Рабочая программа по биологии 10 класс

1. Планируемые результаты изучения учебного курса Биология
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии
в средней школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих
личностных результатов:
1) реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям,
исследованиям и их результатам;
2) признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других
людей, реализации установок здорового образа жизни;
3) сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового
знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или
бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической
безопасностью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы базового
курса биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (учебнике, научно-популярной
литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать
информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,
отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками старшей школы курса
биологии базового уровня являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
1) характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория
Дарвина); учения Вернадского о биосфере; законов Менделя, закономерностей
изменчивости; вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;
2) выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных
и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных
и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ,
размножение, деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и естественного
отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и
превращения энергии в экосистемах и биосфере);
3) объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада
биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;
отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие человека;
влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причин
эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных
заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;
4) приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы,
родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды;
необходимости сохранения многообразия видов;
5) умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
6) решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем
скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
7) описание особей видов по морфологическому критерию;
2

8) выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания, источников
мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своей
местности; изменений в экосистемах на биологических моделях;
9) сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой
природы, зародыш человека и других млекопитающих, природные экосистемы и
агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отбор,
половое и бесполое размножение) и формулировка выводов на основе сравнения.
В ценностно-ориентационной сфере:
1) анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения человека и
возникновения жизни, глобальных экологических проблем и путей их решения,
последствий собственной деятельности в окружающей среде; биологической информации,
получаемой из разных источников;
2) оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии
(клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).
В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего
образования выпускник на базовом уровне научится:
— раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины
мира и в практической деятельности людей;
— понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой,
химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
— понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими
биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
— использовать основные методы научного познания в учебных биологических
исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений,
объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
— формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и
предлагать варианты проверки гипотез; — сравнивать биологические объекты между собой
по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
— обосновывать единство живой и неживой природы, взаимосвязи организмов и
окружающей среды на основе биологических теорий;
— приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков,
жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
— распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на
схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов
клетки, обосновывать многообразие клеток;
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
— давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям,
закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о
биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
— характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их
возможное использование в практической деятельности; — сравнивать способы деления
клетки (митоз и мейоз);
3

— решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному
фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
— решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках,
а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для
многоклеточных организмов);
— решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы
моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя
биологическую терминологию и символику;
— устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме
родословной, применяя законы наследственности;
— оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать
возможные последствия деятельности человека для существования отдельных
биологических объектов и целых природных сообществ.

4

2. Содержание учебного предмета Биология
10 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
Биология как комплекс наук о живой природе
Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в
биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании
современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний.
Биологические системы как предмет изучения биологии.
Контрольная работа №1 по темам «Биология в системе наук. Методы научного познания
в биологии».
Структурные и функциональные основы жизни
Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение.
Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их
значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в
биологии.
Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной
естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и
органоиды клетки, их функции.
Вирусы — неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.
Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез.
Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной
информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных
веществ на процессы в клетке.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и
половые клетки.
Контрольная работа №2 по теме «Органические вещества, входящие в состав Клетки».
Контрольная работа №3 по теме «Особенности строения клеток прокариотических и
эукариотических организмов».
Контрольная работа №4 по теме «Структурные и функциональные основы жизни».
Примерный перечень лабораторных и практических работ (на выбор учителя)
1. Использование различных методов при изучении биологических объектов.
2. Техника микроскопирования.
3. Изучение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и
их описание.
4. Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений.
5. Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.
6. Изучение движения цитоплазмы.
7. Изучение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука.
5

8. Изучение ферментативного расщепления пероксида водорода в растительных и
животных клетках.
9. Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных реакций.
10. Выделение ДНК.
11. Изучение каталитической активности ферментов (на примере амилазы или каталазы).
12. Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых микропрепаратах.
13. Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.
14. Изучение стадий мейоза на готовых микропрепаратах.
15. Изучение строения половых клеток на готовых микропрепаратах.

6

3. Календарно-тематическое планирование по биологии
10 класс (34 часа, 1 час в неделю).
№
уро
ка

Тема

дата
план

Биология как комплекс наук о живой природе
Введение (5ч)
1
2
3

Биология в системе наук
Объект изучения биологии
Методы научного познания в биологии

1 нед сен
2 нед сен
3 нед сен

4

Биологические системы и их свойства

4 нед сен

Контрольная работа №1 по темам «Биология в 1 нед окт
системе наук. Методы научного познания в
биологии».
Молекулярный уровень (12ч)
5

7

Молекулярный
уровень:
характеристика
Неорганические вещества: вода, соли

8

Липиды, их строение и функции

4 нед окт

9

Углеводы, их строение и функции

10

Белки. Состав и структура белков

11

Белки. Функции белков

12

Ферменты — биологические катализаторы

2
нед
ноя
3
нед
ноя
4
нед
ноя
1 нед дек

13
14

Обобщающий урок по теме «Белки, жиры и 2 нед дек
углеводы».
Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК
3 нед дек

15

АТФ и другие нуклеотиды. Витамины

6

общая 2 нед окт
3 нед окт

4 нед дек

16

Вирусы — неклеточная форма жизни

2
нед
янв
17
Контрольная
работа
№2
по
теме 3
нед
«Органические вещества, входящие в состав янв
Клетки».
Клеточный уровень (18 ч)
18

Клеточный уровень: общая характеристика. 4
нед
Клеточная теория
янв
7

Примечания
факт

19
20
21
22
23
24

25
26
27
28
29
30
31
32

Строение клетки. Клеточная мембрана. 1
Цитоплазма. Клеточный центр. Цитоскелет
фев
Рибосомы. Ядро. Эндоплазматическая сеть
2
фев
Вакуоли. Комплекс Гольджи. Лизосомы
3
фев
Митохондрии.
Пластиды.
Органоиды 4
движения. Клеточные включения
фев
Особенности строения клеток прокариот и 1
эукариот
мар
Контрольная работа №3 по теме «Особенности 2
строения
клеток
прокариотических
и мар
эукариотических организмов».
Обмен веществ и превращение энергии в 3
клетке
мар
Энергетический обмен в клетке
4
мар
Типы клеточного питания. Фотосинтез и 1
хемосинтез
апр
Пластический обмен: биосинтез белков
2
апр
Регуляция транскрипции и трансляции в 3
клетке и организме
апр
Деление клетки. Митоз
4
апр
Деление клетки. Мейоз. Половые клетки
1
мая
Контрольная
работа
№4
по
теме 2
«Структурные и функциональные основы мая
жизни».

Обобщающий урок-конференция
учебно-исследовательской
и
деятельности)
34
Обобщающий урок-конференция
учебно-исследовательской
и
деятельности)
Итого за год
к.р. – 4.
33

нед
нед
нед
нед
нед
нед
нед
нед
нед
нед
нед
нед
нед
нед

(по итогам 3
нед
проектной мая
(по итогам 4
нед
проектной мая
34 часа

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».