1. Пояснительная записка
1.1. Рабочая программа учебного курса «Практикум по русскому языку» разработана
в соответствии с планом учебной деятельности МБОУ СОШ №2 на основе федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа по курсу «Практикум по русскому языку» предназначена для
учащихся 8 класса, ориентирована на осуществление поэтапной системной подготовки
обучающихся к прохождению итоговой аттестации по русскому языку и преодоление
трудностей в изучении русского языка.
1.2. На реализацию данного курса отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на
34 часа.
1.3. Курс «Практикум по русскому языку» дополняет программу по русскому языку 59 классов, корректирует её в соответствии с требованиями и моделями заданий ОГЭ 2025 г.
В данной программе внимание уделяется обучению написания сжатого изложения,
подготовке к выполнению тестовой части, написанию сочинения-рассуждения, подготовке к
устному собеседованию по русскому языку.
1.4. Осуществляется пятибалльная система оценивания знаний и умений учащихся.
В качестве проверочного материала возможно использование контрольноизмерительных материалов открытого сегмента ФИПИ и сборников по подготовке к
итоговой аттестации по русскому языку.
1.5. Личностные, метапредметные результаты.
Личностные результаты:
развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре;
понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств,
самовыражения и развития творческих способностей;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в
познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных
учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
построению жизненных планов во временной перспективе;
при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и
средства их достижения;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и
познавательных задач;
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в
различных сферах самостоятельной деятельности.
2
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать
выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для
оппонентов образом;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Ученик получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий.
Ученик получит возможность научиться:
основам рефлексивного чтения;
ставить проблему, аргументировать её актуальность;
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и
эксперимента.
Предметные:
Ученик научится:
владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность,
уместность, богатство);
моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и
речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
работать над расширением словарного запаса;
применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и
письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
Ученик получит возможность научиться:
- иметь представление:
о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств,
самовыражения и развития творческих способностей;
о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и
правилах речевого этикета;
определять изобразительные возможности словообразования, выразительные средства
лексики и фразеологии, грамматические средства выразительности речи;
о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- определять:
основные понятия культуры речи, основные качества речи;
3
показатели индивидуальной культуры человека;
языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные
монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов
речи и ситуаций общения;
основные нормы литературного языка;
назначение речевого этикета;
значение различных видов словарей в жизни человека;
качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность,
богатство).
4
2. Содержание занятий
8 класс (34 часа)
1.Введение (2 часа).
Постигаем тайны ОГЭ. Знакомство с целями, задачами, содержанием кружка
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку», со спецификой ОГЭ, со структурой и содержанием
экзаменационной работы, с критериями оценивания экзаменационной работы. Знакомство с
демоверсией.
2. Компрессия текста (4 часа).
Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические,
синтаксические. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения
текста. Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в
определении границ главной информации. Письменное воспроизведение текста с заданной
степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста).
Р.р Правила выразительного чтения. Алгоритм подготовки к выразительному чтению.
Интонация: логическое ударение, пауза, темп речи, высота и сила голоса.
3. Лексика и фразеология (7 часов).
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические
обороты. Выразительные средства лексики и фразеологии. Выразительные средства
грамматики. Разграничение понятий «тропы, фигуры речи, приемы» Анализ средств
выразительности.
Р.р Пересказ текста. Виды пересказов. Последовательность подготовки к пересказу.
Способы запоминания текста. Цитаты и способы цитирования. Предложения с прямой
речью. Предложения с косвенной речью с применением союза «что». Использование
специальных вводных слов. Практические задания.
4. Орфография (9 часов).
Правописание корней, словарных слов, корней с чередованием.
Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание.
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание -Ни -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов
причастий настоящего времени.
Р.р Монологическое высказывание. Типы речи: повествование, описание,
рассуждение. Структура типов речи и характерные им языковые средства (лексические,
морфологические, синтаксические средства).
5. Синтаксис и пунктуация (8 часов).
Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетаниях.
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и
сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Типы сказуемых.
Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом
предложении. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями,
5
грамматически не связанными с членами. Сложные предложения, виды подчинения в
сложном предложении. Сложные предложения с разными видами связи.
Р.р Диалогическая речь. Особенности диалогической речи. Функциональные типы
диалога. Структура диалога. Особенности диалога. Основные правила ведения диалога.
Практические задания.
6. Сочинение-рассуждение (3 часа).
Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения.
Композиция сочинения-рассуждения: тезис – аргументы – вывод.
Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише,
используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и
функционально-смысловым типом речи. Средства межфразовой связи.
7. Итоговое занятие (1 час). Работа с бланками ответов.
6
3. Тематическое планирование
№
п/п
1.
1.1.
1.2
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
4.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
4.7.
4.8
5.
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
5.5.
5.6.
5.7.
5.8.
6.
6.1.
6.2.
6.3.
Количество
часов
Название разделов и тем
Введение
Вводное занятие. Постигаем тайны ОГЭ.
Р.р. Правила выразительного чтения. Практическое занятие.
Компрессия текста.
Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические,
логические, синтаксические.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного
строения текста.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной
информации.
Сжатое изложение содержания прослушанного текста.
Лексика и фразеология.
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Фразеологические обороты.
Выразительные средства лексики и фразеологии.
Разграничение понятий «тропы, фигуры речи, приемы».
Анализ средств выразительности. Решение тестовых заданий.
Р.р. Пересказ текста. Виды пересказов. Последовательность
подготовки к пересказу.
Орфография
Правописание корней, словарных слов, корней с чередованием.
Правописание приставок.
Слитное, дефисное, раздельное написание.
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-).
Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи.
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
настоящего времени.
Решение тестовых заданий.
Р.р Монологическое высказывание. Типы речи: повествование,
описание, рассуждение.
Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание Типы подчинительной связи в словосочетаниях.
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы
их выражения.
Простое осложнённое предложение.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями,
грамматически не связанными с членами предложения.
Сложные предложения, виды подчинения в сложном предложении.
Сложные предложения с разными видами связи.
Р.р. Диалогическая речь. Особенности диалогической речи.
Сочинение-рассуждение
Структура
сочинения-рассуждения.
Алгоритм
написания
сочинения-рассуждения.
Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Создание текста в соответствии с заданной темой и
7
2
1
1
4
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
2
9
1
1
1
1
1
1
1
2
8
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
7.
функционально-смысловым типом речи.
Итоговое занятие.
ИТОГО:
8
1
34
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Практикум по русскому языку»
8 КЛАСС
№ п/п
1.
2.
1.
2.
3.
1.
4.
2.
5.
3.
6.
4.
Количес
тво
часов
Название разделов и тем
Введение
Вводное занятие. Постигаем тайны ОГЭ.
Р.р. Правила выразительного чтения. Практическое занятие.
Компрессия текста
Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические,
логические, синтаксические.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного
строения текста.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной
информации.
Сжатое изложение содержания прослушанного текста.
2
1
1
4
1
Лексика и фразеология
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы.
Омонимы.
7
Сроки
проведе
ния
1 неделя
2 неделя
3 неделя
1
4 неделя
1
5 неделя
1
6 неделя
1.
8.
2
Фразеологические обороты.
1
8 неделя
9.
3.
Выразительные средства лексики и фразеологии.
1
9 неделя
10.
4.
Разграничение понятий «тропы, фигуры речи, приемы».
1
10 неделя
11.
5.
Анализ средств выразительности.
1
11 неделя
12.
6.
Р.р. Пересказ текста. Виды пересказов.
1
12 неделя
13.
7.
Р.р. Последовательность подготовки к пересказу.
1
13 неделя
9
1
14 неделя
1
15 неделя
Орфография
корней, словарных
14.
1.
15.
2.
Правописание
чередованием.
Правописание приставок.
16.
3.
Слитное, дефисное, раздельное написание.
1
16 неделя
17.
4.
1
17 неделя
18.
5.
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/НН-).
Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи.
1
18 неделя
19.
6.
1
19 неделя
20.
7.
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов
причастий настоящего времени.
Решение тестовых заданий.
1
20 неделя
21.
8.
Р.р
Монологическое
высказывание.
повествование, описание, рассуждение.
1
21 неделя
9
слов,
1
7 неделя
7.
корней
Типы
с
речи:
23.
1.
24.
2.
25.
3.
Р.р
Монологическое
высказывание.
Типы
речи:
повествование, описание, рассуждение.
Синтаксис и пунктуация
Словосочетание
Типы
подчинительной
связи
в
словосочетаниях.
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения,
способы их выражения.
Простое осложнённое предложение.
26.
4.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении
1
26 неделя
27.
5.
1
27 неделя
28.
6.
1
20 неделя
29.
7.
Знаки препинания в предложениях со словами и
конструкциями, грамматически не связанными с членами
предложения.
Сложные предложения, виды подчинения в сложном
предложении.
Сложные предложения с разными видами связи.
1
29 неделя
30.
8
Р.р. Диалогическая речь. Особенности диалогической речи.
1
30 неделя
31.
1.
3
1
31 неделя
32.
33.
2.
3.
Сочинение-рассуждение
Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания
сочинения-рассуждения.
Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Создание текста в соответствии с заданной темой и
функционально-смысловым типом речи.
Итоговое занятие
1
1
32 неделя
33 неделя
1
34 неделя
22.
34.
9.
10
1
22 неделя
8
1
23 неделя
1
24 неделя
1
25 неделя