1
Раздел 2. Содержание учебного курса «Проектная деятельность»
7 класс (34 часа)
Исследования, целеполагание, прогнозирование. Научные идеи, позволяющие увидеть
глубину исследуемой проблемы. Определение темы, предмета, объекта исследования. Цель и
задачи исследования. Научная гипотеза и её проверка. План и организация исследования.
Составление индивидуальной рабочей программы. Поиск источников и литературы. Отбор
фактического материала. Анализ результатов исследования. Понятийный аппарат исследования.
Индивидуальное исследовательское задание. Обработка результатов исследования, методика
оформления результатов. Оформление работы, подготовка доклада. Структура, композиция
исследовательской работы. Требования к оформлению исследовательских работ. Результаты
исследования и их обработка. Требования к оформлению презентации. Работа с каталогом в
библиотеке. Самостоятельная работа учащихся по задачам проекта. Установление критериев
оценки результатов и процесса. Промежуточные обсуждения полученных данных. Самоанализ и
рефлексия. Экономическая оценка проектируемого изделия. Экологическая оценка.
Конструирование изделия.
Оформление проекта. Оценка качества реализации проекта. Анализ результатов
выполнения проектов. Подготовка публичного выступления. Анализ качества реализации проекта.
Защита проекта. Участие в научно-практических конференциях. Оценка проекта учащимися.
8 класс (34 часа)
Открытия и изобретения в нашей жизни. Мир взрослых как мир, построенный на проектах
и исследованиях. Суть проектно-исследовательской деятельности - решение актуальной
исследовательской или практической проблемы, с которой сталкиваются люди; возможность
получить новое знание или создать новый продукт, который поможет решить эту проблему. Два
вида проектно-исследовательской деятельности: деятельность, направленная на получение нового
знания (исследование), и деятельность, направленная на создание нового практического продукта
(проект). Признаки проектно-исследовательской деятельности школьников: направленность на
решение сложной практической или исследовательской проблемы, требующей совершения
поэтапных действий; предложение нового решения этой проблемы; получение результата в виде
нового или усовершенствованного продукта / нового дополненного знания, помогающего решить
эту проблему; сложность или невозможность предопределения результата. Этапы работы над
проектом или исследованием: выбор темы, обоснование актуальности выбранной темы,
формулировка цели и задач, разработка гипотезы для исследовательских работ) или описание
предполагаемых свойств создаваемого продукта, решение поставленных задач, формулирование
выводов о полученных результатах, итоговое оформление текста с описанием проведенного
исследования или реализованного проекта, защита работы. Выбор темы проектной или
исследовательской работы. Требования к выбираемой теме будущего исследования или проекта.
Аргументация актуальности работы как важный социальный навык. Обоснование актуальности
исследовательской или проектной работы.
Цель как идеальный, мысленно представленный результат исследовательской или
проектной работы. Требования к цели. Задачи исследовательской и проектной работы. Гипотеза в
исследовательской работе и модель описания создаваемого продукта в проектной работе.
Исследовательская и проектная работа как поэтапное решение поставленных задач и описание
сделанного. Общий план работы: поэтапная самостоятельная работа над решением поставленных
задач; совместный анализ во время индивидуальных консультаций с педагогом той части работы
школьника, которая была выполнена им на каждом этапе; разбор успехов и неудач школьника.
Инструменты изучения проблемных зон. Опросы как инструменты конкретизации проблемы
Составление опросников. Открытые и закрытые опросы. Способы обработки полученных данных.
Обзор литературы и анализ литературы: отличие одного от другого. Способы реализации проекта.
2
Методы проведения исследования. Авторский путь реализации задуманного проекта. Анализ
сделанного (групповое обсуждение). Описание проделанной проектной или исследовательской
работы как способ самоанализа и возможность передать другим людям свои опыт и знание
Структура и правила оформления данных. Обзор литературы и анализ литературы: отличие одного
от другого. Способы реализации проекта. Методы проведения исследования. Авторский путь
реализации задуманного проекта. Анализ сделанного (групповое обсуждение). Описание
проделанной проектной или исследовательской работы как способ самоанализа и возможность
передать другим людям свои опыт и знание Структура и правила оформления текста описания
проектной или исследовательской работы. Защита проектной или исследовательской работы как
возможность приобрести полезный навык публичного выступления, отстаивания и продвижения
собственных идей. Мультимедийное сопровождение защиты, правила создания мультимедийной
презентации в доступных компьютерных программах. Правила и секреты публичного
выступления. Критерии оценки проектно-исследовательской работы. Научно-практическая
конференция школьников. Подведение итогов конференции.
9 класс (34 часа)
Социальный проект: понятие, структура, особенности
Социальный проект – это целенаправленная социальная практика, позволяющая учащимся
выбирать линию поведения в отношении социальных проблем и явлений. Участие в социальных
проектах способствует формированию социального опыта, основных социальных ролей, помогает
осваивать правила общественного поведения. Социальное проектирование включает в себя
социальную пробу, социальную практику и социальный проект.
Под социальной пробой понимают такой вид социального взаимодействия, в ходе
которого учащийся получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях,
получает и осознает опыт своего социального взаимодействия.
Социальная практика — это, во-первых, процесс освоения, отработки социальных навыков
и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной
действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.
Социальный проект — наиболее сложный тип социального проектирования. Данная
деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не
существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально
значимого продукта.
Виды социальных проектов. Различают несколько видов социальных проектов:
-воспитательные решают задачи, связанные с духовно-нравственным воспитанием подростков,
затрагивающие общественную жизнь
-образовательные решают задачи, связанные с предоставлением образовательных услуг.
-культурные по основной своей направленности выступать как проекты художественные,
символические, экзотические и др.
-благотворительные имеют форму меценатства. Специальные методики социального проекта
В практике различают следующие методики социального проекта:
- методика матрицы идей, когда на основе просчета вариантов (на основе нескольких независимых
переменных) определяется наиболее эффективный путь реализации того или иного проекта в
заданных условиях и составляется вариант решения.
- мозговой штурм, когда возникают ситуации, ставящие принципиально новые проблемы (или
"конкурс идей" по нахождению оптимального решения проблем того или иного проекта).
- методика аналогии, когда существует эффективно функционирующие объекты, в которых
рационально решены те или иные социальные проблемы (или выбор из "образца" лучшего для
конструирования социальных целей и задач).
-методика вживания в роль, когда необходимо получить более точное представление о том, что
нужно сделать в процессе проектирования (или "взгляд в будущее" с целью осмысления путей
реализации конкретного проекта).
- метод
ассоциации,
когда
необходимо
принять
новое
решение,
вызванное
неудовлетворительностью существующей практикой или поиск готового решения в
другой сфере общественной жизни, помогающего выбрать "путь движения" к цели. Стратегии
реализации проекта.
Выбор темы, актуальность, проблема, предмет, объект, цель, задачи, методы, источники
информации, гипотеза, пути решения, проведение исследования, обработка и интерпретация
результатов, выводы, оформление, новые проблемы.
Работа над проектом. Деятельностный этап.
3
Сбор сведений о текущем состоянии объекта проекта. Отбор и изучение необходимых
информационных источников. Определение методов проведения исследования. Проведение
первичных исследований, выявление дополнительных направлений деятельности.
Промежуточный контроль. Коррекция сроков, видов деятельности, направлений
исследования, дополнение методик.
Работа над проектом. Деятельностный этап.
Проведение дополнительных исследований, организация информационных акций. Проведение
опросов, анкет, референдума. Статистическая обработка данных опросов. Реализация социального
проекта.
Оформление результатов социального проекта.
Соотнесение полученных результатов с планируемым результатом. Формулировка выводов.
Самоанализ и самооценка выполнения социального проекта
Творческая защита проектов.
4
Раздел 3. Тематическое и поурочное планирование учебного курса
«Проектная деятельность»
7 КЛАСС
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
Количест
во часов
Тема урока
Вводный урок
Особенности информационного проекта. Требования к
информационному проекту и этапы работы над ним.
Структура информационного проекта, формы его
Представления.
Что такое проектный продукт?
Определение объекта информационного проекта.
Определение количества участников для
реализации проекта: работа в парах.
Источники информации.
Способы текстовой организации информации.
Практикум: сбор текстовой Информации.
Практикум: сбор текстовой информации по выбранному
объекту.
Графическое представление информации.
Практикум: работа с графическим материалом.
Практикум: работа с графическим материалом по
выбранному объекту.
Полугодовая контрольная работа.
Компьютерное представление информации.
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
1
https://resh.edu.ru/
1
https://resh.edu.ru/
1
https://resh.edu.ru/
1
1
https://resh.edu.ru/
https://www.yaklass.ru/
1
https://www.yaklass.ru/
1
1
1
1
https://www.yaklass.ru/
https://www.yaklass.ru/
https://resh.edu.ru/
https://www.yaklass.ru/
1
1
https://resh.edu.ru/
https://www.yaklass.ru/
https://education.yandex.ru/ho me/
1
1
1
https://education.yandex.ru/ho me/
https://education.yandex.ru/ho me/
Практикум: нахождение web-сайтов, электронных таблиц.
Практикум: нахождение web-сайтов, электронных таблиц,
презентаций по выбранному объекту.
Практикум: поиск подбор информации для «Создание
информационного проекта».
Практикум: подбор информации для «Создание
информационного проекта».
Практикум: подготовительная работа над «Созданием
информационного проекта».
Практикум: практическая работа над «Созданием
информационного проекта».
Консультирование по созданию информационного
проекта.
Консультирование по созданию информационного
проекта. Коррекция проектов.
Требования к защите проекта.
1
Критерии оценивания информационного проекта.
Требования к защите проекта. Критерии оценивания
информационного проекта.
Подготовка к созданию паспорта проекта.
1
1
https://uchebnik.mos.ru/
https://www.yaklass.ru/
1
https://www.yaklass.ru/
5
1
1
https://www.yaklass.ru/
https://education.yandex.ru/ho me/
https://education.yandex.ru/ho me/
1
https://www.yaklass.ru/
1
https://www.yaklass.ru/
1
1
1
1
https://education.yandex.ru/ho me/
https://www.yaklass.ru/
https://education.yandex.ru/ho me/
https://education.yandex.ru/ho me/
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Критерии оценивания информационного проекта.
Создание паспорта проекта.
Творческая защита информационного проекта.
Практикум: подведение итогов и защита
информационного проекта.
Рефлексивный отчет учащегося о проделанной работе.
Годовая контрольная работа.
Подведение итогов по курсу Проектная деятельность.
Итоговое повторение и обобщение.
6
1
https://www.yaklass.ru/
1
https://uchebnik.mos.ru/
1
1
1
1
1
8 КЛАСС
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Количе
ство
часов
Тема урока
Вводный урок.
Особенности учебно-исследовательского проекта.
Теоретические методы исследования.
Практикум «Применение теоретических методов при
работе с источниками информации».
Практикум «Применение теоретических методов при
работе с источниками информации».
Эмпирические методы исследования. Виды эксперимента.
Подготовка к проведению практикума «Исследование
общественного мнения».
Практикум «Исследование общественного мнения».
Практикум «Обработка результатов».
Практикум «Обработка результатов. Представление
статистических данных в графической форме».
Алгоритм учебного исследования.
Организация учебного исследования.
Подготовка к проведению практикума «Создание учебноисследовательского проекта».
Практикум «Создание учебно-исследовательского проекта».
Подведение итогов практикума «Создание учебноисследовательского проекта».
Консультация по оформлению результатов исследования.
Консультация по оформлению результатов исследования.
Коррекция оформления результатов исследования в виде
графических приложений.
Коррекция оформления результатов исследования в виде
графических приложений.
Оформление результатов исследования в виде графических
приложений.
Коррекция проектов.
Требования к защите проекта.
Требования к защите проекта. Критерии оценивания учебноисследовательского проекта.
Требования к защите проекта. Критерии оценивания учебно24.
исследовательского проекта. Подготовка паспорта проекта.
25. Подготовка к защите учебно-исследовательского проекта.
23.
1
1
1
1
1
https://uchi.ru/
1
1
https://education.yandex.ru/
ho me/
https://education.yandex.ru/
ho me/
https://www.yaklass.ru/
https://uchi.ru/
1
https://www.yaklass.ru/
1
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru/
ho me/
1
1
1
1
https://www.yaklass.ru/
1
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru/
ho me/
https://www.yaklass.ru/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru/
ho me/
1
1
1
1
1
https://uchi.ru/
1
https://www.yaklass.ru/
1
1
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru/
ho me/
1
https://resh.edu.ru/
1
https://resh.edu.ru/
1
https://resh.edu.ru/
26. Творческая защита учебно-исследовательского проекта.
1
27. Подведение итогов, на лучший учебный проект.
1
7
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru/
ho me/
https://uchi.ru/
28. Рефлексивный отчет учащегося о проделанной работе.
1
29. Годовая контрольная работа.
1
30. Подведение итогов по курсу Проектная деятельность.
1
31. Повторение за 2 полугодие по курсу Проектная деятельность.
1
32. Повторение материала за год по курсу Проектная
деятельность.
33. Обобщение.
1
34. Итоговое повторение и обобщение.
1
8
1