Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Билет в будущее"

Горноуральский городской округ
«Кайгородская средняя общеобразовательная школа» филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 2

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей нач.кл.
Руководитель ШМО
______ К.С. Худякова
Протокол № 5
от «24» июня 2024 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель
директора по УВР
________Е.П.Фалалеева
от «27» июня 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________ И.С.Паньшина
Приказ № 85/2-Д
от «03» июля 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
социальное и духовно-нравственное направление
«БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ»
для обучающихся 5-7-х классов

с. Кайгородское
2024

Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Билет в будущее» составлена в
соответствии со следующими нормативными документами и инструктивнометодическими
материалами:
• Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.12 г. №273-ФЗ.
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки от 17 декабря
2010 г. № 1897. (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015
N 1577).
• Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утверждѐнного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая
2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования», с изменениями и дополнениями,
утвержденными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 №1645, от 31 декабря 2015
г. N 1578 и приказом Минобрнауки от 29 июня 2017 г. N 613;
• Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2015г. №08-1228 «О
направлении методических рекомендаций по вопросам введения ФГОС ООО,
разработанные Российской Академией Образования».
• Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и
молодежи «О направлении методических рекомендаций» №09-1762 от 18.08.2017г.
• Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» /
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
Об
оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебнолабораторным
оборудованием (вместе с «рекомендациями по оснащению общеобразовательных
учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для
реализации федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и
технического творчества обучающихся») / Письмо Минобрнауки РФ от 24.11.2011 № МД1552/03
• Федеральный государственный стандарт по организации профессиональной
ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии) трудоустройства,
прохождения
профессионального
обучения
и
получения
дополнительного
профессионального образования (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от
23.08.2013 №380-н);
• Программы развития МБОУ СОШ № 2
• Устав МБОУ СОШ № 2
• Положения о внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 2
• Учебного плана МБОУ СОШ № 2
Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества важнейшая задача всей образовательной системы государства. Ее успешное
осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового
воспитания и профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт,

результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к
решению вопросов трудового самоопределения молодежи способствует успеху
профориентационной деятельности.
Профессиональная ориентация - это государственная по масштабам экономическая
по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная и
многогранная проблема. Профориентация содействует рациональному распределению
трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями
личности и потребностями народного хозяйства в кадрах определенных профессий.
В выпускных классах дети сосредотачиваются на профессиональном
самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в
которых ребенок мог стать представителем любой профессии. Старшекласснику
приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в
основе отношения к профессии чаще всего лежит не свой собственный, а чужой опыт, т.е.
сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых и т.п.
Этот опыт обычно абстрактен, он не пережит, не выстрадан. Кроме того, нужно
верно оценить свои собственные возможности: уровень учебной подготовки, здоровье,
материальные условия семьи и главное - свои способности и склонности.
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все
более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям
человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает
его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм,
выносливость и ответственность.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению
целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая
должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих
формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических,
психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по
оказанию молодѐжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии
способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе
профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка,
многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через
учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
На современном этапе можно выделить следующие основные проблемы,
мешающие полноценной профориентационной работе:
1. Неопределенность целей профессионального самоопределения.
2. Отсутствие общепринятых (признаваемых разными слоями общества) образов
жизненного и профессионального успеха.
3. Слабое взаимодействие профориентационной науки с представителями смежных
наук и сфер познания.
4. Явно недостаточное время, отведенное в школах для профориентационной работы.
5. Слабое вовлечение в эту работу родителей учащихся.
6. Слабое внимание к профориентации (особенно школьной) различных социальных
институтов.

Данная программа предполагает хотя бы частичное решение названных проблем и
направлена на учащихся 9-х классов основной школы, их профессиональное определение
после окончания основной школы.
Главная цель данной программы: формирование у учащихся профессионального
самоопределения, соответствующего индивидуальным способностям каждой личности и
запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.
Сопутствующие цели:
•
оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе
выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
•
выработка у учащихся сознательного отношения к труду,
профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы
деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с
учетом требований рынка труда.
Задачи:
•
актуализировать процесс профессионального самоопределения
школьников за счет активизации их психологических ресурсов;
•
обеспечить системой сведений о мире современных профессий;
•
развить способности адаптироваться в реальных социальноэкономических условиях.
Основной формой организации образовательного процесса является урок.
Предусмотрено проведение следующих типов уроков: комбинированный, урок изучения
нового материала, урок контроля знаний, урок – практикум, урок – исследование, урок –
обобщение.
Технология
обучения:
дифференцированное
обучение,
личностноориентированное обучение, развивающее обучение, ИКТ, проблемное
обучение.
Данная программа предполагает тематический и итоговый виды контроля знаний.
В качестве форм контроля предусматриваются устный или письменный опрос, а также
практические работы и тестовые задания.
Предусмотрено безоценочное обучение.
Программа включает в себя теоретическую и практическую части, рассчитана на 34
часов.
Планируемый уровень подготовки обучающихся 9-х классов на конец учебного
года в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными
образовательными стандартами, заключается в том, чтобы выпускник знал:
• роль адекватной самооценки при выборе профессии и в профессиональной
последующей деятельности;
• понятие о личности, направленности, структуре, потребностях личности;
социально-типические и индивидуально-психологические качества личности;
• приемы анализа индивидуальных особенностей личности;
• сущность понятий профессиональные интересы, склонности, способности,
их значимость в профессиональной деятельности;
• природные свойства нервной системы; эмоциональные состояния личности;

• ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленных свойствами
нервной системы;
• роль эмоций в профессиональной деятельности человека;
• понятие о психических процессах и их роли в профессиональной
деятельности; понятие о профессиональной деятельности и ее субъекте;
• понятие о специальности и квалификации работника;
• требования к качествам личности при выборе профессии; о возможностях
личности в профессиональной деятельности;
• характеристику профессий и специальностей;
• понятие о личном профессиональном и жизненном плане, способы его
составления и обоснования.
• основные понятия, принципы и направления анализа рынка труда;
• факторы, влияющие на уровень оплаты труда;
• виды и формы получения профессионального образования; виды
учреждений профессионального образования.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
• сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии;
• составлять и обосновывать профессиональный личный план с учетом
профессий и специальностей с точки зрения их восстребованности.
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни.

1. Результаты освоения программы Личностные
результаты освоения учебного предмета:
• соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной
профессии;
• составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
• использовать
приѐмы
самосовершенствования в
учебной
и
трудовой
деятельности;
• анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной
деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях
рынка;
• пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета:
• развить самостоятельность;
• оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями
получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную
информацию;
• систематизировать, анализировать полученные данные;
• освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
• значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного
профессионального плана;

правила выбора профессии;
• понятие о профессиях и о профессиональной деятельности;
• понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а так же
психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором
профессии:
понятие
о
темпераменте,
ведущих
отношениях
личности,
эмоциональноволевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
• значение творческого потенциала человека, карьеры;
• о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
• о современных формах и методах организации труда;
• о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о
предпринимательстве; о рынке труда.
•

Сформированное у учащегося действия целеполагания, позволяющее на основе
анализа ситуации неопределенности или недоопределенной ситуации предположить
наиболее вероятные варианты исхода ситуации и наиболее эффективные способы
действования.
• Сформированная способность учащихся к анализу объектов нематериальной и
материальной культуры, выделению существенных и несущественных признаков объекта,
построению модели объекта, ее фиксации в знаковой форме.
• Сформированные рефлексивные действия:
• способность контролировать свои действия в соответствии с заданным алгоритмом
или ориентируясь на ключевые индикаторы, характеризующие
результативность производимых действий;
• способность оценивать ситуацию, выбирать эффективные стратегии поведения в
ситуации – выбирать адекватно ситуации способы осуществления преобразующей
деятельности для получения наилучших результатов;
• способность определять каких инструментальных средств или способов
деятельности не достает для решения поставленной перед собой задачи и спроектировать
собственную образовательную траекторию, позволяющую овладеть недостающими
способами деятельности или инструментальными средствами.
• Выпускник основной школы сможет:
• проектировать с помощью тьютора или подготовленного педагога собственную
индивидуальную образовательную траекторию (маршрут);
• устанавливать образовательную коммуникацию со сверстниками и взрослыми
носителями необходимой информации и эффективных способов осуществления
познавательной деятельности с целью получения и освоения образовательным контентом;
• работать с открытыми источниками информации (находить информационные
ресурсы, выбирать и анализировать необходимую информацию) о рынке труда, трендах
его развития и перспективных потребностях экономики региона проживания учащегося и
страны в целом в кадрах определенной квалификации для принятия решения о выборе
индивидуального и профессионального маршрута.
• совместно с педагогами составить индивидуальную образовательную программу в
соответствии с требованиями, определяемыми выбором будущей профессии;
• выбрать индивидуальный и профессиональный маршрут для реализации
индивидуальной образовательной программы.
•

2. Содержание курса
Раздел I. Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха (2 часа).
Данный раздел является вводным в учебный курс и посвящен изучению причин
возникновения профориентации, истории по созданию бюро по подбору профессий в
России и за рубежом, особенностям профессионального самопределения молодежи на
современном этапе.
В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются практические
работы в форме эссе. Раздел II. Мир профессий и его многообразие (3 часа).
Данный раздел посвящен изучению следующих терминов: «профессия»,
«должность», «профессиограмма». Раздел включает в себя ознакомление с требованиями
к индивидуальным особенностям специалистов, с требованиями к профессиональной
подготовке, медицинскими противопоказаниями и т.д. Раздел посвящен изучению
классификации профессий, а также предлогает практические занятия с использованием
психологических тестов.
В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устный и
письменый опросы. Раздел III. Секреты выбора профессии (2 часа).
Данный раздел нацелен на изучение мотивов, внешних и внутренних социальных
факторов выбора профессии. Также раздел посвящен рассмотрению типичных ошибок
при выборе будущей профессии.
В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные опросы.
Раздел IV. На пути к самопознанию (7 часов).
Данный раздел направлен на изучение внутриличностных особенностей учащихся с
помощью теоретического материала и практических работ в виде психологических тестов.
Данный раздел включает изучение роли нервной системы и темперамента в
профессиональной деятельности, а также роли эмоционально-волевых качеств личности,
самооценки.
В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные и
письменные опросы учащихся.
Раздел V. Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе (7
часов).
Раздел посвящен изучению собственных интересов учащихся
с помощью
методики «карта интересов», а также рассмотрению понятия «склонности». Раздел
предполагает рассмотрение общих и специальных способностей, научение учащихся
разбираться в своих способностях с помощью опросника профессиональных
предпочтений. Данный раздел предусматривает отдельное рассмотрение таких тем, как
интеллектуальные способности, способности к офисным видам деятельности,
предпринимательству и социальной работе.
В качестве формы контроля по данному разделу предполагаются устные и
письменные опросы учащихся, а также практические задания в форме психологических
тестов. Раздел VI. Профессиональная пригодность (4 часа).

Раздел нацелен на анализ взаимосвязи здоровья и выбора профессии, а также на
изучение понятий «профессионально важные качества» и «профессиональная
пригодность». Раздел включает рассмотрение специфических профессионально важных
качеств для разных типов профессий. Также рассматривается вопрос об ограничениях
профессиональной пригодности при различных заболеваниях.
В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные
опросы.
Раздел VII. Современный рынок труда и его требования к профессионалу (4
часа).
Раздел посвящен определению рынка труда, его особенностям и модели. Спрос и
предложение на рынке труда. Также к рассмотрению предлагаются темы
самопрезентации, грамотному составлению резюме, успешному прохождению интервью
(правила поведения на собеседовании).
В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные
опросы и практические задания в форме эссе.
Раздел VIII. Возможности получения профессионального образования в
России (4 часа).
В данном разделе акцентируется внимание на видах профессионального
образования в России, а также на учебных заведениях начально, среднего, высшего
профессионального образования в Свердловской области.
В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные и
письменные опросы, а также практические задания в виде сочинения-рассуждения.
Раздел IX. Личный профессиональный план (2 часа).
В разделе освящается вопрос о том, как составить профессиональный план по
схеме Е.А. Климова, как получить хорошую работу и произвести приятное впечатление на
работодателя. Также данный раздел включает итоговое занятие по профориентации.
В качестве формы контроля по данному разделу предусматривается опрос
учащихся.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
5-7 КЛАССов
№

Наименование разделов и тем

Количество
часов

Дата проведения
План

Факт

Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха (2 часа).
1

Введение в курс. Из истории
профориентации.

1

2

Особенности профессионального
самоопределения молодежи на
современном этапе.

1

Мир профессий и его многообразие (3 часа)
3

Что такое профессия?

1

4

Ориентация в мире профессий –
классификация профессий.

1

5

Диагностика типа профессии по
методике академика Е.А. Климова.

1

Секреты выбора профессии (2 часа).
6

Мотивы и основные условия выбора
профессии.

1

7

Типичные ошибки при выборе
профессии.

1

На пути к самопознанию (7 часов).
8

Хорошо ли я себя знаю?

1

9

Свойства нервной системы и
темперамента в профессиональной
деятельности.

1

10

Определение типа личности и
темперамента с помощью методики
Айзенка.

1

11

Самооценка и уровень притязаний.

1

12

Эмоционально-волевые качества
личности в профессиональной
деятельности.

1

13

Диагностика свойств эмоциональной
и волевой сфер.

1

14

Что такое стресс. Понятие
«эмоциональное выгорание».

1

Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе
(7 часов).
15

Интересы и склонности в выборе
профессии.

1

16

Карта интересов и склонностей.
Психодиагностика.

1

17

Возможности человека в
профессиональной деятельности,
или как разобраться в своих
способностях?

1

18

Интеллектуальные способности и
успешность в профессиональной
деятельности.

1

19

Способности к профессиям
социального типа.

1

20

Способности к офисным видам
деятельности.

1

21

Способности к
предпринимательской деятельности.

1

Профессиональная пригодность (4 часа).
22
23

Здоровье и выбор профессии.
Что такое профессиональная
пригодность?

1
1

24

25

Ограничение профессиональной
пригодности при различных
заболеваниях.
Специфические профессионально
важные качества для разных типов
профессий.

1

1

Современный рынок труда и его требования к профессионалу (4 часа).
26

Рынок труда. Потребности рынка
труда в кадрах.

1

27

Имидж и этикет современного
делового человека.

1

28

Самопрезентация. Правила
поведения на собеседовании.
Резюме: структура и содержание.

1

29

1

Возможности получения профессионального образования в России
(4 часа).
30

Виды профессионального
образования в России.

1

31

Высшее профессиональное
образование Липецкой области.

1

32

33

34

Получение среднего
1
профессионального образования в
городе Н-Тагил
Получение среднего
1
профессионального образования в
городе Екатеринбург.
Личный профессиональный план (2 часа).
Итоговое занятие по курсу. .

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».