Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Самоопределение" 5-6 классы

«Башкарская средняя общеобразовательная школа»
филиал
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА 2021 - 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
НАПРАВЛЕНИЕ социальное
НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ Самоопределение
КЛАСС 5,6
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю: 5кл. -1 ч.; 6кл. -1ч.; всего за год: 5кл. - 34ч.; 6 кл. –
34ч.
УЧИТЕЛЬ Шаламова Евгения Сергеевна
КАТЕГОРИЯ I категория
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ Сборник программ. Профессиональная
ориентация. Основная школа С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С.Н. Чистякова и др.; авт.сост. С.В. Третьякова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 96 с.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК
Кем я хочу быть. Учебное пособие, для 5-6 классов общеобразовательных учебных
учреждений / С.Н. Чистяков, Н.Ф. Родичев, П.С. Лернер. - М.: Academia, 2012. -112с.

с. Башкарка
2021

Планируемые результаты
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов
реализации Требований к результатам освоения основных образовательных
программ федерального государственного стандарта. Содержание программы
курса «Азбука профессий», формы и методы работы позволят достичь
следующих результатов:
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной
образовательной программы «Мир профессий» можно считать следующее:
 овладение начальными сведениями об особенностях различных
профессий, их происхождении и назначении;
 формирование позитивных отношений школьника к базовым
ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура),
ценностного отношения к социальной реальности в целом;

формирование
коммуникативной,
этической,
социальной
компетентности школьников.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия: предвосхищать
результат; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей,
родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия: ставить
вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество; определять цели, функции участников,
способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия: ставить и
формулировать проблемы; осознанно и произвольно строить сообщения в
устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского
характера; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей
действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; запись,
фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
установление причинно-следственных связей.
Формы учета знаний, умений
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный
фронтальный опрос, беседа, написание сочинений-рассуждений «Профессии
моих родителей», «Почему мне нравится профессия». По окончании курса
предусмотрено:
 составление презентации;
 проведение занятия в игровой форме «Экскурс в мир профессий» (5
кл.), КТД «Все работы хороши, выбирай на вкус» (6 кл.).

2

Содержание курса внеурочной деятельности
Профессиональная ориентация в школе призвана решать задачу
формирования личности работника нового типа, способного выбирать сферу
профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным
особенностям и запросам рынка труда, что обеспечит более эффективное
использование кадрового потенциала страны и рациональное регулирование
рынка труда.
Программа профессиональной ориентации обучающихся на ступени
основного общего образования должна помочь формированию у обучающихся
готовности к выбору направления профильного образования и способности
ориентироваться в сложном мире труда.
У подростков важно формировать осознание ими своих интересов,
способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и
своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность
выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни,
как путь реализации своих возможностей. Программа курса «Мир профессий»
помогает расширить представления детей о мире профессий и научит детей
исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Программа курса «Мир профессий» представляет систему интеллектуальноразвивающих занятий для учащихся пятых классов. Разнообразие
организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого
обучающегося обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных
мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в
познавательной деятельности. Отличительными особенностями программы
курса «Мир профессий» являются:
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на
достижение личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и
воспитательные результаты.
3. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней
системы оценки: педагогом, администрацией, родителями.
Цель Программы – оказание учащимся психолого-педагогической и
информационной
поддержки
в
формировании
жизненного
и
профессионального самоопределения.
Основные задачи реализации Программы:
 формирование у учащихся ценностного отношения к трудовому
становлению;
 обеспечение развития у школьников отношения к себе как к субъекту
будущего профессионального образования и профессионального труда;
 формирование у обучающихся готовности к принятию осознанного
решения при проектировании своего образовательно-профессионального
маршрута по завершении обучения в основной школе;
3

 приобщение детей к работе со справочной и энциклопедической
литературой.
Профессиональная ориентация обучающихся реализует следующие
принципы:
- доступность, познавательность и наглядность;
- учет возрастных особенностей;
- сочетание теоретических и практических форм деятельности;
- психологическая комфортность.
На этом возрастном этапе важно не определить, кем стать в профессии,
а только подвести школьника к формированию готовности и способности к
самостоятельному выбору профессиональной деятельности и/ или
направления профильного образования.
Основной метод: Метод проблемного обучения, позволяющий путем
создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и
гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике
занятий. Так как каждое из занятий имеет тематическое наполнение, связанное
с рассмотрением определенной профессии, учащиеся имеют возможность
расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои
способности.

4

Календарно - тематическое планирование по курсу «Самоопределение»
5 класс – 34 ч.
№
Темы
Дата
п/п
План
Факт Примечание
1 Беседа «Мир профессий»
1 неделя
сентября
2 Многообразие мира профессий
2 неделя
сентября
3 Редкие профессии
3 неделя
сентября
4 Мужские профессии
4 неделя
сентября
5 Профессии моих родителей
5 неделя
сентября
6 Профессии нашей школы
1 неделя
октября
7 Профессия «повар». Экскурсия в 2 неделя
столовую
октября
8 Профессии «учитель», «воспитатель» 3 неделя
октября
9 Профессии «психолог», «социальный 4 неделя
педагог»
октября
10 Профессия «библиотекарь»
2 неделя
ноября
11 Профессия «логопед»
3 неделя
ноября
12 Редкие профессии
4 неделя
ноября
13 «Что мы узнали»
1 неделя
декабря
14 Профессии сферы услуг
2 неделя
декабря
15 Экскурсия в музей Хлеба
3 неделя
декабря
16 «Я б в спасатели пошел, пусть меня 4 неделя
научат». Профессия «спасатель», декабря
«пожарный»
17 Экскурсия в пожарную часть
2 неделя
января
18 Мир интересных профессий
3 неделя
января
19 «Почему мне нравится эта профессия 4 неделя
…»
января
5

20 Профессия «художник»
21 Игротека «Угадай профессию»
22 Встреча с родителями
23 Экскурсия в музей истории телефона
24 Профессия «врач»
25 Экскурсия в магазин. Профессия
«продавец»
26 Профессия «полицейский»
27, Экскурсия в
28 «Кожгалантерейное
предприятие
„Бебеля“»
29 Профессиональный турнир
30, «Кем я хочу стать?»
31
32- «Экскурс в мир профессий»
33
34 Заключительное
занятие.
Интерактивная игра "Мир профессий"
Итого: 34 часа

1
неделя
февраля
2 неделя
февраля
3
неделя
февраля
4
неделя
февраля
1 неделя
марта
2 неделя
марта
3 неделя
марта
1-2
неделя
апреля
3 неделя
апреля
4 неделя1.
апреля
1 неделя
мая
2-3
неделя
мая
4 неделя
мая

6

Календарно - тематическое планирование по курсу «Самоопределение»
6 класс – 34 ч.
№
Темы
Дата
Примечание
п/п
План
Факт
1
Беседа «Мир профессий»
1 неделя
сентября
2
«Смешанные» профессии
2 неделя
сентября
3
Профессия «кулинар»
3 неделя
сентября
4
«Юный кулинар». Пробуем себя в 4 неделя
роли кулинара
сентября
5
«Кем быть, каким быть?»
5 неделя
сентября
6
Конкурс рисунков «Профессии, 1 неделя
которые нас окружают»
октября
7
Викторина «Экскурсия в мир 2 неделя
профессий»
октября
8
Что такое сфера обслуживания? 3 неделя
(парикмахер,
визажист, октября
маникюрщица, продавец)
9
Экскурсия в парикмахерскую
4 неделя
октября
10
«Юный парикмахер»
2 неделя
ноября
11 «Я – маникюрщица»
3 неделя
ноября
12 Экскурсия в магазин
4 неделя
ноября
13 Профессии моей семьи
1 неделя
декабря
14 Профессии нашего метро.
2 неделя
декабря
15,16 Выпускники нашей школы и их
3-4
профессии.
неделя
декабря
17 Музей телевидения. Профессии 2 неделя
людей,
работающих
на января
телевидении.
18, Профессии авиации (диспетчер,
3-4
19 пилот,
стюардесса,
радист, неделя
кассир)
января
7

Морское путешествие: матрос,
1-2
рулевой-моторист, судоводитель, неделя
электромеханик
февраля
22 Мир необычных профессий
3 неделя
февраля
23 Профессии
XXI
века. 4 неделя
Информационные
и февраля
компьютерные технологии
24 Рекламный бизнес
1 неделя
марта
25 Логистик
2 неделя
марта
26 Мерчендайзер
3 неделя
марта
27 Промоутер
1 неделя
апреля
28 Урок-игра
2 неделя
апреля
29 «Кем я хочу стать?
3 неделя
апреля
30,31 Профессиональный турнир
4 неделя
апреля
1 неделя
мая
32,33 КТД «Все работы хороши,
2-3
выбирай на вкус»
неделя
мая
34 Заключительное
занятие. 4 неделя
Интерактивная
игра
"Мир
мая
профессий"
Итого: 34 часа
20,
21

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».