РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Проектная деятельность» для обучающихся 9 классов село Башкарка 2024 1. Планируемые результаты освоения содержания курса Личностные результаты освоения учебного курса обнаруживаются через участие обучающихся в проектной деятельности и освоение, что дает возможность школьникам приобрести социальный опыт, в ходе которого обучающийся сможет: - овладеть основами понятийного мышления (обобщение, анализ, планирование, контроль, рефлексия учебной деятельности); - сформировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на основе профессиональных предпочтений; - научиться самостоятельно выстраивать индивидуальные образовательные маршруты с учетом устойчивых учебно-познавательных интересов; - сформировать осознанное, уважительное и позитивное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, традициям, религиям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достижение в нем взаимопонимания; - освоить социальные нормы, правила поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; сформировать основы социальнокритического мышления; получить опыт участия в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций; - развивать моральное сознание социальные компетентности в решении моральных проблем нравственных чувств на и основе личностного нравственного выбора, поведения, формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - сформировать ценность здорового и безопасного образа жизни; усвоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в 2 чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и правил поведения на дороге. Метапредметные результаты В компетентности решения проблем как основы системно-деятельного подхода в обучении (способность видеть, ставить и решать задачи). Основными группами способностей и умений являются: - планировать решение задачи, выбирать метод для решения и определять необходимые ресурсы; - проводить требуемую последовательность действий по инструкции; при необходимости уточнять формулировки задачи, получать недостающие дополнительные данные и новые способы решения; - выявлять и использовать аналогии, переносить взаимосвязи и закономерности на задачи с аналогичным условием; выдвигать и проверять гипотезы, систематически пробовать различные пути решения; - выполнять текущий контроль и оценку своей деятельности; сравнивать характеристики запланированного и полученного продукта; оценивать продукт своей деятельности на основе заданных критериев; видеть слабые и сильные стороны полученного результата и своей деятельности, воспринимать и использовать критику и рекомендации других, совершенствовать результаты решения конкретной задачи и свою деятельность. В информационной компетентности как способности решать задачи, возникающие в образовательном и жизненном контексте с адекватным применением информационно-коммуникационных технологий. Основными группами способностей и умений являются: - исходя из задачи получения информации: Планировать поиск информации, формулировать поисковые запросы, выбирать способы получения информации; работать в поисковых системах Интернета, со справочными и другими бумажными источниками; проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты; 3 Находить в сообщении информацию и конкретные сведения, разъяснение значения слова, основную идею, указание на время и место действия, описание отношений между упоминаемыми лицами, их объяснение, обобщение и установление связей между событиями; Оценивать правдоподобность сообщения, выявлять отношение автора к происходящим событиям и использованные им приемы; Выделять из сообщения информацию, которая необходима для решения поставленной задачи, отсеивать лишние данные; Обнаруживать недостаточность или неясность данных, формулировать вопросы учителю с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации; Сопоставлять и сравнивать информацию из разных частей сообщения и находимую во внешних источниках, выявлять различие точек зрения, привлекать собственный опыт; - исходя из задачи создания, представления и передачи сообщения: Планировать создание сообщения, выбирать сочетание различных форм представления информации (текст, рисунок, анимация, таблица, схема, фотография, видео, презентация и другое) и инструментов ее создания и организации и использовать их для обеспечения эффективного создания сообщения; Обрабатывать имеющиеся сообщения: преобразовывать запись устного сообщения, интервью в письменный текст, формулировать выводы из изложенных фактов, кратко резюмировать, комментировать, выделять основные линии, иллюстрировать и преобразовывать в наглядную форму; Создавать текстовое описание объектов, явлений и событий, наблюдаемых на изображениях, фиксировать в графической форме схемы и планы наблюдаемых объектов и событий, понятий, связи между ними; Фиксировать в виде текста и гипермедиа-сообщения свои рассуждения (при решении математической задачи, формулировке вывода эксперимента, обосновании технологического решения); 4 Участвовать в дискуссии и диалоге, учитывать особенности других участников, их позиции, ставить задачи коммуникации и определять, какие результаты будут достигнуты; - исходя из задачи проектирования объектов и событий, создавать проекты и планы в различных формах: текст, чертеж, виртуальная модель); - исходя из задачи записи объектов и процессов в окружающем мире, выбирать правильные инструменты и действия, фиксируя необходимые элементы и контексты с необходимым технологическим качеством. В коммуникативной компетентности как способности ставить и решать определенные типы задач социального, организационного взаимодействия: определять цели взаимодействия, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы взаимодействия партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать успешность взаимодействия, быть готовым к осмысленному изменению собственного поведения. Основными группами способностей и умений являются: - способность к инициативной организации учебных и других форм сотрудничества, выражающаяся в умениях: Привлекать других людей к совместной постановке целей и их достижению; Понять и принять другого человека, оказать ему необходимую помощь в достижении его целей; Оценивать свои и чужие действия в соответствии с их целями, задачами, возможностями и нормами общественной жизни; - способность к пониманию и созданию культурных текстов, выражающееся в умениях: Строить адресованное письменное или устное развернутое высказывание, выдерживающее предметную логику, учитывающее разнообразие возможных точек зрения по данному вопросу; Читать и осмысливать культурные тексты разного уровня сложности и с разными стилистическими особенностями; 5 Оценивать свои возможности в понимании и создании культурных текстов, искать и осваивать недостающие для этого средства; - способность к взаимодействию с другими людьми, выражающаяся в умениях: Осознавать и формулировать цели совместной деятельности, роли, позиции и цели участников, учитывать различия и противоречия в них; Планировать взаимодействие; Оценивать ход взаимодействия, степень достижения промежуточных и конечных результатов; - способность к разрешению конфликтов, выражающаяся в умениях: Находить пути разрешения конфликта, способы поведения в ситуации неизбежного конфликта и столкновения интересов, достижения компромисса. В учебной компетентности как способности обучающихся самостоятельно и инициативно создавать средства для собственного продвижения в обучении и развитии, выстраивать свою образовательную траекторию, а также создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовывать. Умение учиться обнаруживает себя в готовности и возможности: - строить собственную индивидуальную образовательную траекторию на последующих этапах обучения; - определять последовательность учебных целей, достижение которых обеспечит движение по определенной обучающимся траектории; - оценивать свои ресурсы и дефициты в достижении цели; - обладать развитой способностью к поиску источников восполнения дефицитов; - проводить рефлексивный анализ своей образовательной деятельности, использовать продуктивные методы рефлексии. В результате изучения учебного предмета будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные 6 и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении. Результаты проектной деятельности учащиеся представляют на школьной конференции и в ходе публичной защиты индивидуального итогового проекта. Основным результатом освоения учебного курса является успешная защита индивидуального итогового проекта выпускника основной школы. 7 2. Содержание учебного курса Введение Что такое «проектная деятельность»? Цель и содержание. Задачи курса. Основоположник Дж. Дьюи. Развитие проектной деятельности в России и за рубежом. Виды проектов и их особенности. Информационный проект, исследовательский проект, практико-ориентированные проекты, социальные проекты. Классификация проектов по доминирующей деятельности, по комплексности и характеру контактов: монопроекты, межпредметные; по продолжительности: мини-проекты, краткосрочные, недельные, годичные. От проблемы - к цели Постановка проблемы. Проблема – как противоречие реального и желаемого. Причины возникновения проблем. Выбор темы информационного проекта. Понятие проблемной ситуации. Анализ проблемной ситуации. Постановка проблемы. Целеполагание. Цель и требования к ее формулировке: измеримость, конкретность, достижимость, прозрачность, реалистичность. Цели, преследуемые при работе над информационным проектом. Понятие результата. Результаты работы с информационным проектом. Планирование деятельности. Постановка задач, адекватных цели. Пошаговое представление (планирование) деятельности. Хронологическая последовательность действий и расчет времени, необходимого для их выполнения. «Дневник исследователя». Создание визитной карточки проекта, заполнение дневника исследователя, создание базы данных и электронных рабочих папок для хранения результатов работы по проекту. Анализ ресурсов. Понятие ограниченности ресурсов. Виды ресурсов, полезных для работы с информационным проектом. Практическая работа № 1 Составление дневника исследования. 8 Работа с информационными источниками Виды информационных источников. Справочники, учебники, статьи, монографии, архивные документы, статистические материалы, Интернет, электронные издания, радио и телевизионные источники и др. Работа с каталогами. Организация информации в каталоге. Виды каталогов. Параметры поиска информации в каталоге. Работа со справочной литературой. Виды справочной литературы. Способы размещения информации в справочной литературе. Поиск и отбор информации. Оформление ссылок Способы первичной обработки информации. Чтение текста с маркированием. Работа с терминами и понятиями. Коллажирование как способ обработки первичной информации. Использование электронных электронных энциклопедий. Содержание энциклопедий; приёмы поиска информации в подобных источниках. Работа со статистическим материалом. Статистические таблицы и приемы работы с ними. Дизайн информации. Представление информации в виде таблиц, схем, графиков, гистограмм и диаграмм. Оформление числовых данных. Создание публикаций Виды публикаций. Реферат, тезисы, статья, буклет, монография, доклад, бюллетень, исследовательская работа и их различия. Требования к оформлению публикаций. Реферат. Структура реферата. Оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы, рецензия и их функции. Требования к оформлению реферата. Оформление титульного листа, оглавления, введения, заключения, основной части, ссылок, заголовков, списка литературы, нумерация разделов. Критерии оценивания. Актуальность, логичность и системность изложения, взаимосвязанность основных вопросов, полнота раскрытия темы в 9 соответствии с планом, творчество и самостоятельность автора при написании реферата, научный язык изложения, глубина анализа, изложение целей и задач, наличие обзора источников, соответствие оформления работы требованиям. Тезисы. Цель написания тезисов информационных проектов, структура, требования, критерии оценивания. Практическая работа№ 2 Составление тезисов. Представление информации Оформление портфолио проекта. Задачи портфолио; состав портфолио проекта. Содержание информации. Объем информации в зависимости от вида публикаций. Построение предложений. Расположение информации на странице. Оформление ссылок Действия при оформлении ссылок. Библиографические правила цитирования источников. Создание библиографического описания первоисточников при цитировании документов в различной форме. Дизайн информации. Представление информации в виде таблиц, схем, графиков, гистограмм и диаграмм. Оформление числовых данных. Презентация продукта. Презентация в виде доклада с иллюстрациями; раздача изданного информационного бюллетеня; представление веб-сайта с результатами исследования. Составление текста к публичному выступлению. Разработка темы на уровне идей и плана речи. Метод Ломоносова. «Дерево идей». План и цель выступления. Обязательные части публичного выступления. Нормы этикета. Вербальные и невербальные формы передачи информации. Элементы вербальной коммуникации, влияющие на восприятие речи (темп, тембр голоса, громкость, четкость и т.д.). Элементы невербальной коммуникации (выражение лица, жесты, поза, зрительный контакт, внешность, личное пространство). Сочетание вербальной 10 и невербальной информации, некоторые правила этикета выступающего. Нормы речи при публичном выступлении. Методы привлечения внимания аудитории. Риторические приемы, позволяющие сделать речь более удобной для восприятия (анафора, период, повтор, риторический вопрос, сравнение, и др.) Целесообразность использования риторических приемов. Мера красоты и доступности в речи (логическое и эстетическое начала публичного выступления). Работа с вопросами. Для чего мы спрашиваем? Виды вопросов в зависимости от их цели и формы. Виды ответов по форме. Речевые формулы задания вопросов. Связь цели и формы вопроса. Поведение выступающего при вопросах. Форма вопроса и форма ответа. Публичное выступление. Представление работ. Конференция. Требования к защите индивидуального итогового проекта выпускника основной школы. Практическая работа № 3 Составление вопросов к проекту. Анализ результатов работы Понятия «отметка», «оценка», «контроль». Различия приведенных понятий. Эталоны и оценочные шкалы. Способы оценивания работ. Критерии и процедура оценивания. Оценка и самооценка. «Сильные» и «слабые» стороны работы и их анализ. Успех и как его добиться. Неудача, или как преодолеть трудности и избежать неудач. Оценка собственного продвижения. 11 3. Календарно – тематическое планирование № Тема урока Дата план Введение - 1 час Индивидуальный итоговый проект выпускника. Выбор 1. темы. Постановка проблемы От проблемы - к цели - 1 час Целеполагание. Планирование деятельности 2. Работа с информационными источниками - 3 часа Отбор информации по теме проекта. Работа с 3. дополнительными источниками информации Социологический опрос. Технология проведения 4. Обработка результатов социологического опроса Анализ статистических данных 5. Представление информации - 6 часов Оформление письменной части итогового проекта 6. Графические составляющие письменной части итогового 7. проекта Индивидуальные консультации «Оформление 8. письменной части индивидуального проекта» Оформление готового продукта индивидуального проекта 9. Оформление письменной части итогового проекта 10. Индивидуальные консультации «Оформление 11. письменной части индивидуального проекта» Презентация продукта - 5 часов Требования к итоговой презентации индивидуального 12. проекта Составление текста публичного выступления. Методы 13. привлечения внимания в аудитории Готовый продукт проекта 14. Публичное выступление. Представление и защита работ 15. Индивидуальные консультации «Защита 16. индивидуального проекта» Анализ результатов работы - 1 час Критерии и процедура оценивания индивидуального 17. проекта. Оценка руководителя и самооценка индивидуального проекта Итого за год 17 ч 12 Примечание факт