Муниципальный округ Горноуральский
«Башкарская средняя общеобразовательная школа» филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 2
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА 2025- 2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
НАПРАВЛЕНИЕ общеинтеллектуальное развитие личности
НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ – «Занимательный русский язык»
КЛАСС - 2, 3
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю – 1; всего за год – 34 ч. во 2, 3 кл.
СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ данная рабочая программа разработана
на основе Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения
(ФГОСов)
с. Башкарка
2025
1. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской программы
«Занимательный русский язык: Задания для развития познавательных способностей»
Л.В. Мищенковой.
Данная программа рассчитана на 1- 4 класс обучения (1 класс – 33 учебных часа, 24 класс –34 учебных часа). Занятия проходят по одному часу в неделю.
Продолжительность занятий 45 минут. Программа построена с учетом возрастных
особенностей младших школьников.
Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать
познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.
Цель программы: закрепление изученного на уроках русского языка материала, более
полное его усвоение, а также знакомство с понятиями, которые остаются за пределами
изученияшкольной программы.
Задачи:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием
родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры
мышления.
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является именно
развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не
усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта
дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект
Формирование и развитие разных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные
способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению
предлагаемойситуации.
Развивающий аспект
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как
умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное,
доказывать и опровергать.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Программа направлена на формирование общеинтеллектуальных умений, обогащение
словарного запаса, расширение кругозора, развитие познавательных способностей,
привития чувства любви и уважения к великому русскому языку.
2
2. Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности
Личностные результаты:
• осознавать роль речи в жизни общества;
• уметь чувствовать красоту и богатство русского языка;
• понимать необходимость быть носителем правильной речи;
• проявлять интерес к изучению русского языка.
Метапредметные результаты:
• определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
• учиться работать по предложенному учителем плану;
• Находить и выделять необходимую информацию;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую;
• использовать рефлексию для подведения итогов своей деятельности;
• осуществлять анализ, синтез, сравнение, достраивать недостающие элементы в
ряду;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить логические цепи рассуждения;
• приводить доказательства;
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной
форме;
• выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от
конкретных ситуаций;
• планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками (определять
цель, функции участников, способы взаимодействия);
• полно и точно выражать свои мысли;
• владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;
• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
• задавать четко сформулированные вопросы.
Предметные результаты:
• углубить знания об основных орфографических правилах русского языка;
• распознавать орфограммы, уметь обосновывать выбор правильного написания;
• отличать признаки основных языковых единиц;
• различать понятия: «многозначные слова», «синонимы», «антонимы», «омонимы»,
«архаизмы», «неологизмы», «паронимы», «палиндромы», приводить их примеры;
• иметь представление о разнообразии речевых ошибок и способах их устранения;
• знать историю
происхождения
и
лексическое значение
наиболее
часто употребляемых слов и фразеологизмов;
• знать виды словесных игр и головоломок;
• приобрести опыт игры с шарадами, анаграммами, метаграммами, логогрифами и
так далее;
• творчески мыслить при решении ребусов, кроссвордов, шарад, криптограмм,
использовать воображение, фантазию.
Формы и методы работы.
Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено
возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип моей программы: «От
игры к знаниям». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как
известные, так ималоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на
поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации,
сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.
3
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и
умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что
сказать, как выиграть.
Виды игр:
• на развитие внимания и закрепления терминологии;
• игры-тренинги;
• игры-конкурсы (с делением на команды);
• сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
• интеллектуально-познавательные игры;
• интеллектуально-творческие игры.
Дети быстро утомляются, необходимопереключать их внимание. Поэтому на
сменяются виды деятельности: игра, гимнастика ума, логика и многое другое.
Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:
• сказочные сюжеты уроков;
• сочинение своих сказок.
4
3. Содержание курса
Структура курса
1. Фонетика.
2. Лексика.
3. Орфография.
4. Морфология.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на
следующих принципах:
• занимательность;
• научность;
• сознательность и активность;
• наглядность;
• доступность;
• связь теории с практикой;
• индивидуальный подход к учащимся.
Познавательный аспект
• формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а
также творческие возможности ребенка;
• формирование и развитие общеучебных умений и навыков. Развивающий аспект
• создать условия для приобщения школьников к художественной культуре;
• способствовать развитию интереса к чтению. Воспитывающий аспект
• воспитание системы межличностных отношений;
Таким образом, целью обучения языку является развитие и совершенствование
познавательных, языковых и творческих процессов (внимания, восприятия,
воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых
компетенций обучающихся.
Раздел 1. Фонетика.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями,
где
допущены
орфографические
ошибки,
творческие
задания
для
формирования
орфографическойзоркости,логически-поисковые задания, направленные на развитие
познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов,
криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку
знаний по русскому языку.
Раздел 2. Словообразование.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании,
«мозговой штурм».
Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логическипоисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Раздел 3. Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со
словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка.
Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и
энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов,
логически- поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому
языку,активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к
заданной ситуации.
Раздел4. Морфология.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логическипоисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
5
4. Тематическое планирование
Календарно – тематическое планирование во 2 классе
№
п/п
1
2
Дата
план факт
Название
Что мы знаем о
звуках и буквах
Что такое лексика?
4
Однозначные и
Многозначные
слова.
Игротека
5
Слова-братья
6
Слова-наоборот
7
Пословица не даром
молвится
Игротека
3
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
И
снова
пословицы,
пословицы,
пословицы,…
Играем
словарными
словами
Анаграммы
Игротека
Секреты некоторых
букв
Шарады,
анаграммы
метаграммы
Еще раз о
синонимах и
антонимах
Игротека
Слова,
обозначающие
предметы
Слова,
обозначающие
Тема урока
Звуки и буквы. Понятия «фонетика»,
«фонема»,«фонематический слух».
Определение лексического значения
слова, определение слова по
лексическому значению.
Однозначные и многозначные слова.
Звуко-буквенный разбор слова,
определение слова по лексическому
значению.
Расширение представлений о
синонимах.
Расширение представлений об
антонимах.
Пословицы.
Подбор
синонимов, антонимов.
Объяснение смысла пословиц.
Знакомство с
новыми
пословицами.
Правописание словарных слов.
Анаграммы.
Объяснение смысла
пословиц,
Подбор анаграмм.
Буквы Е,Ё,Ю,Я. Роль мягкого знака.
Шарады, анаграммыи метаграммы.
Синонимы и антонимы в тексте.
Различение функций
мягкого знака,
нахождение синонимов и антонимов в
тексте.
Уточнение знаний
об
именах
существительных.
Уточнение представлений о глаголах.
6
24
Действие предметов
Слова, обозначающие
признаки
предметов
Игротека
Текст, тема, главная
мысль
Заголовок- всему
голова
Работаем
с
фразеологизмами
Игротека
25
И снова пословицы
26
Ещѐ
раз
о
фразеологизмах
Русские народные
загадки
Игротека
19
20
21
22
23
27
28
29
30
И вновь словарные
слова
Учимся различать
имена
существительные,
имена
прилагательные
32
и глаголы
Какие слова
русского
языка
помогают называть
качества характера
Игротека
33
Повторяем…
34
Повторяем,
повторяем…
31
Уточнение
представлений
прилагательных.
Различение частей речи.
Текст, тема, главная
Рассказ по картинке.
Роль заголовка.
о
мысль.
Фразеологизм.
Значение
фразеологизма.
Употребление
фразеологизмов в
речи.
Объяснение скрытого
смысла
пословиц.
Использование фразеологизмов в речи.
Русские народные загадки.
Пословицы, раскрывающие главную
мысль текста.
Правописание словарных слов.
Различение имен существительных,
прилагательных, глаголов.
Имена прилагательные, называющие
качества характера.
Правописание
изученных
словарных слов, различение частей речи.
Повторение. Пословицы близкие по
смыслу.
Повторение. Заголовок
теста.
Синонимы. Антонимы.
7
Календарно – тематическое планирование в 3 классе
№
Дата
Название
п/п план факт
1
Да
здравствует
Русский язык!
2
Вежливые слова
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Поговорки
пословицы
Игротека
и
Запоминаем
Словарные слова
Растения
во
фразеологизмах
Животные во
фразеологизмах
Игротека
Я не поэт, я только
учусь
Как морфология
Порядок навела
Игра с
пословицами
Игротека
И снова животные
Во фразеологизмах
Кое-что
о
местоимении
Познакомимся
поближе
с
наречием
и
числительным
Игротека
Состав
слова.
Основа
слова.
Формы слова.
Про кореньи
окончание
Про суффикс
и
приставку
Игротека
Непроизносимые
согласные
Тема урока
Русские
народные
пословицы,
загадки. Фразеологизмы.
Систематизация
знаний
о
Вежливых словах.
Пословицы и поговорки.
Закрепление знаний о вежливых словах.
пословицах, поговорках,
фразеологизмах.
Словарные слова.
Значение
и
происхождение
фразеологизмов «манна небесная»,
«задать перцу».
Фразеологизмы,
в
которых
Встречаются названия животных.
Расширение знаний
о
фразеологизмах, правописание
Словарных слов.
Стихотворная речь. Рифма, ритм.
Закрепление умения
определять
Части речи.
Определение смысла пословиц.
Подбор рифмующихся слов.
Фразеологизмы,
в
которых
Встречаются названия животных.
Личные местоимения и их формы.
Порядковые и
количественные
числительные. Наречия.
Соотношение фразеологизма и его
значения.
Состав
слова, основа.
Формы
слова.
Корень и окончание слова.
Суффикс. Приставка.
Разбор слов по составу.
Непроизносимые согласные.
8
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Учимся
различать
приставку
и
предлог
Учимся писать НЕ
С глаголами
Игротека
Имена
существительные с
шипящим звуком
на конце
Его величество
ударение
Поговорим о
падежах
Игротека
32
Сложные слова
От
архаизмов
до
неологизмов
По
страницам
энциклопедий
Игротека
33
Повторяем…
34
Повторяем,
повторяем…
31
Различение приставки и предлога.
Правописание
частицы
НЕ
с
глаголами.
Закрепление. Правописание
непроизносимых
согласных, приставок,
предлогов.
Имена существительные с шипящими на
конце.
Ударение. Омографы.
Определение падежа
существительных.
Закрепление. Правописание
существительных.
Сложные слова.
Общеупотребительные
слова, архаизмы,
историзмы, неологизмы.
Энциклопедические издания.
Закрепление. Правописание
Сложных слов.
Повторение. Развитие
чувства ритма и
рифмы.
Повторение. Фразеология.
9