Рабочая программа элективного курса "Обществознание: теория и практика"

Горноуральский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID)
элективного курса
«Обществознание: теория и практика»
для обучающихся 10 класса

село Южаково 2024

Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при
изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на
стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на
признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в
важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости
поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны
перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной
школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся
реалий
и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных
ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике,
на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных
критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу,
из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно
познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом
мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в
окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм,
экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы
содержания программы по обществознанию являются в сфере:
Познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и
областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук:
социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики,

социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления
социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного
выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей
дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках;
адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными
знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций
одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
Ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места
ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и
развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание
их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и
правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
Трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм,
регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
Эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с
другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
Коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с
другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации,
позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать
факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Знать и понимать
 биосоциальную сущность человека
 основные этапы и факторы социализации личности
 место и роль человека в системе общественных отношений
 закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
 тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также
важнейших социальных институтов
 основные социальные институты и процессы
 необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных
норм, механизмы правового регулирования
 особенности социально-гуманитарного познания
Уметь

характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты,
явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как
целостной системы
 анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их
общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными
чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими
терминами и понятиями
 объяснять внутренние
и
внешние
связи
(причинно-следственные
и
функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия
человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и
структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
 раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия
социально-экономических и гуманитарных наук
 осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных
знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научнопопулярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную
информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
 сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками
социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять
различные научные подходы; различать в социальной информации факты и
мнения, аргументы и выводы
 оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы,
организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
 формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные
суждения и аргументы по определенным проблемам
 подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
 применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для
 самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия
собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в
межличностном общении и массовой коммуникации
 оценки общественных изменений с точки зрения демократических и
гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской
Федерации
 решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
 ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной
гражданской позиции
 предвидения возможных последствий определенных социальных действий
 ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в
учреждениях среднего и высшего профессионального образования
 оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права


1.
Содержание элективного курса
«Обществознание: теория и практика»
10 класс
Введение в программу элективного курса (2 ч).
Мой индивидуальный план подготовки к экзамену по обществознанию.
Тема 1 Человек и общество. (6 ч)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
Человек, индивид, личность. Потребности человека.
Социализация индивида.
Понятие социализации. Социальный статус и социальная роль. Агенты социализации.
Деятельность.
Понятие и структура деятельности. Основные формы (виды) деятельности.
Познание мира.
Познание и его цели. Этапы и формы познания.
Общество как форма жизнедеятельности людей.
Понятие «общество». Общество как система. Направления и формы общественного
развития.
Духовная жизнь общества.
Понятие «культура».
Итоговое повторение по теме человек и общество.
Тема 2 Экономика (7 ч)
Что изучает экономика.
Понятие «экономика». Даровые и экономические блага. Факторы производства и
факторные доходы.
Экономические системы.
Основные вопросы экономии. Собственность. Экономические системы.
Спрос и предложение.
Спрос. Предложение. Закон спроса. Закон предложения.
Конкуренция и её виды.
Понятие конкуренции. Виды конкурентных рынков. Естественная монополия.
Антимонопольные меры государства.
Экономика фирмы.
Фирма. Выручка, издержки и прибыль фирмы. Источники финансирования бизнеса.
Роль государства в экономике.
Роль государства в экономике. Налоги. Государственный бюджет.
Инфляция.
Инфляция. Её виды, причины и последствия. Безработица и её виды.
Банковская система.
Банки и банковская система. Ценные бумаги.
Как развивается экономика.
Система национальных счетов. Экономический рост и развитие.
Итоговое повторение по теме «Экономика»
Тема 3 Социальные отношения (5 ч)
Социальные группы. Молодёжь как социальная группа.
Социальная группа, критерии выделения социальных групп. Молодёжь как социальная
группа.
Социальная стратификация.
Социальная стратификация. Критерии социальной стратификации.
Социальная мобильность.
Виды социальной мобильности. Каналы социальной мобильности.
Семья.
Понятие «семья». Функции семьи.
Социальный контроль.

Социальный контроль. Виды социальных норм. Социальные санкции. Отклоняющееся
поведение.
Социальный конфликт.
Социальный конфликт. Способы поведения в конфликтах.
Задания на анализ статистической информации, представленной в таблице или на
диаграмме.
Итоговое повторение по теме «Социальные отношения».
Тема 4 Политика (4 ч)
Политическая система общества.
Понятие политической системы. Признаки и функции государства.
Форма государства.
Форма государства. Форма правления. Форма государственно-территориального
устройства. Форма (тип) государственного (политического) режима.
Политический процесс.
Понятие политического процесса. Политическое участие граждан. Типы избирательных
систем.
Политические партии.
Политические партии. Общественно-политические движения. Функции и типы
политических партий.
Политическая элита и политическое лидерство.
Понятие и функции политической элиты. Политическое лидерство.
Итоговое повторение по теме «Политика»
Тема 5 Конституция Российской Федерации (5 ч)
Конституция Российской Федерации.
Конституция РФ. Юридические свойства Конституции.
Основы конституционного строя Российской Федерации.
Понятие конституционного строя. Основы конституционного строя Российской
Федерации.
Права и свободы человека и гражданина.
Права и свободы человека и гражданина. Виды конституционных прав и свобод человека
и гражданина РФ. Конституционные гарантии прав и свобод. Конституционные
обязанности гражданина РФ.
Федеративное устройство Российской Федерации.
Принципы федеративного устройства Российской Федерации. Разграничение полномочий
федерального центра и субъектов РФ.
Организация государственной власти в Российской Федерации.
Президент РФ. Федеральное Собрание. Правительство РФ. Судебная власть в РФ.
Итоговое повторение по теме «Конституция Российской Федерации».
Тема 6 Право (7 ч)
Право, его роль в жизни общества и государства.
Право, его функции. Отличия правовых норм от других видов социальных норм. Система
права и отрасли российского права.
Субъекты гражданского права.
Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы предпринимательской
деятельности.
Имущественные и неимущественные права.
Имущественные права. Личные неимущественные права. Способы защиты гражданских
прав.
Семейное право.
Брак. Порядок и условия заключения брака в РФ. Права и обязанности супругов.Порядок
расторжения брака в РФ.
Трудовое право.
Стороны трудовых отношений, их права и обязанности. Трудовой договор, порядок его
заключения и расторжения.
Юридическая ответственность.

Понятие юридической ответственности. Виды юридической ответственности.
Правоохранительные органы.
Понятие «Правоохранительные органы». Структура правоохранительных отрганов.
Гражданское процессуальное право.
Понятие и принципы гражданского судопроизводства в РФ. Стороны в гражданском
судопроизводстве.
Особенности уголовного процесса.
Уголовный процесс. Участники уголовного процесса. Меры пресечения.
Итоговое повторение по теме «Право».
Многовариантность общественного развития.
Исторические типы обществ. Глобализация. Глобальные проблемы совремемнного
общества.

2.
Тематическое планирование
элективного курса «Обществознание: теория и практика» 10 класс
№

Тема урока

Дата
план

1
2

3
4
5
6

Мой индивидуальный план подготовки к экзамену по
обществознанию.
Мой индивидуальный план подготовки к экзамену по
обществознанию.
Тема 1 Человек и общество. (6 ч)

1
неделя
2
неделя

Человек как результат биологической и социокультурной
эволюции. Социализация индивида.
Деятельность. Познание мира.

3
неделя
4
неделя
5
неделя
6
неделя

Общество как форма жизнедеятельности людей.
Духовная жизнь общества.
Итоговое повторение по теме человек и общество.
Тема 2 Экономика (7 ч)

7

Что изучает экономика.

8

Экономические системы.

9

Спрос и предложение.

10

Конкуренция и её виды.

11

Экономика фирмы.

12

Роль государства в экономике.
Инфляция.
Банковская система.
Как развивается экономика.
Итоговое повторение по теме «Экономика»

13
14

7
неделя
8
неделя
9
неделя
10
неделя
11
неделя
12
неделя
13
неделя
14
неделя

Тема 3 Социальные отношения (5 ч)

16

Социальные группы. Молодёжь как социальная группа.
Социальная стратификация.
Социальная мобильность. Семья.

17

Социальный контроль. Социальный конфликт.

18

Задания на анализ статистической информации,
представленной в таблице или на диаграмме.
Итоговое повторение по теме «Социальные отношения».

15

19

15
неделя
16
неделя
17
неделя
18
неделя
19
неделя

Тема 4 Политика (4 ч)
20

Политическая система общества. Форма государства.

20
неделя

факт

Примеча
ние

21

Политический процесс. Политические партии.

22

Политическая элита и политическое лидерство.

23

Итоговое повторение по теме «Политика»

21
неделя
22
неделя
23
неделя

Тема 5 Конституция Российской Федерации (5 ч)
24

Конституция Российской Федерации.

25

Основы конституционного строя Российской Федерации.
Права и свободы человека и гражданина.
Федеративное устройство Российской Федерации.

26
27
28

29

Организация государственной власти в Российской
Федерации.
Итоговое повторение по теме «Конституция Российской
Федерации».
Тема 6 Право (7 ч)
Право, его роль в жизни общества и государства.
Субъекты гражданского права.
Имущественные и неимущественные права.
Семейное право.
Трудовое право.

24
неделя
25
неделя
26
неделя
27
неделя
28
неделя

32

Юридическая ответственность. Правоохранительные
органы.

29
неделя
30
неделя
31
неделя
32
неделя

33

Гражданское процессуальное право.
Особенности уголовного процесса.

33
неделя

34

Многовариантность общественного развития.

34
неделя
34 часа

30
31

Итого за год

к.р. _2__


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».