Пояснительная записка
Настоящая
программа
разработана
на
основе
положений
и
требований к освоению предметных результатов программы основного
общего
образования,
представленных
в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования (далее — ФГОС
ООО), в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации»
по
вопросам
воспитания
обучающихся,
во
исполнение
поручений Президента РФ Пр-328 п. 1 от 23.02.2018 года, Пр-2182 от
20.12.2020 года»).
Цель разработки программы курса внеурочной деятельности «Билет в
будущее» для 5 классов «Профессиональное самоопределение школьника» –
расширение пространственной топики гимназического образовательного
пространства для картирования индивидуальных профориентационных
маршрутов обучающихся.
Программа
составлена в соответствии со стандартами второго
поколения, примерной программой Резапкиной Г. В. «Психология и выбор
профессии: программа предпрофильной подготовки», пособия Бондарева В.
П., Кропивянской С. О. «Успешный выбор профессии», пособия Пряжникова
Н. С. «Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники».
Цель изучения курса - формирование психологической готовности
подростка к профессиональной карьере.
Основные задачи курса:
- воспитание психологической культуры обучающихся школы;
- формирование адекватного представления обучающихся о своем
профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира
профессий;
- ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами
выбора и способами получения профессии;
- формирование практических психологических умений;
1
- формирование личностной рефлексии ребенка: умения осознавать
свои
чувства,
причины
поведения,
последствия
поступков,
строить
жизненные планы;
- развитие умения сделать выбор, готовность нести за него
ответственность;
- формирование потребности в самоизменении и личностном росте;
- формирование личностного самоопределения: наличие внутренней
позиции взрослого человека, которая проявляется в осознании себя как члена
общества и в понимании необходимости самому принимать решения
относительно своего будущего.
РАЗДЕЛ 1. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностными результатами для обучающихся изучения курса
«Билет в будущее» являются:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных
ценностей
многонационального
российского
общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
2
отношения к другому человеку, его мнению;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
- расширение
сферы
социально-нравственных
представлений,
включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание
образования как личностной ценности;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных
моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических
чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в
мире природы и социуме;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметными результатами обучающихся изучения курса
«Билет в будущее» являются:
- умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности под руководством учителя; развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
- умение планировать пути достижения целей под руководством
учителя;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки; классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение, делать выводы;
- умение создавать модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
3
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе;
- владение устной и письменной речью;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью.
- формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции);
– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со
взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья,
учреждения культуры в городе (селе) и др.).
Предметными результатами обучающихся изучения курса «ПСШ»
являются:
– усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной
действительности (в пределах изученного);
– сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда
на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы,
народов, культур и религий;
– владение
базовым понятийным аппаратом, необходимым для
получения дальнейшего образования в области естественно-научных и
социально-гуманитарных дисциплин;
– владение
навыками
устанавливать
и
выявлять
причинно-
следственные связи в окружающем мире природы и социума;
– овладение основами экологической грамотности, элементарными
правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5 класс (34 час.)
Введение. Вводные понятия (2ч)
Работа, труд, профессия, профориентация. Представления о различных
профессиях, возникновении профессий в обществе.
Раздел 1. Индивидуально – психологические особенности личности
(8 ч.) Тема «Понятие личности». Личность – атрибут человека и общества.
Различные
подходы
к
определению
личности.
Проблема
индивидуальности.
Личность – как системное качество, приобретаемое индивидом во
взаимодействии с окружающей средой. Общая характеристика способностей.
Виды способностей. Задатки. Факторы развития способностей. Типы
характера и его особенности. Виды темперамента: холерик, сангвиник,
флегматик, меланхолик. Значимость выбора профессии для человека.
Практическая работа №1. Определение склонностей и интересов,
способствующих профессиональному и личностному самоопределению.
Работа с раздаточным материалом, тесты на выявление способностей.
Практическая работа №2. Определение акцентуаций характера,
работа с раздаточным материалом «Тесты на выявления характера»,
характерологический опросник Карла Леонгарда.
Практическая
работа
№3.
Определение
темперамента
по
личностному опроснику Яна Стреляу (опросник темперамента), работа с
раздаточным материалом.
Раздел 2. Лабиринт профессий (24 ч.)
Тема «Типология профессий». «Человек – человек»: категория
профессий, в которых на первое место ставится умение налаживать и
поддерживать контакт с другими людьми. Названия профессий, трудовых
действий. «Человек-техника»: профессии, связанные с разработкой, сборкой,
монтажом технических приборов, а также с их эксплуатацией и ремонтом.
Названия профессий, трудовых действий, орудий труда.
5
«Человек-знак»: профессии, направленные на создание и оформление
документов, труд в которых направлен на числа и системы условных знаков.
Программист, редактор газеты, информационные программы.«Человек художественный
образ»:Профессии
труд
в
которых
направлен
на
художественные объекты или условия их создания. Актер, писатель,
художник.
«Человек-природа»: Профессии, труд в которых направлен на объекты
живой природы. Агроном, ландшафтный дизайнер, метеоролог.
Практическая работа №4. Выполнение упражнений: «Профессия
на букву… или алфавит профессий», «Ассоциация», Отдел кадров».
Практическая работа №5. Конкурс рисунков «Все работы хороши».
Практическая работа №6. Ответить на вопросы относящиеся
содержания профессий.
Профориентационная игра «О, счастливчик!».
Практическая
работа
№7.
Ознакомление
с
профессиями.
Посещение учащимися экскурсий на производства.
Практическая
работа
№8.
Моделирование
профессиональных
ситуаций в деловой игре «Моя профессия ….». Подведение итогов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел, темы,
раскрывающие
Основное
Основные виды учебной
основное содержание содержание по темам
деятельности
Формы контроля
программы
Введение
1-2.
Вводные понятия (2ч)
Приводить примеры
Работа, труд, профессия, понятий
профориентация
«профессия» и
«профориентация»
6
Устный опрос
Раздел I
Индивидуально
–
психологические
особенности
личности (8 ч)
Личность – атрибут
человека и
3. «Понятие личности» общества. Общая
(1 ч)
Называть
Анализ
основные позиции
предложенных
«личности». Отвечать на понятий по
характеристика
вопросы по теме
способностей
изучаемой теме
Объяснять свой выбор
4. «Выбор
Значимость выбора
профессии.
профессии» (1 ч)
профессии для человека Делится впечатлениями о
Устная проверка
профессиях
Определять склонности и
5-6. Практическая
работа№1
Определение
«Тестирование
способностей
интересы,
способствующих
профессиональному
способностей» (2ч)
тестов
самоопределению
8. Практическая
работа№2
Оценка выполнения
Определять акцентуации
Определение
характера
«Тесты на выявления акцентуаций характера
по
опроснику К.Леонгарда
характера» (2ч)
Оценка выполнения
тестов
9-10. Практическая
работа№3
«Тесты на
определения
Определять темперамент
Определение
по личностному
темперамента
опроснику Яна Стреляу
Оценка выполнения
тестов
темперамента» (2 ч)
Раздел 2
Индивидуально–
Лабиринт
психологические
профессий (24 ч).
особенности человека,
11-13. «Типология
соответствующие разным
профессий» (3ч)
типам профессии
Слушать доклады о
типологии профессий.
7
Характеризовать разные
типы профессий
Анализ подготовки
докладов по
заданным темам
14-15. Тип профессии
«Человек – человек»
(2ч)
Характеризовать
Названия профессий,
тип профессии
трудовых действий
«Человек – человек»
трудовых
(2ч)
действий, орудий труда
заданий
Выявлять
16-17. Тип профессии Названия профессий,
«Человек- техника»
Оценка выполнения
Характеристики типа
Оценка выполнения
профессии
заданий
«Человек-техника»
Программист,
Озвучивать
18-19. Тип профессии редактор газеты,
характеристику типа
Оценка выполнения
«Человек-знак» (2ч)
информационные
профессии
заданий
программы
«Человек-знак»
Подчеркивать
20-21. Тип профессии
«Человек -
Актер писатель,
художественный
художник
характеристику типа
профессии
«Человек -
образ» (2ч)
Оценка выполнения
заданий
художественный образ»
22-23. Тип профессии Агроном,
Делать сравнительную
«Человек- природа»
ландшафтный дизайнер, характеристику
(2ч)
метеоролог
типов профессий
Оценка выполнения
заданий
24-25. Практическая
работа№4
«Профессия на
букву…»,
«Ассоциация»,
Выполнять
Развитие
профессионально важных
качеств
упражнения в
интеллектуальнопознавательной игре
Наблюдение за
выполнением
упражнений
«Отдел кадров» (2ч).
26-27. Практическая
работа№5
«Все работы хороши»
(2ч)
28-29. Практическая
работа№6
«О,
счастливчик!» (2ч)
В творческой
Участвовать в конкурсе
форме рассказать о
рисунков
профессиях
Анализ и
оценка выполнения
творческой работы
Побуждение участников
Выполнять
Наблюдение за
осознанному выбору
упражнения в
выполнением
профессии
профориентационной игре групповых заданий
8
30-31. Практическая Познавательный интерес,
работа№7
потребность получать
«Ознакомление с
новые знания,
профессиями» (2ч)
расширение кругозора
Посещать
экскурсии
Анализ результатов
практического
Высказывать свое мнение
занятия
о новых впечатлениях
32-34. Практическая
работа№8
Осмысление
Выполнять упражнения в
Наблюдение за
«Моя профессия»
профессиональных
деловой игре.
выполнением
Подведение итогов.
перспектив
Подводить итоги
групповых заданий
(3ч)
9