Рабочая программа учебного курса "Проектная деятельность" 7-8 классы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
7-8 КЛАССЫ

Башкарка
2024

Пояснительная записка
Рабочая программа по проектной деятельности для 7-8 классов является частью Основной
образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №30» и состоит из
следующих разделов:
1) содержание учебного предмета, курса;
2) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на
освоение каждой темы учебного курса и возможность использования по этой теме электронных
(цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами,
используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в
электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание
которых соответствует законодательству об образовании.
Общая характеристика учебного курса «Проектная деятельность».
Метод проектов направлен на многоаспектное развитие личности учащегося. Место
проектной деятельности проявляется, прежде всего, в направленности на обучение детей
элементарным приемам как совместной деятельности в ходе разработки проектов, так и
индивидуальной. Проектная и исследовательская деятельность служит логическим продолжением
урока и предусматривает вовлеченность каждого ученика в процесс выявления и систематизации
данных.
Цели и задачи изучения учебного курса «Проектная деятельность».
Цель курса – создание условий для формирования умений и навыков межпредметного
проектирования, которые будут способствовать развитию индивидуальности учащихся, их
творческой самореализации, преодолению фрагментарности изучаемых предметов, рассмотрению
изучаемого школьного курса предметов как единого целого, а также позволит ученикам применить
полученные знания на практике, накопить практический опыт, развить коммуникативные,
управленческие и исследовательские навыки.
Задачи программы:
 знакомство учащихся с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта;
 формирование опыт выполнения самостоятельной творческой работы, оценки своей
деятельности;
 формирование опыта выполнения самостоятельной творческой работы, реализации
собственного проекта, оценки своей деятельности;
 формирование представления об исследовательской деятельности как ведущем способе
учебной деятельности;
 обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных
исследований, навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
 развитие познавательных потребностей и способностей, креативности;
 формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования
рабочего времени;
 формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и
сотрудничество, принимать решения.
Место учебного курса «Проектная деятельность» в учебном плане.
Учебный план МБОУ «СОШ № 30» отводит для обязательного изучения учебного предмета
«Проектная деятельность» в 7, 8 классах в общем объеме 68 часов: по 34 часа в 7 и 34 часа в 8-х
классах.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, 7 класс (34 часа)
Введение (1 ч)
Научные исследования и наша жизнь. Беседа о роли научных исследований в нашей жизни.
Посмотри на мир «чужими глазами».
Тема проекта и какой он должен быть (5 ч)
Что мне интересно? Как выбрать тему. Обсуждение выбранной темы для исследования. Общие
интересы. Знакомство с видами проектов.
Планирование работы (7 ч)
Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения
поставленной цели. Выдвижение гипотез. Составление плана работы над проектом. Методы, объект
и предмет исследования. Эксперимент как форма познания мира.
Сбор информации и ее анализ (8 ч)
Анкетирование, социальный опрос, интервьюирование. Работа в библиотеке. Выбор
необходимой литературы по теме проекта. Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта.
Как записать литературу, используемую в проекте.
Работа с текстом (6 ч)
Исследование объектов в проектах учащихся.Логические операции. Оценка идеи, выделение
главного и второстепенного. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.
Результаты исследования (3 ч)
Как сделать сообщение о результатах исследования? Составление плана работы. Оформление
работы. Выполнение схем, таблиц, рисунков, поделок и т.п.
Презентация проекта (2 ч)
Оформление презентации. Работа на компьютере – создание презентации.
Итоговое обобщение (2 ч)
Выступления учащихся с презентацией своих проектов. Анализ своей проектной деятельности.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, 8 класс (34 часа)
Введение (1 ч)
Знакомство с различными формами исследовательской работы, основанных на индивидуальной
самостоятельности и личностно ориентированной поисково-исследовательской деятельности
каждого обучающегося.
Выбор источников и методов (2 ч)
Типология источников познания. Исследования трех групп: теоретические, эмпирические,
смешанные. Методы научного познания.
Основные аспекты «введения проекта (4 ч)
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности
выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Идея,
концепция, суждение и понятие, постулат, аксиома исследования. Соответствие цели и задач теме
исследования. Планирование исследовательской деятельности с учетом целей и задач. Составление
контрольных точек исследования. Предварительная теоретическая отработка проблемы.
Работа с научной литературой (3 ч)

Научные тексты - главный источник исследовательской работы. Выбор литературы для чтения
и изучения. Понятия: источник, литература. Виды, формы, технологические приемы
конспектирования. Критерии конспекта. Использование научной терминологии. Фактический
материал, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений необходимых для
исследования.
Проектирование исследования (3 ч)
Состав научного аппарата. Понятия ведущих направлений исследования. Терминология. Поиск
и
определение
основного
пути
и
предлагаемого
результата
всего
исследования
(стратегия).Рассмотрение действий, направленных на достижение поставленной цели исследования.
Графические материалы в исследовании (3 ч)
Рассмотрение различных видов графиков (линейные графики, диаграммы, таблицы, схемы,
чертежи и др.) как наглядное изображение словесного материала. Правила размещения в научноисследовательской работе графических материалов.
Структура и написание различных форм исследовательских работ (5 ч)
Изучение единой структуры исследовательских работ: введение, основная часть, заключение,
список литературы, приложение. Размер листа, шрифта (в зависимости от темы и предмета
исследования), требования к параметрам страницы, междустрочный интервал.Формирование
выводов, обобщений.
Культура выступления (9 ч)
Словарный запас, его значение. Активная и пассивная лексика. Сленг. Структура публичного
выступления. Приемы усиления аргументов. Способы аргументации в разной аудитории. Правила
подготовки
информационной
речи.
Виды
информационных
выступлений.
Понятия
воодушевляющего, агитационного, собственно убеждающего выступлений. Направленность
сознания (психики). Характеристика продуктивности памяти. Развитие мыслительной деятельности.
Мысленное воспроизведение, фантазия.
Применение знаний, умений и навыков при выполнении проектов (4 ч)
Рекомендации изложения материала научно-исследовательской работы. Защита научноисследовательских работ.
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования
Личностные результаты:
 в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране;
 в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров
гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в
жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие
любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и
природной среде;
 в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных
ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского

общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
 в понимании ценности научного познания: осмысление значения научных исследований как
проводника к знаниям о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном
опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого и
настоящего;
 в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей
страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства
коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;
 в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и
необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об
идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в
античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
 в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой
деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии
существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов,
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
 в сфере экологического воспитания: формирование основ экологической культуры,
соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
 в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления
об изменениях природной и социальной среды, об опыте адаптации людей к новым жизненным
условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы; об общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего
возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности
Метапредметные результаты:
познавательные действия:
 владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические
факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать
причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
 владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу;
намечать путь ее решения и осуществлять подбор материала, объекта; соотносить полученный
результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата;
представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация,
реферат, учебный проект и др.);
 работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной информации (учебник,
тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) —
извлекать информацию из источника; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).
коммуникативные действия:
 общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и
современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие

и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном
высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования,
проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном
окружении;
 осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров
значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей;
планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том
числе — на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать
свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую
работу.
регулятивные действия:
 владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление
проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);
 владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки
полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных
ошибок, возникших трудностей.
в сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
 выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;
 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических
ситуациях и окружающей действительности);
 регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других
участников общения.
Предметные результаты:
7 КЛАСС
1. Выбор «поля» исследования:
 иметь представлении об основных этапах организации проектной деятельности (выбор темы,
сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
 определять объект, предмет и гипотезу исследования;
 планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект.
2. Постановка цели и задач исследования:
 формулировать цель исследования, соответствующей теме, объекту и предмету;
 распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного
исследования;
 выстраивать задачи в соответствии с логикой изложения теоретического материала и
подведении его к продукту проекта.
3. Выбор инструментов решения задач (в зависимости от учебного предмета):
 выделять и использовать простейшие математические методы и приёмы;
 выделять и использовать такие естественно-научные наблюдение, постановка проблемы,
эксперимент, моделирование;
 выделять и использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных
и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое
описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов.
4. Работа с источниками информации:

 различать
вещественные);

основные

типы

исторических

источников

(письменные,

визуальные,

 группировать, систематизировать факты по заданному признаку;
 уметь выделять главное и второстепенное; научиться составлять тезисы, конспекты,
оформлять основные положения темы в таблицу и др.,
 отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям,
мнениям, оценкам, реконструировать их основания.
5. Формулирование выводов:
 уметь ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства,
адекватные обсуждаемой проблеме;
 осознавать свою ответственность за достоверность знаний, за качество выполненного
проекта.
6. Представление результатов:
 представлять результаты своей деятельности в различных видах (мультимедиа-презентация,
стендовый доклад, сравнительная таблица, сборник, творческий продукт и др.);
 доказать практическую значимость продукта исследовательского проекта.
8 КЛАСС
1. Выбор «поля» исследования:
 знать этапы исследования и формулировать тему;
 определять объект, предмет и гипотезу исследования;
 планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект.
2. Постановка цели и задач исследования:
 формулировать цель исследования, соответствующей теме, объекту и предмету;
 конструировать задачи исследования, выделяя проблемные блоки;
 выстраивать задачи в соответствии с логикой изложения теоретического материала и
подведении его к продукту проекта.
3. Выбор инструментов решения задач (в зависимости от учебного предмета):
 использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция иидеализация,
доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение,
контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
 использовать такие естественно-научные наблюдение, постановка проблемы, выдвижение
«хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей,
теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
 использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и
исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание,
объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов.
4. Работа с источниками информации:
 использовать письменные, визуальные, вещественные типы исторических источников;
 группировать, систематизировать факты по заданному признаку;
 адекватно применять математические формулы в связи с теоретическим обоснованием;

 составлять тезисы, конспекты, оформлять основные положения темы в таблицу и др.,
 отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям,
мнениям, оценкам, реконструировать их основания.
5. Формулирование выводов:
 уметь ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства,
адекватные обсуждаемой проблеме;
 осознавать свою ответственность за достоверность знаний, за качество выполненного
проекта.
6. Представление результатов:
 представлять результаты своей деятельности в различных видах (мультимедиа-презентация,
стендовый доклад, сравнительная таблица, сборник, творческий продукт и др.);
 доказать практическую значимость продукта исследовательского проекта.
Тематическое планирование:
№

Тема

1.
2.
3.
4.

Введение
Тема проекта и какой он должен быть
Виды проектов
Планирование работы

5.
6.

Методы исследования
Анкетирование, социальный опрос,
интервьюирование
Сбор информации и ее анализ
Работа с текстом
Результаты исследования

7.
8.
9.

10. Презентация проекта
11. Итоговое обобщение
№

Тема

Введение
Выбор темы, типы и виды учебных
исследований
3. Организация исследования
4. Работа с научной литературой
5. Проектирование исследования
6. Графические материалы в исследовании
7. Структура и написание различных форм
исследовательских работ
8. Культура выступления
9. Интересы и склонности. Внимание. Память.
Мышление. Воображение
10. Подготовка к защите проекта
11. Защита проектов

1.
2.

Часы
7 класс
1
3
2
4
3
2
6
6
3

2
2
Итого: 34
Часы
8 класс
1
4
2
3
3
3
5

ЦОР/ЭОР
1. http://window.edu.ru/
2. https://globallab.ru/ru/#.YpdiSKhByUk
3. https://rosuchebnik.ru/material/proektyv-shkole-ot-podgotovki-do-prezentatsii/
4. презентации
1. презентации

1. https://pedsovet.org/m
2. http://www.library.ru/
3. https://www.km.ru/
4. https://www.elibrary.ru/defaultx.asp
5. https://rosuchebnik.ru/material/proektyv-shkole-ot-podgotovki-do-prezentatsii/
1. презентации

1. http://window.edu.ru/
2. https://globallab.ru/ru/#.YpdiSKhByUk
3. презентации
1. https://pedsovet.org/m
2. http://www.library.ru/
3. https://www.km.ru/
4. https://www.elibrary.ru/defaultx.asp

5
4

1. презентации

2
2
Итого: 34

1. презентации


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».