Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 10 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
10 КЛАСС
ФГОС СОО
НА 2021 - 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ основы безопасности жизнедеятельности
КЛАСС

10

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю

1 ; всего за год

34

УЧИТЕЛЬ (ФИО) Котова Татьяна Андреевна
КАТЕГОРИЯ

высшая

СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)
Основы безопасности жизнедеятельности. Базовый уровень : рабочая программа. 10–11
классы : учебно-методическое пособие / С. В. Ким. — М. : Вентана-Граф, 2019. — 105 с.
— (Российский учебник). ISBN 978-5-360-11102-3

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК (название, авторы, выходные данные)
Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: базовый уровень: учебник/
С.В.Ким, В.А.Горский, . – 2-е изд., стериотип. – М.: Вентана-Граф, 2020. – 396 с.: ил. –
(Российский учебник). – ISBN 978-5-360-11394-2.

с. Южаково
2021

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)
Личностные результаты

• развитие духовных и физических качеств, определяющих готовность и способность

обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе социально
одобряемых и рекомендуемых моделей безопасного поведения, определяющих качество
формирования индивидуальной культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности
человека в среде обитания;
• формирование потребности и осознанной мотивации в следовании правилам здорового
образа жизни, в осознанном соблюдении норм и правил безопасности жизнедеятельности
в учебной, трудовой, досуговой деятельности; развитие готовности и способности к
непрерывному самообразованию с целью совершенствования индивидуальной культуры
здоровья и безопасности жизнедеятельности; воспитание ответственного отношения к
сохранению своего здоровья, здоровья других людей и окружающей природной среды
обитания;
• формирование гуманистических приоритетов в системе ценностно-смысловых установок
мировоззренческой сферы обучающихся, отражающих личностную и гражданскую
позиции в осознании национальной идентичности, соблюдение принципа толерантности
во взаимодействии с людьми в поликультурном социуме;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к
здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные результаты предполагают формирование универсальных учебных
действий, определяющих развитие умения учиться. Таким образом, учащиеся
приобретают: умения познавательные, интеллектуальные (аналитические, критические,
проектные, исследовательские, работы с информацией: поиска, выбора, обобщения,
сравнения, систематизации и интерпретации):
• формулировать личные понятия о безопасности и учебно-познавательную проблему
(задачу);
• анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и
сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
• выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность
жизнедеятельности человека;
• генерировать идеи, моделировать индивидуальные решения по обеспечению личной
безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; планировать —
определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
• выбирать средства реализации поставленных целей,
оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• находить, обобщать и интерпретировать информацию с использованием учебной
литературы по безопасности жизнедеятельности, словарей, Интернета, СМИ и других информационных ресурсов;
• применять теоретические знания в моделировании ситуаций по мерам первой помощи и
самопомощи при неотложных состояниях, по формированию здорового образа жизни;
умения коммуникативные:
• взаимодействовать с окружающими, вести конструктивный диалог, понятно выражать
свои мысли, слушать собеседника, признавать право другого человека на иное мнение;
• выполнять различные социальные роли в обычной и экстремальной ситуациях, в
решении вопросов по обеспечению безопасности личности, общества, государства;
умения регулятивные (организационные):
• саморегуляция и самоуправление собственным поведением и деятельностью —
построение индивидуальной образовательной траектории;
• владение навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности;
2

• владение навыками познавательной рефлексии (осознание совершаемых действий и
мыслительных процессов, границ своего знания и незнания) для определения новых
познавательных задач и средств их достижения;
• владение практическими навыками первой помощи, физической культуры, здорового
образа жизни, экологического поведения, психогигиены.
Предметные результаты предполагают формирование основ научного (критического,
исследовательского) типа мышления на основе научных представлений о стратегии и
тактике безопасности жизнедеятельности; о подходах теории безопасности
жизнедеятельности к изучению опасных и чрезвычайных ситуаций; о влиянии их
последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной
системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного
времени; о социально-демографических и экологических процессах на территории
России; о подготовке населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных
ситуаций, включая противодействие экстремизму, терроризму, наркотизму; о здоровом
образе жизни; об оказании первой помощи при неотложных состояниях; о правах и
обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности, о военно-силовых
ресурсах государства по защите населения и территорий;
в ценностно-ориентационной сфере:
• ценностные установки, нравственные ориентиры,стратегические приоритеты, мотивы,
потребности, принципы мышления и поведения, обеспечивающие выработку
индивидуальной культуры безопасности жизнедеятельности, экологического
мировоззрения и мотивации, антиэкстремистского поведения, гражданской позиции,
умения предвидеть опасные ситуации, выявлять их причины и возможные последствия,
проектировать модели безопасного поведения;
• осознание личной ответственности за формирование культуры семейных отношений;
в коммуникативной сфере:
• умение находить необходимую информацию по вопросам безопасности здоровья,
адекватно информировать окружающих и службы экстренной помощи об опасной
ситуации; умение сотрудничать с другими людьми, выполнять совместно необходимые
действия по минимизации последствий экстремальной ситуации;
• стремление и умение находить компромиссное решение в сложной ситуации;
в эстетической сфере:
• умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего
мира; умение различать эргономичность, эстетичность и безопасность объектов и среды
обитания (жизнедеятельности);
в бытовой, трудовой и досуговой сфере:
• грамотное обращение с бытовыми приборами, техническими устройствами;
• соблюдение правил дорожного движения и поведения на транспорте;
• соблюдение правил отдыха в загородной зоне;
• знание номеров телефонов для вызова экстренных служб; умение оказывать первую
помощь; правоохранительное поведение в социальной и природоохранной сфере;
в сфере физической культуры и здорового образа жизни:
• накопление опыта физического и психического совершенствования средствами
спортивно-оздоровительной деятельности, здорового образа жизни; выработка привычки
к соблюдению правил техники безопасности при развитии физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, координации, скоростных качеств, обеспечивающих
двигательную активность;
• соблюдение рационального режима труда и отдыха для того, чтобы выдерживать
высокую умственную нагрузку старшеклассников, осуществлять профилактику
утомления и дистресса здоровыми способами физической активности;
• умение правильно оказывать первую помощь при травмах на занятиях физической
культурой и в экстремальных ситуациях.
3

2.
Содержание учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности» 10 класс
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства
Глава 1. Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности
человека в современной среде обитания
Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания.
Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности. Экологические
основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.
Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде
обитания. Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде
обитания.
Глава 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности,
общества, государства
Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности
жизнедеятельности. Защита национальной безопасности государства от военных угроз.
Защита личности, общества, государства от угроз социального характера.
Противодействие экстремизму. Противодействие терроризму, наркотизму в Российской
Федерации.
Глава 3. Организационные основы защиты населения и территорий России
в чрезвычайных ситуациях
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС). Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и
территорий в чрезвычайных ситуациях. Защита населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного характера.
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование.
Раздел 2. Военная безопасность государства
Глава 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность
Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и
современных обычных средств поражения. Защита населения и территорий от
радиационной опасности. Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. Защита населения и территорий от биологической и экологической
опасности. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.
Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от
военных угроз
Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы. Состав
Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинская обязанность и военная служба.
Права и обязанности военнослужащих. Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил
Российской Федерации.
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Глава 6. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные
заболевания
Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья. Здоровый образ
жизни и его составляющие.
Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики. Факторы риска
неинфекционных заболеваний и меры их профилактики. Профилактика заболеваний,
передающихся половым путем.
Глава 7. Оказание первой помощи при неотложных состояниях
Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок. Правила оказания первой
помощи при травмах. Первая помощь при кровотечениях, ранениях. Первая помощь: сердечно-легочная реанимация. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах,
переломах.
4

3.
№

Тематическое планирование 10 класс
Тема урока

Дата
план

1

2
3
4
5
6
7
8

Культура безопасности жизнедеятельности человека в
современной среде обитания.
Междисциплинарные основы теории безопасности
жизнедеятельности.
Экологические основы безопасности жизнедеятельности
человека в среде обитания.
Медико-биологические основы безопасности
жизнедеятельности человека в среде обитания.
Психологические основы безопасности
жизнедеятельности человека в среде обитания.
Правила и обязанности государства и граждан России по
обеспечению безопасности жизнедеятельности.
Защита национальной безопасности государства от
военных угроз.
Защита личности, общества государства от угроз
социального характера.
Противодействие экстремизму.

21

Противодействие терроризму, наркотизму в Российской
Федерации. Контроль знаний (тестирование)
Единая государственная система предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по
защите населения и территории в чрезвычайных
ситуациях.
Защита населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного характера.
Защита населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций техногенного характера.
Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях,
дорогах, транспорте. Страхование.
Защита населения и территорий от военной опасности,
оружия массового поражения и современных обычных
средств поражения.
Защита населения и территорий от радиационной
опасности.
Средства коллективной защиты от оружия массового
поражения.
Защита населения и территорий от биологической и
экологической опасности.
Средство индивидуальной защиты органов дыхания и
кожи. Контроль знаний (тестирование)
Вооружённые Силы Российской Федерации:
организационные основы.
Состав Вооружённых Сил Российской Федерации.

22

Воинская обязанность и военная служба.

9
10
11

12
13
14
15

16
17
18
19
20

5

Примеча
ние

факт

1
неделя

§ 1,2

2
неделя
3
неделя
4
неделя
5
неделя
6
неделя
7
неделя
8
неделя
9
неделя
10
неделя
11
неделя

§3

12
неделя
13
неделя
14
неделя
15
неделя

§ 13

16
неделя
17
неделя
18
неделя
19
неделя
20
неделя
21
неделя
22

§ 17

§4
§5
§6
§7
§8
§9
§ 10
§ 11
§ 12

§ 14
§ 15
§ 16

§ 18
§ 19
§ 20
§ 21
§ 22
§ 23

неделя
23

Правила и обязанности военнослужащих.

24

Боевые традиции и ритуалы Вооружённых Сил
Российской Федерации
Медицинское обеспечение индивидуального и
общественного здоровья.
Здоровый образ жизни и его составляющие.

25
26

32

Инфекционные заболевания: их особенности и меры
профилактики.
Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их
профилактики.
Профилактика заболеваний передаваемых половым
путём.
Первая помощь при неотложных состояниях: закон и
порядок.
Правила оказания первой помощи при травмах. Контроль
Знаний (тестирование)
Первая помощь при кровотечениях, ранениях.

33

Первая помощь: сердечно-лёгочная реанимация.

34

Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах,
переломах. Контроль знаний (тестирование)
Итого за год
к.р. _2__

27
28
29
30
31

6

23
неделя
24
неделя
25
неделя
26
неделя
27
неделя
28
неделя
29
неделя
30
неделя
31
неделя
32
неделя
33
неделя
34
неделя
34 часа

§ 24
§ 25
§ 26
§ 27
§ 28
§ 29
§ 30
§ 31
§ 32.
§ 33.
§ 34
§ 35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».