Горноуральский городской округ «Кайгородская средняя общеобразовательная школа» филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей нач.кл. Руководитель ШМО ______ К.С. Худякова Протокол № 5 от «24» июня 2024 г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________Е.П.Фалалеева от «27» июня 2024 г. УТВЕРЖДЕНО Директор ________ И.С.Паньшина Приказ № 85/2-Д от «03» июля 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ социальное и духовно-нравственное направление «БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ» для обучающихся 5-7-х классов с. Кайгородское 2024 Пояснительная записка. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Билет в будущее» составлена в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивнометодическими материалами: • Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г. №273-ФЗ. • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 г. № 1897. (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577). • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждѐнного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования», с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 №1645, от 31 декабря 2015 г. N 1578 и приказом Минобрнауки от 29 июня 2017 г. N 613; • Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2015г. №08-1228 «О направлении методических рекомендаций по вопросам введения ФГОС ООО, разработанные Российской Академией Образования». • Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи «О направлении методических рекомендаций» №09-1762 от 18.08.2017г. • Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290) Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебнолабораторным оборудованием (вместе с «рекомендациями по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся») / Письмо Минобрнауки РФ от 24.11.2011 № МД1552/03 • Федеральный государственный стандарт по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии) трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 23.08.2013 №380-н); • Программы развития МБОУ СОШ № 2 • Устав МБОУ СОШ № 2 • Положения о внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 2 • Учебного плана МБОУ СОШ № 2 Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества важнейшая задача всей образовательной системы государства. Ее успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения молодежи способствует успеху профориентационной деятельности. Профессиональная ориентация - это государственная по масштабам экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная и многогранная проблема. Профориентация содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства в кадрах определенных профессий. В выпускных классах дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии чаще всего лежит не свой собственный, а чужой опыт, т.е. сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых и т.п. Этот опыт обычно абстрактен, он не пережит, не выстрадан. Кроме того, нужно верно оценить свои собственные возможности: уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и главное - свои способности и склонности. Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации. Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодѐжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. На современном этапе можно выделить следующие основные проблемы, мешающие полноценной профориентационной работе: 1. Неопределенность целей профессионального самоопределения. 2. Отсутствие общепринятых (признаваемых разными слоями общества) образов жизненного и профессионального успеха. 3. Слабое взаимодействие профориентационной науки с представителями смежных наук и сфер познания. 4. Явно недостаточное время, отведенное в школах для профориентационной работы. 5. Слабое вовлечение в эту работу родителей учащихся. 6. Слабое внимание к профориентации (особенно школьной) различных социальных институтов. Данная программа предполагает хотя бы частичное решение названных проблем и направлена на учащихся 9-х классов основной школы, их профессиональное определение после окончания основной школы. Главная цель данной программы: формирование у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным способностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Сопутствующие цели: • оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. • выработка у учащихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда. Задачи: • актуализировать процесс профессионального самоопределения школьников за счет активизации их психологических ресурсов; • обеспечить системой сведений о мире современных профессий; • развить способности адаптироваться в реальных социальноэкономических условиях. Основной формой организации образовательного процесса является урок. Предусмотрено проведение следующих типов уроков: комбинированный, урок изучения нового материала, урок контроля знаний, урок – практикум, урок – исследование, урок – обобщение. Технология обучения: дифференцированное обучение, личностноориентированное обучение, развивающее обучение, ИКТ, проблемное обучение. Данная программа предполагает тематический и итоговый виды контроля знаний. В качестве форм контроля предусматриваются устный или письменный опрос, а также практические работы и тестовые задания. Предусмотрено безоценочное обучение. Программа включает в себя теоретическую и практическую части, рассчитана на 34 часов. Планируемый уровень подготовки обучающихся 9-х классов на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, заключается в том, чтобы выпускник знал: • роль адекватной самооценки при выборе профессии и в профессиональной последующей деятельности; • понятие о личности, направленности, структуре, потребностях личности; социально-типические и индивидуально-психологические качества личности; • приемы анализа индивидуальных особенностей личности; • сущность понятий профессиональные интересы, склонности, способности, их значимость в профессиональной деятельности; • природные свойства нервной системы; эмоциональные состояния личности; • ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленных свойствами нервной системы; • роль эмоций в профессиональной деятельности человека; • понятие о психических процессах и их роли в профессиональной деятельности; понятие о профессиональной деятельности и ее субъекте; • понятие о специальности и квалификации работника; • требования к качествам личности при выборе профессии; о возможностях личности в профессиональной деятельности; • характеристику профессий и специальностей; • понятие о личном профессиональном и жизненном плане, способы его составления и обоснования. • основные понятия, принципы и направления анализа рынка труда; • факторы, влияющие на уровень оплаты труда; • виды и формы получения профессионального образования; виды учреждений профессионального образования. По окончании курса учащиеся должны уметь: • сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии; • составлять и обосновывать профессиональный личный план с учетом профессий и специальностей с точки зрения их восстребованности. • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. 1. Результаты освоения программы Личностные результаты освоения учебного предмета: • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; • составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; • использовать приѐмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; • анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования. Метапредметные результаты освоения учебного предмета: • развить самостоятельность; • оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию; • систематизировать, анализировать полученные данные; • освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства. Предметные результаты освоения учебного предмета: • значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; • понятие о профессиях и о профессиональной деятельности; • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а так же психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии: понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоциональноволевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; • значение творческого потенциала человека, карьеры; • о смысле и значении труда в жизни человека и общества; • о современных формах и методах организации труда; • о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда. • Сформированное у учащегося действия целеполагания, позволяющее на основе анализа ситуации неопределенности или недоопределенной ситуации предположить наиболее вероятные варианты исхода ситуации и наиболее эффективные способы действования. • Сформированная способность учащихся к анализу объектов нематериальной и материальной культуры, выделению существенных и несущественных признаков объекта, построению модели объекта, ее фиксации в знаковой форме. • Сформированные рефлексивные действия: • способность контролировать свои действия в соответствии с заданным алгоритмом или ориентируясь на ключевые индикаторы, характеризующие результативность производимых действий; • способность оценивать ситуацию, выбирать эффективные стратегии поведения в ситуации – выбирать адекватно ситуации способы осуществления преобразующей деятельности для получения наилучших результатов; • способность определять каких инструментальных средств или способов деятельности не достает для решения поставленной перед собой задачи и спроектировать собственную образовательную траекторию, позволяющую овладеть недостающими способами деятельности или инструментальными средствами. • Выпускник основной школы сможет: • проектировать с помощью тьютора или подготовленного педагога собственную индивидуальную образовательную траекторию (маршрут); • устанавливать образовательную коммуникацию со сверстниками и взрослыми носителями необходимой информации и эффективных способов осуществления познавательной деятельности с целью получения и освоения образовательным контентом; • работать с открытыми источниками информации (находить информационные ресурсы, выбирать и анализировать необходимую информацию) о рынке труда, трендах его развития и перспективных потребностях экономики региона проживания учащегося и страны в целом в кадрах определенной квалификации для принятия решения о выборе индивидуального и профессионального маршрута. • совместно с педагогами составить индивидуальную образовательную программу в соответствии с требованиями, определяемыми выбором будущей профессии; • выбрать индивидуальный и профессиональный маршрут для реализации индивидуальной образовательной программы. • 2. Содержание курса Раздел I. Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха (2 часа). Данный раздел является вводным в учебный курс и посвящен изучению причин возникновения профориентации, истории по созданию бюро по подбору профессий в России и за рубежом, особенностям профессионального самопределения молодежи на современном этапе. В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются практические работы в форме эссе. Раздел II. Мир профессий и его многообразие (3 часа). Данный раздел посвящен изучению следующих терминов: «профессия», «должность», «профессиограмма». Раздел включает в себя ознакомление с требованиями к индивидуальным особенностям специалистов, с требованиями к профессиональной подготовке, медицинскими противопоказаниями и т.д. Раздел посвящен изучению классификации профессий, а также предлогает практические занятия с использованием психологических тестов. В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устный и письменый опросы. Раздел III. Секреты выбора профессии (2 часа). Данный раздел нацелен на изучение мотивов, внешних и внутренних социальных факторов выбора профессии. Также раздел посвящен рассмотрению типичных ошибок при выборе будущей профессии. В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные опросы. Раздел IV. На пути к самопознанию (7 часов). Данный раздел направлен на изучение внутриличностных особенностей учащихся с помощью теоретического материала и практических работ в виде психологических тестов. Данный раздел включает изучение роли нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности, а также роли эмоционально-волевых качеств личности, самооценки. В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные и письменные опросы учащихся. Раздел V. Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе (7 часов). Раздел посвящен изучению собственных интересов учащихся с помощью методики «карта интересов», а также рассмотрению понятия «склонности». Раздел предполагает рассмотрение общих и специальных способностей, научение учащихся разбираться в своих способностях с помощью опросника профессиональных предпочтений. Данный раздел предусматривает отдельное рассмотрение таких тем, как интеллектуальные способности, способности к офисным видам деятельности, предпринимательству и социальной работе. В качестве формы контроля по данному разделу предполагаются устные и письменные опросы учащихся, а также практические задания в форме психологических тестов. Раздел VI. Профессиональная пригодность (4 часа). Раздел нацелен на анализ взаимосвязи здоровья и выбора профессии, а также на изучение понятий «профессионально важные качества» и «профессиональная пригодность». Раздел включает рассмотрение специфических профессионально важных качеств для разных типов профессий. Также рассматривается вопрос об ограничениях профессиональной пригодности при различных заболеваниях. В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные опросы. Раздел VII. Современный рынок труда и его требования к профессионалу (4 часа). Раздел посвящен определению рынка труда, его особенностям и модели. Спрос и предложение на рынке труда. Также к рассмотрению предлагаются темы самопрезентации, грамотному составлению резюме, успешному прохождению интервью (правила поведения на собеседовании). В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные опросы и практические задания в форме эссе. Раздел VIII. Возможности получения профессионального образования в России (4 часа). В данном разделе акцентируется внимание на видах профессионального образования в России, а также на учебных заведениях начально, среднего, высшего профессионального образования в Свердловской области. В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные и письменные опросы, а также практические задания в виде сочинения-рассуждения. Раздел IX. Личный профессиональный план (2 часа). В разделе освящается вопрос о том, как составить профессиональный план по схеме Е.А. Климова, как получить хорошую работу и произвести приятное впечатление на работодателя. Также данный раздел включает итоговое занятие по профориентации. В качестве формы контроля по данному разделу предусматривается опрос учащихся. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССов № Наименование разделов и тем Количество часов Дата проведения План Факт Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха (2 часа). 1 Введение в курс. Из истории профориентации. 1 2 Особенности профессионального самоопределения молодежи на современном этапе. 1 Мир профессий и его многообразие (3 часа) 3 Что такое профессия? 1 4 Ориентация в мире профессий – классификация профессий. 1 5 Диагностика типа профессии по методике академика Е.А. Климова. 1 Секреты выбора профессии (2 часа). 6 Мотивы и основные условия выбора профессии. 1 7 Типичные ошибки при выборе профессии. 1 На пути к самопознанию (7 часов). 8 Хорошо ли я себя знаю? 1 9 Свойства нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности. 1 10 Определение типа личности и темперамента с помощью методики Айзенка. 1 11 Самооценка и уровень притязаний. 1 12 Эмоционально-волевые качества личности в профессиональной деятельности. 1 13 Диагностика свойств эмоциональной и волевой сфер. 1 14 Что такое стресс. Понятие «эмоциональное выгорание». 1 Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе (7 часов). 15 Интересы и склонности в выборе профессии. 1 16 Карта интересов и склонностей. Психодиагностика. 1 17 Возможности человека в профессиональной деятельности, или как разобраться в своих способностях? 1 18 Интеллектуальные способности и успешность в профессиональной деятельности. 1 19 Способности к профессиям социального типа. 1 20 Способности к офисным видам деятельности. 1 21 Способности к предпринимательской деятельности. 1 Профессиональная пригодность (4 часа). 22 23 Здоровье и выбор профессии. Что такое профессиональная пригодность? 1 1 24 25 Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях. Специфические профессионально важные качества для разных типов профессий. 1 1 Современный рынок труда и его требования к профессионалу (4 часа). 26 Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах. 1 27 Имидж и этикет современного делового человека. 1 28 Самопрезентация. Правила поведения на собеседовании. Резюме: структура и содержание. 1 29 1 Возможности получения профессионального образования в России (4 часа). 30 Виды профессионального образования в России. 1 31 Высшее профессиональное образование Липецкой области. 1 32 33 34 Получение среднего 1 профессионального образования в городе Н-Тагил Получение среднего 1 профессионального образования в городе Екатеринбург. Личный профессиональный план (2 часа). Итоговое занятие по курсу. . 1