Рабочая программа по учебному предмету "Практикум по русскому языку" 8 класс

Горноуральский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Практикум по русскому языку»
для обучающихся 8 класса

село Южаково,
2024

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Практикум по русскому языку» (подготовка учащихся
8 класса к успешной сдаче ОГЭ) представляет собой целостный документ, включающий четыре
раздела: пояснительную записку; содержание программы; календарно – тематическое планирование,
перечень учебно-методического обеспечения. Данный курс дополняет программу русского языка 5-9
классов, корректирует ее в соответствие с требованиями и моделями заданий ОГЭ. В данной
программе внимание уделяется обучению написания сжатого изложения, подготовке к тестовой
части, написанию сочинения
Программа курса предусматривает также обучение учащихся написанию сочинения –
рассуждения, потому что данному виду работы по развитию речи в программе русского языка 5-9
класса уделяется недостаточное внимание, что не дает возможности должным образом подготовить
учащихся к выполнению части 13.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) и 13.2, 13.3
(сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом содержания текста). Кроме этого в
программу включены темы, требующие отработки тестовой части ОГЭ.
Основной целью является осуществление поэтапной системной подготовки обучающихся 8ого класса к прохождению итоговой аттестации по русскому языку и преодоление трудностей в
изучении русского языка. Программа имеет познавательно-практическую направленность и
преследует решение следующих основных задач: формирование навыков, обеспечивающих успешное
прохождение итоговой аттестации: систематизация умений и навыков, проверяемых в ходе
проведения экзамена по новой технологии; совершенствование умения излагать учебный текст;
совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.
Основными формами организации занятий являются лекции учителя, практические работы, работа с
пакетами КИМов, написание изложений и сочинений, тестирования, составление обобщающих
таблиц и схем, работа с опорным конспектом, контрольные уроки. Организация занятий
предусматривает
самостоятельной

создание

благоприятных

познавательной

эмоционально-деловых

деятельности

учащихся,

отношений,

направленной

организацию
на

развитие

самостоятельности как черты личности.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение орфографических,
синтаксических и пунктуационных правил, изучение трудных случаев правописания, определение
этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих
сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания
орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки, работа с тренажерами,
онлайн – тестирования). Это поможет выпускникам подойти к экзамену с хорошим багажом знаний и
чувствовать себя на итоговой аттестации более уверенно.

Личностными результатами освоения программы данного курса являются следующие:
Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского
народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей
и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку,
гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной
культуры;стремление к речевому самосовершенствованию;
Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения данного курса учащимися являются следующие:
Владение всеми видами речевой деятельности:
Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения:
Владение разными видами чтения;
Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов;
Овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести
самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств;
Умение производить прослушанный или прочитанный текст;
Способность определять цели предстоящей учебной деятельности;
Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических,
стилистических норм;
Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
Способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания;
Умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.
Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого
общения, совместного выполнения какой- либо задачи, участия в спорах, обсуждениях.
Предметными результатами освоения программы данного курса являются следующие:
Представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка
русского народа;
Понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
Освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, речь устная и письменная, стили языка

Проведение различных видов анализа слова;
Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии
и использование их в собственной речевой практике
Осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону
речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

2. Содержание учебного предмета
Введение – 1ч
I.Текстоведение – 2ч.
Понятие о тексте. Признаки текста. Аналитико-синтетические упражнения, групповая работа,
взаимоценка. Тексты-первоисточники, развернутый ответ-рассуждение.
Микротема. Микротекст. Абзац. Композиционно-содержательный анализ текста, эксперимент,
выделение абзацев. Исправленный текст; текст, восстановленный по ключевым словам.
Виды и средства связи предложений в тексте Анализ текстов, игра, моделирование. Сочинениеминиатюра.
II. Способы сокращения текста – 5ч.
Первая часть работы государственной итоговой аттестации в 9 классе – это написание сжатого
изложения. Сжатое изложение – это такая форма обработки информации исходного текста, при
которой возникает новый текст, воспроизводящий основное содержание, композиционно-логическую
структуру, стиль и тип речи оригинала. Сжатое изложение – это такая форма обработки информации
исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими
из которых являются следующие:
умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
умение адекватно воспринимать авторский замысел;
умение вычленять главное в информации;
умение членить текст на смысловые части, т. е. определять не только его главную тему, но и
микротемы
 умение сокращать текст разными способами;
 умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
 умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой
переачи содержания.
Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить понимать, что любой
текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без
которого авторский замысел будет неясен или искажён. Следовательно, нужно научить воспринимать
текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую
позицию. Поэтому первые занятия курса посвящены повторению основных понятий: текст, его
признаки, микротекст, тема, микротема, основная мысль. При работе с текстами необходимо
тренировать учащихся в определении микротем, являющихся составной частью общей темы
прослушанного текста.
Так как для изложения даются тексты публицистического стиля, нужно подробнее
останоиться на особенностях (лексических, морфологических и синтаксических) этого стиля речи,
его приметах, а также повторить типы речи, которые могут использоваться в предложенных текстах.
Приработе над сжатием текста необходимо познакомить учащихся с элементами сжатия (исключение
по- дробностей, деталей (удаление); обобщение конкретных, единичных явлений (объединение);
сочетание исключения и обобщения (замена). Рекомендуется брать микротексты (1 абзац) и на
конкретных примерах отрабатывать приемы сжатия.
Языковые приёмы сжатия исходного текста: исключение, упрощение, обобщение. Лекция
учителя, анализ примеров. Конспект лекции.
Применение способов сжатия. Урок-практикум, самостоятельная работа. Переработанный текст
(черновик изложения). Урок-практикум, самостоятельная работа. Переработанный текст (черновик
изложения). Урок-практикум, самостоятельная работа. Переработанный текст (черновик изложения).
Урок-практикум, самостоятельная работа. Переработанный текст (черновик изложения).





Работа над изложением. Самооценка, самопроверка, самостоятельная работа над ошибками
Самооценка, самопроверка, самостоятельная работа над ошибками. Сжатое изложение. Сжатое
изложение.
III . Виды сочинений. Этапы работы над сочинением – 10ч
Третья часть экзаменационной работы содержит 3 альтернативных творческих задания ,
которые проверяет коммуникативную компетенцию учащихся: в частности умение строить
собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. При этом особое внимание
уделяется умению извлекать из прочитанного текста соответствующую информацию для
аргументации своих утверждений. При этом не случайно особое внимание уделяется умению
аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это
общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в
профессиональной деятельности.
Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в
доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания. Подлинная
рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не
противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и
заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Поэтому в данном курсе особое место отводится подготовке к сочинению-рассуждению. При
этом необходимо остановиться на повторении понятий типы речи (повествование, описание,
рассуждение), их признаках. Более подробно - на рассуждении (научном), его структуре и
особенностях (лексических, морфологических, синтаксических), так как в основе собственного
высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип речи.
При подготовке к сочинению-рассуждению нужно помнить, что задание изменилось. Учащиеся
должны выбирать одно из трёх предложенных заданий (13.1, 13.2 и 13.3) и дать письменный
развёрнутый аргументированный ответ.
Композиция рассуждения. Аргумент. Способы введения примеров-аргументов Анализ текстарассуждения, поисковая работа. Составление схемы рассуждения, развернутый ответ на
поставленный вопрос. Анализ текста-рассуждения, поисковая работа. Составление схемы
рассуждения, развернутый ответ на поставленный вопрос. Составление схемы рассуждения,
развернутый ответ на поставленный вопрос.
Роль знаков препинания на письме. Составление таблицы, спор с предполагаемым оппонентом.
Развернутый аргументированный ответ.
Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Работа над сочинением. Сочинениерассуждение. Работа над сочинением.13.1, 13.2, 13.3.Типы речевых и грамматических ошибок.
Способы их устранения.
IV. Работа над тестовой частью ОГЭ - 14ч.
Повторяются все разделы орфографии, синтаксиса и пунктуации, изученные в 5-8 классах;
выполнение тестовых работ по разделам. При систематизации знаний орфографических правил в
курсе отрабатываются те, которые необходимы на экзамене: правописание приставок, особенно преи при-, правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-); правописание -Н- и -НН- в
различных частях речи, правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
настоящего времени. При обобщении знаний по лексикологии рекомендуется больше работать над
синонимами, их видами (стилистическими, текстовыми, смысловыми), над построением
синонимических рядов (при выделении доминанты), а также выразительностью речи (метафорами,
эпитетами, сравнениями и т.д.). Работая по темам, связанным с синтаксисом, необходимо подбирать
примеры на определение грамматической основы предложения с трудными случаями, например,
когда подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, а сказуемое – составное
глагольное или составное именное. Особое внимание уделить заданиям по обособленным,
уточняющим членам предложения, а также на знаки препинания в предложениях со словами и
конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.
5. Итоги года Итоговый контроль – 2ч.
Итоговая контрольная работа по КИМам ОГЭ, её анализ

№ урока

3. Тематическое планирование.
Основные разделы.
Тема урока.

Виды деятельности

Дата
проведения

I. Введение – 1ч
1

Вводное занятие. Структу- Работа с демонстрационным вариантом,
ра экзаменационной рабо- бланками ответов.
ты по русскому языку в новой форме и критерии ее
оценивания.
I. Текстоведение – 2 часа.

03.09

2

Понятие о тексте. Призна- Аналитико-синтетические
упражнения,
ки текста. Микротема. групповая работа, взаимооценка. ТекстыМикротекст. Абзац.
первоисточники,
развернутый
ответрассуждение. Анализ текста, изобразительно-выразительных средств языка; создание монологических высказываний, сочинений-миниатюр.
Виды и
средства связи Обобщить и систематизировать знания
предложений в тексте
учащихся по темам: «Текст», «Стили речи», «Типы речи», «Способы и средства
связи предложений в тексте».

10.09

3

17.09

II. Способы сокращения текста - 5 часов.
4

5

6
7
8

Языковые приёмы сжатия
исходного текста: исключение, упрощение, обобщение.
Применение
способов
сжатия

Работа с текстом, работа с карточками и
таблицами, алгоритмом. Опорный конспект

24.09

Работа с текстом, работа с карточками и
таблицами, алгоритмом. Опорный конспект
Практическая работа по Работа с текстами изложения, работа с карсжатию текста
точками редактирования.
Работа над изложением.
Работа над текстом изложения
Написание сжатого изло- Написание сжатого изложения по звуковожения по звуковому файлу му файлу

01.10

08.10
15.10
22.10

III. Виды сочинений. Этапы работы над сочинением. – 10ч
9

Композиция рассуждения. Дать понятие об аргументации, о видах и
Аргумент. Способы введе- структуре аргументов, показать способы
ния примеров-аргументов.
подбора аргументов.

05.11

10

Текст. Типы текста. Повествование.
Описание.
Рассуждение.
Композиция рассуждения.
Аргумент. Способы введения примеров-аргументов.

Определение типов текста и их особенностей

12.11

Приём формула ПОПС (позиция, обоснование, пример, следствие). Работа со схемами, опорным конспектом

19.11

11

12
13
14

Работа над лингвистичеРабота со схемами, опорным конспектом
ским сочинением.13.1
Работа над лингвистиче- Работа со схемами, опорным конспектом
ским сочинением.13.1
Работа над сочинением 13.2 Работа со схемами, опорным конспектом
Понимание смысла текста.

26.11
03.12
10.12

15
16
17
18

Работа над сочинением 13.2
Понимание смысла текста.
Работа над сочинением 13.3
Понимание смысла слова.
Работа над сочинением 13.3
Понимание смысла слова.
Анализ работ. Типы речевых и грамматических
ошибок.
Способы
их
устранения.

Работа со схемами, опорным конспектом

17.12

Работа со схемами, опорным конспектом

24.12

Работа со схемами, опорным конспектом

14.01

Типы речевых ошибок,«языковая норма»,нормированная речь.

21.01

IV. Работа над тестовой частью ОГЭ - 14 часов.

20

Средства выразительности
речи. Тропы. Сравнения,
олицетворения, метафоры,
эпитеты.
Фразеологизмы.

21

Лексика. Синонимы.

22

Орфография. Орфограммы
в корне.

23

Орфограммы в приставках.

24

Орфограммы в суффиксах.
Н – НН в различных частях
речи.
Орфограммы в окончаниях.

19

25
26

27

28
29

30

31

32

Работа с таблицами, тестами.
Исследование текста.
Самостоятельная работа с КИМами.

28.01

Работа с таблицами, тестами.
Исследование текста.
Самостоятельная работа с КИМами.
Работа с таблицами, тестами.
Исследование текста.
Самостоятельная работа с КИМами.
Беседа, работа с таблицами, блиц-опрос,
опорный конспект, тест.
Самостоятельная работа с КИМами.
Беседа, работа с таблицами, блиц-опрос,
опорный конспект, тест.
Самостоятельная работа с КИМами.
Работа с таблицами, текстом, тестами.
Выполнение тренировочных упражнений

04.02

11.02

18.02

25.02

04.03

Работа с таблицами, текстом, тестами.
Выполнение тренировочных упражнений
Синтаксические и пунктуа- Беседа, работа с таблицами, разбор словоционные нормы.
сочетаний, тест.
Словосочетание.
Виды Выполнение тренировочных упражнений
подчинительной связи (согласование,
управление,
примыкание).
Грамматическая основа и Беседа, работа с таблицами, анализ предспособы выражения под- ложений
лежащего и сказуемого.

11.03

Виды односоставных предложений.
Простое осложненное
предложение. Вводные
слова. Обращения.
Обособленные определения. Необособленные
определения. Обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения.
Обособленные уточняющие члены предложения.

Беседа, работа с таблицами, разбор предложений, проверочная работа.
Беседа, работа с таблицами, разбор предложений, проверочная работа.

08.04

Беседа, работа с таблицами, разбор предложений, тест

22.04

Беседа, работа
предложений

с

таблицами,

разбор

29.04

Беседа, работа
предложений

с

таблицами,

разбор

06.05

18.03

01.04

15.04

33
34

Контроль по итогам года – 2ч
Диагностическая работа по Выполнение работы по материалам ОГЭ
материалам ОГЭ
Диагностическая работа по Выполнение работы по материалам ОГЭ
материалам ОГЭ

13.05
20.05

6. Интернет – ресурсы по подготовке к ОГЭ.
1. Федеральный институт педагогических измерений http://fipi.ru/
2. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. Русский язык http://rus.sdamgia.ru/
3. Официальный информационный портал ГИА http://gia.edu.ru/
4. Подготовка к ОГЭ http://4ege.ru/russkiy/
5. ЕГЭ и ГИА портал «От урока – До экзамена» http://egeigia.ru/
6. Открытый банк заданий ОГЭ http://opengia.ru/
7. Подготовка к ОГЭ http://ege.yandex.ru/russian-gia/
8. Справочно – информационный портал – русский язык для всех http://www.gramota.ru/
9. Видеотьютор по русскому языку http://videotutor-rusyaz.ru/
10. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э.,Фомина М.И. Современный русский язык (учебник) http://www.hiedu.ru/e-books/xbook107/01/topicsw.htm
11. Российский образовательный портал www.school.edu.ru
12. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».