Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре для 5 класса
с интеллектуальными нарушениями
НА 2021- 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
КЛАСС: 5
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 3 всего за год 102
УЧИТЕЛЬ: ЮЖАКОВ ЯРОСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Категория: нет
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ: Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (2010 года), Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых
результатов начального общего образования, Примерной программы начального общего
образования по физической культуре для образовательных учреждений и программы
общеобразовательных учреждений автора Лях. В. И.Физическая культура. 1-4 классы
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК УЧЕБНИК : Физическая культура. 1-4 классы: учеб.
Для общеобразоват. Организаций/ В.И.Лях – М. «Просвещение», 2013.
с. Южаково
2021
Планируемые результаты изучение учебного предмета
Личностные результаты:
• проявление мотивации при выполнении отдельных видов деятельности на уроке
физической культуре;
• желание выполнить задание правильно, в соответствии пошаговой инструкцией
учителя;
• умение понимать инструкцию учителя, следовать ей при выполнении учебного
задания;
• умение оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации; при необходимости
попросить о помощи в случае возникновения затруднений в выполнении задания;
• умение корригировать собственную деятельность по выполнению задания в
соответствии с замечанием, высказанным учителем, а также с учётом оказанной
при необходимости помощи;
• знание правил поведения в спортивном зале;
• элементарные навыки организации собственной деятельности по
самостоятельному выполнению задания;
• элементарные представления о здоровом образе жизни.
Предметные результаты представлены двумя уровнями овладения знаниями:
минимальным и достаточным:
Минимальный уровень:
- представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья,
физического развития и физической подготовки человека;
- выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;
- знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное
их применение;
- выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении
строевых команд;
- представления о двигательных действиях; знание основных строевых команд;
подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
- ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;
- взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр,
элементов соревнований; участие в подвижных играх и эстафетах под руководством
учителя;
- знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение
требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных
- знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение
требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных
мероприятиях.
Достаточный уровень:
- практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, лыжной
подготовки, спортивных и подвижных игр и других видов физической культуры;
- самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики;
- владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и
развития мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня
(физкультминутки);
- выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя:
бег, ходьба, прыжки и др.;
- подача и выполнение строевых команд, ведение подсчёта при выполнении
общеразвивающих упражнений.
- совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах;
- оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе участия в
подвижных играх и соревнованиях;
2
- знание спортивных традиций своего народа и других народов;
- знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных
видах двигательной активности и их применение в практической деятельности;
- знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение
усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя;
- знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и
оборудованием в повседневной жизни;
- соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурноспортивных мероприятиях.
3
Содержание программы
5 класс
Всего: 103 часа (3 часа в неделю)
Личная гигиена, закаливание, водные процедуры. Значение физических упражнений
в жизни человека. Требования к выполнению утренней гигиенической зарядки.
ГИМНАСТИКА
Построения и перестроения. Повороты налево, направо, кругом (переступанием).
Понятия: фланг, интервал, дистанция. Ходьба по диагонали и противоходом налево,
направо. Перестроение из колонны по одному в колонну по два (по три, по четыре)
последовательными поворотами налево (направо). Ходьба в обход с поворотами на углах.
Смена ног в движении.
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ И КОРРИГИРУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Основные положения и движения рук, головы, конечностей, туловища. Сохранение
заданного положения головы при выполнении наклонов, поворотов и вращений
туловищем. Из исходного положения — стоя ноги врозь, руки на пояс—повороты
туловища
вправо, влево с одновременными наклонами. Из исходного положения — ноги врозь, руки
в стороны — наклоны вперед с поворотами в сторону. Наклоны туловища вперед в
сочетании с поворотами и с движениями рук. Отведение ноги назад с подниманием рук
вверх. Переход из упора присев в упор лежа толчком двух ног и вернуться в исходное
положение, с фиксированными положениями головы.
Лежа на животе, поочередное поднимание ног. (Голова и руки при этом лежат на
плоскости или поднимаются одновременно с ногами.) Лежа на животе (руки согнуты в
локтях, подбородок положен на кисти рук), поднимание головы (локти согнутых рук
отводятся назад, лопатки прижимаются к позвоночнику); поднимание головы с
вытягиванием рук вперед, назад, в стороны. Из исходного положения — руки вперед,
назад или в стороны — поднимание рук от опоры. Сгибание и разгибание рук в упоре
стоя, опираясь в стену или рейку гимнастической скамейки на уровне груди и пояса.
Пружинистые приседания на одной ноге в положении выпада. Круговые движения
туловища (руки на пояс). Выполнение комбинаций из разученных движений с
рациональными изменениями положения головы.
Упражнения в парах: попеременное сгибание и разгибание рук с сопротивлением;
выведение из равновесия партнера ладонью одной руки (обеими).
4
Дыхательные упражнения. Полное углубленное дыхание с различными движениями
рук. Дозированное дыхание в ходьбе с движениями рук в различных направлениях.
Упражнения в расслаблении мышц. Расслабленные потряхивания конечностями с
возможно более полным расслаблением мышц при спокойном передвижении по залу.
Чередование напряженной ходьбы (строевым шагом) с ходьбой в полуприседе с
расслабленным и опущенным вперед туловищем. Расслабление мышц после выполнения
силовых упражнений.
Упражнения на осанку.
Упражнения с удержанием груза (100—150 г) на голове;
повороты кругом; приседание; ходьба по гимнастической скамейке с различными
положениями рук; передвижение по наклонной плоскости.
Упражнения с предметами
С гимнастическими палками. Подбрасывание и ловля палки в горизонтальном и
вертикальном положении. Перебрасывание гимнастической палки с руки на руку в
вертикальном положении. Сгибание и разгибание рук с палкой. Повороты туловища с
движением рук с палкой вперед, вверх, за голову, перед грудью. Наклоны туловища
вперед, назад, влево, вправо с различными положениями палки.
С большими обручами. Приседание с обручем в руках, повороты направо, налево,
вперед, назад (при хвате обруча двумя руками); пролезание в обруч на месте, переход и
перепрыгивание из одного лежащего обруча в другой, не задевая обруч; кружение обруча;
вращение на вытянутой руке.
С малыми мячами. Подбрасывание мяча левой (правой) рукой под правой (левой)
рукой и ловля его. Удары мяча о пол правой и левой рукой. Броски мяча о стену и ловля
его после отскока. Переменные удары мяча о пол левой и правой рукой. Перебрасывание
мяча в парах.
С набивными мячами (вес 2 кг). Передача мяча слева направо и справа налево стоя в
кругу. Подбрасывание мяча вверх и его ловля. Повороты туловища налево, направо с
различными положениями мяча. Приседание с мячом: мяч вперед, мяч за го-лову, на
голову. Прыжки на двух ногах (мяч у груди).
Переноска груза и передача предметов. Передача набивного мяча весом до 2 кг в
5
колонне и шеренге. Эстафеты с переноской и передачей 2—3 набивных мячей весом до 6
кг на расстоянии до 20 м. Переноска гимнастической скамейки, гимнастического мата.
Лазанье и перелезание. Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз с
изменением способа лазанья в процессе выполнения задания по словесной инструкции
учителя. Лазанье по гимнастической стенке по диагонали. Лазанье по наклонной
гимнастической скамейке под углом 45°. Подлезание под несколько препятствий высотой
40 см. Перелезание через 2—3 препятствия разной высоты (до 1 м). Вис на канате с
захватом его ногами скрестно. Лазанье по канату произвольным способом. Вис на руках
на рейке. Лазанье по канату способом в три приема до 3 м (девочки), 4 м (мальчики).
Равновесие. Ходьба по гимнастической скамейке с ударами мяча о пол и его ловлей.
Повороты на гимнастической скамейке и на бревне направо, налево. Ходьба по
гимнастической скамейке с подбрасыванием и ловлей мяча. Равновесие на левой (правой)
ноге на полу без поддержки. Ходьба приставными шагами по бревну с перешагиванием
через веревочку на высоте 20—30 см. Набивные мячи (бросание и ловля мяча).
Опорный прыжок. Прыжок через козла: наскок в упор стоя на коленях, соскок с
колен взмахом рук, наскок в упор стоя на коленях, переход в упор присев, соскок с
мягким приземлением. Прыжок в упор присев на козла, коня в ширину и соскок. Прыжок
ноги врозь.
Упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности
движения. Построение в колонну по одному на расстоянии вытянутой руки. Ходьба по
диагонали по начерченной линии. Поворот кругом без контроля зрения. Ходьба
«змейкой». Прохождение расстояния до 3 м от одного ориентира до другого с открытыми
глазами за определенное количество шагов и воспроизведение его за столько же шагов без
контроля зрения. Стоя у гимнастической стенки, поднимание ноги на заданную высоту с
контролем и без контроля зрения. Ходьба по ориентирам, начерченным на
гимнастическом бревне. Прыжки назад, влево, вправо в обозначенное место. Прыжок в
длину с разбега и приземлением в обозначенное место. Подлезание под препятствие
определенной высоты.
Легкий бег на месте от 5 до 10 с. Начало и окончание бега определяется учителем.
Прыжками на двух ногах преодолеть расстояние 5—6 м до черты. Сообщить
6
учащимся время выполнения задания. Повторить его вдвое медленнее. Определить самого
точного.
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
Основные знания.
Ходьба. Сочетание разновидностей ходьбы (на носках, на пятках, в полуприседе,
спиной вперед) по инструкции учителя. Ходьба на носках с высоким подниманием бедра.
Ходьба с остановками для выполнения заданий (присесть, повернуться, выполнить
упражнение). Ходьба с речитативом и песней. Ходьба приставным шагом левым и правым
боком.
Бег. Медленный бег в равномерном темпе до 4 мин. Бег широким шагом на носках
по прямой (коридор 20—30 см). Бег на скорость 60 м с высокого и низкого старта. Начало
бега из различных исходных положений (упор присев, упор на коленях, лежа на животе,
лежа на спине, стоя спиной по направлению бега и др.). Бег с преодолением малых
препятствий (набивные мячи, полосы шириной до 50 см) в среднем темпе. Повторный бег
на отрезках 30—50 см Прыжки. Прыжки через скакалку на месте в различном темпе.
Прыжки через скакалку, продвигаясь вперед произвольно. Прыжки произвольным
способом (на двух и одной ноге) через набивные мячи (расстояние между препятствиями
80—100 см). Прыжки в шаге с приземлением на обе ноги. Прыжки в длину с разбега
способом «согнув ноги» Прыжки в высоту способом «перешагивание».
Метание. Метание теннисного мяча в пол на высоту отскока.
Уметь: выполнять разновидности ходьбы; пробегать в медленном темпе 4 мин,
бегать на время 60 м; выполнять прыжок в длину с разбега способом, прыгать в высоту
способом «перешагивание» с пяти шагов разбега.
ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА
Основные знания.
Сведения о применении лыж в быту, занятия на лыжах как средство закаливания
организма.
ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИИ
Совершенствование попеременного двухшажного хода. Одновременный бесшажный
ход. Спуск в низкой стойке. Торможение «плугом». Повторное передвижение в быстром
7
темпе на отрезках 40—50, 100—150 м (1—2 раза). Передвижение на лыжах. Лыжные
эстафеты. Игры на лыжах: «Снайперы», «Быстрый лыжник», «Остановиться точно».
Основные требования к знаниям, умениям и кавыкам учащихся.
Уметь: координировать движения рук и туловища в одновременном бесшажном ходе
на отрезке 40—60 м, пройти в быстром темпе, 100—120 м любым ходом, преодолевать
спуск с крутизной склона 4—6° и длиной 50—60 м в низкой стойке, тормозить «плугом»,
преодолевать на лыжах 2 км (девочки), 3 км (мальчики).
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«Летучий мяч», «Ловля парами». Линейные эстафеты с бегом и переносом
предметов: «Тяни в круг», «Охотники и утки», «Гонка мячей по кругу».
ПИОНЕРБОЛ
Основы знания
Дальнейшее ознакомление с правилами игры, расстановка игроков на площадке,
правила перехода играющих.
ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИИ
Нападающий удар двумя руками сверху в прыжке, ловля мяча над головой, подача
мяча двумя руками снизу, подача мяча одной рукой сбоку (боковая подача), бросок мяча
двумя руками с двух шагов в движении. Розыгрыш мяча на три паса. Учебные игры.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Знать: расстановку игроков на площадке, правила перехода играющих.
Уметь: подавать боковую подачу, разыгрывать мяч на три паса.
БАСКЕТБОЛ
Основные знания.
Правила игры в баскетбол, правила поведения учащихся при выполнении
упражнений с мячом. Санитарно-гигиенические требования к занятиям баскетболом.
ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Стойка баскетболиста. Передвижение в стойке вправо, влево, вперед, назад.
Остановка по свистку. Передача мяча от груди. Ловля мяча двумя руками. Ведение мяча
на месте и в движении. Бросок мяча двумя руками в кольцо.
8
Тематическое планирование 5 класс
№
Тема урока
Кол-во
часов
Легкая атлетика
дата
план
12 ч
1
Техника безопасности на
уроке физкультуры.
1
1нед
2
Беседа «Человек занимается физкультурой».
1
1нед
3
Отработка низкого старта.
1
1нед
4
Отработка низкого старта.
1
2нед
5
Бег 60 м. Зачет.
1
2нед
6
Техника метания теннисного мяча.
1
2нед
7
Техника метания теннисного мяча.
1
3нед
8
Метание теннисного мяча. Зачет.
1
3нед
9
Техника прыжков в длину с места.
1
3нед
10
Техника прыжков в длину с места.
1
4нед
11
Эстафета 4 по 60 м.
1
4нед
12
Ходьба различным способом. Бег 500 м.
1
4нед
Гимнастика
факт
15ч
13
Строевые упражнения. Повороты. Понятия
«фланг», «интервал», «дистанция».
1
5нед
14
Строевые упражнения. Повороты. Понятия
«фланг», «интервал», «дистанция».
1
5нед
9
15
Упражнения с гимнастическими палками.
1
5нед
16
Упражнения гимнастическими палками.
1
6нед
17
Упражнения с обручами.
1
6нед
18
Упражнения с обручами.
1
6нед
19
Упражнения с набивными мячами, малыми
мячами.
1
7нед
20
Упражнения с набивными мячами, малыми
мячами.
1
7нед
21
Упражнения скакалками.
1
7нед
22
Упражнения скакалками.
1
8нед
23
Лазание по наклонной гимнастической скамье.
1
8нед
24
Лазание по наклонной гимнастической скамье.
1
8нед
25
Лазание по гимнастической стенке.
1
9нед
26
Лазание по гимнастической стенке.
1
9нед
27
Ходьба с удержанием груза на голове.
1
9нед
Гимнастика
21ч
28
Ходьба с удержанием груза на голове.
1
10нед
29
Дыхательные упражнения.
1
10нед
30
Дыхательные упражнения.
1
10нед
31
Лазание по канату.
1
11нед
32
Лазание по канату.
1
11нед
33
Ходьба гимнастическому бревну.
1
11нед
10
34
Ходьба гимнастическому бревну.
1
12нед
35
Упражнение перекладине.
1
12нед
36
Упражнение перекладине.
1
12нед
37
Упражнение перекладине.
1
13нед
38
Опорный прыжок через козла
1
13нед
Подвижные игры
10ч
39
Эстафеты.
1
13нед
40
Правила игры в «Пионербол».
1
14нед
41
Нападающий удар.
1
14нед
42
Нападающий удар.
1
14нед
43
Подача мяча одной рукой.
1
15нед
44
Подача мяча одной рукой.
1
15нед
45
«Пионербол». Учебная игра.
1
15нед
46
«Пионербол». Учебная игра.
1
16нед
47
«Пионербол». Учебная игра.
1
16нед
48
«Пионербол». Учебная игра.
1
16нед
Лыжная подготовка
24ч
49
Техника безопасности на уроках лыжной
подготовки. Беседа о лыжниках Республики Коми.
1
17нед
50
Строевые упражнения.
1
17нед
51
Совершенствование попеременного хода.
1
17нед
52
Совершенствование попеременного хода.
1
18нед
11
53
Передвижение ступающим шагом.
1
18нед
54
Передвижение ступающим шагом.
1
18нед
55
Передвижение ступающим шагом.
1
19нед
56
Одновременный бесшажный ход.
1
19нед
57
Спуск в низкой стойке. Подъем «лесенкой»
1
19нед
58
Одновременный бесшажный ход.
1
20нед
59
Спуск в низкой стойке. Подъем «лесенкой»
1
20нед
60
Спуск в низкой стойке. Подъем «лесенкой»
1
20нед
61
Спуск в высокой стойке. Торможение «плугом».
1
21нед
62
Спуск в высокой стойке. Торможение «плугом».
1
21нед
63
Передвижение по учебному кругу 1 км.
1
21нед
64
Передвижение по учебному кругу 1 км.
1
22нед
65
Передвижение учебному кругу 1 км.
1
22нед
66
Передвижение учебному кругу 1 км.
1
22нед
67
Лыжные эстафеты.
1
23нед
68
Лыжные эстафеты.
1
23нед
69
Повороты переступанием.
1
23нед
70
Повороты переступанием.
1
24нед
71
Лыжные гонки. Зачетное занятие (девочки – 1 км,
мальчики – 1 км).
1
24нед
12
72
Лыжные гонки. Зачетное занятие (девочки – 1 км,
мальчики – 1 км).
Баскетбол
24нед
1
6ч
73
Баскетбол. Правила игры. Ведение мяча.
1
25нед
74
Баскетбол. Правила игры. Ведение мяча.
1
25нед
75
Баскетбол. Правила игры. Ведение мяча.
1
25нед
76
Баскетбол. Передача мяча в парах на месте.
1
26нед
77
Баскетбол. Передача мяча в парах на месте.
1
26нед
78
Баскетбол. Передача мяча в парах на месте.
1
26нед
79
Баскетбол. Передача мяча в движении.
1
27нед
80
Баскетбол. Передача мяча в движении.
1
27нед
81
Баскетбол. Отработка броска в корзину.
1
27нед
82
Баскетбол. Отработка броска в корзину.
1
28нед
83
Баскетбол. Отработка броска в корзину.
1
28нед
84
Баскетбол. Учебная игра.
1
28нед
85
Баскетбол. Учебная игра.
1
29нед
86
Баскетбол. Учебная игра.
1
29нед
87
Баскетбол. Учебная игра.
1
29нед
Легкая атлетика
14ч
88
Эстафеты.
1
30нед
89
Прыжки в высоту.
1
30нед
90
Прыжки в высоту
1
30нед
91
Техника метания теннисного мяча.
1
31нед
13
92
Метание теннисного мяча. Зачет.
1
31нед
93
Техника прыжков в длину с места.
1
31нед
94
Прыжки с места. Зачет
1
32нед
95
Эстафета 4 по 60 м.
1
32нед
96
Бег 500 м. Общая физическая подготовка.
1
32нед
97
Бег 500 м. Общая физическая подготовка.
1
33нед
98
Бег 500 м. Общая физическая подготовка.
1
33нед
99
Бег 60 м с низкого старта.
1
33нед
100
Бег 60 м с низкого старта.
1
34нед
101
Бег 60 м с низкого старта.
1
34нед
102
Бег 200 м. Зачет.
1
34нед
14