Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Театральная мастерская" 5-7 класс

Горноуральскийо городской округ
«Кайгородская средняя общеобразовательная школа» филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы № 2

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

На заседании ШМО
Учителей ЕМЦ
Руководитель ШМО
________/Л.В.Южакова

Заместитель директора по
УВР

Директор

___________

И.С. Паньшина

____________

Е.П. Фалалеева

Протокол №5
от «24» июня2024 г.

от «27» июня 2024 г.

Приказ 85/2-Д
от «03» июля 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА 2024 – 2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
НАПРАВЛЕНИЕ социальное
НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ Театральная мастерская
КЛАСС 5, 6, 7
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ:

в неделю: 1 час;

всего за год: 34 часа

СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ

с. Кайгородское
2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современное общество требует от человека основных базовых навыков в любой
профессиональной деятельности - эмоциональная грамотность, управление вниманием,
способность работать в условиях кросскультурности, творчество и креативность,
способность к (само)обучению и др. При правильно выстроенной работе основную часть
из востребованных в будущем навыков можно развить, занимаясь театральной
деятельностью.
Главное отличие старшей возрастной группы (13-16 лет) школьников заключается в
выборе жизненных ценностей. Это и желание выбрать определенную позицию взрослого
человека, и осознать себя в обществе, найти «свое место», понять свое назначение. Это
постоянный поиск своих мировоззренческих заключений, моделирование представлений о
современном мире.
В этом возрасте остро стоит вопрос открытия своего внутреннего мира и своей исключительности. У старшеклассников выбор профессии формирует определенные интересы в учебе, изменяется отношение к учебной деятельности, соответственно, происходит
выбор в пользу тех или иных предметов, необходимых для дальнейшего поступления в
высшее учебное заведение.
Одна из серьезных проблем современного подростка - эскапизм (стремление отгородиться от общественной жизни) и, как его следствие, поздняя социализация. Подросток
не хочет покидать понятный ему детский мир и менять его на суровые реалии взрослой
жизни. Он тянется к фантастической литературе и молодежным течениям, все больше и
больше погружаясь в вымышленный мир и все больше отдаляясь от мира реального.
Фантазия является для подростка естественным психологическим щитом, которым он
прикрывается от чуждого ему мира.
Эмоционально-образная природа театрального искусства даёт возможность применить творческую фантазию подростка. Театральное искусство, пожалуй, самое универсальное средство эстетического и нравственного воспитания, формирующего внутренний мир обучающихся. Театр помогает задуматься и иначе взглянуть на окружающий
мир. У школьников, включенных в процесс театральной деятельности, постепенно формируется представление об идеале личности, который служит ориентиром в развитии их
самосознания и самооценки. Важно, чтобы молодые люди понимали, что смысл жизни не
только внутри себя, но и в окружающем нас мире.
Старшеклассникам для поступления в творческие учебные заведения необходимы
школьный театр и актерское мастерство для качественного развития личности.
Необходимо точно понимать, в каком направлении вести работу с этой возрастной
группой. Принцип общения в процессе обучения необходимо выстраивать абсолютно на
равных, с взаимным уважением друг к другу. Вполне могут присутствовать
дружественные отношения, но ни в коем случае не панибратство. Важно сохранять
бережное отношение к традициям коллектива, непримиримость с духовной ленью и
премьерством.
Содержание курса внеурочной деятельности по актёрскому мастерству и
сценической речи строится на основе методики воспитания и обучения Вахтанговской
школы. Главная особенность школы - последовательность освоения элементов техники
актёра: «От простого к сложному! Без спешки и больших скачков! Каждый следующий
элемент вбирает в себя все предыдущие».
Порядок прохождения элементов актерской техники согласно методике Вахтанговской школы следующий:
2

1.
Внимание
2.
Память
3.
Воображение
4.
Фантазия
5.
Мышечная свобода
6. Перемена отношения (к предмету, месту действия, к партнеру)
7.
Физическое самочувствие
8.
Предлагаемые обстоятельства
9.
Оценка факта
10.
Сценическое общение
В процессе занятий для создания дружественной и позитивной атмосферы
могутбыть организованы экскурсии по городу, выезды в интересные исторические места.
Это также поможет и культурному развитию старшеклассников.

3

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
■ различать произведения по жанру, делать разбор прозаическогои поэтического текстов;
■ освоить базовые основы актёрского мастерства, пластики и сценической речи через
упражнения и тренинги; навыки сценического воплощения через процесс создания
художественного образа;
■ ориентироваться в сценическом пространстве;
взаимодействовать на сценической площадке с партнёрами;
■ освоить основные этапы развития театрального искусства;
■

освоить основные исторические периоды развития русского театра.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
■ приобретение навыков сотрудничества, содержательного и бесконфликтного участия в
совместной учебной работе с другими членами коллектива и взрослыми;
■ приобретение опыта общественно-полезной социально-значимой деятельности;
■ развитие навыков нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
■ формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
■ осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
■ уважительное отношение к истории страны, ее прошлым и современным достижениям;
■

адекватная самооценка в рамках профиля деятельности;
■ стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими людьмии
достигать в нем взаимопонимания.
■

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Регулятивные УУД:
■
приобретение навыков самоконтроля;
■
понимание и принятие учебной задачи, сформулированной преподавателем;
■
планирование своих действий на всех этапах работы;
■ осуществление контроля, коррекции и оценки результатов своей деятельности, умение
самостоятельно исправить недочеты и ошибки;
■
умение самостоятельно анализировать итог сделанной работы.
Познавательные УУД позволяют:
■
стремиться к совершенствованию результатов в выбранном профиле
деятельности;
■
освоить теоретические основы актерского мастерства;
■

освоить технику преодоления мышечных и психологических зажимов при выходе на
публику;
4

■

применять знания, навыки и умения, полученные на занятиях в самостоятельной

работе
над ролью;
освоить сведения об истории театра, особенностях театра как вида искусства, видах
театров, понятиях стиля и жанра в театральном искусстве;
■ познакомиться с творчеством выдающихся деятелей театра (режиссеров, актеров,
драматургов) и историческими фактами;
■
освоить специальные термины, применяемые в театральном искусстве,
■

■

■
■

■

■

освоить технику нанесения разных видов грима разнохарактерных персонажей, приемы
поведения при использовании различных костюмов;
■
познакомиться с театральными профессиями и особенностями работы
театральных цехов;
■
расширить кругозор в области литературы, познакомиться с творчеством поэтов
и писателей изучаемых художественных произведений;
■
расширить кругозора в области истории, изучить эпохи произведения
(быт, костюм, нормы поведения);
■
вдумчиво работать над ролью;
■
выражать разнообразные эмоциональные состояния;
■
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником.
Коммуникативные УУД позволяют:
организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с педагогом и
сверстниками;
работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учета интересов;
■
формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.);
■
освоить правила техники безопасности при работе с партнером;
■
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствиис коммуникативной задачей.
разрешать творческие конфликты на основе учета интересов всех участников школьного
театра.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Реализация программы «Школьный театр» предусматривает текущий контроль и
итоговую аттестацию обучающихся.
Текущий контроль проводится на занятияхв форме:
■ педагогического наблюдения за выполнением специальных упражнений, театральных
игр, творческих заданий.
■ показа отдельных эпизодов или сцен из спектакля;
■ выполнения тестовых творческих заданий по разделам программы;
■ тестирования;
■ участия в конкурсах, викторинах по пройденному материалу;
■ самооценки обучающихся.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года по окончании
освоения программы «Школьный театр» в форме творческого отчета, который проходит в
5

два этапа:
1 день - конкурсный(творческие задания по изученному материалу, тест по истории театра
и театральной терминологии из раздела «Основы театральной культуры»). Отрывок прозы
наизусть. Этюд на взаимодействие. Отрывки из спектакля.
2 день - показ спектакля.

6

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. (34ч)
№
п/п

название раздела

1
2
3
4
5

Вводное занятие
Основы театральной культуры
Сценическая речь
Ритмопластика
Актерское мастерство

6

Знакомство с драматургией
(работа над пьесой и
спектаклем)
Итоговое занятие
ИТОГО:

7

количество часов
всего
теори практ
я
ика
1
1
3
3
6
4
4
8
3
3
2
3
5
10

3

7

1
34

13

1
21

формы аттестации/контроля по разделам

Беседа. Правила поведения.Инструктаж.
Беседа. Педагогическое наблюдение, опрос, тестирование, творческие задания.
Наблюдение, контрольные упражнения. Конкурс чтецов.
Контрольные упражнения, этюдные зарисовки, этюды.
Формы текущего, промежуточного контроля, педагогическое наблюдение, творческие
задания.
Наблюдение, самооценка, рефлексия, показ.

Творческий отчёт

Количество часов учебно-тематического плана представлено из расчёта на учебную группу в неделю по 1 часу = 34 часа. На 34 учебные недели, в
год - 34 часа. Рабочая программа курса внеурочной деятельности является частью основной образовательной программы образовательной
организации, разрабатывается самостоятельно на основе требований к результатам освоения образовательной программы среднего общего
образования.

7

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Теория. Знакомство с обучающимися. Ознакомление с режимом занятий, правилами поведения на занятиях, Уставом.
Инструктаж по технике безопасности на занятиях, во время посещения спектаклей, поездок в автобусе. Знакомство с правилами
противопожарной безопасности.
Беседа: Роль и место театра в развитии цивилизации. Театр как синтетический вид искусства. Театр - искусство коллективное.
Практика. Соответствующая возрасту игра на знакомство.
2.ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
ИСТОРИЯ ТЕАТРА
Теория. Возникновение театра. Происхождение древнегреческой драмы и театра. Римский театр. Отличие римского театра от
древнегреческого.
Средневековый европейский театр (литургическая драма, миракль, мистерия, фарс, моралите).
Театр эпохи Возрождения. Гуманистическая литература. Здание театра и сцена. Итальянский театр (комедия дель арте). Испанский
театр (комедии «плаща и шпаги»). Английский театр «Глобус» Шекспира.
Театр французского классицизма. Корнель. Расин. Мольер.
Театр эпохи Просвещения. Французский театр. Итальянский театр. Гольдони. Гоцци. Немецкий театр. Лессинг. Гете. Шиллер.
Сценическое искусство.
Истоки русского театра. Скоморохи - первые русские актеры-потешники.
Русский театр 17-18 вв. Школьный театр в России. Придворный театр
в России. Крепостной театр. Основание русского государственного профессионального театра. Профессиональные русские театры.
Русский театр 19 века. Русский театр 20 века.
Вахтангов Е.Б. и его театр.
Выдающиеся актеры и режиссёры.
Практика. Просмотр видеозаписей, учебных фильмов. Проектная работа.
ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Теория. Драматический театр. Музыкальный театр: Опера, Балет, Мюзикл. Театр кукол. Особенности. Самые знаменитые театры
мира.
Практика. Просмотр видеозаписей лучших театральных постановок. Сравнение. Обсуждение.
8

ТЕАТРАЛЬНОЕ ЗАКУЛИСЬЕ
Теория. Сценография. Театральные декорации и бутафория. Грим. Костюмы.
Практика. Творческая мастерская.
ТЕАТР И ЗРИТЕЛЬ
Теория. Театральный этикет. Культура восприятия и анализ спектакля.
Практика. Посещение театра. Обсуждение спектакля. Написание эссе.
3.СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ
Теория. Упражнения по сценической речи выполняются по алгоритму:
■определение целей и условий выполнения, рекомендации;
■педагогический показ;
■просмотр упражнения;
■комплексный контроль и корректировка.
Только в результате поэтапного индивидуального контроля (объяснил - показал; посмотрел - уточнил - показал; посмотрел - сделал
замечание - показал; посмотрел - показал ошибку - показал правильный вариант), можно добиться максимальной эффективности в
освоении того или иного упражнения.
РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ
Теория. Осанка и свобода мышц. Дыхание. Свойства голоса. Резонаторы. Закрытое звучание. Открытое звучание. Речевая
гимнастика. Полетность. Диапазон голоса. Развитие диапазона голоса. Артикуляционная гимнастика. Дикция. Орфоэпия.
Интонация. Выразительность речи.
Практика. Постановка дыхания. Артикуляционная гимнастика. Речевая гимнастика. Упражнения. Речевые тренинги. Работа над
интонационной выразительностью.
ДЫХАНИЕ
Объяснить связь дыхания, длинной фразы и голосового посыла, значение работы диафрагмы.
Включить в работу и чередовать работу с разными голосовыми атаками.
По усмотрению педагога можно включить в работу дыхательную гимнастику по методике Стрельниковой, но только как
дополнение, альтернативную гимнастику и обязательно с удобным для группы темпом.
АРТИКУЛЯЦИЯ
Артикуляцию можно использовать в любой предложенной форме. Можно построить жесткую схему сродни фитнесу и физкультуре
(время/счёт).
ДИКЦИЯ
Основная задача блока - закрепить правильно найденные звуки и научить подростков говорить внятно, а не небрежно.
9

Возможно использования знаний по орфоэпии (например, варианты ударений).
Важно индивидуальное звучание, можно предложить каждому придумать свою многоговорку.
ГОЛОС
Работу с голосом нужно начать только с мягкого вибрационного массажа или упражнений на полу. Также на материале
стихотворений с использованием сонорный звуков.
Можно использовать упражнения на посыл и словесное действие (позвать, остановить).
Возможна работа с литературой или над материалом в связке с предметом «мастерство актёра».
Варианты упражнений смотрите в методическом пособии-практикуме «Культура и техника речи», изданном Центром науки и
методологии Театрального института им. Бориса Щукина.
РАБОТА НАД ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ
Практика. Особенности работы над стихотворным и прозаическим текстом. Выбор произведения: басня, стихотворение, отрывок из
прозаического художественного произведения.
4.РИТМОПЛАСТИКА
ПЛАСТИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
Практика. Работа над освобождением мышц от зажимов. Развитие пластической выразительности. Разминка, настройка, релаксация,
расслабление/напряжение. Упражнения на внимание, воображение, ритм, пластику.
ПЛАСТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ПЕРСОНАЖА
Практика. Музыка и движение. Приемы пластической выразительности. Походка, жесты, пластика тела.
Этюдные пластические зарисовки.
Варианты упражнений и рекомендации по коррекции смотрите в методическом пособии- практикуме «Ритмика и сценические
движения», изданном Центром науки и методологии Театрального института им. Бориса Щукина.
5.АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО
ЭЛЕМЕНТЫ ВНУТРЕННЕЙ ТЕХНИКИ АКТЁРА (АКТЁРСКОГО МАСТЕРСТВА)
Теория. Упражнения на организацию внимания, памяти, воображения, фантазии, мышечной свободы, перемены отношения (к
предмету, месту действия, к партнеру), физического самочувствия, предлагаемых обстоятельств, оценки факта, сценического
общения.
Элементы сценического действия. Бессловесные элементы действия. Словесные действия. Способы словесного действия. Логика
действий и предлагаемые обстоятельства. Связь словесных элементов действия с бессловесными действиями. Составные образа
роли. Драматургический материал как канва для выбора логики поведения.

10

При постановке задач стоит указывать, на развитие каких качеств и навыков направлено упражнение, обсуждать желаемые
результаты. Важна осмысленность подхода учеников к выполнению. Оценивание результата в этой возрастной группе идет по самой
высокой планке, как со взрослыми.
Необходимо повторять столько раз, сколько потребуется, и в таком количестве, сколько будет необходимо для достижения
практически «идеального» результата.
Практика. Знакомство с правилами выполнения упражнений и игр.
Актерский тренинг. Упражнения на раскрепощение и развитие актерских навыков. Коллективные коммуникативные игры.
Моделирование образа в процессе общения. Развитие навыка импровизации как необходимого условия правды общения на сцене.
Пример. Упражнение, направленное на внимание - «Пишущая машинка».
Поставить группу в полукруг либо в круг. Раздать каждому участнику букву алфавита (у одного ребенка может быть несколько
букв). Проверить, знают ли все ученики, у кого какие буквы. Преподаватель произносит слово, придуманное им заранее. Например,
слово - Носорог. Преподаватель хлопает в ладоши, ему в ответ хлопает ученик, у которого была буква «Н». Затем вновь
преподаватель хлопает в ладоши - ученик, у которого буква «О» хлопает ему в ответ и так далее. В конце слова хлопает вся группа.
В дальнейшем упражнение усложняется, печатаются целые фразы в определенном ритмическом рисунке и без хлопков
преподавателя.
Рассмотрим, как это упражнение можно объяснить старшей возрастной группе.
Ребята, сейчас нам с вами предстоит напечатать слово - Носорог. Это упражнение направлено на развитие вашего внимания,
сфокусируйтесь. Каждому я раздам букву, запомните ее.
Поднимите руку у кого буква Н, О, С и так далее (педагог проверяет школьников). Но печатать мы будем это слово не на ваших
гаджетах (обязательно использовать юмор, легкость в восприятии информации), мы будем использовать хлопки. Сначала я хлопаю,
затем хлопает тот, у кого буква Н, затем вновь хлопаю я, после меня уже тот, у кого буква О и так далее. Да, запомните, в конце
слова хлопаем все вместе - ставим точку!
В дальнейшем упражнение усложняется, печатаются целые фразы в определенном ритмическом рисунке и без хлопков
преподавателя (преподаватель задает определенный ритм, в котором ученикам необходимо будет напечатать слово).
Форма подачи упражнения направлена на развитие личности. Можно запустить определенный принцип общения на уроках:
«Интересно, а сможете ли выполнить данное упражнение за определенный временной отрезок». Любое упражнение - это проверка
личностных возможностей обучающегося.
Практическое освоение словесного и бессловесного действия. Упражнения и этюды. Работа над индивидуальностью.
Варианты упражнений к данному разделу смотрите в методическом пособии-практикуме «Основы актёрского мастерства»,
изданном Центром науки и методологии Театрального института им. Бориса Щукина.
6.ЗНАКОМСТВО С ДРАМАТУРГИЕЙ. РАБОТА НАД ПЬЕСОЙ И СПЕКТАКЛЕМ
11

ВЫБОР ПЬЕСЫ
Теория. Выбор пьесы классиков или современных авторов с актуальными для участников проблемами и героями. Работа за столом.
Чтение. Обсуждение пьесы. Анализ пьесы.
Определение темы пьесы. Анализ сюжетной линии. Главные события, событийный ряд. Основной конфликт. «Роман жизни героя».
АНАЛИЗ ПЬЕСЫ ПО СОБЫТИЯМ
Теория. Анализ пьесы по событиям. Выделение в событии линии действий. Определение мотивов поведения, целей героев.
Выстраивание логической цепочки.
РАБОТА НАД ОТДЕЛЬНЫМИ ЭПИЗОДАМИ
Практика. Творческие пробы. Показ и обсуждение. Распределение ролей. Работа над созданием образа, выразительностью и
характером персонажа. Репетиции отдельных сцен, картин.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ, МИМИКИ, ЖЕСТОВ
Практика. Работа над характером персонажей. Поиск выразительных средств и приемов.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ МИЗАНСЦЕН
Практика. Репетиции. Закрепление мизансцен отдельных эпизодов.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ РЕКВИЗИТА, ДЕКОРАЦИЙ
Практика. Изготовление костюмов, реквизита, декораций. Выбор музыкального оформления.
ПРОГОННЫЕ И ГЕНЕРАЛЬНЫЕ РЕПЕТИЦИИ
Практика. Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков,
технических средств и таланта.
ПОКАЗ СПЕКТАКЛЯ
Практика. Показ полноценного спектакля на классическом или современном материале. Анализ показа спектакля (рефлексия).
7.ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Практика. Конкурс «Театральный калейдоскоп». Творческие задания по темам обучения. Основы театральной культуры - тест по
истории театра и театральной терминологии. Чтецкий отрывок наизусть. Этюд на взаимодействие. Отрывки из спектакля.
Награждение.

12

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(34 часа)
№
п/
п
1.
1

2.
2

Дата

Наименование тем (разделов)

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1ч)
2 неделя
Введение. Роль и место театра в развитии
сентября
цивилизации.
Театр как синтетический вид искусства.

ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ (6ч)
3 неделя
Возникновение театра. Происхождение
сентября
древнегреческой драмы и театра
История театра. Средневековый европейский
театр
История театра. Театр эпохи Возрождения.

3

4 неделя
сентября

История театра.Театр французского
классицизма. Корнель. Расин. Мольер.
История театра. Театр эпохи Просвещения.

Характеристика основных видов
деятельности обучающихся

Форма
организа
ции

Теория. Театр - искусство коллективное. Знакомство с
обучающимися. Ознакомление с режимом занятий,
правилами поведения на занятиях, Уставом.
Инструктаж по технике безопасности на занятиях, во
время посещения спектаклей, поездок в автобусе.
Знакомство с правилами противопожарной
безопасности.
Практика. Соответствующая возрасту игра на
знакомство.

Беседа.
Правила
поведения
.
Инструкта
ж.

Теория. Знакомство свозникновением театра. Римский
театр. Отличие римского театра от древнегреческого.
Теория. Знакомство свозникновением театра.
(литургическая драма, миракль, мистерия, фарс,
моралите).
Теория. Знакомство свозникновением театра.
Гуманистическая литература. Здание театра и сцена.
Итальянский театр (комедия дель арте). Испанский
театр (комедии «плаща и шпаги»). Английский театр
«Глобус» Шекспира.
Теория. Знакомство свозникновением театра.

Беседа.
Педагогич
еское
наблюден
ие.
Опрос.
Тестирова
ние.
Творчески
е задания.

Теория. Знакомство свозникновением театра.
13

История театра.
Истоки русского театра.
История театра.
Русский театр 17-18 вв.
Русский театр 19 и 20 веков.

4

5

6

3.
7

8

5неделя
сентября

1неделя
октября
2 неделя
октября

История театра.
Вахтангов Е.Б. и его театр.
История театра.
Проектная работа.
Драматический театр. Музыкальный театр:
Опера, Балет, Мюзикл.
Театр кукол. Особенности. Самые знаменитые
театры мира.
Просмотр видеозаписей лучших театральных
постановок.
Театральное закулисье. Сценография.

Театральное закулисье. Творческая
мастерская.
Театр и зритель. Театральный этикет.
Культура восприятия и анализ спектакля.
СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ (8ч)
3неделя
Упражнения по сценической речи по
октября
алгоритму.
Речевой тренинг. Осанка и свобода мышц.
Дыхание. Свойства голоса. Резонаторы.
Речевой тренинг. Закрытое звучание.
Открытое звучание. Речевая гимнастика.
Полетность.
4неделя
Речевой тренинг. Диапазон голоса. Развитие

Французский театр. Итальянский театр. Гольдони.
Гоцци. Немецкий театр. Лессинг. Гете. Шиллер.
Сценическое искусство.
Теория. Знакомство свозникновением театра. Скоморохи
- первые русские актеры-потешники.
Теория. Знакомство свозникновением театра. Школьный
театр в России. Придворный театр в России. Крепостной
театр. Основание русского государственного
профессионального театра. Профессиональные русские
театры.
Теория. Знакомство свозникновением театра.
Выдающиеся актеры и режиссёры.
Практика. Просмотр видеозаписей, учебных фильмов.
Теория. История театра.
Теория. История театра
Практика. Просмотр. Сравнение. Обсуждение.
Теория. Знакомство с видами театральных декораций и
бутафории, грима, костюмов.
Практика. Мастер-класс по изготовлению театральных
декораций и бутафории, грима, костюмов.
Теория. Практика. Посещение театра. Обсуждение
спектакля. Написание эссе.
Теория.
-определение целей и условий выполнения,
рекомендации;
-педагогический показ;
-просмотр упражнения;
-комплексный контроль и корректировка.
14

Педагогич
еское
наблюден
ие.
Контрольн
ые
упражнен
ия.

октября

9

2 неделя
ноября

10

3 неделя
ноября

диапазона голоса.
Речевой тренинг.Артикуляционная
гимнастика. Дикция. Орфоэпия.
Речевой тренинг. Интонация.
Выразительность речи.
Речевые тренинги. Работа над интонационной
выразительностью.
Дыхание.Связь дыхания, длинной фразы и
голосового посыла, значение работы
диафрагмы.
Дыхание. Дыхательная гимнастика по
методике Стрельниковой.
Артикуляция.

11

4 неделя
ноября

Дикция.

12

5 неделя
ноября

Голос. Работа с голосом.

Голос. Варианты упражнений.
13

2 неделя
декабря

Голос. Работа с литературой.

14

3 неделя
декабря

Голос. Варианты упражнений. Методическое
пособие-практикум «Культура и техника

Конкурс
чтецов.
Практика. Варианты упражнений.
Практика. Постановка дыхания. Артикуляционная
гимнастика. Речевая гимнастика. Упражнения.
Практика. Объяснить связь дыхания, длинной фразы и
голосового посыла, значение работы диафрагмы.
Включить в работу и чередовать работу с разными
голосовыми атаками.
Практика. Дыхательная гимнастикакак дополнение,
альтернативной гимнастике и обязательно с удобным
для группы темпом.
Практика. Использование артикуляция в любой
предложенной форме. Можно построить жесткую схему
сродни фитнесу и физкультуре (время/счёт).
Практика. Основная задача блока - закрепить
правильно найденные звуки и научить подростков
говорить внятно, а не небрежно.
Возможно использования знаний по орфоэпии
(например, варианты ударений).
Важно индивидуальное звучание, можно предложить
каждому придумать свою многоговорку.
Практика. Мягкий вибрационный массаж и упражнения
на полу, в т.ч. на материале стихотворений с
использованием сонорный звуков.
Практика. Использование упражнений на посыл и
словесное действие (позвать, остановить).
Практика. Работа с литературой или над материалом в
связке с предметом «мастерство актёра».
Практика. Использование методического пособия
«Культура и техника речи», изданном Центром науки и
15

Конкурс
чтецов.

речи»
Работа над литературно-художественным
произведением.

4.
15

РИТМОПЛАСТИКА (3ч)
4 неделя Пластический тренинг.
декабря

16

3 неделя
января
4 неделя
января

17

5.
18

19

Пластический образ персонажа. Музыка и
движение.
Пластический образ персонажа. Этюдные
пластические зарисовки.

АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО (5ч)
5 неделя Элементы внутренней техники актёра.
января
Элементы сценического действия бессловесные и словесные. Их способы.
2 неделя Связь словесных элементов действия с
февраля бессловесными действиями. Составные образа
роли.
Драматургический материал как канва для
выбора логики поведения.

методологии Театрального института им. Бориса
Щукина.
Практика. Особенности работы над стихотворным и
прозаическим текстом. Выбор произведения: басня,
стихотворение, отрывок из прозаического
художественного произведения.
Практика. Работа над освобождением мышц от
зажимов. Развитие пластической выразительности.
Разминка, настройка, релаксация,
расслабление/напряжение. Упражнения на внимание,
воображение, ритм, пластику.
Практика.Приемы пластической выразительности.
Походка, жесты, пластика тела.
Практика. Варианты упражнений и рекомендации по
коррекции смотрите в методическом пособиипрактикуме «Ритмика и сценические движения»,
изданном Центром науки и методологии Театрального
института им. Бориса Щукина.

Контрольн
ые
упражнен
ия.
Этюдные
зарисовки.
Этюды.

Теория. Логика действий и предлагаемые
обстоятельства.Упражнения на организацию внимания,
памяти, воображения, фантазии, мышечной свободы,
перемены отношения (к предмету, месту действия, к
партнеру), физического самочувствия, предлагаемых
обстоятельств, оценки факта, сценического общения.
При постановке задач стоит указывать, на развитие
каких качеств и навыков направлено упражнение,
обсуждать желаемые результаты. Важна осмысленность
подхода учеников к выполнению. Оценивание
результата в этой возрастной группе идет по самой
высокой планке, как со взрослыми.
Необходимо повторять столько раз, сколько
потребуется, и в таком количестве, сколько будет
необходимо для достижения практически «идеального»

Формы
текущего,
промежут
очного
контроля.
Педагогич
еские
наблюден
ия.
Творчески
е задания.

16

20
21
22

6.
23

24

25
26
27

28
29
30
31

3 неделя
февраля
4 неделя
февраля
1 неделя
марта

результата.
Практика.Коллективные коммуникативные игры.
Знакомство с правилами выполнения упражнений и игр.
Пример. Упражнение, направленное на внимание «Пишущая машинка».

Актерский тренинг. Упражнения на
раскрепощение и развитие актерских навыков.
Актерский тренинг. Моделирование образа в
процессе общения.
Актерский тренинг. Развитие навыка
импровизации как необходимого условия
правды общения на сцене.
ЗНАКОМСТВО С ДРАМАТУРГИЕЙ. РАБОТА НАД ПЬЕСОЙ И СПЕКТАКЛЕМ (10ч)
2
Выбор пьесы.
Теория. Выбор пьесы классиков или современных
неделя
авторов с актуальными для участников проблемами и
марта
героями. Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы.
Анализ пьесы.
Определение темы пьесы.
Теория. Анализ сюжетной линии. Главные события,
событийный ряд. Основной конфликт. «Роман жизни
героя».
3 неделя Анализ пьесы по событиям.
Теория. Выделение в событии линии действий.
марта
Определение мотивов поведения, целей героев.
Выстраивание логической цепочки.
4 неделя Работа над отдельными эпизодами.
Практика. Показ и обсуждение. Работа над созданием
марта
Творческие пробы.
образа, выразительностью и характером персонажа
2 неделя Работа над отдельными эпизодами.
апреля
Распределение ролей.
3 неделя Работа над отдельными эпизодами.
апреля
Репетиции отдельных сцен, картин.
Выразительность речи, мимики, жестов.
Практика. Работа над характером персонажей. Поиск
выразительных средств и приемов.
4 неделя Закрепление мизансцен.
Практика. Репетиции. Закрепление мизансцен
апреля
отдельных эпизодов.
5 неделя Закрепление мизансцен.
апреля
1 неделя Изготовление реквизита, декораций.
Практика. Изготовление костюмов, реквизита,
мая
декораций. Выбор музыкального оформления.
2 неделя Прогонные и генеральные репетиции.
Практика. Репетиции как творческий процесс и
мая
коллективная работа на результат с использованием
17

Педагогич
еское
наблюден
ие.
Самооцен
ка.
Рефлексия
.
Показ.

32
33

7.
34

3 неделя
мая
4 неделя
мая

Прогонные и генеральные репетиции.

всех знаний, навыков, технических средств и таланта.

Показ спектакля.

Практика. Показ полноценного спектакля на
классическом или современном материале. Анализ
показа спектакля (рефлексия).

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (1ч)
5 неделя Конкурс «Театральный калейдоскоп».
мая

Практика. Творческие задания по темам обучения.
Основы театральной культуры - тест по истории театра
и театральной терминологии. Отрывок прозы или стиха
наизусть. Этюд на взаимодействие. Отрывки из
спектакля. Награждение.

18

Творчески
й отчёт.

ЛИТЕРАТУРА, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ЗАНЯТИЙ
1)
Методическое пособие - практикум «Ритмика и сценические движения»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
2)
Методическое пособие - практикум «Культура и техника речи»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
3)
Методическое пособие - практикум «Основы актёрского мастерства»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
4)
Сайт «Драматешка» «Театральные шумы»
http://dramateshka.ru/index.php/noiseslibrary
5)
Сайт «Драматешка» «Музыка»
http://dramateshka.ru/index.php/music

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».