28.03.2022
Восстановительная профилактическая программа – программа по ситуациям, имеющим риск возникновения, развития и эскалации конфликта или совершения правонарушения, в рамках которой участники берут на себя ответственность за их предотвращение и/или улучшение отношений и в соответствии с принципами восстановительного правосудия и "Стандартов восстановительной медиации".
Цель восстановительной профилактической программы — передача ответственности группе за анализ возможных причин негативных явлений именно для данной группы, и выработка самими участниками плана согласованных действий по формированию будущего, исключающего возникновение этих причин.
Специалист по восстановительной работе организует процессы рефлексии, коммуникации и передачи ответственности группе, может высказывать экспертное мнение (или пригласить высказать мнение стороннего эксперта — но именно мнение, а не оценку), но итогом является программа действий, разработанная группой для самих себя.
Особенности восстановительного подхода в профилактике.
- Обычно анализ причин негативного явления проводится какими-либо специалистом «в целом», а не для данной конкретной группы.
Анализ причин должен делаться самой группой (при участии ведущего) и для конкретной группы «здесь и теперь».
Профилактическая работа возможна, только если участники признают наличие серьезного для них риска возникновения негативного явления — иначе они ничего делать не будут.
2. Обычно специалист системы профилактики выступает, как эксперт, «знающий решение проблемы».
С нашей точки зрения, экспертное мнение (высказываемое специалистом профилактики) должно включать понимание развития процессов и возможности влияния на эти процессы, но оставаться мнением (а не единственной истиной), наравне с мнениями других членов группы. Доверие к групповой мудрости «непрофессионалов» (например, родителей) является важным элементом нашей работы.
3. Обычно специалист разрабатывает профилактическую программу и доносит ее до участников.
С нашей точки зрения, ответственность за разработку профилактической программы лежит не на специалисте, а на участниках группы. Они должны обсудить и составить согласованный план: «что нужно сделать для нейтрализации негативного развития событий, как сформировать позитивное будущее, и кто что с какие сроки конкретно будет для этого делать»
Таким образом, специалист запускает в группе (классе) восстановительный профилактический процесс, то есть организует под него группу (например, готовит к участию всех членов включая классного руководителя) и управляет этим процессом, помогая группе самой прийти к устойчивому результату (в том числе проверка профилактической программы на реалистичность исполнения)
Запуск обсуждения профилактического Круга: принятие группой риска возникновения проблемной ситуации или видение желаемого будущего, несоответствующего текущей ситуации.
Если у группы нет проблемной ситуации (она не согласна с ее наличием), то проведение профилактической восстановительной программы не имеет смысла. Подчеркнем еще раз: если например, только у ведущий или педагог считает, что есть проблемы или тема «спущена сверху», но не признается участниками как важная — проводить программу бессмысленно.
Сложность организации профилактики в том, что проблемная ситуация еще не произошла, но МОЖЕТ произойти с точки зрения участников. При этом опыта решения таких ситуаций у участников часто нет, или он не такой большой.
Поэтому ведущий для запуска обсуждения может:
— начать с обсуждения желаемого будущего: «Каким вы хотите видеть свой класс в конце учебного года»?
— задать вопрос к участникам (обычно по кругу): «Что вы думаете о происходящем, как на вас оно отражается и к каким последствиям может привезти» (если уже есть предпосылки и люди их чувствуют)?
— опираясь на проведенное в этом классе исследование, которое проявило проблему и спросить, является ли то, что показало исследование значимым, соответствует ли это ощущениям участников. Например, мы в своей практике использовали «Исследование межэтнической напряженности» по Солдатовой для запуска обсуждения темы профилактики межэтнических конфликтов.
Возможно, в дальнейшем разработают и иные способы для запуска процесса групповой рефлексии.
Если участники подтвердили, что для их тема важна, то ведущий начинает проведение восстановительной профилактической программы. Если участники, несмотря на раунд рефлексии, не считают тему важной для себя – лучше не начинать (или завершить) обсуждение, не навязывая своего мнения (или предложить обсудить то, что для участников реально важно).
Как правило, мы проводим профилактические программы по темам конфликтов и правонарушений. Можно ли проводить такие же Круги по другим проблемам? Если проблема известна Кругу и волнует его участников (например, с конфликтами сталкивались все) – то скорее всего ДА. Если участники с проблемой не знакомы и не понимают что на нее влияет, и не считают что это к ним относится, то НЕТ. Но даже проведение Круга по конфликтам показывает участникам как в дальнейшем можно обсуждать и решать разные проблемные ситуации, если они возникают.
Процесс профилактического Круга (Круга ответственности)
Одна из проблем, с которой часто сталкиваются школы — взаимные претензии у родителей и педагогов по поводу обучения и школьной жизни их детей. Достаточно многие родители считают, что поскольку они отдали ребенка в школу, то школа и должна «сдружить» их детей, воспитать их, пока родители заняты своими делами. Педагоги в свою очередь часто высказываются о «неадекватности» родителей, что «все проблемы из семьи», стараются минимизировать общение с родителями, которые их не поддерживают (забывая, что «ребенок приходят в школу вместе со своими родителями»). В результате дети тоже не принимают на себя ответственность за происходящее в классе, ожидая, что кто-то из взрослых должен наладить их отношения.
С позиции восстановительного подхода ответственность за происходящее в классе и вклады в создание доброжелательной атмосферы должны делать все его члены в равной степени – дети, их родители, классный руководитель, и отчасти специалисты школы (социальный педагог и психолог), а администрация – создать условия для этого. Потому что даже самый лучший классный руководитель не сдружит класс, если родители детей разделятся на враждующие группировки и будут (неважно, осознано или нет) транслировать эту вражду своим детям. Тем более, что в отличие от детей, на родителей классный руководитель административно никак повлиять не может. И наоборот, если родители и педагоги демонстрируют реальные акты примирения в своей среде, то дети подсознательно или осознанно, но перенимают эти образцы культурного поведения в свой жизненный опыт. Но как включить в тех родителей и детей, которые не хотят принимать участия в жизни класса (включить не в школьные мероприятия, а в то, что они сами сочли бы осмысленным сделать в классе)? В таких ситуациях подготовленный специалист службы примирения может организовать Круг ответственности, как профилактику возможных конфликтов.
Обычно такой профилактический Круг ответственности проводится отдельно для родителей, и для детей. Объединить их наверно было бы лучше, но в стандартном классе получается слишком большая группа. При возможности выбора, начинают с родительского Круга, поскольку если родители примут его принципы, то они и подготовят своих детей к Кругу в классе. Активное участие классного руководителя обязательно (мы сталкивались, что они пытались избежать участия, но если он не готов быть частью команды, обсуждать проблемы и искать решения, то стоит ли ему быть классным руководителем?).
Специалист службы примирения заранее обсуждает его смысл, правила и вопросы с участниками Круга. Родителям может быть направлено письмо с прояснением целей и процесса Круга, и возможностью уточнить подробности по телефону. Желательно, чтобы участвовали все родители класса (хотя такое случается далеко не всегда). В письме может быть указано, что поскольку детям быть вместе и общаться в одном классе еще много лет, то очень важно сделать их пребывание в классе комфортным и безопасным.
Стулья без парт ставятся в круг, в центре — свободное пространство. Необходимо несколько листов ватмана (флип-чат), на которых маркером (чтобы всем было видно) помощник ведущего фиксирует высказывания участников. Разговор идет строго по кругу. Говорит только тот, у кого в руках символ слова (предмет, обозначающий говорящего, в то время как остальные слушают – такое же правило есть на некоторых психологических тренингах, но тренинги обычно направлены на личностное развитие, а восстановительный подход — на передачу ответственности группе).
Первый вопрос обычно направлен на то, чтобы актуализировать ценностные установки участников, чтобы они смотрели на ситуацию не с сиюминутных позиций, а ориентировались на что-то важное для себя и на будущее. Например, «чем вы можете гордиться в своем классе?» или «Одно нравственное качество, которое вы считаете важным воспитать в своем ребенке в этом году». Участники говорят, помощник ведущего фиксирует на ватмане. По завершении раунда ведущий говорит: «Теперь, помня все те ценности, которые вы назвали, скажите, какими вы ходите видеть ваш класс (ваших детей) к концу этого учебного года?» и запускает второй раунд. Родители высказываются, помощник фиксирует предпочитаемое будущее.
Вопрос на следующий раунд: «Что для этого нужно сделать?». Родители начинают высказываться. Часть родителей говорит общие слова, но часть обычно дает дельные предложения в форме «мозгового штурма».
И затем важнейший раунд с вопросом – «Кто из вас и что готов сделать для решения этой ситуации?» Обычно наступает пауза. Участникам бывает не просто брать на себя ответственность, ведущий по мере возможности просит сформулировать более четко: «Что вы имеете ввиду?», «В какой срок это будет сделано?», «Кто будет отвечать за реализацию этого предложения и кто готов в этом помочь?» «Что нового, из того что вы ранее не делали, вы сейчас предлагаете?» и т.п.
Все ответы фиксируются ведущим на ватмане и остаются у группы. При этом они должны не противоречить тем ценностям, которые группа считает важными и назвала на первом раунде. К сожалению, нередко декларируются «для окружающих» социально ожидаемые ценности, но применить их же к самим себе людям значительно сложнее. Например, родителя часто хотят видеть своих детей в классе ответственными и доброжелательными, но сами не готовы брать ответственность и доброжелательно относиться к тем родителям одноклассников, кто им не нравится. Бывает, и педагоги ученикам говорят одно (например, про умение договариваться), но в собственной конфликтной ситуации с учеником слушать и договариваться не готовы (а только доносить свою позицию). Ведущий твердо подчеркивает, что если эти ценности являются важными. то и в действиях участников они должны найти свое отражение.
Участники договариваются, как будет отслеживаться выполнение Плана. Как правило, это классный руководитель (но не ведущий). Обычно профилактические Круги проводятся 1-2 раза в год, постепенно люди включаются в совместную работу.
Ведущему важно хорошо подготовиться и быть готовым отстаивать принципы своей деятельности. Чтобы обсуждение стало для людей значимым событием, чтобы оно их затронуло, чтобы они чувствовали что это «их процесс», важно иметь подготовку в роли ведущего восстановительных программ.