Положение о наставничестве в МБОУ СОШ №2

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол №1 от
28.08.2020г.

ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ
в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
средней общеобразовательной школе №2
и филиалах
1.1. Настоящее Положение о наставничестве в МБОУ СОШ №2 (далее - положение)
разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), во исполнение
постановления Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 года № Р-145 «Об
утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций,
осуществляющих
деятельность
по
общеобразовательным,
дополнительным
общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, в
том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».
1.2. Целевая модель наставничества МБОУ СОШ №2, осуществляющая образовательную
деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам
(далее - целевая модель наставничества) разработана в целях достижения результатов
федеральных и региональных проектов "Современная школа", "Молодые профессионалы
(Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" и "Успех каждого
ребенка" национального проекта "Образование".
1.3. Настоящее положение устанавливает правовой статус наставника и наставляемого,
регламентирует взаимоотношения между участниками образовательных отношений в
деятельности наставничества.
2. Основные понятия и термины
2.1. Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования
навыков,
компетенций,
метакомпетенций
и
ценностей
через
неформальное
взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
2.2. Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы
наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами
ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
2.3. Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий,
направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных
формах для получения ожидаемых результатов.
2.4. Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с
наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и
профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
2.5. Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении
жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный
поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов
самореализации и самосовершенствования наставляемого.
2.6. Куратор - сотрудник школы, осуществляющей деятельность по общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным программам, который отвечает за организацию
1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
программы наставничества.
2.7.Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для
реализации программ наставничества в школе.
2.8.Благодарный выпускник - выпускник школы, который ощущает эмоциональную связь с ней,
чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом,
мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует
стажировки и т.д.).
.f

3. Цели и задачи наставничества
3.2.Целью наставничества в МБОУ СОШ №2 и филиалах является максимально полное
раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и
профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также
создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и
профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников (далее педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов МБОУ СОШ №2 и
филиалов.
3.3.Основными задачами школьного наставничества являются:
разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели;
разработка и реализация программ наставничества;
реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за
деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества;
инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ
наставничества;
осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и
педагогов, участвующих в программах наставничества;
проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ
наставничества в школе;
формирования баз данных программ наставничества и лучших практик;
обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства
педагогических
работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате
непрерывного образования.
4. Организационные основы наставничества
4.2.Школьное наставничество организуется на основании приказа директора МБОУ СОШ №2.
4.3.Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор, заместитель директора
МБОУ СОШ №2.
4.4.Куратор целевой модели наставничества назначается приказом директора МБОУ СОШ №2.
4.5.Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами:
базой наставляемых и базой наставников.
4.6.Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется директором школы,
куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами школы,
располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков - будущих
участников программы.
4.7.Наставляемым могут быть обучающиеся:
проявившие выдающиеся способности;
демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты;
с ограниченными возможностями здоровья;
попавшие в трудную жизненную ситуацию;
имеющие проблемы с поведением;
2

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
не принимающие участие в жизни школы, отстраненных от коллектива.
4.8.Наставляемыми могут быть педагоги:
молодые специалисты;
находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;
находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы;
желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТкомпетенциями и т.д.
4.9.Наставниками могут быть:
обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных, спортивных,
творческих и адаптационных вопросах;
педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного педагогического
опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
родители обучающихся - активные участники Советов родителей;
выпускники, заинтересованные в поддержке своего образовательного учреждения;
сотрудники предприятий, заинтересованные в подготовке будущих кадров;
успешные предприниматели или общественные деятели, которые чувствуют
потребность передать свой опыт;
ветераны педагогического труда.
4.10. База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей
школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов,
учащихся и их родителей (законных представителей).
4.11. Участие наставника и наставляемых в целевой модели основывается на добровольном
согласии.
4.12. Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных данных от
совершеннолетних участников программы и согласия от родителей (законных
представителей) несовершеннолетних наставляемых и наставников.
4.13. Формирование наставнических пар / групп осуществляется после знакомства с
программами наставничества.
4.14. Формирование наставнических пар / групп осуществляется на добровольной основе и
утверждается приказом директора МБОУ СОШ №2.
4.15. С наставниками, приглашенными из внешней среды составляется договор о
сотрудничестве на безвозмездной основе.
5. Реализация целевой модели наставничества.
5.2.Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из образовательных
потребностей лицея в целевой модели наставничества рассматриваются три формы
наставничества: «Ученик - ученик», «Учитель - учитель», «Учитель - ученик».
5.3.Представление программ наставничества в форме «Ученик - ученик» «Учитель - учитель»,
«Учитель - ученик» на ученической конференции, педагогическом совете и Совете
родителей.
5.4.Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник - наставляемый.
Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого.
Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого.
Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы
наставничества с наставником и наставляемым.
Регулярные встречи наставника и наставляемого.
Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого.
5.5.Реализация целевой модели наставничества осуществляется в течение календарного года.
5.6.Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при приведении
встречи - планировании.
6. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества.
6.2.Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора,
3

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или
отдельных ее элементах.
6.3.Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
оценка качества процесса реализации программы наставничества;
оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста
участников, динамика образовательных результатов.
,
6.4.Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы наставничества
проходит на "входе" и "выходе" реализуемой программы.
6.5.Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период наставничества:
промежуточный и итоговый.
6.6.В ходе проведения мониторинга не выставляются отметки.
7. Обязанности наставника:
Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных
актов, Устава МБОУ СОШ №2, определяющих права и обязанности.
Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы
развития.
Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и
открытого диалога.
Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждать с ним
долгосрочную перспективу и будущее.
Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и указывать
на риски и противоречия.
Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулировать
развитие у наставляемого своего индивидуального видения.
•
Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивировать,
подталкивать и ободрять его.
•
Личным примером развивать положительные качества наставляемого, корректировать
его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать
развитию общекультурного и профессионального кругозора
Подводить итоги наставнической программы, с формированием отчета о проделанной
работе с предложениями и выводами.
8. Права наставника:
Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию
работы, связанной с наставничеством.
Защищать профессиональную честь и достоинство.
Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы,
давать по ним объяснения.
Проходить обучение с использованием федеральных программы, программ Школы
наставничества.
Получать психологическое сопровождение.
Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества.
9. Обязанности наставляемого:
Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных
актов, Устава МБОУ СОШ№2, определяющих права и обязанности.
Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
Выполнять этапы реализации программы наставничества.
10. Права наставляемого:
Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию
работы, связанной с наставничеством.
4

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур.
Рассчитывать на оказание психологического сопровождения.
Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества.
Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя.
11. Механизмы мотивации и поощрения наставников.
Мероприятия по популяризации роли наставника.
Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на
школьном
уровне.
Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном,
региональном и федеральном уровнях.
Проведение школьного конкурса профессионального мастерства "Наставник года",
«Лучшая пара», "Наставник+";
Создание специальной рубрики "Наши наставники" на школьном сайте.
Создание на сайте лицея методической копилки с программами наставничества.
Доска почета «Лучшие наставники».
Награждение школьными грамотами "Лучший наставник"
Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся.
Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании
предложений, касающихся развития образовательного учреждения.
12. Документы, регламентирующие наставничество
К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
Положение о наставничестве в МБОУ СОШ №2;
Приказ директора школы о внедрении целевой модели наставничества;
целевая модель наставничества в МБОУ СОШ №2.
•
Дорожная карта внедрения системы наставничества в МБОУ СОШ №2.
Приказ о назначение куратора внедрения Целевой модели наставничества МБОУ СОШ

№2.
Приказ об организации «Школы наставников» с утверждением программ и графиков
обучения наставников.
Приказ «Об утверждении наставнических пар/групп».
•
Приказ «О проведении итогового мероприятия в рамках реализации целевой модели
наставничества»

5
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».