Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол №1 от 28.08.2020г. С О Ш №2 / / I \ ' И.С.Паныдина от 31.08.2020г. ^ // П Р О Г Р А М М А ЦЕЛЕВОЙ М О Д Е Л И НАСТАВНИЧЕСТВА В М Б О У С О Ш №2 И ФИЛИАЛАХ Пояснительная записка Настоящая целевая модель наставничества МБОУ С О Ш №2, осуществляющего образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам (далее - целевая модель наставничества) разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов "Современная школа", "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" и "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование". Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников (далее педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов МБОУ С О Ш №2. Создание целевой модели наставничества МБОУ С О Ш №2 позволит решить задачу адаптации учителей на рабочем месте, учитывать потребности молодых педагогов, предупреждать отток кадров, а также создавать условия для помощи всем педагогам, имеющим профессиональный дефицит. В программе используются следующие понятия и термины. Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином "обучающийся". Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Куратор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества. 1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях. Методология наставничества - система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого. Активное слушание - практика, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, таких как активное выражение собственных переживаний и соображений, уточнения, паузы и т.д. Применяется, в частности, в наставничестве, чтобы установить доверительные отношения между наставником и наставляемым. Буллинг - проявление агрессии, в том числе физическое насилие, унижение, издевательства в отношении обучающегося образовательной организации со стороны других обучающихся и/или учителей. Одна из современных разновидностей буллинга - кибербуллинг, травля в социальных сетях. Метакомпетенции - способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками. Тьютор - специалист в области педагогики, который помогает обучающемуся определиться с индивидуальным образовательным маршрутом. Благодарный выпускник - выпускник образовательной организации, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.). Школьное сообщество (сообщество образовательной организации) - сотрудники данной образовательной организации, обучающиеся, их родители, выпускники и любые другие субъекты, которые объединены стремлением внести свой вклад в развитие организации и совместно действуют ради этой цели. 1. Нормативные основы целевой модели наставничества Нормативные правовые акты Российской Федерации. • Конституция Российской Федерации. • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". • Стратегия развития волонтерского движения в России, утвержденная на заседании Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам молодежи (протокол N 45 от 14 мая 2010 г.). • Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р. • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р). • Гражданский кодекс Российской Федерации. • Трудовой кодекс Российской Федерации. • Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". • Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях". • Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7 -ФЗ "О некоммерческих организациях". • Распоряжение Министерства образования Российской Федерации № Р-145 от 25 декабря 2019 г. «Об утверждении методологии (целевой) модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися». 2 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 Нормативные правовые акты МБОУ СОШ №2 • Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2. • Программа развития МБОУ СОШ №2. • Отчет о результатах самообследования деятельности бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2. • Положение о педагогическом совете • Положение о методическом совете 3. Задачи целевой модели наставничества МБОУ СОШ№2 1. Разработка и реализация мероприятий «дорожной карты» внедрения целевой модели. 2. Разработка и реализация программ наставничества. 3. Реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества. 4. Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества. 5. Осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества. 6. Проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ наставничества в школе. 7. Формирования баз данных Программы наставничества и лучших практик. 8. Обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования. 4. Ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества 1. Измеримое улучшение показателей, обучающихся в образовательной, культурной, спортивной сферах и сфере дополнительного образования. 2. Улучшение психологического климата в образовательной организации как среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнерства. 3. Плавный «вход» молодого учителя и специалиста в целом в профессию, построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов. 4. Адаптация учителя в новом педагогическом коллективе. 5. Измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов и сотрудников лицея, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций. 6. Рост мотивации к учебе и саморазвитию учащихся. 7. Снижение показателей неуспеваемости учащихся. 8. Практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий. 9. Рост числа обучающихся, прошедших профориентационные мероприятия. 10. Формирование осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации. 11. Формирования активной гражданской позиции школьного сообщества. 12. Рост информированности о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностях. 13. Повышение уровня сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров. 14. Снижение конфликтности и развитые коммуникативных навыков, для горизонтального и вертикального социального движения. 15. Увеличение доли учащихся, участвующих в программах развития талантливых обучающихся. 16. Снижение проблем адаптации в (новом) учебном коллективе: психологические, организационные и социальные. 3 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 17. Включение в систему наставнических отношений детей с ограниченными возможностями здоровья. 5. Структура управления реализацией целевой модели наставничества МБОУ СОШ №2 Уровни структуры Направления деятельности. Министерство 1. Осуществление государственного управление в сфере образования и образования. молодежной политики 2. Принимает решение о внедрении целевой модели Свердловской области наставничества; 3. Обеспечивает организацию инфраструктуры и материально-техническое обеспечение программ наставничества. Автономное учреждение 1. Организационная, методическая, экспертно дополнительного консультационная, информационная и просветительская поддержка участников внедрения целевой модели профессионального наставничества. образования Выработка предложений по совместному использованию Свердловской области 2. инфраструктуры в целях внедрения целевой модели «Институт развития образования» наставничества. 3. Содействие распространению и внедрению лучших наставнических практик различных форм и ролевых моделей для обучающихся, педагогов и молодых специалистов Свердловской области. 4. Содействие привлечению к реализации наставнических программ образовательных организаций; предприятий и организаций Свердловской области: государственных бюджетных учреждений культуры и спорта; юридических и физических лиц, чья деятельность связана с образовательной, спортивной, культурной и досуговой деятельностью. МБОУ СОШ №2 1. Разработка и утверждение комплекта нормативных документов, необходимых для внедрения целевой модели наставничества МБОУ СОШ №2. Разработка целевой модели наставничества МБОУ СОШ №2. 2. Разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели МБОУ СОШ №2. 3. Реализация программ наставничества. 4. Реализация кадровой политики в программе наставничества. 5. Назначение куратора внедрения целевой модели наставничества МБОУ СОШ №2. Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества. 4 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 Куратор целевой 1. Формирование базы наставников и наставляемых. обучения наставников (в том числе модели наставничества 2. Организация привлечение экспертов для проведения обучения). МБОУ СОШ №2 3. Контроль процедуры внедрения целевой модели наставничества. 4. Контроль проведения программ наставничества. 5. Участие в оценке вовлеченности обучающихся в различные формы наставничества. 6. Решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации модели. 7. Мониторинг результатов эффективности реализации целевой модели наставничества. Ответственные лица Разработка программ моделей форм наставничества. Контроль за за направления форм реализацией. наставничества Наставники и Модели форм наставничества. наставляемые 1. Реализация Форма наставничества «Ученик - ученик». 2. Реализация Форма наставничества «Учитель - учитель». 3. Реализация Форма наставничества «Учитель - ученик». 6. Кадровая система реализации целевой модели наставничества МБОУ СОШ №2 Целевой модели наставничества выделяется три главные роли: 1. Наставляемый - участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. 2. Наставник - участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного и профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. 3. Куратор - сотрудник образовательной организации, который отвечает за организацию всего цикла программы наставничества. Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников. Формирование этих баз осуществляется директором лицея, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами лицея, располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков - будущих участников программы. • Формирование базы наставляемых: • из числа обучающихся: о проявивших выдающиеся способности; о демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты; о с ограниченными возможностями здоровья; о попавших в трудную жизненную ситуацию; о имеющих проблемы с поведением; о не принимающих участие в жизни лицея, отстраненных от коллектива • из числа педагогов: о молодых специалистов; о находящихся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости; о находящихся в процессе адаптации на новом месте работы; о желающими овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями и т.д. 5 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 • Формирование базы наставников из числа: о обучающихся, мотивированных помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах; о педагогов и специалистов, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы; о родителей обучающихся - активных участников Советов родителей; о выпускников, заинтересованных в поддержке своего образовательного учреждения; о сотрудников предприятий, заинтересованных в подготовке будущих кадров; о успешных предпринимателей или общественных деятелей, которые чувствуют потребность передать свой опыт; о ветеранов педагогического труда. База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей лицея в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей). 7. Этапы реализации целевой модели наставничества МБОУ СОШ №2 Этапы Подготовка 1. условий для запуска программы наставничества Мероприятия Результат Дорожная карта Создание благоприятных условий для реализации наставничества. запуска программы. Пакет документов. Сбор предварительных запросов от потенциальных наставляемых. 3. Выбор аудитории для поиска наставников. 4. Информирование и выбор форм наставничества. 5. На внешнем контуре информационная работа направленная на привлечение внешних ресурсов к реализации программы. Формирование базы 1. Выявление конкретных проблем Формированная база наставляемых обучающихся школы, которые наставляемых с картой можно решить с помощью запросов. наставничества. 2. Сбор и систематизация запросов от потенциальных наставляемых. Формирование базы наставников 1. Работа с внутренним контуром Формирование базы включает действия по формированию наставников, которые потенциально могут базы из числа: • обучающихся, мотивированных помочь участвовать как в текущей программе наставничества, сверстникам в образовательных, так и в будущем. спортивных, творческих и адаптационных вопросах (например, участники кружков по интересам, театральных или музыкальных групп, проектных классов, спортивных секций); 6 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 • педагогов, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы; • родителей обучающихся - активных участников родительских или управляющих советов, организаторов досуговой деятельности в образовательной организации и других представителей родительского сообщества с выраженной гражданской позицией. 2.Работа с внешним контуром на данном этапе включает действия по формированию базы наставников из числа: • выпускников, заинтересованных в поддержке своего лицея; • сотрудников региональных предприятий, заинтересованных в подготовке будущих кадров (возможно пересечение с выпускниками); • успешных предпринимателей или общественных деятелей,которые чувствуют потребность передать свой опыт; представители других организаций, с которыми есть партнерские связи. Отбор и обучение наставников 2. Формирование наставнических пар/групп 1. Выявление наставников, входящих в базу потенциальных наставников, подходящих для конкретной программы. Обучение наставников для работы с наставляемыми. 1.Заполненные анкеты в письменной свободной форме всеми потенциальными наставниками. 2.Собеседование с наставниками. 3. .Программа обучения 1. Провести участием общую встречу с Сформированные всех отобранных наставнические пары / наставников и всех группы, готовые продолжить наставляемых в любом формате. работу в рамках 2. Зафиксировать сложившиеся пары в программы специальной базе куратора. 7 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 гармоничных и Мониторинг: Организация хода Закрепление наставнической • сбор обратной связи от продуктивных отношений программы наставляемых - для в наставнической паре/группе так, чтобы динамики они были максимально мониторинга влияния программы на комфортными, стабильными наставляемых; и результативными для обеих сторон. • сбор обратной связи от Работа в каждой паре/группе включает: наставников, • встречу-знакомство, наставляемых и • пробную рабочую встречу, кураторов - для мониторинга • встречу-планирование, • комплекс последовательных встреч, эффективности реализации программы. • итоговую встречу. Завершение программы наставничества 1. 2. 3. 8. Подведение итогов работы каждой пары/группы. Подведение итогов программы. Публичное подведение итогов и популяризация практик. Собраны лучшие наставнические практики. Поощрение наставников. Формы наставничества МБОУ СОШ №2 Для успешной реализации целевой модели наставничества предусматривается выделение 5 возможных форм наставничества. Исходя из образовательных потребностей МБОУ СОШ№2 в данной целевой модели наставничества рассматриваются три формы наставничества: «Ученик - ученик», «Учитель учитель», «Учитель - ученик». 8.1. Форма наставничества «Ученик - ученик». Цель: разносторонняя поддержка обучающихся с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения. Задачи: 1. Помощь в реализации лидерского потенциала. 2. Улучшение образовательных, творческих или спортивных результатов. 3. Развитие гибких навыков и метакомпетенций. 4. Оказание помощи в адаптации к новым условиям среды. 5. Создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной организации. 6. Формирование устойчивого сообщества обучающихся и сообщества благодарных выпускников. Результат: 1. Высокий уровень включения наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы. 2. Повышение успеваемости в школе. 3. Улучшение психоэмоционального фона внутри группы, класса, школы в целом. 4. Численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций. 5. Высокий уровень включения наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы. 6. Повышение успеваемости в школе. 7. Улучшение психоэмоционального фона внутри группы, класса, школы в целом. 8. Численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных 8 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 секций. 9. Количественный и качественный рост успешно реализованных творческих и образовательных проектов. 10. Снижение числа обучающихся, состоящих на различных видах учета. 11. Снижение количества жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся. Наставник Кто может быть - Активный ученик, обладающий лидерским и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления. - Ученик, демонстрирующий высокие образовательные результаты. - Победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований. - Лидер класса или параллели, принимающий активное участие в жизни лицея. - Возможный участник всероссийских детско юношеских организаций и Наставляемый Пассивный Активный Социально или ценностно Обучающийся с особыми -дезориентированный образовательными обучающийся более потребностями, нуждающийся в низкой по отношению к профессиональной наставнику ступени, поддержке или ресурсах для демонстрирующий неудовлетворительные обмена мнениями и образовательные реализации собственных результаты или проблемы проектов. с поведением, не принимающим участие в жизни школы, отстраненный от коллектива. Возможные варианты прог ^ )аммы наставничества «Ученик - ученик» Формы взаимодействия Цель «Успевающий Достижение лучших образовательных результатов. неуспевающий» «Лидер - пассивный» Психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или с развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков. «Равный - равному» Обмен навыками для достижения целей. Адаптация к новым условиям обучения. «Адаптированный неадаптированный» Схема реализации формы наставничества «Ученик - ученик». Этапы реализации Мероприятия Ученическая конференция Представление программ наставничества в форме «Ученик - ученик» Анкетирование. Собеседование. Проводится отбор наставников из числа Использование базы наставников. активных учащихся школьного сообщества Обучение наставников Обучение проводится куратором Проводится отбор учащихся, имеющих Анкетирование. Листы опроса. особые образовательные потребности, Использование базы наставляемых. низкую учебную мотивацию, проблемы с адаптацией в коллективе, не включенные в школьное сообщество и желающих добровольно принять участие в программе наставничества Формирование пар, групп После личных встреч, обсуждения вопросов. Назначения куратором. 9 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 Наставляемый улучшает свои Предоставление конкретных результатов образовательные результаты, он взаимодействия (проект, улучшение интегрирован в школьное сообщество, показателей). Улучшение образовательных повышена мотивация и осознанность. результатов, посещаемости. Рефлексия реализации формы Анализ эффективности реализации наставничества программы Наставник получает уважаемый и Поощрение на ученической конференции заслуженный статус. Чувствует свою причастность школьному сообществу 8.2. Форма наставничества «Учитель - учитель». Цель: разносторонняя поддержка для успешного закрепления на месте работы молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня и поддержка нового сотрудника при смене его места работы, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне. Задачи: 1. Способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности. 2. Развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса. 3. Ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности. 4. Прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в образовательной организации. 5. Ускорить процесс профессионального становления педагога. Результат: 1. Высокий уровень включенности молодых специалистов и новых педагогов в педагогическую работу и культурную жизнь образовательной организации. 2. Усиление уверенности в собственных силах и развитие личного творческого и педагогического потенциала. 3. Улучшение психологического климата в образовательной организации. 4. Повышение уровня удовлетворенности в собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния специалистов. 5. Рост числа специалистов, желающих продолжить свою работу в данном коллективе образовательного учреждения. 6. Качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных наставляемых классах и группах. 7. Сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами. 8. Рост числа собственных профессиональных работ (статей, исследований, методических практик молодого специалиста и т. д.) 10 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 Характеристика участников формы наставничества «Учитель - учитель» Наставник - Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, ведущий вебинаров и семинаров). - Педагог, склонный к активной общественной работе, лояльный участник педагогического и школьного сообществ. - Педагог, обладающий лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией. Типы наставников Наставник Наставник консультант предметник Опытный педагог Создает комфортные условия для одного и того же предметного реализации направления, что и профессиональных молодой качеств, помогает с учитель, способный организацией осуществлять образовательного всестороннюю процесса и с решение методическую конкретных психологопедагогических и поддержку коммуникативных преподавания проблем, контролирует отдельных самостоятельную дисциплин. работу молодого специалиста или педагога. Наставляемый Педагог Молодой специалист Имеет малый опыт Специалист, работы (от 0 до 3 находящийся в лет), испытывающий процессе адаптации на трудности с новом месте работы, которому организацией учебного процесса, с необходимо получать взаимодействием с представление о обучающимися, традициях, другими педагогами, особенностях, родителями. регламенте и принципах образовательной организации. Педагог, находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости. Возможные варианты программы наставничества «Учитель - учитель» Формы взаимодействия Цель «Опытный педагог Поддержка для приобретения необходимых профессиональных навыков и закрепления на месте молодой специалист» работы «Опытный классный Поддержка для приобретения необходимых руководитель молодой профессиональных навыков в работе с классным специалист» коллективом и закрепления на месте работы Реализация психоэмоциональной поддержки «Лидер педагогического сочетаемый с профессиональной помощью по приобретению сообщества - педагог, и развитию педагогических талантов и инициатив испытывающий проблемы» Помощь в овладении современными программами, «Педагог новатор консервативный педагог» цифровыми навыками, ИКТ компетенциями. Методическая поддержка по конкретному предмету. «Опытный предметник неопытный предметник» 11 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 Схема реализации формы наставничества «Учитель - учитель» Этапы реализации. Мероприятия Представление программ наставничества в Педагогический совет. Методический совет. форме «Учитель - учитель». Проводится отбор наставников из числа Анкетирование. Использование базы активных и опытных педагогов и наставников. педагогов, самостоятельно выражающих желание помочь педагогу. Проводится при необходимости. Обучение наставников. Листы опроса. Проводится отбор педагогов, Анкетирование. испытывающий профессиональные Использование базы наставляемых. проблемы, проблемы адаптации и желающих добровольно принять участие в программе наставничества. Формирование пар, групп. После встреч, обсуждения вопросов. Повышение квалификации наставляемого Тестирование. Проведение мастер закрепление в профессии. Творческая классов, открытых уроков. деятельность. Успешная адаптация. Рефлексия реализации формы Анализ эффективности реализации наставничества. программы. Наставник получает уважаемый и Поощрение на педагогическом совете или методический совете школы. заслуженный статус. 8.3. Форма наставничества «Учитель - ученик» Цель - успешное формирование у учеников младшей, средней и старшей школы осознанного подхода к реализации личностного потенциала, рост числа заинтересованной в развитии собственных талантов и навыков молодежи. Задачи: 1. Помощь учащимся в раскрытии и оценке своего личного потенциала. 2. Повышение мотивации к учебе и саморазвитию, к саморегуляции, формирования ценностных и жизненных ориентиров. 3. Развитие лидерских, организационных, коммуникативных навыков и метакомпетенций. 4. Помощь в построении образовательной траектории и будущей профессиональной реализации. Результат: 1. Повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона в средней и старшей школе. 2. Численный рост кружков по интересам, а также внеурочных мероприятий. младшей, 12 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 3. Увеличение процента учеников, успешно прошедших предпрофориентационную программу. 4. Численный рост успешно реализованных и представленных результатов проектной деятельности в старших классах (совместно с представителем предприятия). 5. Увеличение числа учеников, планирующих стать наставниками в будущем и присоединиться к сообществу благодарных выпускников. Характеристика участников ( юрмы наставничества «Учитель - ученик» Наставник Наставляемый Активный Пассивный Кто может быть. Неравнодушный профессионал с Социально активный Плохо мотивированный, большим (от 5 лет) опытом работы школьник с особыми дезориентированный с высокой квалификацией. образовательными школьник, не имеющий потребностями, желания самостоятельно • Активная жизненная позиция. мотивированный к выбирать • Обладает развитыми расширению круга образовательную коммуникативными навыками, траекторию, мало гибкостью в общении, умением общения, информированный о отнестись к ученику как к равному самосовершенствованию, получению новых карьерных и в диалоге и потенциально образовательных будущему коллеге. навыков. перспективах, Возможно, выпускник того же равнодушный к образовательного учреждения, член процессам внутри школы сообщества благодарных и ее сообщества. выпускников. • Возможно, родитель образовательного учреждения. Возможные варианты п ^юграммы наставничества «Учитель - ученик» Формы взаимодействия Цель «Активный профессионал Мотивационная и ценностная поддержка с равнодушный потребитель» развитием коммуникативных, творческих, лидерских навыков, стимулирование идей саморазвития, осознанного выбора образовательной и карьерной траектории. Совместная работа по развитию творческого, «Коллега - молодой коллега» предпринимательского или социального проекта, в процессе которой наставляемый делится свежим видением и креативными идеями, которые могут оказать существенную поддержку наставнику, а сам наставник выполняет роль организатора и куратора. Схема реализации формы наставничества «Учитель - ученик» Этапы реализации Мероприятия Ученическая конференция. Представление программ наставничества в форме «Учитель - ученик». Проводится отбор наставников из числа Анкетирование. Использование базы активных и опытных учителей наставников. Обучение наставников Обучение проводится куратором программы наставничества при Обучение наставников Обучение проводится куратором программы наставничества при необходимости. Работа с пособиями Ментори «Рабочие тетради наставника». 13 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 Проводится отбор учащихся, имеющих Анкетирование. Листы опроса. проблемы с учебой, не мотивированных, не Использование базы наставляемых. умеющих строить свою образовательную траекторию. Либо - учащиеся, с особыми образовательными потребности, не имеющими возможности реализовать себя в рамках школьной программы. Формирование пар, групп. Личные встречи или групповая работа в формате «быстрых встреч». Повышение образовательных результатов у Защита проекта. Анализ успеваемости. наставляемых. Мотивированны, Представление бизнес плана. интегрированы в сообщество. Осознано Определение образовательной траектории. подходят к выбору профессий. Рефлексия реализации формы Анализ эффективности реализации наставничества. программы. Наставник получает уважаемый и Поощрение наставляемого на ученической конференции. Благодарственное письмо на заслуженный статус. предприятие или организацию наставника. 9. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах. Организация систематического мониторинга программ наставничества дает возможность четко представлять, как происходит процесс наставничества, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым (группой наставляемых), а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности наставника своей деятельностью. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов: 1) оценка качества процесса реализации программы наставничества; 2) оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов. 9.1. Мониторинг и оценка качества процесса реализации программы наставничества Этап 1. Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар или групп "наставник-наставляемый". Мониторинг помогает, как выявить соответствие условий организации программы наставничества требованиям и принципам модели, так и отследить важные показатели качественного изменения образовательной организации, реализующей программу наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной сферах. Цели мониторинга: 1) оценка качества реализуемой программы наставничества; 2) оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри образовательной организации и сотрудничающих с ней организаций или индивидов. Задачи мониторинга: • сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования); 14 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 • обоснование требований к процессу реализации программы наставничества, к личности наставника; • контроль хода программы наставничества; • описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого (группы наставляемых); • определение условий эффективной программы наставничества; • контроль показателей социального и профессионального благополучия. Оформление результатов. По результатам опроса в рамках первого этапа мониторинга будет предоставлен SWOT анализ реализуемой программы наставничества. Сбор данных для построения SWOT-анализа осуществляется посредством анкеты. Анкета содержит открытые вопросы, закрытые вопросы, вопросы с оценочным параметром. Анкета учитывает особенности требований к трем формам наставничества. SWOT-анализ проводит куратор программы. Для оценки соответствия условий организации программы наставничества требованиям модели и программ, по которым она осуществляется, принципам, заложенным в модели и программах, а также современным подходам и технологиям, используется анкета куратора. Результатом успешного мониторинга будет аналитика реализуемой программы наставничества, которая позволит выделить ее сильные и слабые стороны, изменения качественных и количественных показателей социального и профессионального благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными результатами участников программы наставничества. 9.2. Мониторинг и оценка влияния программ на всех участников Этап 2. Второй этап мониторинга мотивационно-личностный и профессиональный рост наставничества; развитие метапредметных навыков и уровня вовлеченности обучающихся в образовательную деятельность; качество изменений в освоении обучающимися образовательных программ; динамику образовательных результатов с учетом эмоционально-личностных, интеллектуальных, мотивационных и социальных черт участников. Основываясь на результатах данного этапа, можно выдвинуть предположение о наличии положительной динамики влияния программ наставничества на повышение активности и заинтересованности участников в образовательной и профессиональной деятельности, о снижении уровня тревожности в коллективе, а также о наиболее рациональной и эффективной стратегии дальнейшего формирования пар "наставник- наставляемый". Процесс мониторинга влияния программ на всех участников включает два подэтапа, первый из которых осуществляется до входа в программу наставничества, а второй - по итогам прохождения программы. Соответственно, все зависимые от воздействия программы наставничества параметры фиксируются дважды (таблица 2). Цели мониторинга влияния программ наставничества на всех участников. 1. Глубокая оценка изучаемых личностных характеристик участников программы. 2. Оценка динамики характеристик образовательного процесса (оценка качества изменений в освоении обучающимися образовательных программ). 3. Анализ и необходимая корректировка сформированных стратегий образования пар "наставник-наставляемый". Задачи мониторинга: • научное и практическое обоснование требований к процессу организации программы наставничества, к личности наставника; • экспериментальное подтверждение необходимости выдвижения описанных в целевой модели требований к личности наставника; • определение условий эффективной программы наставничества; • анализ эффективности предложенных стратегий образования пар и внесение корректировок во все этапы реализации программы в соответствии с результатами; • сравнение характеристик образовательного процесса на "входе" и "выходе" 15 • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 реализуемой программы; сравнение изучаемых личностных характеристик (вовлеченность, активность, самооценка, тревожность и др.) участников программы наставничества на "входе" и "выходе" реализуемой программы. 10. Механизмы мотивации и поощрения наставников К числу лучших мотивирующих наставника факторов можно отнести поддержку системы наставничества на школьном, общественном, муниципальном и государственном уровнях; создание среды, в которой наставничество воспринимается как почетная миссия, где формируется ощущение причастности к большому и важному делу, в котором наставнику отводится ведущая роль. Мероприятия по популяризации роли наставника. • Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном уровне. • Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. • Проведение школьного конкурса профессионального мастерства "Наставник года", «Лучшая пара», «Наставник+"; • Награждение школьными грамотами "Лучший наставник" • Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся. 16 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 Приложение 1 «Дорожная карта» реализации целевой модели наставничества в МБОУ СОШ №2 2020 - 2021 учебный год № 1. Наименование этапа Подготовка условий для запуска программы наставничества Мероприятия Содержание деятельности Изучение и систематизация имеющихся материалов по проблеме наставничества 1. Изучение Распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации № Р-145 от 25 декабря 2019 г. «Об утверждении методологии (целевой) модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися». 2. Подготовка системных папок по проблеме наставничества. 3. Ознакомление с шаблонами документов для реализации целевой модели. Сроки сентябрь 2020 года Ответственные Директор школы, администрация школы 17 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 Подготовка октябрь директор школы, 1. Издание приказа «Внедрение целевой модели нормативной базы 2020 года администрация школы наставничества в МБОУ СОШ №2. реализации целевой 2. Разработка и утверждение Положения о модели наставничестве в МБОУ СОШ №2. наставничества в 3. Разработка и утверждение Целевой модели МБОУ СОШ №2 наставничества в МБОУ СОШ №2. 4. Разработка и утверждение «дорожной карты» внедрения системы наставничества в МБОУ СОШ №2. 5. Назначение куратора внедрения Целевой модели наставничества МБОУ СОШ №2 (издание приказа) 1. Проведение мониторинга по выявлению октябрь 2020 года Заместители директора Выбор форм и предварительных запросов от потенциальных программ наставляемых и о заинтересованных в наставничества наставничестве аудитории внутри школы. исходя из потребностей школы 2. Проведение административного совещания по октябрь 2020 года директор школы вопросам реализации целевой модели наставничества. Выбор форм и программ наставничества. 18 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 октябрь 2020 года 3. Сформировать банк программ по трем формам куратор целевой наставничества «Ученик - ученик», «Учитель модели наставничества учитель», «Учитель - ученик». 1. Проведение педагогического совета. октябрь 2020 года директор школы, Информирование 2. Проведение родительских собраний. родителей, педагогов, администрация школы, 3. Проведение ученической конференции. обучающихся о классные руководители 4. Проведение классных часов. возможностях и 5. Информирование на сайте школы. целях целевой 6. Информирование внешней среды. модели наставничества 2. 1. Проведение анкетирования среди октябрь 2020 года Заместители директора Формирование Сбор данных о наставляемых обучающихся/педагогов желающих принять базы наставляемых участие в программе наставничества. 2. Сбор согласий на обработку персональных данных от совершеннолетних участников программы и согласия от родителей (законных представителей) несовершеннолетних наставляемых. 3. Сбор дополнительной информации о запросах наставляемых обучающихся от третьих лиц: классный руководитель, психолог, соцработник, родители. 4. Сбор дополнительной информации о запросах наставляемых педагогов из личных дел, анализа методической работы, рекомендаций аттестаций, анализа анкет профстандарта. Формирование базы 1. Формирование базы данных наставляемых из числа октябрь 2020 года куратор целевой наставляемых модели наставничества педагогов. 2. Формирование базы данных наставляемых из числа обучающихся. 19 3. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 1. Проведение анкетирования среди потенциальных октябрь 2020 года Формирование Сбор данных о куратор целевой наставников, желающих принять участие в модели наставничества базы наставников наставниках программе наставничества. 2. Сбор согласий на сбор и обработку персональных данных. Формирование базы наставников 4. Отбор и обучение Выявление наставников наставников, входящих в базу потенциальных наставников Обучение наставников для работы с наставляемыми 3. Проведение мероприятия (круглый стол) для октябрь 2020 года директор школы информирования и вовлечения потенциальных наставников. 1. Формирование базы данных наставников из числа октябрь 2020 года куратор целевой модели наставничества педагогов. 2. Формирование базы данных наставников из числа обучающихся. 1. Провести анализ базы наставников и выбрать подходящих для конкретной программы. октябрь, ноябрь Заместители директора 2020 года 1 Подготовить методические материалы для октябрь, ноябрь 2020 года сопровождения наставнической деятельности. Заместители директора 2. Издать приказ об организации «Школы 2020 года директор школы наставников» с утверждение программ и графиков обучения наставников. 3. Организовать «Школу наставников» и провести Октябрь, ноябрь Зам. директора, 2020 года обучение куратор целевой модели наставничества 20 5. 6. Формирование наставнических пар /групп Организация и осуществление работы наставнических пар/ групп Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 Отбор наставников и 1. Анализ заполненных анкет потенциальных ноябрь 2020 года Зам. директора, куратор целевой наставляемых наставников и сопоставление данных с анкетами модели наставничества наставляемых. 2. Организация групповой встречи наставников и наставляемых. 3. Проведение анкетирования на предмет предпочитаемого наставника/наставляемого после завершения групповой встречи. 4. Анализ анкет групповой встречи и соединение наставников и наставляемых в пары/ группы. 1. Издание приказа «Об утверждении Закрепление ноябрь 2020 года наставнических пар / наставнических пар/групп». групп 2. Составление планов индивидуального развития ноябрь 2020 года наставляемых, индивидуальные траектории обучения. 3. Организация психологического сопровождения ноябрь 2020 года наставляемым, не сформировавшим пару или группу (при необходимости), продолжить поиск наставника. 1. Проведение первой, организационной, встречи Декабрь 2020Организация наставника и наставляемого. комплекса май 2021 2. Проведение второй, пробной рабочей, встречи последовательных встреч наставников и наставника и наставляемого. наставляемых 3. Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы наставничества с наставником и наставляемым. 4. Регулярные встречи наставника и наставляемого. 5. Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого. май 2021 Организация Анкетирование. Форматы анкет обратной связи для директор школы Наставники Педагоги - психологи Наставники куратор целевой 21 7. Завершение наставничества Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 промежуточной оценки текущего контроля года достижения планируемых результатов наставниками Отчеты по итогам 1. Проведение мониторинга личной май 2021 года наставнической удовлетворенности участием в программе программы наставничества. 2. Проведение мониторинга качества реализации программы наставничества. 3. Мониторинг и оценка влияния программ на всех участников. Мотивация и 1. Приказ о поощрении участников наставнической май 2021 года поощрения деятельности. наставников 2. Благодарственные письма партнерам. 3. Издание приказа «О проведении итогового мероприятия в рамках реализации целевой модели наставничества» 4. Публикация результатов программы май 2021 года наставничества, лучших наставников, информации на сайтах школы и организацийпартнеров. 5. Проведение школьного конкурса профессионального мастерства "Наставник года", "Лучшая пара ". модели наставничества куратор целевой модели наставничества директор школы Зам. директора, куратор целевой модели наставничества 22 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 23 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)