РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 7-8 КЛАССЫ Башкарка 2024 Пояснительная записка Рабочая программа по проектной деятельности для 7-8 классов является частью Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №30» и состоит из следующих разделов: 1) содержание учебного предмета, курса; 2) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; 3) тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного курса и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами, используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании. Общая характеристика учебного курса «Проектная деятельность». Метод проектов направлен на многоаспектное развитие личности учащегося. Место проектной деятельности проявляется, прежде всего, в направленности на обучение детей элементарным приемам как совместной деятельности в ходе разработки проектов, так и индивидуальной. Проектная и исследовательская деятельность служит логическим продолжением урока и предусматривает вовлеченность каждого ученика в процесс выявления и систематизации данных. Цели и задачи изучения учебного курса «Проектная деятельность». Цель курса – создание условий для формирования умений и навыков межпредметного проектирования, которые будут способствовать развитию индивидуальности учащихся, их творческой самореализации, преодолению фрагментарности изучаемых предметов, рассмотрению изучаемого школьного курса предметов как единого целого, а также позволит ученикам применить полученные знания на практике, накопить практический опыт, развить коммуникативные, управленческие и исследовательские навыки. Задачи программы: знакомство учащихся с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта; формирование опыт выполнения самостоятельной творческой работы, оценки своей деятельности; формирование опыта выполнения самостоятельной творческой работы, реализации собственного проекта, оценки своей деятельности; формирование представления об исследовательской деятельности как ведущем способе учебной деятельности; обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований, навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование); развитие познавательных потребностей и способностей, креативности; формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения. Место учебного курса «Проектная деятельность» в учебном плане. Учебный план МБОУ «СОШ № 30» отводит для обязательного изучения учебного предмета «Проектная деятельность» в 7, 8 классах в общем объеме 68 часов: по 34 часа в 7 и 34 часа в 8-х классах. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, 7 класс (34 часа) Введение (1 ч) Научные исследования и наша жизнь. Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Посмотри на мир «чужими глазами». Тема проекта и какой он должен быть (5 ч) Что мне интересно? Как выбрать тему. Обсуждение выбранной темы для исследования. Общие интересы. Знакомство с видами проектов. Планирование работы (7 ч) Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез. Составление плана работы над проектом. Методы, объект и предмет исследования. Эксперимент как форма познания мира. Сбор информации и ее анализ (8 ч) Анкетирование, социальный опрос, интервьюирование. Работа в библиотеке. Выбор необходимой литературы по теме проекта. Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Как записать литературу, используемую в проекте. Работа с текстом (6 ч) Исследование объектов в проектах учащихся.Логические операции. Оценка идеи, выделение главного и второстепенного. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Результаты исследования (3 ч) Как сделать сообщение о результатах исследования? Составление плана работы. Оформление работы. Выполнение схем, таблиц, рисунков, поделок и т.п. Презентация проекта (2 ч) Оформление презентации. Работа на компьютере – создание презентации. Итоговое обобщение (2 ч) Выступления учащихся с презентацией своих проектов. Анализ своей проектной деятельности. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, 8 класс (34 часа) Введение (1 ч) Знакомство с различными формами исследовательской работы, основанных на индивидуальной самостоятельности и личностно ориентированной поисково-исследовательской деятельности каждого обучающегося. Выбор источников и методов (2 ч) Типология источников познания. Исследования трех групп: теоретические, эмпирические, смешанные. Методы научного познания. Основные аспекты «введения проекта (4 ч) Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Идея, концепция, суждение и понятие, постулат, аксиома исследования. Соответствие цели и задач теме исследования. Планирование исследовательской деятельности с учетом целей и задач. Составление контрольных точек исследования. Предварительная теоретическая отработка проблемы. Работа с научной литературой (3 ч) Научные тексты - главный источник исследовательской работы. Выбор литературы для чтения и изучения. Понятия: источник, литература. Виды, формы, технологические приемы конспектирования. Критерии конспекта. Использование научной терминологии. Фактический материал, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений необходимых для исследования. Проектирование исследования (3 ч) Состав научного аппарата. Понятия ведущих направлений исследования. Терминология. Поиск и определение основного пути и предлагаемого результата всего исследования (стратегия).Рассмотрение действий, направленных на достижение поставленной цели исследования. Графические материалы в исследовании (3 ч) Рассмотрение различных видов графиков (линейные графики, диаграммы, таблицы, схемы, чертежи и др.) как наглядное изображение словесного материала. Правила размещения в научноисследовательской работе графических материалов. Структура и написание различных форм исследовательских работ (5 ч) Изучение единой структуры исследовательских работ: введение, основная часть, заключение, список литературы, приложение. Размер листа, шрифта (в зависимости от темы и предмета исследования), требования к параметрам страницы, междустрочный интервал.Формирование выводов, обобщений. Культура выступления (9 ч) Словарный запас, его значение. Активная и пассивная лексика. Сленг. Структура публичного выступления. Приемы усиления аргументов. Способы аргументации в разной аудитории. Правила подготовки информационной речи. Виды информационных выступлений. Понятия воодушевляющего, агитационного, собственно убеждающего выступлений. Направленность сознания (психики). Характеристика продуктивности памяти. Развитие мыслительной деятельности. Мысленное воспроизведение, фантазия. Применение знаний, умений и навыков при выполнении проектов (4 ч) Рекомендации изложения материала научно-исследовательской работы. Защита научноисследовательских работ. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования Личностные результаты: в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде; в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; в понимании ценности научного познания: осмысление значения научных исследований как проводника к знаниям о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого и настоящего; в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов; в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху; в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов; в сфере экологического воспитания: формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы; об общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности Метапредметные результаты: познавательные действия: владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы; владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор материала, объекта; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.); работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) — извлекать информацию из источника; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно). коммуникативные действия: общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении; осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу. регулятивные действия: владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения); владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей. в сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других: выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности); регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения. Предметные результаты: 7 КЛАСС 1. Выбор «поля» исследования: иметь представлении об основных этапах организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация); определять объект, предмет и гипотезу исследования; планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект. 2. Постановка цели и задач исследования: формулировать цель исследования, соответствующей теме, объекту и предмету; распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования; выстраивать задачи в соответствии с логикой изложения теоретического материала и подведении его к продукту проекта. 3. Выбор инструментов решения задач (в зависимости от учебного предмета): выделять и использовать простейшие математические методы и приёмы; выделять и использовать такие естественно-научные наблюдение, постановка проблемы, эксперимент, моделирование; выделять и использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов. 4. Работа с источниками информации: различать вещественные); основные типы исторических источников (письменные, визуальные, группировать, систематизировать факты по заданному признаку; уметь выделять главное и второстепенное; научиться составлять тезисы, конспекты, оформлять основные положения темы в таблицу и др., отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания. 5. Формулирование выводов: уметь ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; осознавать свою ответственность за достоверность знаний, за качество выполненного проекта. 6. Представление результатов: представлять результаты своей деятельности в различных видах (мультимедиа-презентация, стендовый доклад, сравнительная таблица, сборник, творческий продукт и др.); доказать практическую значимость продукта исследовательского проекта. 8 КЛАСС 1. Выбор «поля» исследования: знать этапы исследования и формулировать тему; определять объект, предмет и гипотезу исследования; планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект. 2. Постановка цели и задач исследования: формулировать цель исследования, соответствующей теме, объекту и предмету; конструировать задачи исследования, выделяя проблемные блоки; выстраивать задачи в соответствии с логикой изложения теоретического материала и подведении его к продукту проекта. 3. Выбор инструментов решения задач (в зависимости от учебного предмета): использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция иидеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма; использовать такие естественно-научные наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории; использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов. 4. Работа с источниками информации: использовать письменные, визуальные, вещественные типы исторических источников; группировать, систематизировать факты по заданному признаку; адекватно применять математические формулы в связи с теоретическим обоснованием; составлять тезисы, конспекты, оформлять основные положения темы в таблицу и др., отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания. 5. Формулирование выводов: уметь ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; осознавать свою ответственность за достоверность знаний, за качество выполненного проекта. 6. Представление результатов: представлять результаты своей деятельности в различных видах (мультимедиа-презентация, стендовый доклад, сравнительная таблица, сборник, творческий продукт и др.); доказать практическую значимость продукта исследовательского проекта. Тематическое планирование: № Тема 1. 2. 3. 4. Введение Тема проекта и какой он должен быть Виды проектов Планирование работы 5. 6. Методы исследования Анкетирование, социальный опрос, интервьюирование Сбор информации и ее анализ Работа с текстом Результаты исследования 7. 8. 9. 10. Презентация проекта 11. Итоговое обобщение № Тема Введение Выбор темы, типы и виды учебных исследований 3. Организация исследования 4. Работа с научной литературой 5. Проектирование исследования 6. Графические материалы в исследовании 7. Структура и написание различных форм исследовательских работ 8. Культура выступления 9. Интересы и склонности. Внимание. Память. Мышление. Воображение 10. Подготовка к защите проекта 11. Защита проектов 1. 2. Часы 7 класс 1 3 2 4 3 2 6 6 3 2 2 Итого: 34 Часы 8 класс 1 4 2 3 3 3 5 ЦОР/ЭОР 1. http://window.edu.ru/ 2. https://globallab.ru/ru/#.YpdiSKhByUk 3. https://rosuchebnik.ru/material/proektyv-shkole-ot-podgotovki-do-prezentatsii/ 4. презентации 1. презентации 1. https://pedsovet.org/m 2. http://www.library.ru/ 3. https://www.km.ru/ 4. https://www.elibrary.ru/defaultx.asp 5. https://rosuchebnik.ru/material/proektyv-shkole-ot-podgotovki-do-prezentatsii/ 1. презентации 1. http://window.edu.ru/ 2. https://globallab.ru/ru/#.YpdiSKhByUk 3. презентации 1. https://pedsovet.org/m 2. http://www.library.ru/ 3. https://www.km.ru/ 4. https://www.elibrary.ru/defaultx.asp 5 4 1. презентации 2 2 Итого: 34 1. презентации