08.08.2022
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться. В развитии интеллектуальных способностей дошкольников особое место в ДОУ занимает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности. Благодаря дидактической игре, которая эффективно повышает интерес детей к образовательной деятельности, дошкольники учатся классифицировать, сравнивать и обобщать. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста должно способствовать не только усвоению и закреплению знаний, но и быть направленным на активизацию мыслительной деятельности дошкольников.
Интеллектуальное развитие детей в ДОУ включает:
- развитие речи и речевого общения;
- развитие пространственного мышления и воображения (календарь, время);
- развитие логического мышления (классификация, соотношение);
- формирование сенсорной координации и моторики рук (графические символы, штриховка);
- формирование умения наблюдать, описывать и строить предположения;
- знакомство с правилами поведения по отношению к миру природы и миру вещей, созданных человеком;
- воспитание уважения к себе и окружающим и развитие этнически ценных способов общения.
Особенностью организации интеллектуального развития детей является создание у воспитанников хорошего настроения и положительных эмоций от новых знаний, достижений и успехов.
Интеллектуальное развитие детей в ДОУ включает:
- развитие речи и речевого общения;
- развитие пространственного мышления и воображения (календарь, время);
- развитие логического мышления (классификация, соотношение);
- формирование сенсорной координации и моторики рук (графические символы, штриховка);
- формирование умения наблюдать, описывать и строить предположения;
- знакомство с правилами поведения по отношению к миру природы и миру вещей, созданных человеком;
- воспитание уважения к себе и окружающим и развитие этнически ценных способов общения.
Особенностью организации интеллектуального развития детей является создание у воспитанников хорошего настроения и положительных эмоций от новых знаний, достижений и успехов.
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе.
ФГОС ДО определяет общение, игру и познавательно-исследовательскую деятельность как сквозные механизмы развития ребенка.
Одна из основных задач ФГОС – поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, творческой, конструктивной, трудовой, познавательной, исследовательской, проектной.
Основными принципами дошкольного образования в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывается следующим образом:
- развитие любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале и др.)
Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи.
В ходе познавательно-исследовательской деятельности решаются задачи:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения; мышления;
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Что дает исследовательская деятельность дошкольникам?
- Во - первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности;
- Во – вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового;
- В – третьих, облегчает овладение метода научного познания в процессе поисковой деятельности;
- В – четвертых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направленности развития детской способности быть исследователем.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать.
В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности наши педагоги используют разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, активизирующие развитие познавательно-исследовательской, поисковой деятельности дошкольников:
в непосредственно образовательной деятельности:
- проектная деятельность;
- занятия-путешествия;
- занятия в форме дидактических игр;
в повседневной деятельности:
- наблюдения, целевые прогулки и экскурсии;
- дидактические и сюжетно-ролевые игры;
- практические упражнения;
- опыты (экспериментирования) с предметами и их свойствами;
- коллекционирование (классификационная работа);
- совместное творчество детей и родителей (мини- выставки);
- презентации.
Наши педагоги следуют интересам детей, которым интересно всё: сломать лёд на луже и посмотреть, как намокает их обувь; высыпать сухой песок, и наблюдать, как его разносит ветер; встретить шмеля и послушать его жужжание. Доминирующим детским вопросом становится «почему?», недаром дошкольников называют «почемучками». Почему трава зелёная? Почему ветер дует? Откуда берутся солнечные зайчики? Множество подобных вопросов ежедневно обрушивают малыши на оказавшихся под рукой взрослых и на меня в том числе. Появляется потребность запомнить как можно больше причин и следствий, действующих в окружающем мире. Опыт работы показывает, что исследование доступно детям раннего и младшего дошкольного возраста. Ребёнок всё старается увидеть, услышать, попробовать на вкус, понюхать, потрогать, разобрать. Удержать его практически невозможно, без этого он начинает страдать. Поисковая деятельность ребёнка, не подпитываемая извне, угаснет.
Ведущая идея состоит в активизации интереса, формировании навыков и умений детей познавательной деятельности на основе проектного подхода в системе работы детского сада.
Метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции. Детям даются знания не в готовом виде, им дается возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.
Сохранить, поддержать, развить любознательность, склонность к экспериментированию – и есть наиважнейшая задача педагога.