Горноуральский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 2024 - 2025 УЧЕБНЫЙ ГОД НАПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ КЛАСС 10 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 1; всего за год 34 с. Южаково 2024 1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Литературная мастерская» Предлагаемые результаты занятий позволят учащимся расширить, углубить и закрепить основные базовые знания по литературе; ключевые понятия литературы; литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и лексико-фразеологические, стилистические; расширить знания о качествах идеальной речи; помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности; формировать творческое мышление; повысить их языковую и речевую культуру; развивать умения решения нестандартных языковых и речевых задач. Предметные результаты: Расширение литературного образования, предусмотренного программой. Формирование эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством. Формирование мировоззрения. Создание прочной базы для дальнейшего освоения курса литературы. Углубленное изучение основных литературоведческих терминов. Возможность овладения умениями воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания. Определение выразительной функции слова, его полисемантизм. Осмысливание образов и картин мира, созданные писателями и поэтами. Удовлетворение познавательного интереса школьников к проблемам литературы, культуры речи. Овладение приемами анализа художественных произведений. Личностные результаты: 1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 6. Развитие самостоятельности личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. 2 2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 3. Использование знаково-символических средств представления информации. 4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. 5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. 6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. 7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. 9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Метапредметные Регулятивные: книги; Познавательные: еты на вопросы в тексте, иллюстрациях; ересказывать небольшие тексты. Коммуникативные: сьменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); общения и следовать им; я работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). Воспитательные результаты Результаты первого уровня: приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых, формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Формы достижения результатов: викторины, познавательные игры, познавательные беседы, дидактический театр, общественный смотр знаний, детские исследовательские 3 проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны) Виды деятельности: познавательная Результаты второго уровня: получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Формы достижения результатов: этическая беседа, дебаты, тематический диспут, проблемно-ценностная дискуссия Виды деятельности: проблемно-ценностное общение Результаты третьего уровня: получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально приемлемых моделей поведения. Формы достижения результатов: литературные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе. Социальные проекты на основе художественной деятельности Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки. Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы. Школьные благотворительные концерты, выставки Виды деятельности: досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество. Предполагается, что к завершению курса учащиеся будут знать основные этапы развития русского театра; знать художественные особенности предложенных к ознакомлению художественных произведений; уметь: понимать эстетическую природу художественного творчества; владеть необходимым минимумом актерского мастерства для творческого самовыражения; владеть языковой и стилистической грамотностью; составлять сценарий по предложенному плану; анализировать и выявлять авторское отношение к героям и событиям; оценивать степень самовыражения и воплощение образа через творческую реализацию. 4 2. Содержание курса внеурочной деятельности «Литературная гмастерская» Из истории русского театра. Театральные жанры. (Обзор.) Игры и обряды – основа первых театральных жанров. Театрализованные зрелища («Пещерное детство»). Ауто – род драматических представлений XIV в. Маскарады, карнавалы, интерлюдии, морески, маски (театральные зрелища). Мистерии – жанр западноевропейского религиозного театра XIV – XV в.в. Ярмарочный театр XVI – XVII в.в. (фарсы, моралите). Университетские (студенческие) театры. Основные понятия: театральный жанр, интерлюдия, мистерия, фарс, моралите, юмор, сатира. II. Театр XX века. МХАТ – новый этап в развитии мирового театрального искусства. К.С. Станиславский и В.Н. Немирович-Данченко. Театр современной драматургии (А.П.Чехов и М.Горький) Актеры МХАТА: М.Г.Савицкая, О.Л.Книппер-Чехова, В.И.Качалов, И.М. Москвин и др. Панорама театральной жизни 20х годов. (Традиционные театры, студийные, «левые» театры, агитационные). Студии (3 студия МХАТА – театр им. Е.Б.Вахтангова – театр Е Б.Вахтангова; Камерный театр А.Я.Таирова; театр имени Моссовета Ю.А.Завадского) III. «Говори правильно!» Орфоэпические нормы. Дикция. Речевой самоконтроль. Интонация как ритмикомелодическая сторона звучащей речи. Интонация – средство звучащей речи. Смысловое, образное, изобразительное, грамматическое, эмоциональное единство. Логическое ударение. Пауза психологическая и логическая. Материал для занятий: С.И. Львова. Уроки словесности. Пособие для учителей. «Дрофа» 1996 с.159-180 IV. «Этот мир очарований. Этот мир из серебра». Литературно-музыкальная композиция по поэзии Серебряного века. («Поэтическое «Я».). Эстетические основы и декларации поэтических индивидуальностей. Психологический и поэтический облик. Сопоставление творчества поэтов серебряного века. Проблема лирического героя. V. Театр ХХ века. Панорама театральной жизни. Условный театр. Новаторские идеи В.Э.Мейерхольда. А.Блок и его лирические драмы «Незнакомка», «Балаганчик». Спектакль по пьесам и стихам А.Блока «Балаганчик». Составление сценария. Особенности сценического воплощения характеров литературных персонажей в условиях условного театра. Особенности мизансцен (« Мизансцены – это ноты, по которым зритель как бы читает мелодию»). Хореографическое воплощение характеров (Музыка, движение, свет – элементы условного театра). Материал для занятий: А.Блок пьесы « Незнакомка», « Балаганчик», стихотворение «Балаганчик», предисловие к сб. «Лирические драмы». В.Э.Мейерхольд о театре. В.Э.Мейерхольд в воспоминаниях современников. VI. Спектакль «Мелкие случаи, или театральная возня» (по рассказам М.Зощенко, А.Аверченко). Ирония и юмор как отражение обывательских черт человека. Актуальность рассказов. Особенности речи персонажей. Живой разговорный язык. Отражение темы театра, культуры в произведениях. Основные понятия: ирония, юмор, сатира. VII. Время перемен. 60е – 70е г.г. в театральном искусстве. (Обзор) 5 Театр – студия «Современник». БДТ. Московский театр драмы и комедии на Таганке. (В. Высоцкий – актер театра.). Театральный бум. Провинциальные театры. XIII. Литературно-музыкальная композиция «Что движет солнце и светила». Литературно-музыкальная композиция по русской и зарубежной литературе. (Свидания влюбленных как кульминация в развитии сюжета). Средневековый культ Прекрасной Дамы. (Луи Демазюр, Жорфуа Рудель). Сонеты Ф.Петрарки, Шекспира, Ронсара, В.Брюсова. Понятие сонета. Образ Прекрасной Дамы в сонетах. Эпизоды свиданий. Комическое и трагическое начало. (Шекспир «Гамлет», «Ромео и Джульетта».) Эпоха великих авантюристов и романтиков. (М.Цветаева «Приключение».). Театр романтический, с развевающимися плащами, тайнами, игрой воображения. Отношение к любви как к игре чувств. Тема разлуки и верности. (А.Вознесенский «Юнона и Авось». Песня «Я тебя никогда не забуду»). IX. Заключение. Роль театра в обществе. Конец XX – начало XX в.в. – На перепутье. Новые тенденции в театральном искусстве. 6 3. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Литературная мастерская» № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. Тема урока Дата (сроки) план факт Из истории русского театра. Театральные жанры (обзор) (5 часов) 1 неделя Цели и задачи курса внеурочной деятельности «Литературная гостиная». 2 неделя Игры и обряды – основа первых театральных жанров. 3 неделя Театрализованные зрелища («Пещерное детство»). Ауто – род драматических представлений XIV в. 4 неделя Маскарады, карнавалы, интерлюдии, морески, маски (театральные зрелища). 5 неделя Ярмарочный театр XVI – XVII в.в. (фарсы, моралите). Университетские (студенческие) театры. Театр XX века (3 часа) 6 неделя МХАТ – новый этап в развитии мирового театрального искусства. К.С. Станиславский и В.Н. НемировичДанченко. Театр современной драматургии (А.П.Чехов и М.Горький). 7 неделя Актеры МХАТА: М.Г.Савицкая, О.Л.Книппер-Чехова, В.И.Качалов, И.М. Москвин и др. 8 неделя Студии (3 студия МХАТА – театр Е Б.Вахтангова; Камерный театр А.Я.Таирова; 1театр имени Моссовета Ю.А.Завадского). «Говори правильно!» (4 часа) 9 неделя Орфоэпические нормы. Дикция. Речевой самоконтроль. 10 неделя Интонация как ритмико-мелодическая сторона звучащей речи. Интонация – средство звучащей речи. 11 неделя Смысловое, образное, изобразительное, грамматическое, эмоциональное единство. 12 неделя Логическое ударение. Пауза психологическая и логическая. «Этот мир очарований. Этот мир из серебра» (5 часов) 13 неделя Литературно-музыкальная композиция по поэзии Серебряного века. Разработка сценария 14 неделя Литературно-музыкальная композиция по поэзии Серебряного века. Разработка сценария 15 неделя Литературно-музыкальная композиция по поэзии Серебряного века. Репетиции 16 неделя Литературно-музыкальная композиция по поэзии Серебряного века. Репетиции 17 неделя Литературно-музыкальная композиция по поэзии Серебряного века. Театр ХХ века. Панорама театральной жизни (4 часа) 18 неделя Условный театр. Новаторские идеи В.Э.Мейерхольда. 19 неделя А.Блок и его лирические драмы «Незнакомка», «Балаганчик». 7 Примеча ние 20 неделя 20. Сцены по пьесам и стихам А.Блока «Балаганчик». 21 неделя 21. Сцены по пьесам и стихам А.Блока «Балаганчик». «Мелкие случаи, или театральная возня» (по рассказам М.Зощенко, А.Аверченко) (5 час.) 22 неделя 22. Ирония и юмор как отражение обывательских черт человека. 23. Особенности речи персонажей. Живой разговорный язык. 23 неделя 24 неделя 24. Спектакль «Мелкие случаи, или театральная возня» (по рассказам М.Зощенко, А.Аверченко). 25 неделя 25. Спектакль «Мелкие случаи, или театральная возня» (по рассказам М.Зощенко, А.Аверченко). 26 неделя 26. Спектакль «Мелкие случаи, или театральная возня» (по рассказам М.Зощенко, А.Аверченко). Время перемен. 60е – 70е г.г. в театральном искусстве (обзор) (3 часа) 27 неделя 27. Театр – студия «Современник». 28 неделя 28. БДТ. Московский театр драмы и комедии на Таганке. 29 неделя 29. Театральный бум. Провинциальные театры. Литературно-музыкальная композиция «Что движет солнце и светила» (3 часа) 30 неделя 30. Средневековый культ Прекрасной Дамы. (Луи Демазюр, Жорфуа Рудель). Сонеты Ф.Петрарки, Шекспира, Ронсара, В.Брюсова. Понятие сонета. Образ Прекрасной Дамы в сонетах. Эпизоды свиданий. (Шекспир «Гамлет», «Ромео и Джульетта».) 31. Театр романтический, с игрой воображения. Отношение к 31 неделя любви как к игре чувств. Тема разлуки и верности. (А.Вознесенский «Юнона и Авось». Песня «Я тебя никогда не забуду») 32 неделя 32. Литературно-музыкальная композиция «Что движет солнце и светила». Роль театра в обществе (2 часа) 33 неделя 33. Конец XX – начало XXI в.в. – На перепутье. Новые тенденции в театральном искусстве. 34 неделя 34. Резервный урок. ИТОГО: 34 часа