Горноуральский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3413252) учебного предмета «Дизайн» для обучающихся 11 класса с. Южаково 2024 Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Дизайн» для 11 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, на основе Основой образовательной программы среднего общего образования МБОУСОШ № 2, учебного плана МБОУ СОШ № 2, с учетом авторской программы Программа. Дизайн. 10-11 классы: методическое пособие/Г.Е. Гуров. М.: Просвещение 2017 г. Место учебного предмета «Дизайн» в учебном плане Предмет «Дизайн» введен в учебный план школы за счет часов части, формируемой участниками образовательных отношений, на основании образовательных запросов родителей (законных представителей) обучающихся. Изучение предмета «Дизайн» предусматривается в 11 классе в объеме 34 ч. Программой предусмотрено проведение: Контрольные работы - 2 Дизайн-проекты -4 Рабочая программа ориентирована на использование учебного пособия: Гуров Г.Е. Дизайн. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2019г. – 207с. Планируемые результаты освоения учебного предмета Планируемые личностные результаты освоения предмета Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: – ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; – готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; – готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; – принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; – неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству): – российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; – уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); – формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; – воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: – гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; – признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; – интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; – готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; – приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; – готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: – нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; – принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; – способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; – формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); – развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; – готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; – экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; – эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни: – ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; – положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей. Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений: – уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, – осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; – готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; – потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; – готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся: – физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности. Метапредметные результаты освоения предмета представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД). 1. Регулятивные универсальные учебные действия Учащийся научится: – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2. Познавательные универсальные учебные действия Учащийся научится: – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; – менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. 3. Коммуникативные универсальные учебные действия Учащийся научится: – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; – распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты освоения предмета В результате изучения учебного предмета «Дизайн» на уровне среднего общего образования выпускник научится: В познавательной сфере: - рационально использовать учебную и дополнительную информацию для проектирования ; - владеть алгоритмами и методами решения организационных задач; - владеть различными методами чтения и способами различных видов информации; - применять общенаучные знания по предметам художественно-эстетического цикла в процессе подготовки и осуществления и аргументации рациональности деятельности; В трудовой сфере: - развивать индивидуальные способности путем освоения дизайна как вида конструктивных искусств внутри пространственных искусств, основы которых изучались на протяжении основной школы ; - проектировать материальные объекты или услуги, повышать эффективность своей практической деятельности; - организовывать трудовую деятельность при коллективной форме труда ; - контролировать промежуточные и конечные результаты труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; - выявлять допущенные ошибки в процессе труда и обосновывать способы их исправления; - документировать результаты труда и проектной деятельности; - овладевать приемами стилизации, создания обобщенных изображений предметов, растений, животных; В мотивационной сфере: - оценивать свою способность и готовность в конкретной предметной деятельности; - формировать основы художественной культуры обучающихся; - формировать подготовленность к последующему профессиональному образованию; - согласовывать свои потребности и требования с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности; - осознавать ответственность за качество результатов труда; - проявлять экологическую культуру при обосновании объекта труда и выполнении работ; - проявлять экономию и бережливость в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда; В эстетической сфере: - дизайнерскому проектированию изделия или рациональной эстетической организации работ; - моделировать художественное оформление объекта труда и оптимально планировать работу; - разрабатывать варианты рекламы выполненного объекта или результатов труда; - эстетически и рационально оснащать рабочее место с учетом требований эргономики и научной организации труда; - рационально выбирать рабочий костюм и опрятно содержать рабочую одежду; В коммуникативной сфере: - формировать рабочую группу для выполнения дизайн - проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива; - оформлять документацию с учетом требований действующих нормативов и стандартов; - готовить публичную презентацию и защиту дизайн-проекта; В физиолого-психологической сфере: - сочетать образное и логическое мышление в процессе проектной деятельности Содержание учебного предмета Графический и средовой дизайн. Дизайнерские разработки ( 14 ч) Актуальность искусства плаката. Основы выразительности искусства плаката. Классификация плаката. Рекламная идея плаката и его визуальный образ. Фотоизображения и графика. Стилизация изображения. История развития упаковки. Упаковка товар а- часть маркетинга. Композиционные элементы упаковка. Коммуникативная роль рекламы в современной общественной жизни. Направление и виды рекламной деятельности. Использование объёмных элементов в плоскостных рекламных плакатах. Инсталляция как художественный прием в арт-дизайне. Функции витрины как части магазина. Типы витрин. Элементы дизайнерского оформления витрины. Дизайн – проект «Макет витрины» Фирменный стиль ( 6 ч) Фирменный стиль как важнейшая часть рекламной коммуникативной политики. Элементы фирменного стиля. Понятие корпоративной культуры. Этика рекламного процесса. Информативность, добросовестность, реалистичность рекламы. Товарный знак и логотип. Слоган. Элементы рекламной политики фирмы. Корпоративная одежда. Дизайн-проект «Разработка фирменного стиля» Дизайн интерьера и городской среды ( 11 ч) Дизайн интерьера. Стилистическое единство архитектурного экстерьера, интерьера помещений, мебели. Цвет в интерьере. Создание многофункционального интерьера отдельной комнаты. Способы зонирования. Единство эстетического и функционального в объемно-пространственной организации среды. Архитектурный остов интерьера отделочные материалы. Введение фактуры и цвета в интерьер. Дизайнерские детали интерьера. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды. Создание информативного комфорта, устройство пешеходных зон, установка городской мебели, информационных блоков и т.д. садовопарковое искусство. Ландшафтный дизайн. Регулярные пейзажи школы ландшафтного дизайна. Условные обозначения, применяемые в ландшафтном дизайне. Музейный дизайн. Традиционная музейная экспозиция и новые типы экспозиций. Дизайн-проект «Макет экспозиции выставки» Дизайн зрелища (4 ч) Пространственная среда зрелища. Сценографический дизайн. Дизайнерские специальности. Особенности театрально-декорационного искусства. Выдающиеся художники-сценографы. Архитектурно- технологическая конструкция театра. Основные элементы театральной сцены. Виды декораций Свет и световые проекции. Театральный костюм и образ спектакля. Истории театрального костюма. Виды театрального костюма. Дизайн-проект «Праздник в городе» Тематическое планирование № Тема урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 В том числе Контро Лаборато льные р работы ные и практиче ские работы Графический и средовой дизайн. Дизайнерские разработки (14ч) Вводное занятие 1 Графический дизайн и реклама 1 Плакат Композиционное построение 1 плаката» Дизайн книги 1 Графический дизайн в трехмерных 1 объектах Упаковка товара 1 Сочетание текста и реального 1 предмета в рекламе Реклама в городе. 1 Дизайн в наружной рекламе 1 Реклама на различных носителях 1 Инсталляция 1 Витрина 1 Дизайн – проект «Макет витрины» 1 Контрольная работа по теме «Графический дизайн» Фирменный стиль( 6 ч) 15 Логотип. 16 Шриф, цвет и знак в создании фирменного стиля 17 Стилистическое единство элементов 18 Фирменный стиль в системе рекламы и маркетинга 19 Корпоративная одежа 20 Дизайн-проект «Разработка фирменного стиля» Дизайн городской среды (11 ч) 21 Пространственно-колористическое решение интерьера жилой комнаты 22 Зонирование помещений 23 Дизайн деталей интерьера 24 Внутренняя среда здания 25 Цвет и фактура в интерьере 26 Макет интерьера общественного помещения 27 Архитектурный дизайн 28 Садово-парковое проектирование 29 Ландшафтный дизайн 14 Кол часов 1 Дата Пла Факт н 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дизайн-проект «Макет экспозиции выставки» Дизайн зрелища (4ч) 31 Сценографический дизайн Театральные костюмы 32 Дизайн – проект «Праздник в городе» 33 Промежуточная аттестация 34 Итоговое занятие «Что мы узнали из курса «Дизайн?» 30 1 1 1 1 1 1 1 1 2 Итого 34 часа 4