Рабочая программа элективного курса "Обществознание: теория и практика" 10класс

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при
изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на
стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на
признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в
важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости
поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны
перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной
школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся
реалий
и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных
ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике,
на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных
критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу,
из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно
познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом
мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в
окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм,
экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы
содержания программы по обществознанию являются в сфере:
Познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и
областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук:
2

социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики,
социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления
социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного
выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей
дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках;
адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными
знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций
одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
Ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места
ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и
развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание
их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и
правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
Трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм,
регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
Эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с
другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
Коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с
другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации,
позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать
факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Знать и понимать
 биосоциальную сущность человека
 основные этапы и факторы социализации личности
 место и роль человека в системе общественных отношений
 закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
 тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также
важнейших социальных институтов
 основные социальные институты и процессы
 необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных
норм, механизмы правового регулирования
3

 особенности социально-гуманитарного познания
Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты,
явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной
системы
 анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их
общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными
чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими
терминами и понятиями
 объяснять
внутренние и внешние связи (причинно-следственные и
функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия
человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и
структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
 раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия
социально-экономических и гуманитарных наук
 осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных
знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научнопопулярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную
информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
 сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками
социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять
различные научные подходы; различать в социальной информации факты и
мнения, аргументы и выводы
 оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы,
организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
 формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные
суждения и аргументы по определенным проблемам
 подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
 применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для
 самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия
собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в
межличностном общении и массовой коммуникации
 оценки общественных изменений с точки зрения демократических и
гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской
Федерации
 решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
 ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной
гражданской позиции
 предвидения возможных последствий определенных социальных действий
 ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в
учреждениях среднего и высшего профессионального образования
 оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права

4

2.
Содержание элективного курса
«Обществознание: теория и
практика»10 класс
Тема 1 О программе элективного курса (2 ч). Цели, задачи, особенности курса.
Структура эссе: требования, структура, алгоритм написания.
Тема 2 (7 ч) Человек. Человек как результат биологической и социокультурной
эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность
человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни
человека.
Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида.
Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное. Самопознание.
Поведение.Свобода и ответственность личности.
Тема 3 (6 ч) Общество. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества.
Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной,
политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность
общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса.
Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные
проблемычеловечества.
Тема 4 (6 ч) Познание. Познание мира. Формы познания: чувственное и
рациональное,истинное и ложное. Истина, ее критерии. Относительность
истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки, их
классификация. Социальное и гуманитарное знание.
Тема 5 (7 ч) Социальные отношения. Социальное взаимодействие и
общественные отношения. Социальные группы, их классификация. Социальный
статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная
мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и
проявления. Социальный контроль.
Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная
политика в Российской Федерации. Молодежь как социальная группа.
Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт
и пути его разрешения.
Конституционные основы национальной политики в Российской Федерации.
Социальныепроцессы в современной России.
Тема 6 (4 ч) Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и
разновидности культуры: народная, массовая и элитарная культуры; молодежная
субкультура. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные
направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия.
Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль. Нравственная
культура.
Тенденции духовной жизни современной России.
Тема 7 (2 ч) Обобщение по программе элективного
курса.Итоговый тест. Защита проектов.

5

Тематическое планирование

3.
№

Тема урока

Дата
план

1

Цели, задачи, особенности курса. Структура эссе.

2

Эссе: требования, структура, алгоритм
написания.
Человек (7 ч.)

6

Человек как результат биологической и социокультурной
эволюции. Потребности и интересы человека.
Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и
деятельность
Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид,
индивидуальность, личность. Социализация индивида
Внутренний мир человека. Сознательное и
бессознательное. Самопознание. Поведение
Свобода и ответственность личности

7

Практические задания по теме «Человек»

8

Практические задания по теме «Человек»

9

Тестирование по теме «Человек»

3

4
5

1
неделя
2
неделя

3
неделя

4
неделя
5
неделя
6
неделя
7
неделя
8
неделя
9
неделя

Общество (6 ч.)

11

Общество как динамическая система. Многовариантность
развития общества
Общественный прогресс. Глобализация

12

Глобальные проблемы человечества

13

Практические задания по теме «Общество»

14

Практические задания по теме «Общество»

15

Тестирование по теме «Общество»

10

10
неделя
11
неделя
12
неделя
13
неделя
14
неделя
15
неделя

Познание (6 ч.)
16

Познание мира. Истина

17

Знание. Социальные науки

18

Социальное и гуманитарное знание.

19

Практические задания по теме «Познание»

20

Практические задания по теме «Познание»
6

16
неделя
17
неделя
18
неделя
19
неделя
20
неделя

факт

Примеча
ние

21

Тестирование по теме «Познание»

21
неделя

Социальные отношения (7 ч.)

24

Общественные отношения. Социальные группы.
Социальные институты. Социальный статус.
Стратификация. Социальная мобильность. Социальный
контроль
Семья и брак как социальные институты

25

Демографическая и семейная политика в РФ.

26

Практические задания по теме «Социальные отношения»

27

Практические задания по теме «Социальные отношения»

28

Тестирование по теме «Социальные отношения»

22
23

22
неделя
23
неделя
24
неделя
25
неделя
26
неделя
27
неделя
28
неделя

Духовная жизнь общества (4 ч.)

30

Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности
культуры
Средства массовой информации

31

Искусство, его формы, основные направления

32

Нравственная культура. Тенденции духовной жизни
современной России

29

29
неделя
30
неделя
31
неделя
32
неделя

Обобщение по курсу (2 ч.)
33

Обобщение по программе элективного курса

34

Итоговое тестирование. Защита проектов
Итого за год

к.р. _2

7

33
неделя
34
неделя
34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».