Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол №1 от 28.08.2020г. ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №2 и филиалах 1.1. Настоящее Положение о наставничестве в МБОУ СОШ №2 (далее - положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), во исполнение постановления Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися». 1.2. Целевая модель наставничества МБОУ СОШ №2, осуществляющая образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам (далее - целевая модель наставничества) разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов "Современная школа", "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" и "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование". 1.3. Настоящее положение устанавливает правовой статус наставника и наставляемого, регламентирует взаимоотношения между участниками образовательных отношений в деятельности наставничества. 2. Основные понятия и термины 2.1. Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. 2.2. Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. 2.3. Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. 2.4. Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. 2.5. Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. 2.6. Куратор - сотрудник школы, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам, который отвечает за организацию 1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 программы наставничества. 2.7.Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в школе. 2.8.Благодарный выпускник - выпускник школы, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.). .f 3. Цели и задачи наставничества 3.2.Целью наставничества в МБОУ СОШ №2 и филиалах является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников (далее педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов МБОУ СОШ №2 и филиалов. 3.3.Основными задачами школьного наставничества являются: разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели; разработка и реализация программ наставничества; реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества; инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества; осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества; проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ наставничества в школе; формирования баз данных программ наставничества и лучших практик; обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования. 4. Организационные основы наставничества 4.2.Школьное наставничество организуется на основании приказа директора МБОУ СОШ №2. 4.3.Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор, заместитель директора МБОУ СОШ №2. 4.4.Куратор целевой модели наставничества назначается приказом директора МБОУ СОШ №2. 4.5.Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников. 4.6.Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется директором школы, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами школы, располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков - будущих участников программы. 4.7.Наставляемым могут быть обучающиеся: проявившие выдающиеся способности; демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты; с ограниченными возможностями здоровья; попавшие в трудную жизненную ситуацию; имеющие проблемы с поведением; 2 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 не принимающие участие в жизни школы, отстраненных от коллектива. 4.8.Наставляемыми могут быть педагоги: молодые специалисты; находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости; находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы; желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТкомпетенциями и т.д. 4.9.Наставниками могут быть: обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах; педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы; родители обучающихся - активные участники Советов родителей; выпускники, заинтересованные в поддержке своего образовательного учреждения; сотрудники предприятий, заинтересованные в подготовке будущих кадров; успешные предприниматели или общественные деятели, которые чувствуют потребность передать свой опыт; ветераны педагогического труда. 4.10. База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей). 4.11. Участие наставника и наставляемых в целевой модели основывается на добровольном согласии. 4.12. Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных данных от совершеннолетних участников программы и согласия от родителей (законных представителей) несовершеннолетних наставляемых и наставников. 4.13. Формирование наставнических пар / групп осуществляется после знакомства с программами наставничества. 4.14. Формирование наставнических пар / групп осуществляется на добровольной основе и утверждается приказом директора МБОУ СОШ №2. 4.15. С наставниками, приглашенными из внешней среды составляется договор о сотрудничестве на безвозмездной основе. 5. Реализация целевой модели наставничества. 5.2.Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из образовательных потребностей лицея в целевой модели наставничества рассматриваются три формы наставничества: «Ученик - ученик», «Учитель - учитель», «Учитель - ученик». 5.3.Представление программ наставничества в форме «Ученик - ученик» «Учитель - учитель», «Учитель - ученик» на ученической конференции, педагогическом совете и Совете родителей. 5.4.Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник - наставляемый. Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого. Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого. Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы наставничества с наставником и наставляемым. Регулярные встречи наставника и наставляемого. Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого. 5.5.Реализация целевой модели наставничества осуществляется в течение календарного года. 5.6.Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при приведении встречи - планировании. 6. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества. 6.2.Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора, 3 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах. 6.3.Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов: оценка качества процесса реализации программы наставничества; оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов. , 6.4.Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы наставничества проходит на "входе" и "выходе" реализуемой программы. 6.5.Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период наставничества: промежуточный и итоговый. 6.6.В ходе проведения мониторинга не выставляются отметки. 7. Обязанности наставника: Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава МБОУ СОШ №2, определяющих права и обязанности. Разработать совместно с наставляемым план наставничества. Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития. Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога. Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждать с ним долгосрочную перспективу и будущее. Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и указывать на риски и противоречия. Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулировать развитие у наставляемого своего индивидуального видения. • Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивировать, подталкивать и ободрять его. • Личным примером развивать положительные качества наставляемого, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора Подводить итоги наставнической программы, с формированием отчета о проделанной работе с предложениями и выводами. 8. Права наставника: Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством. Защищать профессиональную честь и достоинство. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. Проходить обучение с использованием федеральных программы, программ Школы наставничества. Получать психологическое сопровождение. Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества. 9. Обязанности наставляемого: Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава МБОУ СОШ№2, определяющих права и обязанности. Разработать совместно с наставляемым план наставничества. Выполнять этапы реализации программы наставничества. 10. Права наставляемого: Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством. 4 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур. Рассчитывать на оказание психологического сопровождения. Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества. Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя. 11. Механизмы мотивации и поощрения наставников. Мероприятия по популяризации роли наставника. Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном уровне. Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Проведение школьного конкурса профессионального мастерства "Наставник года", «Лучшая пара», "Наставник+"; Создание специальной рубрики "Наши наставники" на школьном сайте. Создание на сайте лицея методической копилки с программами наставничества. Доска почета «Лучшие наставники». Награждение школьными грамотами "Лучший наставник" Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся. Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании предложений, касающихся развития образовательного учреждения. 12. Документы, регламентирующие наставничество К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: Положение о наставничестве в МБОУ СОШ №2; Приказ директора школы о внедрении целевой модели наставничества; целевая модель наставничества в МБОУ СОШ №2. • Дорожная карта внедрения системы наставничества в МБОУ СОШ №2. Приказ о назначение куратора внедрения Целевой модели наставничества МБОУ СОШ №2. Приказ об организации «Школы наставников» с утверждением программ и графиков обучения наставников. Приказ «Об утверждении наставнических пар/групп». • Приказ «О проведении итогового мероприятия в рамках реализации целевой модели наставничества» 5 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)