формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели
способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;

анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;

совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
2

урока;


работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать
свою деятельность под руководством учителя;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Учащийся научится:

планированию пути достижения цели;

установлению целевых приоритетов;

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос
«что я не знаю и не умею?»).

учитывать условия выполнения учебной задачи;

осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный
контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения
и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:

овладение навыками смыслового чтения;

извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя),
представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация,
таблица, схема);

владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,
детальным);

перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из
одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по
плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато,
выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы;
технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:

строить сообщение в устной форме;

находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;

ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных
признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом
языковом факте;

обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные УУД:
3


умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью; монологической контекстной речью;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать
решения и делать выборы;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации,
создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Учащийся научится:

устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;

аргументировать свою точку зрения;

задавать вопросы.

продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое
лидерство).
Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении
обучения ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится
глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень
самостоятельности их применения.
Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является
сформированность следующих умений:

осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как
средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества, многоаспектного диалога;

понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;

развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;

овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т.п.;

формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную
в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления.

4

2. Содержание учебного предмета.
5 класс (17 часов)
Своеобразие родной литературы
Родная литература как национально-культурная ценность народа.
Русский фольклор
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического
содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как
выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои
сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о
справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Древнерусская литература
Афанасий Никитин. Из «Хождения за три моря».
Из литературы XVIII века
Михаил Васильевич Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк…».
Из литературы XIX века
Басни. Толстой Л.Н. «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья».
Даль В.И. Сказка «Что значит досуг?»
Поэтический образ Родины
Вяземский П.А. Стихотворение «Первый снег».
Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь».
Литература XX века
Пермяк Е.А. Сказка «Берёзовая роща».
Гайдар А.П. «Тимур и его команда».
Пантелеев Л. «Шкидские рассказы».
Пришвин М.М. «Остров спасения».
Родная природа в произведениях поэтов ХХ века
Блок А. «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…».
Самойлов Д. «Сказка».
Берестов В. «Почему-то в детстве…»

5

6 класс

Своеобразие родной литературы

Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека.
Родная литература как способ познания жизни.

Русский фольклор

Сказка «Два Ивана – солдатских сына».
Выразительное чтение произведения. Характеристика героев фольклорных произведений.

Древнерусская литература

«Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе. Образное отражение жизни в
древнерусской литературе.

Из литературы XIX века

Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»).
Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и
попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда».
Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе
«Экзамены».
Ф.М. Достоевский. «Мальчики». Сострадание и сопереживание в романе
Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». Роль семьи в воспитании ребёнка.
Н. Лесков «Человек на часах». Открытость и честность, требовательность к себе,
деликатность по отношению к окружающим, уважение к личности и осознание факта
неповторимости каждого человека.

Поэтический образ Родины

И. С. Никитин. «Русь», «Сибирь!.. Напишешь это слово…»; М. Ю. Лермонтов.
«Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»); А. К. Толстой. «Край
ты мой, родимый край», «Благовест». Автор и его отношение к родине в строках
лирических стихотворений.

Литература XX века

Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна». Ранимость души подростка. Глубина человеческих
чувств и способы их выражения в литературе.
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная
проблематика рассказаВыразительные средства создания образов. Воспитание чувства
милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.
Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным
идеалам.
А. Алексин «Домашнее сочинение». Взрослые и дети. Радости и огорчения, расставания,
сомнения и открытия, пора размышлений о жизни и о себе. Настоящая любовь.
Р.П. Погодин «Время говорит – пора». Герои-подростки и их взаимоотношения с
родителями в литературе и в жизни.Позиция автора. Взаимопонимание детей и родителей.
Доброта и дружба.

Родная природа в произведениях поэтов ХХ века

А. Блок «Там неба осветлённый край…», «Снег да снег…», В.Я. Брюсов. «Весенний
дождь», Н.А. Заболоцкий «Утро», «Подмосковные рощи», А. Твардовский «Есть
обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь…», А. Вознесенский «Снег в
сентябре».Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского
настроения, миросозерцания.Слияние с природой, эмоциональное состояние лирического
героя.

6

7 класс.
Раздел 1. Русский фольклор. Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович
и Тугарин- Змеевич», «Святогор- богатырь».
Раздел 2. Древнерусская литература. «Моления Даниила Заточника» - памятник
гражданственности, духовности и нравственности.
«Повесть о горе-злосчастии». Тема трагической судьбы молодого поколения,
старающегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской
моралью.
«Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской
литературы.
Раздел 3. Литература XVIII века. А.Сумароков. «Эпиграмма».
В.Капнист. «На кончину Гавриила Романовича Державина».
Раздел 4. Литература XIX века. Дедушка И.А.Крылов и его басни. А.С.Пушкин.
«Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца.
И.С.Тургенев. «Бурмистр», Влияние крепостного права на людей. «Певцы». Роль таланта
(на выбор).А.П.Чехов. «Тоска», «Размазня». «Смех сквозь слезы».А.И.Куприн.«Изумруд».
Сострадание к «братьям нашим меньшим».
Раздел 5. Литература XX века.
А.Аверченко. Вечером». Характеристика раннего творчества писателя. Два мира в
рассказе.
Сатирические произведения. Сатира. Юмор. Тэффи.
«Свои и чужие».. Проблема взаимоотношений между своими и чужими
.М.Зощенко. «История болезни». Средства создания комического в рассказе.
Н.Заболоцкий. «Некрасивая девочка». Вечная проблема красоты (внешней и внутренней.)
В.Астафьев. «Мальчик в белой рубашке». Трагедия матери, потерявшей ребенка.
Е.Носов. «Трудный хлеб». Уроки нравственности в рассказе.

7

8 класс.
Раздел 1. Своеобразие родной литературы.
Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека.
Родная литература как национально-культурная ценность народа.
Родная литература как способ познания жизни.
Образ человека в литературном произведении. Система персонажей. Образ автора в
литературном произведении. Образ рассказчика в литературном произведении.
Слово как средство создания образа.
Книга как духовное завещание одного поколения другому.
Прогноз развития литературных традиций в XXI веке.
Раздел 2. Русский фольклор
Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Русский
героический эпос в изобразительном искусстве и музыке.
Фольклорные традиции в русской литературе
Раздел 3. Древнерусская литература
Жанровое богатство древнерусской литературы Традиции
древнерусской литературы (Традиции и особенности духовной литературы
Образное отражение жизни в древнерусской литературе.)
«Русская земля»
Раздел 4. Из литературы XVIII века
Новиков Н.И. « Детское чтение для сердца и разума» ( фрагменты по выбору)
Раздел 5. Из литературы XIX века
Традиции литературы XIX века.
Басни. Толстой Л.Н. « Два товарища», « Лгун»
Раздел 6. Литературные сказки. Богатство и
выразительность языка сказок В.И. Даля. Тема труда в сказке. Сказка «Что значит
досуг?». Идейно – художественный смысл.
Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование
описательной речи автора и речи действующих лиц.
Раздел 7. Родная природа в стихах поэтов XIX века.
Стихотворение П.А. Вяземского «Первый снег». Радостные впечатления, труд, быт,
волнения сердца, чистота помыслов и стремлений лирического героя.
Раздел 8. Творчество поэтов и писателей XIX века.
Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и
вера в произведении писателя.
Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова
«Шуточка».
Раздел 9. Из литературы XX века
Традиции литературы XX века.
Раздел 10. Литературные сказки. Сказы.
Произведения П. Бажова, С.Я. Маршака, Б. Щергина (по выбору учителя).
Гайдар А.П. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношение взрослых и
детей, тимуровское движение.
Пришвин М.М. Мир природы и мир человека.
«Предательская колбаса», «Таинственный ящик», «Лесная капель».
Стихи о прекрасном и неведомом.
В. Берестов «Почему –то в детстве…»

8

9 класс.
Раздел 1. Прогноз развития литературных традиций.
Раздел 2. Из русской литературы XVIII века
Н. М. Карамзин «Сиерра Морена» – яркий образец лирической прозы русского
романтического направления XVIII века. Тема трагической любви. Мотив вселенского
одиночества.
Раздел 3. Из литературы XIX века
Л.Н. Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск
встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог»,
«Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика. Язык. (Анализ рассказов по
выбору).
А.П. Чехов. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском
рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение
героини.
Раздел 4. Из литературы XX века
Традиции литературы XX века. Малый эпический жанр.
А. М. Горький «Макар Чудра». Герои неоромантизма.
А.И. Куприн «Живое и мёртвое» в рассказе Куприна А.И. «Габринус». Две героини, две
судьбы.
Ю.П. Казаков. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев.
Поэтика психологического параллелизма.
К.Д. Воробьёв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная
основа в человеке. Смысл названия рассказа.
В. Быков Повесть «Обелиск». Образы подростков в произведениях о Великой
Отечественной войне.
Раздел 5. Из современной русской литературы
Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья автора о человеке, природе,
о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства философского
цикла и их роль в раскрытии образа автора. (Анализ отдельных миниатюр цикла по
выбору).
Распутин В.Г. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две
судьбы.
Т.Н. Толстая «Соня» Мотив времени. Тема нравственного выбора. Символические
образы.
В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки). Традиции русской
классической прозы в рассказах. Сюжет, композиция. Средства выражения авторской
позиции. Психологический параллелизм как сюжетно-композиционный принцип. Красота
вокруг нас. Умение замечать прекрасное. Главные герои, их портреты и характеры,
мировоззрение (анализ миниатюр по выбору).
Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». Особенности прозы писателя. Трагическая судьба
человека в годы Великой Отечественной войны. Внутренняя драма героини, связанная с
пережитым во время давно закончившейся войны.
Захар Прилепин «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа.
Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в
изображении писателя.
Рождественский Р.И. Величие духа «маленького человека» в стихотворении «На земле
безжалостно маленькой…».
Творчество писателей и поэтов Урала. Любовь к малой родине (по выбору
обучающихся и учителя).

9

3. Календарно-тематическое планирование
5 класс
№

Тема

Дата
План

1

Родная литература как национально-культурная
ценность народа

2

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». 11.09
Волшебная богатырская сказка героического
содержания. Тема мирного труда и защиты
родной земли. Иван — крестьянский сын как
выразитель
основной
мысли
сказки.
Нравственное превосходство главного героя.
Герои
сказки
в
оценке
автора-народа.
Особенности сюжета.

3

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — 18.09
народные представления о справедливости,
добре и зле в сказках о животных и бытовых
сказках

4

Афанасий Никитин Из «Хождения за три 25.09
моря».

5

Михаил Васильевич Ломоносов. «Лишь только 02.10
дневный шум умолк…».

6

Басни. Толстой Л.Н «Два товарища», «Лгун»,
«Отец и сыновья».

09.10

7

Даль В.И. Сказка «Что значит досуг?».

16.10

8

Вяземский П.А. Стихотворение «Первый снег».

23.10

9

Станюкович
ночь»:

10

Пермяк Е.А. Сказка «Берёзовая роща».

13.11

11

Гайдар А.П. «Тимур и его команда».

20.11

12

Пантелеев Л. «Шкидские рассказы».

27.11

13

Паустовский К.Г. «Заячьи лапы».

04.12

К.М.

Рассказ

04.09

«Рождественская 06.11

Пришвин М.М. «Остров спасения»

10

Примеча
Факт

ние

14

Рубцов Н.М. «Родная деревня»

15

Блок А. «Ты
сонной…».

16

Самойлов Д. «Сказка».

24.12

17

Берестов В. «Почему-то в детстве…»

25.12

помнишь,

11.12
в

нашей

бухте

Итого:

11

18.12

17 ч.

3. Календарно-тематическое планирование
6 класс
№

Тема

Дата
План

1

23

Значимость чтения и изучения родной 04.09
литературы для дальнейшего развития человека.
Родная литература как способ познания жизни.
Сказка «Два Ивана – солдатских сына».
Выразительное
Характеристика
произведений.

чтение
героев

11.09

произведения. 18.09
фольклорных

4

«Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о 25.09
Святославе. Образное отражение жизни в
древнерусской литературе.

5

Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» 02.10
(главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»).
Отрочество героя. Годы учебы как череда
тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и
попытки их реализовать. Жестокое нравственное
испытание в главе «Ябеда». Предательство и
муки совести героя. Преодоление героем
собственных слабостей в главе «Экзамены».

6

Ф.М. Достоевский. «Мальчики». Сострадание 09.10
и сопереживание в романе Ф.М.Достоевского
«Братья Карамазовы». Роль семьи в воспитании
ребёнка.

7

Н. Лесков «Человек на часах». Открытость и 16.10
честность,
требовательность
к
себе,
деликатность по отношению к окружающим,
уважение к личности и осознание факта
неповторимости каждого человека.

8-9

И. С. Никитин. «Русь», «Сибирь!.. Напишешь 23.10
это слово…»; М. Ю. Лермонтов. «Москва,
Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы 06.11
«Сашка»); А. К. Толстой. «Край ты мой,
родимый край», «Благовест». Автор и его
отношение к родине в строках лирических
12

Факт

Примеча
ние

стихотворений.
10

Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна». Ранимость 13.11
души подростка. Глубина человеческих чувств и
способы их выражения в литературе.

11

А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». 20.11
Основная
тематика
и
нравственная
проблематика рассказаВыразительные средства
создания
образов.
Воспитание
чувства
милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.

12

Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася». Благородство как 27.11
следование внутренним нравственным идеалам.

13

А. Алексин «Домашнее сочинение». Взрослые и 04.12
дети. Радости и огорчения, расставания,
сомнения и открытия, пора размышлений о
жизни и о себе. Настоящая любовь.

14

Р.П. Погодин «Время говорит – пора». Герои- 11.12
подростки и их взаимоотношения с родителями в
литературе и в жизни.Позиция автора.
Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и
дружба.

15-

А. Блок «Там неба осветлённый край…», «Снег 18.12
да снег…», В.Я. Брюсов. «Весенний дождь»,
24.12
Н.А. Заболоцкий «Утро», «Подмосковные
рощи», А. Твардовский «Есть обрыв, где я,
играя…»,
«Я иду и
радуюсь…»,
А.
Вознесенский «Снег в сентябре».Поэтическое
изображение родной природы и выражение
авторского настроения, миросозерцания.Слияние
с
природой,
эмоциональное
состояние
лирического героя.

16

17

Резервный урок

25.12
Итого: 17 ч.

13

3. Календарно-тематическое планирование
7 класс
№

Тема урока

Дата
план
Русский фольклор (1ч)

1.

Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша 3.09
Попович и Тугарин Змей», «Святогор- богатырь»
Древнерусская литература (2ч)

2

«Моления
Даниила
Заточника»
памятник 17.09
гражданственности, духовности и нравственности
«Повесть о горе-злосчастии».

3

«Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в 1.10
произведениях древнерусской литературы.
Из литературы XVIII века (1ч)

4

А.Сумароков. «Эпиграмма».
В.Капнист.
Державина»

«На

15.10

кончину

Гавриила

Романовича

Литература XIX века (7ч)
5

Дедушка И.А.Крылов и его басни.

6

А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные 12.11
сердца»

7

И.С.Тургенев. «Бурмистр» Влияние крепостного права на 26.11
людей.

29.10

«Певцы». Роль таланта
8

А.П.Чехов. «Тоска», «Размазня»

10.12

9

А.П.Чехов. «Смех сквозь слезы»

24.12

10

А.И.Куприн. «Изумруд». Сострадание к «братьям нашим 14.01
меньшим»

11

А.И.Куприн. «Изумруд». Сострадание к «братьям нашим 28.01
меньшим»
14

Примечание
факт

Литература XX века (6ч)
12

А.Аверченко. «Вечером». Характеристика
творчества писателя. Два мира в рассказе

13

Тэффи. «Свои и чужие». Проблема взаимоотношений 25.02
между своими и чужими

14

М.Зощенко. «История болезни».
комического в рассказе

15

Н.Заболоцкий. «Некрасивая девочка». Вечная проблема 1.04
красоты (внешней и внутренней)

16

В.Астафьев. «Мальчик в белой рубашке». Трагедия
матери, потерявшей ребенка

15.04

17

Е.Носов. «Трудный хлеб». Уроки нравственности в
рассказе

13.05

Итого за год

раннего 11.02

Средства создания 11.03

к.р.__, пр.р.___

17 час

15

3. Календарно-тематическое планирование
8 класс
№

Тема урока

Дата
план
Своеобразие родной литературы(1ч)

1

Значимость чтения и изучения родной литературы для
дальнейшего развития человека. Родная литература как
национально – культурная
ценность народа.

06.09

Русский фольклор( 1ч)

2

Отражение в фольклорных произведениях быта,
традиций, обрядов.

20.09

Древнерусская литература (1ч)
3

Традиции и особенности духовной литературы. «Русская 4.10
земля».
Из литературы XVIII века (1ч)

4

Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца и разума» 18.10
(фрагменты по выбору).
Литература XIX века (7ч)

5

Басни. Толстой Л.Н. Нравственная проблематика басен, 15.11
злободневность басен: «Два товарища», «Лгун».

6

Изображение пороков, недостатков,
хитрости, ума и глупости. Мораль басен.

22.11

7

Литературные сказки. Богатство и
выразительность языка сказок В.И. Даля.
Тема труда в сказке.

1.12

8

Сказка «Что значит досуг?». Идейно – художественный 15.12
смысл. Использование описательной речи автора и речи
действующих лиц.

9

Родная природа в стихах поэтов XIX века. Стихотворение 14.01
П.А. Вяземского «Первый снег». Радостные впечатления,
16

Примечание
факт

волнения сердца, чистота помыслов и стремлений
лирического героя.
10

Творчество поэтов и писателей XIX века. Станюкович 28.01
К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика
рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя.

11

Творчество поэтов и писателей XIX века. Смешное и
грустное в рассказе А.П. Чехова
«Шуточка».
Литература XX века (6ч)

10.02

12

Литературные сказки. Сказы.
Произведения П. Бажова, С.Я. Маршака, Б. Щергина
Литературные сказки. Сказы.

24.02

13
14

Произведения П. Бажова, С.Я. Маршака, Б. Щергина

10.03

Гайдар А.П. «Тимур и его команда». Тема дружбы в 24.03
повести, отношение взрослых и детей, тимуровское
движение.

Пришвин М.М. Мир природы и мир человека.
«Предательская колбаса», «Таинственный ящик».
16
Пришвин М.М. Мир природы и мир человека. «Лесная
капель».
17
Стихи о прекрасном и неведомом.
В. Берестов «Почему –то в детстве…», Д. Самойлов
«Сказка».
Итого за год
к.р.__, пр.р.___
15

17

14.04
28.04
12.05
17 час

3. Календарно-тематическое планирование
9 класс
№

Тема урока

Дата
план

1.

2.

3.
4.
5.

6.

7.
8.

9.
10.
11.

12.

13.

14.
15.

Прогноз развития литературных традиций. Н. М.
Карамзин «Сиерра Морена». Тема трагической любви.
Мотив вселенского одиночества.
Л.Н. Толстой. «Народные рассказы» – энциклопедия
народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе.
(«Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог»,
«Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика.
Язык.
А.П. Чехов. «В рождественскую ночь». Иронический
парадокс в рождественском рассказе. Трагедийная тема
рока,
неотвратимости
судьбы.
Нравственное
перерождение героини.
А. М. Горький «Макар Чудра». Герои неоромантизма.
А.И. Куприн «Живое и мёртвое» в рассказе Куприна А.И.
«Габринус». Две героини, две судьбы.
Ю.П. Казаков. «Двое в декабре». Смысл названия
рассказа.
Душевная
жизнь
героев.
Поэтика
психологического параллелизма.
К.Д. Воробьёв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь
как высшая нравственная основа в человеке. Смысл
названия рассказа.
В. Быков Повесть «Обелиск». Образы подростков в
произведениях о Великой Отечественной войне.
Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» – раздумья о
человеке, природе, о проблемах современного общества и
о судьбе России. Языковые средства.
Распутин В.Г. «Женский разговор». Проблема любви и
целомудрия. Две героини, две судьбы.
Т.Н. Толстая «Соня» Мотив времени. Тема
нравственного выбора. Символические образы.
В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу»
(Крупинки). Традиции русской классической прозы в
рассказах. Сюжет, композиция. Главные герои, их
портреты и характеры.
Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». Особенности прозы
писателя. Трагическая судьба человека в годы ВОв.
Внутренняя драма героини, связанная с пережитым во
время давно закончившейся войны.
Захар Прилепин «Белый квадрат». Нравственное
взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга,
ответственности в изображении писателя.
Рождественский Р.И. Величие духа «маленького
18

3.09

17.09

1.10

15.10
29.10
12.11

26.11

10.12
24.12

13.01
27.01
10.02

25.02

11.03

15.04

факт

Примеча
ние

16.
17.

человека» в стихотворении «На земле безжалостно
маленькой…».
Творчество писателей и поэтов Урала. Любовь к малой
родине.
Резервный урок.
ИТОГО:

19

29.04
12.05
17 часов

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».