Рабочая программа по химии 11 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ХИМИИ
ФГОС СОО
НА 2021 – 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ БИОЛОГИЯ
КЛАСС 11
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ:

в неделю 1;

всего за год 34

УЧИТЕЛЬ Евдошенко Людмила Андреевна
КАТЕГОРИЯ Первая
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)
основе программы предметной линии учебников О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, С.А.
Сладкова. 10 – 11 классы. Базовый уровень. / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А.
Сладков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2021.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК (название, авторы, выходные данные)
Химия. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / О. С.
Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2021.

с. Южаково
2021

1. Планируемые результаты изучения учебного курса Химия
Изучение химии в старшей школе дает возможность достичь следующих результатов в
направлении личностного развития:
1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению к

Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;
2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню

3.

4.
5.

6.

7.

8.

развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному,
языковому и духовному многообразию современного мира;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях
и
личных
профессиональных
предпочтений,
осознанному
построению
индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных
интересов;
формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие
навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными
инструментами и техническими средствами информационных технологий;
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные
способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной
деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать
ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная
поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п. )

Метапредметными результатами освоения
основного общего образования являются:

основной

образовательной

программы

1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации

учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2. умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа

условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели
и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию
в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
3. умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение
понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты,
аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
4. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
5. формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и
технических средств информационных технологий (компьютеров и программного

6.
7.

8.
9.

10.
11.

12.

обеспечения) как инструментально основы развития коммуникативных и
познавательных универсальных учебных действий;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно
пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях,
соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами
наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом
образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и
социального взаимодействия;
умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия
одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность
результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру
фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои
возможности в достижении цели определенной сложности;
умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе
координации различных позиций при выработке общего решения в совместной
деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение,
корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров, в том
числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на
основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки
альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметными результатами освоения Основной образовательной программы основного
общего образования являются:
1. формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их

2.

3.

4.

5.

6.

превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и
символическим языком химии;
осознание объективной значимости основ химической науки как области
современного
естествознания,
химических
превращений
органических
и
неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы;
углубление представлений о материальном единстве мира;
овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и
объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками
безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни;
умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях
сбережения здоровья и окружающей среды;
формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми
химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять
причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а
также зависимость применения веществ от их свойств;
приобретения опыта использования различных методов изучения веществ;
наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических
экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах,
связанных с веществами и лабораторным оборудованием;

7. овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной

в разной форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем,
фотографий и др.)
8. создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических
знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего
(полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы свое
профессиональной деятельности;
9. формирование представлений о значении химической науки в решении современных
экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических
катастроф.
Выпускник на базовом уровне научится:
— понимать химическую картину мира как составную часть целостной научной картины
мира;
— раскрывать роль химии и химического производства как производительной силы
современного общества;
— формулировать значение химии и её достижений в повседневной жизни человека;
— устанавливать взаимосвязи между химией и другими естественными науками;
— формулировать основные положения теории химического строения органических
соединений и иллюстрировать их примерами из органической и неорганической химии;
— аргументировать универсальный характер химических понятий, законов и теорий для
органической и неорганической химии;
— формулировать периодический закон Д. И. Менделеева и закономерности изменений в
строении и свойствах химических элементов и образованных ими веществ на основе
периодической системы как графического отображения периодического закона;
— характеризовать s- и p-элементы, а также железо по их положению в периодической
системе Д. И. Менделеева;
— классифицировать химические связи и кристаллические решётки, объяснять механизмы их
образования и доказывать единую природу химических связей (ковалентной, ионной,
металлической, водородной);
— объяснять причины многообразия веществ, используя явления изомерии, гомологии,
аллотропии;
— классифицировать химические реакции в неорганической и органической химии по
различным основаниям и устанавливать специфику типов реакций от общего через особенное
к единичному;
— характеризовать гидролиз как специфичный обменный процесс и раскрывать его роль в
живой и неживой природе;
— характеризовать электролиз как специфичный окислительно-восстановительный процесс и
определять его практическое значение;
— характеризовать коррозию металлов как окислительно-восстановительный процесс и
предлагать способы защиты от неё;
— классифицировать неорганические и органические вещества;
— характеризовать общие химические свойства важнейших классов неорганических и
органических соединений в плане от общего через
особенное к единичному;
— использовать знаковую систему химического языка для отображения состава (химические
формулы) и свойств (химические уравнения) веществ;
— использовать правила и нормы международной номенклатуры для составления названий
веществ по формулам и, наоборот, для составления молекулярных и структурных формул
соединений по их названиям;
— знать тривиальные названия важнейших в бытовом отношении неорганических
органических веществ;

— характеризовать свойства, получение и применение важнейших представителей классов
органических соединений (алканов, алкенов, алкинов, алкадиенов, ароматических
углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, предельных одноосновных карбоновых кислот,
сложных эфиров и жиров, углеводов, аминов, аминокислот);
— устанавливать зависимость экономики страны от добычи, транспортировки и переработки
углеводородного сырья (нефти и природного газа);
— экспериментально подтверждать состав и свойства важнейших представителей изученных
классов неорганических и органических веществ с соблюдением правил техники безопасности
при работе с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
— характеризовать скорость химической реакции и её зависимость от различных факторов;
— характеризовать химическое равновесие и его смещение в зависимости от различных
факторов;
— производить расчёты по химическим формулам и уравнениям на основе количественных
отношений между участниками химических реакций;
— соблюдать правила экологической безопасности во взаимоотношениях с окружающей
средой при обращении с химическими веществами, материалами и процессами.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
— использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебноисследовательских задач химической тематики;
— прогнозировать строение и свойства незнакомых неорганических и органических веществ
на основе аналогии;
— прогнозировать течение химических процессов в зависимости от условий их протекания и
предлагать способы управления этими процессами;
— устанавливать взаимосвязи химии с предметами гуманитарного цикла (языком,
литературой, мировой художественной культурой);
— раскрывать роль химических знаний в будущей практической деятельности;
— раскрывать роль химических знаний в формировании индивидуальной образовательной
траектории;
— прогнозировать способность неорганических и органических веществ проявлять
окислительные и/или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов,
их образующих;
— аргументировать единство мира веществ установлением генетической связи между
неорганическими и органическими веществами;
— владеть химическим языком для обогащения словарного запаса и развития речи;
— характеризовать становление научной теории на примере открытия периодического
закона и теории химического строения органических веществ;
— критически относиться к псевдонаучной химической информации, получаемой из разных
источников;
— понимать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством (экологические,
энергетические, сырьевые), и предлагать пути их решения, в том числе и с помощью химии.

2. Содержание учебного предмета Химия
11 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
Обучение химии реализуется по следующим разделам:
Тема 1. Строение веществ (9 ч)
Основные сведения о строении атома. Строение атома: ядро и электронная оболочка.
Изотопы. Химический элемент. Большой адронныйколлайдер. Уровни строения вещества.
Периодический закон Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Физический
смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные
электроны. Электронная конфигурация атомов. Закономерности изменения свойств
элементов в периодах и группах. Электронные семейства химических элементов.
Философские основы общности Периодического закона и теории химического строения.
Предпосылки открытия Периодического закона и теории химического строения. Роль
личности в истории химии. Роль практики в становлении и развитии химической теории.
Ионная химическая связь и ионные кристаллические решетки. Катионы как продукт
восстановления атомов металлов. Анионы как продукт окисления атомов неметаллов.
Ионная химическая связь и ионная кристаллическая решетка. Ионы простые и сложные.
Ковалентная химическая связь. Атомные и молекулярные кристаллические решетки.
Ковалентная полярная и неполярная связи. Электроотрицательность. Кратность
ковалентной связи.Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования
ковалентных связей.Полярность связи и полярность молекулы. Молекулярные и атомные
кристаллические решетки.
Металлическая химическая связь. Металлические кристаллические решетки.
Металлическая химическая связь: ион-атомы и электронный газ. Физические свойства
металлов и их применение на основе этих свойств. Сплавы черные и цветные.
Водородная химическая связь. Водородная химическая связь: межмолекулярная и
внутримолекулярная. Значение водородной связи в природе и жизни человека.
Полимеры. Полимеры, их получение: реакции полимеризации и поликонденсации.
Пластмассы. Волокна. Неорганические полимеры.
Дисперсные системы. Дисперсные системы: дисперсная фаза и дисперсионная среда.
Классификация дисперсных систем по агрегатному состоянию и по размеру частиц фазы.
Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли. Тонкодисперсные системы:
гели и золи.Синерезис и коагуляция.
Демонстрации. Различные формы ПСХЭ Д.И. Менделеева. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой:
кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или йода), алмаза,
графита (или кварца). Модель молярного объема газа. Образцы различных дисперсных
систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис.
Лабораторные опыты. Моделирование металлической кристаллической решетки.
Денатурация белка. Получение эмульсии растительного масла. Получение суспензии
«известкового молока».
Тема 2. Химические реакции (12 ч)
Классификация химических реакций. Реакции без изменения состава веществ:
аллотропизации и изомеризации. Причины аллотропии. Классификация реакций по числу
и составу реагентов и продуктов и по тепловому эффекту. Термохимические уравнения
реакций.
Скорость химической реакции. Скорость химической реакции и факторы её зависимости:
природа реагирующих веществ, площадь их соприкосновения, температура, концентрация
и наличие катализатора. Катализ. Ферменты. Ингибиторы.
Химическое равновесие и способы его смещения. Обратимые реакции. Общая
характеристика реакции синтеза аммиака и условия смещения равновесия
производственного процесса вправо.

Гидролиз. Гидролиз необратимый и обратимый. Три случая гидролиза солей. Роль
гидролиза в обмене веществ. Роль гидролиза в энергетическом обмене.
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и
восстановитель. Окисление и восстановление. Электронный баланс.
Электролизрасплавов
и
растворов.
Практическое
применение
электролиза.Гальванопластика. Гальваностегия. Рафинирование.
Демонстрации. Экзо- и эндотермические реакции. Зависимость скорости реакции от
природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой
концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков
разных металлов (магния, цинка, железа) с соляной кислотой.Взаимодействие растворов
серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и
температуры.Модель кипящего слоя.Разложение пероксида водорода с помощью
катализатора (оксида марганца (IV)) и каталазы сырого мяса и сырого
картофеля.Простейшие окислительно-восстановительные реакции: взаимодействие цинка
с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II).Модель электролизера.
Модель электролизной ванны для получения алюминия.
Лабораторные опыты. Проведение реакций, идущих до конца, по правилуБертолле.
Разложение пероксида водорода с помощью диоксида марганца. Испытание индикаторами
среды растворов солей различных типов. Взаимодействие раствора сульфата меди (II) с
железом и гидроксидом натрия.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Химическая
реакция».
Тема 3. Вещества и их свойства (9 ч)

Металлы. Общие физические свойства металлов. Классификация металлов в технике и
химии. Общие химические свойства металлов. Условия взаимодействия металлов с
растворами кислот и солей. Металлотермия.
Неметаллы. Благородные газы. Неметаллы как окислители. Неметаллы как
восстановители. Ряд электроотрицательности. Инертные или благородные газы.
Кислоты неорганические и органические. Кислоты с точки зрения атомно-молекулярного
учения. Кислоты с точки зрения теории электролитической диссоциации. Кислоты с точки
зрения протонной теории. Общие химические свойства кислот. Классификация кислот.
Основания неорганические и органические. Основанияс точки зрения атомномолекулярного учения. Основания с точки зрения теории электролитической
диссоциации. Основания с точки зрения протонной теории. Общие химические свойства
основания. Классификация оснований.
Амфотерные соединения неорганические и органические.Амфотерные оксиды и
гидроксиды. Получение и свойства амфотерных неорганических соединений.
Аминокислоты – амфотерные органические соединения. Пептиды и пептидная связь.
Соли. Классификация солей. Жесткость воды и способы её устранения. Переход карбоната
в гидрокарбонат и обратно. Общие химические свойства солей.
Демонстрации. Коллекция металлов. Коллекция неметаллов. Получение аммиака и
изучение его свойств. Получение амфотерного гидроксида и изучение его свойств.
Получение жесткой воды и устранение её жесткости.
Лабораторные опыты. Получение нерастворимого гидроксида и его взаимодействие с
кислотой. Различные случаи взаимодействия растворов солей алюминия со щелочью.
Устранение жесткости воды.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Вещества и их
свойства».
Тема 4. Химия в современном обществе (4 ч)
Химическая технология. Производство аммиака и метанола. Химическая технология.
Химические процесс, лежащие в основе производства аммиака и метанола.
Характеристика этих процессов. Общие научные принципы химического производства.

Химическая грамотность как компонент общей культуры человека. Маркировка
упаковочных материалов, электроники и бытовой техники, экологичного товара,
продуктов питания, этикеток по уходу за одеждой.
Демонстрации. Модель промышленной установки получения серной кислоты. Модель
колонны синтеза аммиака. Видеофрагменты и слайды о степени экологической чистоты
товара.
Лабораторные опыты. Изучение маркировок различных видов промышленных и
продовольственных товаров.

1. Календарно-тематическое планирование по химии
11 класс (34 часа, 1 час в неделю)
№
п/п

Тема урока

Дата

Примечание

План

Факт

Тема 1. Строение вещества (9 ч)
1.

Основные сведения о строении атома.

1
сен
2.
Периодическая система химических элементов Д.И. 2
Менделеева и учение о строении атома.
сен
3.
Философские основы общности Периодического
3
закона и теории химического строения.
сен
4.
Ионная химическая связь и ионные кристаллические 4
решетки.
сен
5.
Ковалентная химическая связь. Атомные и 1
молекулярные кристаллические решетки.
окт
6.
Металлическая химическая связь.
2
окт
7.
Водородная химическая связь.
3
окт
8.
Полимеры.
4
окт
9.
Дисперсные системы.
1
ноя
Тема 2. Химические реакции (12 ч)

нед
нед
нед
нед
нед
нед
нед
нед
нед

10.

Классификация химических реакций.

11.

Классификация химических реакций.

12.

Скорость химических реакций.

13.
14.

Обратимость химических реакций. Химическое
равновесие и способы его смещения.
Гидролиз.

15.

Гидролиз.

16.

Окислительно-восстановительные реакции.

17.

Электролиз расплавов и растворов.

2
неднояб
3
неднояб
4
неднояб
1 нед
дек
2 нед
дек
3
нед
дек
4 нед
дек
3 недянв

18.

Практическое применение электролиза.

4 недянв

19.
20.

Практическая работа № 1. Решение
экспериментальных задач по теме «Химическая
реакция».
Повторение и обобщение изученного.

21.

1 недфев
2 недфев

Контрольная работа № 1 «Строение вещества.
Химическая реакция».
Тема 3. Вещества и их свойства (9 ч)

3
нед
фев

22.

Металлы.

4 недфев

23.

Неметаллы. Благородные газы.

24.

Кислоты неорганические и органические.

25.

Основания неорганические и органические.

26.

Амфотерные соединения неорганические и
органические.
Соли.

1 нед
мар
2 нед
мар
3 нед
мар
4 нед
мар
1 недапр

27.
28.

2 недапр

29.

Практическая работа № 2. Решение
экспериментальных задач по теме «Вещества и их
свойства».
Повторение и обобщение темы.

30.

Контрольная работа № 2 «Вещества и их свойства».

4 нед
апр

3 недапр

Тема 4. Химия в современном обществе (4 ч)
31.
32.
33.
34.

Химическая технология.

1 нед
мая
Химическая грамотность как компонент общей
2 нед
культуры человека.
мая
Повторение и обобщение курса.
3
нед
мая
Подведение итогов учебного года.
4
нед
мая
Итого за год
к.р. – 2, пр.р. – 2. 34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».