Рабочая программа по родному языку (русскому) 7 класс

«Кайгородская средняя общеобразовательная школа» филиал
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №2
РАССМОТРЕНО
на заседании
ШМО учителей гуманит.цикла.
Руководитель ШМО
Подпись________/Н.Н.Морозова
Протокол № 6
от «30» июня 2021 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________ /Е.П.Фалалеева
«02» июля 2021 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
_______________
И.С.Паньшина
Приказ №69/1-Д
от 05 июля 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ (РУССКОМУ)
7 КЛАСС
ФГОС ООО
НА

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
КЛАСС

2021 - 2022

УЧЕБНЫЙ ГОД

родной язык (русский)

7 класс

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю

0,5 ч.;

всего за год

17 ч.

УЧИТЕЛЬ Никанова Людмила Сергеевна
КАТЕГОРИЯ первая
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ по учебному предмету «Русский родной

язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего
образования

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК «Русский родной язык. 7 класс.» [Александрова О. М.,
Загоровская О. В., Богданов С.и др. ] М. Учебная литература, 2018.
.

с. Кайгородское
2021

1. Планируемые результаты
Личностные:
У обучающихся будет сформировано
- воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры;
-осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за
сохранение культуры народа;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных
возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого
этикета;
- получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его
уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых
понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых
единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Предметные
Обучающийся научится
Язык и культура
- характеризовать место русского языка среди славянских языков;
-понимать роль старославянского языка в развитии русского литературного язык;
-определять различия между литературным языком и диалектами, осознавать
диалекты как часть народной культуры; понимать национально-культурное своеобразие
диалектизмов;
-характеризовать лексику с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и
заимствованная; понимать процессы заимствования лексики как результата
взаимодействия национальных культур.
Культура речи
-употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
-употреблять слова в соответствии с его лексическим значением и требованием
лексической сочетаемости;
-выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
-правильное употреблять имёна существительные, прилагательные, глаголы с
учётом вариантов грамматической нормы;
-выявлять и исправлять грамматические ошибки в устной речи;
-соблюдать этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного
общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Речь. Речевая деятельность. Текст
-владеть различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим,
поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных
функционально-смысловых типов речи;
-строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов
(ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление),
-создавать устные тексты описательного типа;
-создавать устные тексты аргументативного типа (рассуждение, доказательство,
объяснение) с использованием различных способов аргументации.
Метапредметные (запланированы как результаты учебных предметов «Русский
язык» и «Русский родной язык»:

Познавательные:
Обучающийся научится
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- выбирать вид чтения в зависимости от цели;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- анализировать, сравнивать, делать выводы;
- осознанно владеть логическими действиями определения и ограничения понятий;
- находить способы решения проблем творческого и исследовательского характера;
Регулятивные:
Обучающийся научится
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- планировать пути достижения целей;
Коммуникативные:
Обучающийся научится
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
-проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и
познавательных задач;
- формулировать собственное мнение;
- аргументировать свою позицию;
- использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- работать в парах, группах.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК»
(17 ч)
Раздел 1. Язык и культура (6 час)
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с
историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические
события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков.
Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие
предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода
из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе
национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском
языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости.
Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов.
Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон,
ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).
Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных
слов как проблема культуры речи.
Раздел 2. Культура речи (6 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий
прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в
словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору)
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости,
способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка. Типичные ошибки грамматические ошибки в речи. Глаголы 1 лица единственного
числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица
настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить,
утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в
повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа
висящий – висячий, горящий – горячий.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы
причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в
словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической
норм(махаешь – машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать,
оспаривать, удостаивать, облагораживать).
Речевой этикет
Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний
темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на
употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре.
Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных
жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (5 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики
устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др.,
сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
Текст как единица языка и речи
Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность,
связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные,

рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры.
Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты
аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как
управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его
языковые и структурные особенности.
Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в
текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах.
Притча.

Тематическое планирование по родному (русскому) языку
в 7 классе (17 часов)
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема урока
Язык и культура
Русский язык как развивающееся явление.
Связь исторического развития языка с историей
общества.
Факторы, влияющие на развитие языка.

План

Дата

18 неделя
19 неделя
20 неделя

Устаревшие слова как живые свидетели истории.

21 неделя

Актуализация устаревшей лексики в новом
речевом контексте
Лексические заимствования последних
десятилетий.
Культура речи
Русская орфоэпия. Нормы ударения в причастиях,
деепричастиях, наречиях.
Основные лексические нормы. Паронимы и
точность речи.
Грамматические нормы современного русского
литературного языка.
Грамматические ошибки в образовании формы
глагола, причастий, деепричастий, наречий.
Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера
общения.
Невербальный (несловесный) этикет общения.
Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Традиции русского речевого общения.
Основные признаки текста: смысловая цельность,
информативность, связность.
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Беседа. Спор
Публицистический стиль. Путевые записки.
Язык художественной литературы. Притча

22 неделя
23 неделя
24 неделя
25 неделя
26 неделя
27 неделя
28 неделя
29 неделя
30 неделя
31 неделя
32 неделя
33 неделя
34 неделя

Факт

Примеча
ние

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».