Горноуральский городской округ « Кайгородская средняя общеобразовательная школа» филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 2024- 2025 УЧЕБНЫЙ ГОД НАПРАВЛЕНИЕ общеинтеллектуальное НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ «Моя художественная практика» КЛАСС 1 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 1 ч., за год 33 ч. СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы) Программа курса внеурочной деятельности для 1 – 4 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования. Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторысоставители М.В. Буряк, С.А. Шейкина). с. Кайгородское 2024 год Пояснительная записка Примерная программа внеурочной деятельности «Моя художественная практика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 286 от 31 мая 2021 г.) и с учётом примерной рабочей программы начального общего образования «Изобразительное искусство» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол3/21от27 .09 .2021г .) . Цель примерной программы — создание условий для проявления творческих способностей обучающихся в процессе приобретения ими опыта практической работы в различных видах художественно-творческой деятельности. Задачи программы: развитие эстетического восприятия природы, произведений изобразительного искусства и детского творчества; формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном и народном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека и природы; знакомство с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов; овладение элементарной художественной грамотой во всех основных видах визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): графики, живописи и скульптуры, декоративноприкладного и народного искусства, архитектуры и дизайна; приобретение собственной художественно-творческой практики в процессе работы различными художественными материалами. Сроки освоения программы: 4года, по 1 часа в неделю в каждом классе. Всего: 1класс—33ч, 2класс—34ч, 3класс—34ч, 4класс—34ч.Всего 135 ч. Программа внеурочной деятельности построена на модульном принципе представления содержания по годам обучения. Программа включает в себя относительно самостоятельные части образовательной программы — модули, позволяющие увеличить её гибкость и вариативность, организовать образовательный процесс, подстраиваясь под интересы и способности обучающихся. Модульный принцип построения учебного материала допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей и принципам 2 компоновки учебных тем в каждом классе. Предполагается также возможность реализации одного или не- скольких модулей по выбору участников образовательного процесса, при этом увеличивается количество часов ,отведённых на практическую работу . Взаимосвязанное содержание тематических модулей позволяет объединять, исключать, перекомпоновывать их наполнение в зависимости от объёма и видов практической деятельности, поэтому содержание одного или нескольких модулей логически встраивается в содержание других модулей, что является необходимым условием достижения цели данной программы. Например, модуль «Азбука цифровой графики» и модуль «Восприятие произведений искусства» интегрируются с такими модулями, как «Графика», «Живопись», «Скульптура», «Архитектура» . В соответствии с содержанием данной программы основным видом деятельности является художественно-творческая практика, которая реализуется в системе освоения тематических модулей и направлена на достижение определённой цели, а именно — развитие творческой личности обучающегося через освоение им опыта работы в разных видах изобразительного искусства, разнообразными техниками, материалами, инструментами и средствами изображения. Таким образом обучающийся должен овладеть практическими навыками работы в каждом тематическом модуле: «Графика», «Живопись», «Скульптура», «Декоративно-прикладное искусство», «Архитектура», «Восприятие произведений искусства», «Азбука цифровой графики». Содержание программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству тесно связано с основным образованием и является его логическим продолжением, неотъемлемой частью системы обучения, созданной в образовательной организации. В ходе реализации программы внеурочной деятельности применяется сетевая, электронная форма обучения, используются дистанционные образовательные технологии. В содержании программы есть задания, которые даны на основе компьютерных средств изображения, и задания на восприятие произведений изобразительного искусства. Для этого используются возможности как самого образовательного учреждения (компьютерный класс, актовый зал, библиотека), так и учреждения дополнительного образования и культуры. Формы внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с данной программой следующие: - художественно-творческая практика; 3 - творческие занятия; - творческий проект; - выставка-конкурс; - квест; - пленэр и фотопленэр; - мастер-класс; - экскурсии; - виртуальные путешествия и др. Основным видом деятельности на занятиях изобразительным искусством является практическая художественно-творческая деятельность (индивидуальная, в парах и творческих группах, коллективная), поэтому в программе максимальное количество времени отводится для художественнотворческой практики как формы освоения основ изобразительной грамоты. Материал программы предполагает межпредметную связь с такими учебными предметами, как«Литература», «Музыка», «История», «Технология», «Информатика» . Подведение итогов реализации программы осуществляется в следующих формах: - выставки: внутри параллели, класса, общешкольные, районные, городские и т.д.; - выставки-конкурсы (от общешкольных до всероссийских и международных); - защиты проектов. Данная программа создана с учётом Примерной рабочей программы воспитания. Творчество, художественно-творческая деятельность — важнейшие средства решения проблем воспитания современных школьников. В изобразительном искусстве сконцентрировано духовное богатство человечества, творческий опыт личности, поэтому искусство способствует формированию понимания таких ценностей, как Родина, человек и природа, семья и дружба, культура и красота. Изобразительное искусство, своеобразие его языка, содержание, социальная функция и способ отражения действительности — это возможность воспитательного воздействия на обучающегося, условие для проявления им творческих способностей, развития его личности. 4 Содержание курса внеурочной деятельности «Моя художественная практика» Содержание программы внеурочной деятельности распределено и структурно представлено семью модулями (тематическими линиями) для каждого класса (по годам обучения) . 1 класс (первый год обучения) Модуль «Графика» Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Графические материалы, их свойства и особенности .Графические техники изображения .Компьютерная графика. Фотография, пленэр. Графическая практика Содержание. Рисование листьев растений разной формы, веток дерева по материалам фотографий пленэра «Осенние листья», «Эти разные деревья». Рисование с натуры: листья и их форма, декорирование поверхности листа, превращение листа в дерево .Рисование животных, игра «Большие и маленькие» .Задания на освоение приёмов изображения в графическом редакторе Paint .Композиция из листьев в технике тиснения. Техника аппликации (симметричное вырезывание) с графической прорисовкой. Техника объёмной аппликации (симметричное вырезывание, планы). Создание композиции из каракулей - путаниц из линий .Персонажи для игры в тени: силуэты на трости (деревянной шпажке) на примере сказок «Теремок», «Колобок», «Репка» и т .д. Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: упражнения на освоение приёмов рисования линией, пятном, штрихом (веток дерева, животных, птиц, рыб); приёмы изображения в 5 графическом редакторе Paint; выполнение рисунка с натуры: разные листья и их форма, декорирование поверхности листа, превращение листа в дерево; композиция из листьев в технике тиснения и аппликации (линия, пятно, силуэт); создание композиции из каракулей - путаниц из линий; рисунки для игры в тени; композиции в смешанной технике; работа в технике объёмной аппликации. Форма организации. Художественно-творческая практика; игры «Каракули», «Большие и маленькие», «Волшебные тени»; коллективная работа; работа в творческих группах; фотографирование на природе; занятие в компьютерном классе школы. Модуль «живопись» Вводное занятие. Живописные материалы, их свойства и особенности. Приёмы работы гуашью, акварелью. Живописная практика Содержание. Изображение цветов гуашью (приёмы работы, мазки). Букет. Проект к празднику .Пейзаж в живописи. Натюрморт в живописи. Сказочные образы (люди, животные). Приёмы работы в нетрадиционной технике. Композиция. Цвет и настроение. Техника монотипии. Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: отработка техники работы гуашью, акварелью (красочное пятно, мазки, смешение цвета и др .); живописное изображение по представлению и восприятию разных по цвету и формам цветков, овощей и фруктов (мятая бумага); передача с помощью контрастных цветов настроения в пейзаже и в изобразительном сюжете; освоение техники монотипии; «оттиск бумажным комочком»; коллаж. Форма организации. Художественно-творческая практика; коллективная работа; художественный проект; выставка творческих работ в медийном пространстве (на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети) или в реальном формате. Модуль «Скульптура» Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Материалы, инструменты. Приёмы лепки, смешение цветов. Практика по лепке Содержание. Пластилиновая композиция. Лепка зверушек, овощей и фруктов из цельной формы по фотоматериалам. Скульптурная композиция на тему 6 человека и животного. Лепка сказочной игрушки и игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов). Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: лепка фигурки животного; создание пластилиновой композиции «Овощи и фрукты»; работа над скульптурной композицией «Человек и животное»; освоение работы в материале (лепка из снега); фотографирование. Форма организации. Художественно-творческая практика; мастер-класс; коллективная работа; работа в творческих группах; полевая творческая практика: работа в материале; игра «В мастерской лепки»; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате. Модуль «декоративно-прикладное искусство» Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Материалы, инструменты, техники исполнения .Техника безопасности. Декоративно-прикладная практика Содержание. Узоры и орнаменты, создаваемые людьми: превращение листьев в элемент узора; орнамент и форма посуды. Узор на крыльях бабочки. Декоративное рисование. Игрушки из нехудожественных материалов .Проект ювелирных украшений .Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путём складывания бумаги и аппликации .Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки .Создание воздушных подвесок для оформления интерьера. Замкнутый орнамент печенья «тетёрочки». Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: работа над переводом реальных объектов природы в декоративные (листья в элемент узора, шишки в ёлочные игрушки); создание декоративной композиции в технике аппликации; выполнение росписи по мотивам хохломской, городецкой росписи; декоративное рисование; работа над проектом ювелирных украшений (монотипия или Paint); освоение техники оригами и приёмов работы над дизайном упаковки; фотографирование. Форма организации. Мастер-класс; игра «Ювелиры»; коллективная работа и работа в творческих группах; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате. Модуль «архитектура» Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Материалы, инструменты. 7 Техники и приёмы конструирования, макетирования. Техника безопасности. Практика конструирования и макетирования Содержание. Проект домика из овощей или фруктов, из варежки или сапога для маленьких человечков. Здание в технике оригами по материалам фотографирования на природе.«В объективе — здание». Конструирование из бумаги по материалам фотографий на темы «Вот моя улица (утром, днём, вечером)» или «Прогулка по городу». Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по фотографиям) .Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из бумаги и картона. Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: создание проекта домика из различных форм (природные, вещи и др.); конструирование постройки из бумаги; выполнение аппликации «Город сказочных построек» с использованием объёмных элементов; конструирование упаковки для подарков (коробочки, пакеты); фотографирование. Форма организации. Художественно-творческая практика; коллективная работа; мастер-класс; игровой проект «Много окон и дверей, полна горница людей»; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате. Модуль «Восприятие произведений искусства» Практика восприятия и выставочная практика Содержание. Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ. Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки) .Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой. Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих практических задач; приобретение обучающимися опыта восприятия и оценка эмоционального содержания произведений; умение делиться своим мнением и впечатлениями. Форма организации. Выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате; беседа; занятие в школьной или районной библиотеке. 8 Модуль «азбука цифровой графики» Фотопрактика Содержание. Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных впечатлений .Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме . Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: выполнение фотографий объектов природы; построение композиции в фотографии в зависимости от деталей изображения. Форма организации. Художественно-творческая практика; индивидуальная работа или работа в творческих группах; фотографирование на природе; беседаобсуждение. 2 класс Модуль «Графика» Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Художественные материалы для линейного рисунка и их свойства (пастель, мелки). Графические техники изображения. Графическая практика. Изображение разнообразными линиями птиц из сказок. Чёрный и белый цвет. Графическая сказка: сюжетный рисунок на произвольном формате. Натюрморт «Свет и тень» из выбранных сосудов, передача их формы по фотоматериалам. Натюрморт из овощей и фруктов. Проект оформления входа в зоопарк: коллаж из графических изображений животных. Композиция в технике цветного граттажа. Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: работа над композицией графической сказки; создание проекта книжки-раскраски; выполнение рисунка с передачей формы предметов (линия, пятно, штрих, светотень); освоение техники граттажа; проект оформления фриза входа в зоопарк. Модуль «Живопись» Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Живописные материалы, их свойства и особенности. Приёмы работы гуашью, акварелью. Основы цветоведения. Живописная практика. Изображение неба: разный характер мазков и движений кистью. Композиция пейзажа. Изображение пейзажа в разных контрастных состояниях погоды и соответствующих цветовых состояниях. Техника по-сырому. Сюжетные композиции по фотозарисовкам. Букет цветов «Такие разные цветы» по материалам фотографий, сделанных на пленэре. Рисование с натуры. Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: освоение техники пастозного письма гуашью и основ цветоведения; работа над пейзажем по композиционным схемам; изображение контрастных состояний природы; выполнение сюжетных композиций с изображением людей; рисование с натуры. Модуль «Скульптура» Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Образцы поделок. Материалы, инструменты. Приёмы лепки. Техника безопасности. Практика по лепке. Композиции из двухтрёх фигур животных в движении по материалам фотозарисовок на тему «Весёлые игры животных»; лепка фигурок по наброску. Рельефная композиция с изображением героев сказок. Лепка сюжетной композиции. Создание пластического образа из подручного нехудожественного материала. 9 Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: работа над многофигурной скульптурной композицией; лепка рельефа с изображением героев сказок; выполнение сюжетной композиции «На арене цирка»; создание образа из нехудожественного материала Модуль «Декоративно-прикладное искусство» Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Материалы, инструменты, техники исполнения. Техника безопасности. Декоративно-прикладная практика. Декоративное панно по мотивам различных народных промыслов. Декоративная композиция. Маски для маскарада. Поделки из подручных нехудожественных материалов. Декоративное изображение животных в игрушках народных промыслов. Декор одежды человека. Композиция-импровизация по мотивам палехской росписи; коллаж-аппликация из изображений людей в исторических костюмах. Компьютерный проект украшений (связь с модулем «Азбука цифровой графики»). Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: роспись и украшение орнаментом посуды по мотивам разных промыслов; работа над декоративной композицией маски, новогодней ёлки, декоративной композицией в полосе по мотивам «тарарушек» Полховского Майдана; освоение техники коллажа, обрывной аппликации; создание композиции-импровизации на тему исторических и народных костюмов Модуль «Архитектура» Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Материалы, инструменты. Техники и приёмы конструирования, макетирования. Техника безопасности. Практика конструирования и макетирования. Конструирование из бумаги. Приёмы работы с полосой бумаги, разные варианты складывания, закручивания, надрезания. Макетирование пространства детской площадки. Построение игрового сказочного города из бумаги. Образ здания. Интерьер для героев сказки. Рисунок дома для доброго или злого сказочного персонажа Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: конструирование игрушек из бумаги для росписи; создание интерьера в коробке и вещи из коробок; работа над проектом детской площадки; освоение приёмов объёмной аппликации; выполнение макета зданий, города и конструирование подвесного аквариума. Модуль «Восприятие произведений искусства» Практика восприятия и выставочная практика Содержание. Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ. Восприятие произведений живописи с активным выраженным цветовым состоянием в природе. Произведения И. К. Айвазовского. Восприятие произведений художника-иллюстратора Л. В. Владимирского к книгам «Волшебник Изумрудного города» А. М. Волкова, «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Н. Носова. Наблюдение животных с точки зрения их пропорций, характера движения, пластики. Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих практических задач; приобретение обучающимися личного опыта в восприятии и оценке эмоционального содержания произведений; умение делиться своим мнением и 10 впечатлениями; знакомство с произведениями И. К. Айвазовского, произведениями художника-иллюстратора Л. В. Владимирского. Модуль «Азбука цифровой графики» Фотопрактика, практика в компьютерной графике и анимации. Компьютерные средства изображения. Работа с геометрическими фигурами. Трансформация и копирование геометрических фигур в программе Paint. Художественная фотография. Расположение объекта в кадре. Масштаб. Доминанта. Обсуждение на занятии ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме. Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: выполнение фотографий объектов природы; построение композиции в фотографии в зависимости от деталей изображения; выполнение рисунков в графическом редакторе; создание изображений в gif-анимации. 3 класс (третий год обучения) Модуль «Графика» Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Художественные материалы для линейного рисунка и их свойства (тушь, цветные ручки, фломастеры). Графические техники изображения. Компьютерная графика. Графическая практика. Макет настольной игры-ходилки. Расположение иллюстраций и текста на развороте игры. Календарьоткрытка. Композиция календаря-открытки: особенности композиции, совмещение текста (шрифта) и изображения. Рисование календаря-открытки или аппликация. Компьютерная графика. Рисование обитателей морского дна. Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: выполнение эскизов карманных календарей, рисунков для календарей тушью, цветными ручками; создание календарей с помощью компьютерной графики; работа над проектом игры-ходилки: рисование карты морского путешествия, фишек-кораблей, изображение обитателей морского дна Модуль «Живопись» Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Живописные материалы, их свойства и особенности. Приёмы работы гуашью, акварелью (заливка, вливание цвета в цвет, наложение цвета на цвет). Техники гризайля, акварели по восковому рисунку. Основы цветоведения. Живописная практика. Сюжетные композиции «В цирке», «Мечты о лете» и сюжет по выбору (по памяти и представлению); использование гуаши или акварели. Гуашь по цветной бумаге, совмещение с техникой граттажа. Натюрморт из простых предметов с натуры или по представлению. Изображение лица человека. «Натюрморт-портрет» из природных форм и предметов. Смешанная техника: восковые мелки и акварель. Пейзаж в живописи. Передача в пейзаже состояний в природе. Выбор для изображения времени года, времени дня, характера погоды и особенностей ландшафта (лес или поле, река или озеро); количество и состояние неба в изображении. Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: освоение техники гризайль; работа над изображением цветов в разных техниках; работа на пленэре; создание композиции портрета из овощей, фруктов и ягод, цветовое решение; выполнение сюжетных композиций разной тематики в разных формах по материалам фотографий, выполненных на пленэре, и просмотра видеозарисовок 11 Модуль «Скульптура» Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Образцы поделок. Материалы (художественные и нехудожественные), инструменты. Приёмы лепки. Техника безопасности. Практика по лепке. Мелкая пластика: фигурки кота или рыбки по мотивам гжельской майолики. Игрушки из подручного нехудожественного материала, приёмы создания образа. Персонажи на основе сюжета известной басни. Парковая (городская) скульптура. Выражение пластики движения в скульптуре. Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: разработка серии статуэток по мотивам гжельской майолики; создание куклы-марионетки из нехудожественного материала; выполнение коллективной скульптурной композиции героев басен; работа над творческим проектом уличной скульптуры по фотоматериалам. Модуль «Декоративно-прикладное искусство» Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Материалы, инструменты, техники исполнения. Аквагрим. Техника безопасности. Декоративно-прикладная практика. Роспись пластилиновой фигурки по мотивам росписи гжельской майолики (связь с модулем «Скульптура»). Декоративная цветочная композиция. Маски сказочных героев. Орнаменты для росписи ткани. Декоративная композиция по мотивам народных текстильных лоскутных композиций. Проект сувениров из нехудожественных материалов. Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: выполнение декоративной композиции по мотивам народных текстильных лоскутных композиций (разработка эскиза с помощью компьютерной графики, связь с модулем «Азбука цифровой графики»); украшение росписью, орнаментом изделий из пластилина (глины) по мотивам гжельской майолики; работа над цветочной композициейимпровизацией по мотивам традиционной росписи (жостовские или павловопосадские цветы); разработка эскиза маски и выполнение маски в технике аппликации, коллажа или аквагрима; создание проекта сувенира. Модуль «Архитектура» Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Материалы, инструменты. Техники и приёмы конструирования, макетирования. Киригами. Техника безопасности. Практика конструирования и макетирования Содержание. Проектирование пространства улицы на плоскости в виде макета с использованием бумаги, картона (киригами) и подручных материалов. Проектирование (эскизы) малых архитектурных форм в городе (ажурные ограды, фонари, остановки транспорта, скамейки, киоски, беседки и др.). Дизайн транспортных средств. Транспорт в городе. Рисунки реальных или фантастических машин. Тематическая композицияпанно «Панорама города» в виде коллективной работы (композиционная аппликация, загораживание, симметричное ажурное вырезывание силуэтов зданий и других элементов городского пространства). Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: проектирование пространства улицы в макете; освоение техники киригами; выполнение конструкций малых архитектурных форм (фонари) по фотоматериалам; выполнение рисунков фантастических машин по фотозарисовкам; участие в творческом квесте «Тайна трёх парков». 12 Модуль «Восприятие произведений искусства» Практика восприятия и выставочная практика Содержание. Рассматривание произведений детского творчества. Рассматривание и обсуждение иллюстраций известных российских иллюстраторов детских книг. Восприятие объектов окружающего мира — архитектуры города или села; памятников городской и парковой скульптуры в результате виртуального путешествия или реальной прогулки по городу или парку. Восприятие объектов визуальнозрелищных искусств. Знания о видах пространственных искусств, жанрах в изобразительном искусстве — живописи, графике, скульптуре. Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и решения творческих практических задач; приобретение обучающимися опыта восприятия объектов окружающего мира, визуально-зрелищных искусств, восприятия и оценки эмоционального содержания произведений; умение делиться своим мнением и впечатлениями; знакомство с произведениями художников-иллюстраторов детских книг К. П. Ротова («Дядя Стёпа» С. В. Михалкова, «Приключения капитана Врунгеля» А. С. Некрасова), Е. Т. Мигунова (серия книг «Приключения Алисы» К. Булычёва). Модуль «Азбука цифровой графики» Фотопрактика, практика в компьютерной графике и анимации. Построение в графическом редакторе различных по эмоциональному восприятию ритмов расположения пятен на плоскости: покой (статика), разные направления и ритмы движения (собрались, разбежались, догоняют, улетают и т. д.). Тематическая композиция «Праздничный салют». Создание в графическом редакторе рисунка элемента орнамента (паттерна), его копирование, многократное повторение, в том числе с поворотами вокруг оси рисунка, создание орнамента, в основе которого раппорт. Вариативное создание орнаментов на основе одного и того же элемента. Совмещение с помощью графического редактора векторного изображения, фотографии и шрифта для создания изображения календаря, герба. Создание электронной поздравительной открытки и сюжетного изображения с анимацией. Фотография. Виртуальные путешествия по городам и паркам (по выбору учителя). Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: выполнение фотографий объектов природы и предметных форм; фотозарисовки вечернего города, архитектурные элементы декора, насекомых и жуков; создание в графическом редакторе проекта календаря, герба; создание рисунка элементов орнамента; создание электронной открытки и сюжетной композиции с gif-анимацией. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Моя художественная практика» на уровне начального общего образования личностные результаты Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов в области патриотического, гражданского, духовно-нравственного, эстетического, экологического и трудового воспитания. 13 Патриотическое воспитание осуществляется через уважение и ценностное отношение к своей Родине — России, через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Гражданское воспитание осуществляется через формирование ценностносмысловых ориентиров и установок, отражающих индивидуальноличностные позиции и социально значимые личностные качества, через коллективную творческую работу, которая создаёт условие для разных форм художественнотворческой деятельности и способствует пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности, развитию чувства личной причастности к жизни общества. Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося. Творческие задания направлены на развитие внутреннего мира, воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы и помогают обрести социально значимые знания .Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознанию себя как личности и члена общества. Эстетическое воспитание осуществляется через формирование представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком, через формирование отношения к окружающим людям (стремление к их пониманию), через отношение к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию, через развитие навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Экологическое воспитание происходит в процессе художественноэстетического наблюдения природы, а также через восприятие её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде. Трудовое воспитание осуществляется в процессе собственной художественнотворческой деятельности по освоению художественных материалов, в процессе достижения результата и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Метапредметные результаты 1. Овладение универсальными познавательными действиями Пространственные представления и сенсорные способности: характеризовать форму предмета, конструкции; выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе; находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов; 14 сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции; анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой; абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции; соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах; выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной среде и плоскостном изображении. Базовые логические и исследовательские действия: проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов при самостоятельном выполнении художественно-творческих заданий; проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества; анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметно-пространственную среду жизни человека; использовать знаковосимволические средства для составления орнаментов и декоративных композиций; классифицировать произведения искусства по видам и соответственно по назначению в жизни людей; классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений. Работа с информацией: использовать электронные образовательные ресурсы; выбирать источники для получения информации: поисковые системы интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги; анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах; осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем. 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями Обучающиеся должны учиться взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности, 15 договариваться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата. 3. Овладение универсальными регулятивными действиями Обучающиеся должны внимательно относиться к учебным задачам, выполнять их, соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания; уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, бережно относиться к используемым материалам; контролировать свою деятельность в процессе достижения результата. Предметные результаты Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения содержания курса. Результаты характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности и отражают сформированность умений в зависимости от содержания программы внеурочной деятельности. 1 класс Модуль «Графика» Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в самостоятельной творческой работе в условиях внеурочной деятельности. Приобретать первичный опыт создания рисунка на основе знакомства со средствами изобразительного языка. Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры. Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать пространственные величины. Модуль «Живопись» Осваивать навыки работы гуашью. Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления, которые рождает каждый цвет. Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок и получения нового цвета. Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления, организованные педагогом. Модуль «Скульптура» Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных объёмных форм в природе (облака, камни, коряги, формы плодов и др.). Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать представления о целостной форме в процессе создания объёмного изображения. Модуль «Декоративно-прикладное искусство» Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам (растительные, геометрические, анималистические). 16 Учиться использовать правила симметрии в своей художественной практике. Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции. Приобретать представления о глиняных игрушках народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных промыслов) и опыт практической художественной деятельности по мотивам игрушки выбранного промысла. Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления праздника. Модуль «Архитектура» Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных простых геометрических тел. Приобретать опыт пространственного макетирования в форме коллективной игровой деятельности. Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и первичные навыки анализа строения предмета. 2 класс Модуль «Графика» Осваивать приёмы работы новыми графическими художественными материалами; осваивать выразительные свойства твёрдых, сухих, мягких и жидких графических материалов. Приобретать навыки изображения на основе разных по характеру и способу наложения линий. Осваивать навык визуального сравнения пространственных величин, приобретать умения соотносить пропорции в рисунках птиц и животных (с опорой на зрительские впечатления). Приобретать умение вести рисунок с натуры, видеть пропорции объекта, расположение его в пространстве; располагать изображение на листе, соблюдая этапы ведения рисунка, осваивая навык штриховки. Понимать смысл понятий «инструкционная» («технологическая») карта, «чертёж», «эскиз», «линии чертежа», «развёртка», «макет», «модель», «технология», «технологические операции», «способы обработки» и использовать их в практической деятельности; Модуль «Живопись» Осваивать навыки работы цветом, навыки смешения красок, пастозное плотное и прозрачное нанесение краски; осваивать разный характер мазков и движений кистью, навыки создания выразительной фактуры и кроющие качества гуаши. Приобретать опыт работы акварелью и понимать особенности работы прозрачной краской. Знать названия основных и составных цветов и способы получения разных оттенков составного цвета; осваивать смешение цветных красок с белой и чёрной (для изменения их тона). Приобретать опыт создания пейзажей, передающих разные состояния погоды (туман, грозу и др.) на основе изменения тонального звучания цвета; приобретать опыт передачи разного цветового состояния моря. 17 Уметь в изображении сказочных персонажей выразить их характер (герои сказок добрые и злые, нежные и грозные). Читать простейшие чертежи (эскизы), называть линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба, линия симметрии); Модуль «Скульптура» Выполнить в технике лепки фигурку сказочного зверя по мотивам традиций выбранного промысла (филимоновская, абашевская, каргопольская, дымковская игрушки или игрушки с учётом местных промыслов). Знать об изменениях скульптурного образа при осмотре произведения с разных сторон. Приобретать в процессе лепки из пластилина опыт передачи движения цельной лепной формы и разного характера движения этой формы (изображение зверушки). Модуль «Декоративно-прикладное искусство» Приобретать опыт выполнения эскиза геометрического орнамента кружева или вышивки на основе природных мотивов. Осваивать приёмы орнаментального оформления сказочных глиняных зверушек, созданных по мотивам народного художественного промысла (филимоновская, абашевская, каргопольская, дымковская игрушки или игрушки с учётом местных промыслов). Приобретать опыт преобразования бытовых подручных нехудожественных материалов в художественные изображения (поделки). Приобретать опыт выполнения красками рисунков украшений. Распознавать элементарные общие правила создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия, равновесие); наблюдать гармонию предметов и окружающей среды; называть характерные особенности изученных видов декоративно-прикладного искусства. Модуль «Архитектура» Осваивать приёмы создания объёмных предметов из бумаги и объёмного декорирования предметов из бумаги. Участвовать в коллективной работе по построению из бумаги пространственного макета сказочного города или детской площадки. Приобретать опыт сочинения и изображения домиков для разных по своему характеру героев литературных и народных сказок. Конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу; Модуль «Восприятие произведений искусства» Обсуждать примеры детского художественного творчества с точки зрения выражения в них содержания, настроения, расположения изображения в листе, цвета и других средств художественной выразительности, а также ответа на поставленную учебную задачу. Приобретать опыт восприятия и эстетического анализа произведений отечественных художников-пейзажистов (И. К. Айвазовского и др.), произведений художниковиллюстраторов. Применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности; 18 Модуль «Азбука цифровой графики» Осваивать возможности изображения с помощью разных видов линий в программе Paint (или другом графическом редакторе). Осваивать приёмы трансформации и копирования геометрических фигур в программе Paint, а также построения из них простых рисунков или орнаментов. Осваивать композиционное построение кадра при фотографировании: расположение объекта в кадре, масштаб, доминанта. 3 класс Модуль «Графика» Получать опыт создания эскиза игры-ходилки на выбранный сюжет: рисунок с соединением шрифта (текста) и изображения, создание иллюстраций. Создавать практическую творческую работу (поздравительную открытку, календарь), совмещая в ней шрифт и изображение. Выполнять творческую графическую композицию герба. Приобретать опыт рисования портрета (лица) человека. Создавать маску сказочного персонажа с ярко выраженным характером лица (для карнавала или спектакля). Модуль «Живопись» Осваивать приёмы создания живописной композиции (натюрморта) по наблюдению или по представлению. Приобретать опыт создания творческой живописной работы — натюрморта с ярко выраженным настроением или «натюрморта-автопортрета». Изображать красками портрет человека с опорой на натуру или по представлению. Создавать пейзаж, передавая в нём активное состояние природы. Выполнять тематическую композицию на основе наблюдений, по памяти и по представлению. Модуль «Скульптура» Приобретать опыт творческой работы: лепка сказочного персонажа на основе сюжета известной сказки (или создание этого персонажа в технике бумагопластики, по выбору учителя). Учиться создавать игрушку из подручного нехудожественного материала путём добавления к ней необходимых деталей и тем самым «одушевления образа». Узнавать о видах скульптуры: скульптурные памятники, парковая скульптура, мелкая пластика, рельеф (виды рельефа). Приобретать опыт лепки эскиза парковой скульптуры. Модуль «Декоративно-прикладное искусство» Знакомиться с приёмами исполнения традиционных орнаментов, украшающих посуду Гжели и Хохломы; осваивать простые кистевые приёмы, свойственные этим промыслам; Выполнить эскизы орнаментов, украшающих посуду (по мотивам выбранного художественного промысла). Узнать о сетчатых видах орнаментов и их применении в росписи тканей, стен и др.; уметь рассуждать с опорой на зрительный материал о видах симметрии в сетчатом орнаменте. Получать опыт создания композиции орнамента в квадрате (в качестве эскиза росписи женского платка). Выделять и называть характерные особенности изученных видов декоративно-прикладного искусства, профессии мастеров прикладного искусства (в рамках изученного); 19 Узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространённые в крае ремёсла; Модуль «Архитектура» Создать эскиз макета паркового пространства или участвовать в коллективной работе по созданию такого макета. Создать в виде рисунков или объёмных аппликаций из цветной бумаги эскизы разнообразных малых архитектурных форм, наполняющих городское пространство. Придумать и нарисовать (или выполнить в технике бумагопластики) транспортное средство. Выполнить творческий рисунок (создать образ своего города или села) или участвовать в коллективной работе по созданию образа своего города или села (в виде коллажа). Понимать технологический и практический смысл различных видов соединений в технических объектах, простейшие способы достижения прочности конструкций; использовать их при решении простейших конструкторских задач. Модуль «Восприятие произведений искусства» Рассматривать и обсуждать содержание работы художника, ценностно и эстетически относиться к иллюстрациям известных отечественных художников детских книг, получая различную визуально-образную информацию; знать имена нескольких художников детской книги. Рассматривать и анализировать архитектурные постройки своего города (села), характерные особенности улиц и площадей, выделять центральные по архитектуре здания и обсуждать их архитектурные особенности. Знать и уметь называть основные жанры живописи, графики и скульптуры, определяемые предметом изображения. Осуществлять виртуальные интерактивные путешествия в художественные музеи, участвовать в исследовательских квестах, в обсуждении впечатлений от виртуальных путешествий. Модуль «Азбука цифровой графики» Осваивать приёмы работы в графическом редакторе с линиями, геометрическими фигурами, инструментами традиционного рисования. Применять получаемые навыки для усвоения определённых творческих тем, например: исследования свойств ритма и построения ритмических композиций, составления орнаментов путём различных повторений рисунка узора, простого повторения (раппорт), экспериментируя на свойствах симметрии; создание паттернов. Осваивать приёмы соединения шрифта и векторного изображения при создании поздравительных открыток, афиши и др. Осуществлять виртуальные путешествия в отечественные художественные музеи и, возможно, знаменитые зарубежные художественные музеи на основе установок и квестов, предложенных учителем. Называть несколько видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся). Понимать назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации. 20 Тематическое планирование 1 класс № п/ п Модуль и темы Модуль «Графика» 1 Вводное занятие 2 3 4 5 (знакомство с тематикой занятий; графические материалы, их свойства и особенности; графические техники изображения; компьютерная графика; фотография, пленэр) Линии и формы в природе (рисование листьев растений разной формы, веток дерева по материалам фотопленэра «Осенние листья», «Эти разные деревья»; выполнение рисунка с натуры: листья и их форма, декорирование поверхности листа, превращение листа в дерево; художественно-творческая практика; фотопленэр Компьютерная графика (задания по освоению приёмов изображения в графическом редакторе Paint: инструменты «Карандаш», «Кисть», «Ластик» и др.; цветовая палитра, базовые фигуры, их трансформация, поворот и т .д.; рисование линии разной толщины, создание простых изображений из базовых фигур и линий (мячик, гусеница, гриб, цветок, воздушные шары и др.); создание любой графической композиции; индивидуальная работа; компьютерный класс Кружатся листья», композиция из листьев (композиция из листьев в технике тиснения и/или аппликации (линия, пятно, силуэт); коллективная работа) «Танец осени, или Музыкальный лес», композиция в смешанной технике (техника аппликации (симметричное вырезывание) с графической прорисовкой стволов, ветвей; Количество часов те пра все ор кти го ия ка 1 9 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 коллективная работа; фотографирование композиции) 6 7 Ночь в зимнем лесу» (техника объёмной аппликации: симметричное вырезывание, планы; бумага чёрная и белая, белые бумажные салфетки) «Удивительный аквариум», композиция из линий (игра в «каракули»; создание композиции из каракулей путаницы из линий; коллективная работа или работа в творческих группах 21 8 9 «Мой питомец», рисование линией (рисование линией, пятном и штрихом животных, игра «Большие и маленькие»). «Наши пушистые друзья», коллективная работа «Волшебные тени», рисунки персонажей (рисунки персонажей для игры в тени на примере сказок «Теремок», «Колобок», «Репка» или д.; силуэты на трости, т .е .деревянной шпажке; работа в творческой группе) 2 2 1 1 Модуль «Живопись» 0,5 11,5 1 Вводное занятие (знакомство с тематикой занятий; живописные 0,5 0,5 2 3 4 5 6 7 8 материалы, их свойства и особенности; приёмы изображения гуашью, акварелью; упражнения) «Каждому цветку своё время», натюрморт (создание букета на цветной бумаге, использование основных цветов, изменение оттенков цветов белой краской, особенности мазков; работа для выставки) Букет для вас» (художественный проект к празднику, например, ко «Дню учителя»; работа в творческих группах или коллективная работа) «Осенняя природа», пейзаж (приёмы работы гуашью, красочное пятно, мазок; работа для выставки, фотографирование готовых работ) «Осень в фруктовых красках», натюрморт (приёмы работы акварелью; осенний натюрморт из овощей и фруктов с использованием мятой бумаги; работа для выставки, фотографирование готовых работ) «Сказочный зимний лес», пейзаж (рисование заснеженных деревьев, заледенелых веток и кустов; использование холодных цветов, нюансов; работа для выставки, фотографирование готовых работ) «Галерея сказочных героев» (цвета тёплые и холодные; передача характера людей: добрые и злые; изображение персонажей (Алёнушка, Царевич, Кощей, Водяной, Старичоклесовичок, Леший, Кикимора и др.) и животных (коньогонь, Петушок-Золотой гребешок, Чудо-юдо рыба-кит, Золотая рыбка, Синяя птица и др.); основные и составные цвета; коллективная работа; использование музыкальных образов: «Кикимора», «Баба-Яга» А. К . Лядова; «Баба-Яга» П . И . Чайковского; «Колдун» Г . В . Свиридова; «Царевна-Лебедь» Н. А. РимскогоКорсакова; фотографирование готовых работ) Весеннее настроение», композиция (создание весенней композиции в технике монотипии со сгибом (отражение) по материалам фотопленэра «Отражение в воде» и фотоматериалам 12 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 22 9 10 11 (связь с модулем «Азбука цифровой графики»); дополнение рисунка изображениями по замыслу) «Цветы распускаются», композиция (создание композиции на тему первых весенних цветов; использование материала фотопленэра и фотоматериала (связь с модулем «Азбука цифровой графики»); работа гуашью, акварелью на тонированной бумаге; приём изображения «оттиск бумажным комочком», мазок; работа для выставки) Моё настроение», композиция (создание образа настроения; использование цветового пятна в передаче радости, веселья, грусти, гнева и др.; индивидуальная работа ) «Что нам дарит осень, зима, весна и лето?», коллаж (коллективная работа; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, в группе в соцсети или в реальном формате; восприятие и оценка эмоционального содержания творческих работ (связь с модулем «Восприятие произведений искусства») Модуль «Скульптура» 0,5 1 Вводное занятие (материалы, инструменты для лепки; приёмы 0,5 2 3 4 5 6 лепки, смешения цветов пластилина; выполнение упражнений) Овощи и фрукты», композиция (освоение приёмов лепки формы и передачи фактуры овощей и фруктов; составление композиции; фотографирование готовых композиций) «Домашний любимец» (лепка фигурки животного по материалам фотографий на тему «Животное в объективе» (связь с модулем «Азбука цифровой графики» «Друзья всегда вместе» (создание скульптурной композиции, которая изображает человека и животное; фотографирование готовых композиций) «Снеговик у ёлки» (лепка и фотографирование; работа в паре или в творческой группе; полевая творческая практика: работа в материале) «Завертелась карусель», мастерская лепки (игра «В мастерской лепки»: лепка сказочной игрушки по мотивам каргопольской игрушки, дымковской игрушки (лошадка, барышня) или филимоновской игрушки; сюжетная композиция «Карусель»; работа в творческих группах; фотографирование готовых композиции Модуль «Архитектура» 0,5 1 Вводное занятие (знакомство с тематикой занятий; образцы 0,5 поделок; материалы и инструменты; приёмы лепки; техника безопасности) 1 1 1 1 1 1 6,5 0,5 7 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 3,5 0,5 4 1 23 2 3 4 «Эти забавные животные» (набросок композиции из двух-трёх фигур животных в движении: игры друг с другом или предметом — мячом, клубком, бантиком, палочкой — по материалам фотозарисовок «Весёлые игры животных» (связь с модулями «Графика» и «Азбука цифровой графики»); лепка фигурок по наброску; фотографирование готовых работ) «Сказки на изразцах» (лепка рельефной композиции с изображением героев из сказок (животных или птиц) «Теремок», «Курочка Ряба», «Бычок — смоляной бочок» и д .; работа в творческих группах; фотографирование готовых работ) «На арене цирка», сюжетная композиция (набросок композиции (связь с модулем «Графика»); лепка фигурок человека и животного; форма, контраст, движение, декоративные детали и расположение героев в пространстве; работа в паре; фотографирование готовых работ 1 1 1 1 1 1 2 класс № Наименование модулей и Количество часов Формы п/п тем программы Теория Практика Всего организации занятий 1 2 Модуль «Графика» 1 Вводное занятие 1 (знакомство с тематикой занятий; художественные материалы для линейного рисунка и их свойства; графические техники изображения, техника безопасности) «Птицы», книжкараскраска (изображение разнообразными линиями птиц из сказок: павлин, ласточка, лебедь, утка, ворон, жар-птица) 6 1 7 1 1 Электронны е (цифровые) образователь ные ресурсы Беседаобсуждение https://myschoo l.edu.ru/ https://resh.edu. ru/ https://uchi.ru/ http://www.smi rnova.net/ http://www.artl ib.ru/ https://solnet.ee /sol/026/ris_00 0 http://museum. ru/ https://resh.ed u.ru/subject/7/ Художествен ный https://draw.de miart.ru/ https://infouro проект, k.ru/prezentaci yaколлективная primenenieikttehnologiyiработа eorpriizucheniiizobrazitelnog o-iskusstvana-urokahivneurochnoydeyatelnostivnacha3669962.html 24 3 «Мир чёрно-белой планеты», графическая сказка (чёрный и белый цвет; сюжетный рисунок на произвольном формате) 1 1 Работа в творческих группах, фотографиров ание готовых работ 4 «Составь и нарисуй натюрморт» (натюрморт из выбранных сосудов, выполнение рисунка с передачей их формы (линия, пятно, штрих, светотень) «Овощное и фруктовое чудо», творческий рисунок 1 1 Художествен нотворческая практика Индивидуаль ная работа для выставки 1 1 Творческая мастерская 5 6 7 (натюрморт из овощей и фруктов; работа в цвете пастелью, мелками) «Фантастический зоопарк», проект (коллаж из графических изображений животных) «Подводный мир, или Волшебный сад», граттаж (композиция в технике цветного граттажа) Модуль «Живопись» 0,5 1 1 Коллективная работа или работа в творческих группах 1 1 Художествен нотворческая практика 5,5 6 25 8 9 10 11 12 Вводное занятие (знакомство с тематикой занятий; основы цветоведения; живописные материалы, их свойства и особенности; приёмы работы гуашью, акварелью). «Зимние игры», (композиция в холодной цветовой гамме; гуашь, смешивание краски на палитре; опорные схемы изображения детских фигур) «Нарисуй мне небо», живописная мозаика (изображение неба в ясный солнечный день или вечером красками) «Родные дали» или «Горный пейзаж», композиция пейзажа, (освоение техники лессировки) «Морские просторы», пейзаж, (изображение пейзажа в разных контрастных состояниях погоды и соответствующих цветовых состояниях: туман, нежное утро, гроза, буря, ветер и др.; освоение техники по сырому или смешанной техники) «Цветы в вазе», натюрморт (букет цветов, отработка 0,5 0,5 1 Беседаобсуждение, выставка творческих работ 1 1 Составление коллективной мозаики изображения, фотографиров ание 1 1 Мастер-класс 1 1 Мастер-класс 1 1 Работа в творческих https://myschoo l.edu.ru/ https://resh.edu. ru/ https://uchi.ru/ http://www.smi rnova.net/ http://www.artl ib.ru/ https://solnet.ee /sol/026/ris_00 0 http://museum. ru/ https://resh.ed u.ru/subject/7/ https://draw.de miart.ru/ https://infouro k.ru/prezentaci yaprimenenieikttehnologiyieorpriizucheniiizobrazitelnog o-iskusstvana-urokahivneurochnoydeyatelnostivnacha3669962.html 26 мазков; цветов, нового оттенков) смешение получение цвета и группах, парах, фотографиров ание готовых работ. 13 Натюрморт с натуры (планы, композиционный центр, ближе-дальше, загораживание) Модель «Скульптура» 14 Вводное занятие (знакомство с тематикой занятий; образцы поделок; материалы и инструменты; приёмы лепки; техника безопасности). «На арене цирка», сюжетная композиция (лепка фигурок человека и животного) 15 «Эти забавные животные», композиция (набросок композиции из двух-трёх фигур животных в движении, лепка фигурок по наброску) 16 «Сказки на изразцах», композиция (лепка рельефной композиции с изображением героев из сказок (животных или птиц) «Теремок», «Курочка Ряба», «Бычок — смоляной бочок» и др .) 17 «Создаём образ», (создаём образ сказочного персонажа, животного, насекомого и т . д . из нехудожественных материалов; каркас поделки — бутылочка из пластмассы от молочных продуктов и т.п.) Модуль «Декоративноприкладное творчество» 0,5 0,5 0,5 Индивидуаль ная работа, выставка творческих работ 1 1 3,5 0,5 4 1 1 1 Работа в парах, фотографиров ание готовых работ, сюжетная игра 1 1 Художествен нотворческая практика Работа в творческих группах, парах. 1 1 Мастер-класс 4,5 5 Беседаобсуждение, практические упражнения в парах https://myschoo l.edu.ru/ https://resh.edu. ru/ https://uchi.ru/ http://www.smi rnova.net/ http://www.artl ib.ru/ https://solnet.ee /sol/026/ris_00 0 http://museum. ru/ https://resh.ed u.ru/subject/7/ https://draw.de miart.ru/ https://infouro k.ru/prezentaci yaprimenenieikttehnologiyieorpriizucheniiizobrazitelnog o-iskusstvana-urokahivneurochnoydeyatelnostivnacha3669962.html 27 18 Вводное занятие (знакомство с тематикой занятий; материалы, инструменты, техники работы; техника безопасности). «В гостях у 0,5 0,5 1 Мухи-Цокотухи» и «Чаепитие у Федоры», декоративные панно («Накроем стол для чаепития»; роспись картонной формы посуды по мотивам разных промыслов, украшение орнаментом) игра-конкурс. 19 «Нарядные игрушки», декоративная роспись (роспись бумажной конструкции игрушки по мотивам игрушек народных промыслов) 1 1 20 «Маска из бумаги и не только», (освоение приёмов создания маски в различных техниках: коллаж из цветной ткани, обрывная аппликация, работа с фантиками, работа с природными материалами и т . п .) «Костюмированный бал», композиция (создание композиции-импровизации по мотивам палехской росписи или выполнение коллажааппликации из изображений людей в исторических костюмах из журналов и интернета, или композиция из симметрично вырезанных ажурных фигур в костюмах) 1 1 1 1 21 Беседаобсуждение, https://myschoo l.edu.ru/ https://resh.edu. ru/ практические https://uchi.ru/ упражнения, сюжетная Работа в творческих группах, парах, фотографиров ание готовых композиций. Мастер - класс http://www.smi rnova.net/ http://www.artl ib.ru/ https://solnet.ee /sol/026/ris_00 0 http://museum. ru/ https://resh.ed u.ru/subject/7/ https://draw.de miart.ru/ https://infouro k.ru/prezentaci yaprimenenieikttehnologiyieorpriizucheniiizobrazitelnog o-iskusstvana-urokahivneurochnoydeyatelnostivnacha3669962.html Творческая мастерская 28 22 23 24 25 26 «Дизайн украшений», проект (создание дизайна украшения для злой и для доброй феи, для колдуна и доброго воина) Модуль «Архитектура» Вводное занятие (знакомство с тематикой занятий; материалы, инструменты; техники и приёмы конструирования, макетирования; техника безопасности). «Новогодний город», (конструирование из бумаги ёлки, улицы, площади, домиков; создание праздничного настроения с помощью новогоднего декора) Конструируем игрушки для росписи (симметричное вырезывание, соединение деталей в конструкцию) «Мебель из бумаги», (освоение приёмов работы с бумагой; трафарет, схема; конструирование бумажной мебели (стул, стол, кровать, диван и т . д .) «Интерьер в большой коробке», проект (интерьер для героев сказки) 0,5 0,5 1 1 6,5 0,5 7 1 Художествен ный проект Беседаобсуждение, https://myschoo l.edu.ru/ проект https://resh.edu. ru/ https://uchi.ru/ http://www.smi rnova.net/ http://www.artl ib.ru/ https://solnet.ee 1 1 1 1 1 1 Художествен нотворческая практика Коллективная работа Мастер-класс /sol/026/ris_00 0 http://museum. ru/ https://resh.ed u.ru/subject/7/ https://draw.de miart.ru/ https://infouro k.ru/prezentaci yaprimenenieikttehnologiyieorpriizucheniiizobrazitelnog o-iskusstvana-urokahivneurochnoydeyatelnostivnacha3669962.html Проект, работа в творческих группах, сюжетная игра 29 27 28 29 30 «Детская площадка», (бумагопластика, симметричное вырезывание, конструирование из полос бумаги качелей, каруселей, горки и др ., придание им формы машин, животных, сказочных персонажей) «Дюймовочка в волшебной стране цветов, бабочек, жуков», (объёмная аппликация или подвесная композиция; симметричное вырезывание и бумагопластика (жуки, бабочки, стрекозы, листья, дома-цветы и др .) «Подводный мир», подвесной аквариум (работа в техниках бумагопластики, симметричного вырезывания) Модуль «Восприятие прикладного творчества» Экскурсия в библиотеку. «Книги сказок»: Н . Н . Носов . «Приключения 1 1 Творческая мастерская, проект 1 1 Индивидуаль ная работа, выставка творческих работ 1 1 Коллективная работа, фотографиров ание готовых работ 2 2 1 1 Экскурсия,фо тозарисовки https://myschoo l.edu.ru/ https://resh.edu. 30 31 32 33 Незнайки и его друзей», А . М . Волков . «Волшебник Изумрудного города», Г .-Х . Андерсен . «Дюймовочка» (восприятие героев сказок через книжную иллюстрацию, знакомство с особенностями изображения пространства и архитектурных построек в книжной иллюстрации (город, волшебная страна), связь с модулем «Архитектура»; занятие в библиотеке школы или в районной библиотеке) «Знакомство с картиной» (знакомство с произведением художника-мариниста И . К . Айвазовского и др.; виртуальная экскурсия в Государственную Третьяковскую галерею, беседа по картине) Модуль «Азбука цифровой 0,5 графики» Фотозарисовки на 0,5 темы «Детские игры», «Весёлые игры животных», (выполнение тематических фотографий) Создаём украшение», (создание проекта украшений с помощью программы Paint) ru/ https://uchi.ru/ http://www.smi rnova.net/ http://www.artl ib.ru/ https://solnet.ee /sol/026/ris_00 0 http://museum. ru/ https://resh.ed u.ru/subject/7/ https://draw.de miart.ru/ https://infouro k.ru/prezentaci yaprimenenieikttehnologiyieorpriizucheniiizobrazitelnog o-iskusstvana-urokahivneurochnoydeyatelnostivnacha3669962.html Виртуальная экскурсия, беседаобсуждение 1 1 2,5 3 0,5 1 Фотопленэр, выполнение тематических фотографий 1 1 Занятие в компьютерно м классе 31 34 «Мультик — гифки»,(освоение приёмов работы программы gifанимация; создание подвижного изображения в программе gif-анимации) 3,5 1 1 30,5 34 Мастер-класс, занятие в компьютерно м классе 3 класс Количество часов Теория Практика Всего № Наименование модулей и тем п/п программы Формы организации занятий Электронны е (цифровые) образователь ные ресурсы 1 2 3 Модуль «Графика» Вводное занятие (тематика занятий, художественные материалы для линейного рисунка и их свойства (тушь, цветные ручки, фломастеры); графические техники изображения, компьютерная графика, техника безопасности) «Карманные календарики», (эскизы; рисунок тушью и цветными ручками, аппликация, коллаж, компьютерная графика) «Большое морское путешествие, или Карта странствий», (рисунок карты путешествий по морям с препятствиями; рисунок фишек — кораблей и т . д .) 1 1 3 4 1 Беседаобсуждение, практические упражнения 1 1 Проект, работа в творческих группах, парах, работа в компьютерно м классе 1 1 Проект, коллективная работа https://myschoo l.edu.ru/ https://resh.edu. ru/ https://uchi.ru/ http://www.smi rnova.net/ http://www.artl ib.ru/ https://solnet.ee /sol/026/ris_00 0 http://museum. ru/ https://resh.ed u.ru/subject/7/ https://draw.de miart.ru/ https://infouro k.ru/prezentaci yaprimenenieikttehnologiyieorpriizucheniiizobrazitelnog o-iskusstvana-urokahivneurochnoydeyatelnostivnacha3669962.html 32 4 5 6 7 8 «Яркие морские ракушки», графическая композиция (рисунок ракушек цветными карандашами, фломастерами, гелевыми ручками на листе бумаги 15×15 см) Модуль «Живопись» Вводное занятие (знакомство с тематикой занятий; живописные материалы, их свойства и особенности; приёмы работы гуашью, акварелью (заливка, вливание цвета в цвет, наложение цвета на цвет); техника гризайля, работа акварелью по восковому рисунку; основы цветоведения). «Весна. Сирень», (создание композиции с цветами или веткой сирени в смешанной технике: восковые мелки и акварель) «Цветы», композиция (гуашь, свет, цвет сближенный и контрастный, форма, мазок) «Цветы в технике акварели», (приёмы работы по сырой бумаге: заливка, вливание цвета в цвет, наложение цвета на цвет) «Рисуем на пленэре» (поиск композиции; освещение, цвет; вернисаж) 0,5 0,5 1 1 8,5 0,5 9 1 Художествен нотворческая практика, фотографиров ание готовых работ Беседаобсуждение, выставка творческих работ 1 1 Составление коллективной композиции 1 1 Мастер-класс 1 1 Пленэр, фотографиров ание готовых работ https://myschoo l.edu.ru/ https://resh.edu. ru/ https://uchi.ru/ http://www.smi rnova.net/ http://www.artl ib.ru/ https://solnet.ee /sol/026/ris_00 0 http://museum. ru/ https://resh.ed u.ru/subject/7/ https://draw.de miart.ru/ https://infouro k.ru/prezentaci yaprimenenieikttehnologiyieorpriizucheniiizobrazitelnog o-iskusstvana-urokahivneurochnoydeyatelnostivnacha3669962.html 33 9 10 11 12 13 «Знакомьтесь — гризайль», натюрморт, (рисование натюрморта из сосуда, двух фруктов или овощей в технике гризайля) «Плодово-ягодный портрет», (композиция лица из овощей, фруктов и ягод; передача пропорций и мимики; цветовое решение) «На арене цирка», композиция (работа на материале фото и видеозарисовок, круг (арену) разделить на четыре части, на каждой выполнить сюжетный рисунок и соединить части круга) «Сюжетная картина», композиция (выбор сюжета: на рыбалке, у костра, под дождём, на прогулке и т . д .; создание композиции; передача контрастного состояния природы (солнечно, ясно, пасмурно, дождливо и т . д .) «Мечты о лете», живописная композиция (передача настроения, впечатления) Модель «Скульптура» 0,5 1 1 Мастер-класс, фотографиров ание готовых работ. 1 1 1 1 Индивидуаль ная работа, выставка творческих работ Работа в творческих группах, коллективная композиция. 1 1 Художествен ная студия 1 1 Коллективная работа, фотографиров ание готовых работ 3,5 4 34 14 Вводное занятие (знакомство с тематикой занятий; образцы поделок; материалы художественные и нехудожественные, инструменты; приёмы лепки; техника безопасности) «Коты и рыбки», серия статуэток 0,5 (мелкая пластика; лепка фигурки кота или рыбки по мотивам гжельской майолики) 15 «Кукла-марионетка, (создание куклымарионетки из цветной бумаги, пёстрой бумаги из журналов, ниток, клея, трубочек для сока) 16 «Бульвар басен», скульптурная композиция (лепка героев басен; композиция; пропорции, контраст) 17 «Городская (уличная) скульптура», (выбор сюжета, например, «Дядя Стёпа», «Алиса Селезнёва», «Барон Мюнхгаузен», «Капитан Врунгель» и др .; выполнение наброска композиции; рисунок фигуры человека в движении; создание скульптурной композиции) Модуль «Декоративноприкладное творчество» 0,5 0,5 1 Беседаобсуждение, практические упражнения в парах 1 1 Мастер-класс 1 1 Художествен нотворческая практика Работа в творческих группах, парах 1 1 Индивидуаль ная работа, выставка творческих работ, фотографиров ание готовых работ, проект 4,5 5 https://myschoo l.edu.ru/ https://resh.edu. ru/ https://uchi.ru/ http://www.smi rnova.net/ http://www.artl ib.ru/ https://solnet.ee /sol/026/ris_00 0 http://museum. ru/ https://resh.ed u.ru/subject/7/ https://draw.de miart.ru/ https://infouro k.ru/prezentaci yaprimenenieikttehnologiyieorpriizucheniiizobrazitelnog o-iskusstvana-urokahivneurochnoydeyatelnostivnacha3669962.html 35 18 Вводное занятие (знакомство с тематикой занятий; материалы, инструменты, техники исполнения; аквагрим; техника безопасности).«Коты и рыбки», серия статуэток 0,5 0,5 1 Беседаобсуждение, индивидуальн ая работа, выставка творческих работ, конкурс 1 1 Работа в https://myschoo l.edu.ru/ https://resh.edu. ru/ https://uchi.ru/ http://www.smi rnova.net/ http://www.artl ib.ru/ https://solnet.ee /sol/026/ris_00 0 (роспись пластилиновой фигурки по мотивам росписи гжельской майолики) 19 «Маска-образ»(эскизы масок сказочных героев; выполнение масок по эскизам в техниках аппликации, бумагопластики, коллажа или игра «Герои в масках аквагрима») 20 «Волшебное превращение», сувенир, (выполнение сувенира из нехудожественных материалов, например пластиковых ложек, салфеток, одноразовой посуды (образ кувшинки, тюльпаны, божьей коровки и т . д .) 21 «Лоскутная мозаика» (работа в технике аппликации или гуаши; формат бумаги 15×15 см; использование элементов орнамента «изба», «колодец», «ёлочка», «мельница», «пила») 22 «Цветочная композиция» (создание цветочной композиции, поиск цветового решения; импровизация по мотивам росписи жостовских или творческих группах, парах, фотографиров ание готовых композиций. 1 1 Мастер - класс 1 1 Коллективная работа, художестветворческая практика 1 1 Художествен ная студия http://museum. ru/ https://resh.ed u.ru/subject/7/ https://draw.de miart.ru/ https://infouro k.ru/prezentaci yaprimenenieikttehnologiyieorpriizucheniiizobrazitelnog o-iskusstvana-urokahivneurochnoydeyatelnostivnacha3669962.html 36 павловопосадских цветов) Модуль «Архитектура» 0,5 23 Вводное занятие 0,5 (знакомство с тематикой занятий; материалы, инструменты; техники и приёмы конструирования, макетирования; киригами; техника безопасности) 24 «Улица нашего города», (проектирование пространства улицы в макете; бумага, картон, подручные материалы; приём техники киригами) 25 «Фонари на улицах и в парках», (конструирование фонаря по развёртке) 5,5 0,5 26 «Фантастические машины», графическая техника. 1 6 1 1 1 1 1 Беседаобсуждение, практические упражнения Проект, работа в творческих группах, парах https://myschoo l.edu.ru/ https://resh.edu. ru/ https://uchi.ru/ http://www.smi rnova.net/ http://www.artl ib.ru/ https://solnet.ee /sol/026/ris_00 0 http://museum. ru/ https://resh.ed u.ru/subject/7/ https://draw.de miart.ru/ https://infouro k.ru/prezentaci yaprimenenie- Индивидуаль ная работа, фотографиров ание готовых работ 1 Конкурс творческих работ Художествен нотворческая практика ikttehnologiyi-eorpriizucheniiizobrazitelnog o-iskusstvana-urokahivneurochnoydeyatelnostivnacha3669962.html 37 27 «Тайна трёх парков», ( квест — командная игра: перемещаясь по заданным локациям, отвечая на вопросы, выполняя творческие задания, согласно выбранной роли (архитектор, скульптор, художник), обучающиеся получают подсказки для ответа на вопрос: «Какую тайну хранят современные парки?» и создают в технике аппликации или смешанной технике план своего парка, например: парк аттракционов, парк воинской славы, парк сказочных героев) 28 «Панорама города», коллаж (композиция; загораживание; силуэт; ажурное вырезывание; цветная бумага; аппликация, коллаж) Модуль «Восприятие прикладного творчества» 29 Экскурсия по выставке детского творчества, Музейно-выставочный центр, фотовыставка творческих работ. 30 Просмотр видеофрагментов циркового выступления, видеосъёмок морского дна с целью приобретения обучающимися личного опыта восприятия и зрительских умений для создания в дальнейшем своих творческих работ 31 «Прогулка по городу» (найти здания, в 1 1 Квест – командная игра, творческая мастерская 1 1 Коллективная работа, фотографиров ание готовых работ 3 3 1 1 1 1 1 1 Экскурсия, фотовыставка https://myschoo l.edu.ru/ https://resh.edu. ru/ https://uchi.ru/ http://www.smi rnova.net/ http://www.artl ib.ru/ https://solnet.ee /sol/026/ris_00 Беседаобсуждение, 0 http://museum. ru/ просмотр https://resh.ed видеофильмо u.ru/subject/7/ в https://draw.de miart.ru/ https://infouro Экскурсия, фотографиров 38 конструкции которых присутствует контраст форм; искусство на улицах города (скульптура, ажурные ограды, архитектура малых форм; витрины, плакаты и др .) Модуль «Азбука цифровой графики» 32 Фотопленэр (выполнение фотографий неба, облаков, крон деревьев на фоне неба и др .), фотозарисовки (украшения вечернего города, архитектурные элементы декора, насекомые, жуки) 33 «Лоскутное покрывало» (освоение приёмов работы в графическом редакторе Paint; использование элемента паттерна; выполнение орнамента из простых геометрических форм по мотивам народных текстильных композиций) 34 Электронная поздравительная открытка с анимацией или композиция на тему праздничного салюта (выполнение рисунка в графическом редакторе Paint; наложение анимации, например падающего снега или летящих снежинок, звёздочек, фейерверков) ание на природе 0,5 2,5 3 0,5 0,5 1 Фотопленэр, выполнение тематических фотографий, фотозарисовк и, 1 1 Занятие в компьютерно м классе 1 1 Мастер-класс, занятие в компьютерно м классе 30,5 34 3,5 k.ru/prezentaci yaprimenenieikttehnologiyieorpriizucheniiizobrazitelnog o-iskusstvana-urokahivneurochnoydeyatelnostivnacha3669962.html 39 40