Горноуральский городской округ «Кайгородская средняя общеобразовательная школа» филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей гуманит. цикла Руководитель ШМО Подпись________/ Н.Н.Морозова Протокол № 6 от «24» июня 2024 г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________ /Е.П.Фалалеева УТВЕРЖДЕНО Директор ________И.С.Паньшина «27» июня 2024 г. Приказ №85/2-Д от «03» июля 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 2024 – 2025 УЧЕБНЫЙ ГОД НАПРАВЛЕНИЕ Общеинтелектуальное НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ Театральная мастерская КЛАСС 9 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 1 час; всего за год 34 часа УЧИТЕЛЬ Агафонова Наталья Яковлевна КАТЕГОРИЯ первая СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ Примерной программы курса внеурочной деятельности Школьный театр, для 5-9 классов. Москва 2022 с. Кайгородское 2024 1 Планируемые результаты обучения В процессе занятий должны быть достигнуты следующие результаты личностного развития подростка: Подросток усваивает определенные правила поведения в обществе, на сцене, во время совместного рабочего процесса. Умеет грамотно коммуницировать со старшими и сверстниками в процессе совместной деятельности. Умеет грамотно выстроить свое публичное выступление. Идентифицирует свои эмоции и эмоции других членов коллектива, умеет управлять ими. Умеет снимать внутренние зажимы. Умеет ответственно относиться к результатам своей деятельности и результатам деятельности коллектива или группы. Усваивает основы нравственных ценностных ориентиров общества. Умеет находить нестандартные решения на поставленные задачи. Умеет критично мыслить и оценивать свои действия. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Предметные результаты: Обучающиеся научатся: - читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; - выразительному чтению; - различать произведения по жанру; - развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; - видам театрального искусства, основам актёрского мастерства; - сочинять этюды по сказкам; - умению выражать разнообразные эмоциональные состояния; - отличать настоящие произведения поэтического и музыкального искусства от того, что предлагают современные СМИ; - владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой информации; - использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению социально- значимых мероприятий. Метапредметные результаты: Обучающийся научится - читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; - выразительному чтению; - различать произведения по жанру; - развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; - видам театрального искусства, основам актёрского мастерства; - сочинять этюды по сказкам; - умению выражать разнообразные эмоциональные состояния; - отличать настоящие произведения поэтического и музыкального искусства от того, что предлагают современные СМИ; - владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой информации; - использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению социально- значимых мероприятий. выстраивать образы через осознанное знакомство с текстами художественных произведений; - делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе полученной информации о времени, эпохе при знакомстве с творчеством разных поколений; - анализировать и принимать опыта разработки и реализации проекта исследования разной сложности; - находить в тексте требуемую информацию, ориентироваться в тексте, устанавливать взаимосвязи между описываемыми событиями и явлениями; - критическое оценивание содержания и форм современных текстов; - организовывать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками в театре; - находить общее решение и разрешать конфликты; 2 - соблюдать нормы публичной речи в процессе выступления. Личностные результаты: Обучающийся получит возможность для формирования понимания и осознания эстетической и художественной ценности художественных произведений как составляющей части культурного наследия нашей родины; потребности сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; целостности взгляда на мир средствами литературных произведений; этических чувств, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; осознания значимости занятий театральным искусством для личного развития. 3 Содержание программы Тема 1. Беседа-знакомство (1 ч.) Беседа с учащимися о том, какие театры, выставки, концерты они посещали? Что запомнилось? Какие спектакли смотрели? Какие любимые сказочные персонажи? Кого бы хотели сыграть? Театр как вид искусства. Театр - синтез различных искусств. Школа жизни — самая древнейшая, самая удивительная и эмоциональная, самая праздничная, воодушевляющая, ни на что не похожая великая школа, — вот что такое театр. В театральное искусство входят и архитектура, живопись и скульптура (декорации), и музыка (она звучит не только в музыкальном, но и часто в драматическом спектакле), и хореография (опять-таки не только в балете, но и в драме), и литература (текст, на котором строится драматическое представление), и искусство актерской игры и т. д. Искусство актерской игры — главное, определяющее для театра. Известный советский режиссер А. Таиров писал: «...в истории театра были длительные периоды, когда он существовал без пьес, когда он обходился без всяких декораций, но не было ни одного момента, когда бы театр был без актера». Театр - искусство коллективное. Установка правил поведения на уроках, в коллективе, на сценических площадках. Этикет зрителя. Взаимоуважение. Инструктаж по технике безопасности поведения в аудитории, на сценических площадках, при коллективном посещении театра. Актерский тренинг – это непрерывная смена игр и упражнений, которые осуществляют последовательный, поэтапный отбор элементов актерской техники и пробуждают личную активность каждого учащегося без насилия над его природой. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры, т.к. именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость. Тема 2. Мышечная свобода (2 ч.) Мышечная свобода — основной закон органического поведениячеловека в жизни. Освобождение мышц, физических зажимов и мускульная свобода - это первый этап к органичному существованию на сцене. Научить учащихся расходовать ровно столько мышечной энергии, сколько ее необходимо для совершения того или иного действия. 1. Работа с дыханием. Добиваться ровного и глубокого дыхания. Уметь задерживать и отпускать дыхание. Глубокий, медленный вдох - быстрый выдох и наоборот. 2. Психомышечная тренировка без фиксации внимания на дыхании. 3. Психомышечный тренинг с фиксацией внимания на дыхании. 4. Напряжение и расслабления мышц ног, рук, туловища, головы, лица. 5. Перекат напряжения из одной части тела в другую. 6. Снятие телесных зажимов. Тема 3. Развитие актерского внимания (2 ч.) Внимание (сценическое внимание) – очень активный сознательный процесс концентрации воли для познания окружающей действительности, в котором участвуют все системы восприятия - зрение, слух, осязание, обоняние. Главная задача педагога научить детей удерживать своё внимание в непрерывно активной фазе в процессе сценического действия. Видеть, слышать, воспринимать, ориентироваться и координироваться в сценическомпространстве. 1. Зрительная и слуховая память. 4 2. Эмоциональная и двигательная память. 3. Мышечная и мимическая память. 4. Координация в пространстве. 5. Тема 4. Фантазия и воображение (2ч.) Воображение – ведущий элемент творческой деятельности. Без воображения не может существовать ни один сегмент актерской техники. Фантазию и воображение необходимо развивать в раннем детском возрасте, т.к. именно детям свойственна творческая наивность и полная уверенность, с которой они относятся к собственным вымыслам. Развитие этих элементов способствует развитию ассоциативного и образного мышления. 1. Импровизация под музыку. 2. Имитация и сочинение различных необычных движений. 3. Сочиняем сказку вместе (по фразе, по одному слову) 4. Примеры упражнений: а) «воображаемый телевизор» Дети сидят на стульях и смотрят «передачу». Кто какую передачу смотрит?Пусть каждый расскажет о том, что он видит. С помощью воображаемого пульта переключать передачи. б) стол в аудитории - это: – королевский трон, – аквариум с экзотическими рыбками, – костер, – куст цветущих роз. в) передать друг другу книгу так, как будто это: – кирпич, – кусок торта, – бомба, – фарфоровая статуэтка и т. д. г) взять со стола карандаш так, как будто это: – червяк, – горячая печёная картошка, – маленькая бусинка. д) «Скульптор и Глина» Дети распределяются парами. Договариваются между собой, кто из них «Скульптор», а кто — «Глина». Скульпторы лепят из глины: животных,спортсменов, игрушки, сказочных персонажей. Затем меняются ролями. Тема 5. Сценическое действие (2 ч.) Действие как основа сценического искусства. Признаки действия: наличие цели и волевое происхождение, т.е. логика поведения человека, ведущая к заданной цели. Виды действия: психические и физические, внутренние и внешние. С одной стороны (как понятия) мы их разделяем, с другой стороны – «… нет физического действия без хотения, стремления и задач, без внутреннего оправдания их чувством...» К.С. Станиславский. Органичность и непосредственность исполнения заданий зависит от четкого осознания учащимися трех основных понятий – «что я думаю, ради чего я делаю, как я делаю», а главное - помнить, что любое действие — это процесс, который имеет начало, развитие, конец. Этюды и упражнения на физическое действие – (с предметами) Четкое и подробное исполнение конкретного задания, поиск логики поведения в заданном действии с предметами. Цель выполняемого действия. а) логичный подбор предметов – выполнить с ними действие (швабра – тряпка – ведро), (карандаш – бумага – ластик), (ножницы – бинт – плюшевыйзаяц); б) хаотичный подбор предметов – придумать логичное действие, используя 5 данные предметы (ведро – бумага - плюшевый заяц), (тряпка - карандаш – ножницы), (швабра – бинт – ластик). Этюды и упражнения на память физических действий (ПФД) Физическое действие с воображаемым предметом. Важно каждый этюд максимально приблизить к правде жизни. Поэтому физические действия должны быть понятны ребенку, он может совершать их ежедневно в реальнойжизни (умываться, чистить зубы, вышивать, подметать, играть с куклой (машинкой), рисовать и т.д.). Этюды на внутреннее действие (публичное одиночество) Основные вопросы в работе над внутренним действием – что я чувствую? Что со мной происходит? Чего я хочу? Тема 6. Предлагаемые обстоятельства (2 ч.) Различные жизненные обстоятельства побуждают нас к тому или иномудействию. Мы постоянно находимся во взаимодействии с этими обстоятельствами, их мы либо сами себе создаем, либо они существуют и появляются в нашей жизни независимо от нас. На сцене — это обстоятельства,предложенные автором, то есть предлагаемые обстоятельства. Онипобуждают к действию, двигают и развивают процесс: обстоятельства места – где происходит действие, обстоятельства времени – когда происходит действие, личные обстоятельства – кто действует, ситуативные обстоятельства – чем живет человек в данной ситуации: – откуда пришел? – зачем пришел? – куда направляюсь? – чего хочу? – что мешает добиться желаемого? Итак, предлагаемые обстоятельства – это совокупность условий и ситуаций, в которых происходит сценическое действие. « Если бы….» Магическое «если бы» К.С. Станиславского, подлинная вера в сочиненные обстоятельства являются основой в работе над этюдами. Совершение ранее выполненных физических действий с условием «еслибы…». Как я буду рисовать, если бы у меня болела рука, или постоянно ломался бы карандаш или плохо пишет ручка и т.д. «Я в предлагаемых обстоятельствах» Выполнение одного и того же действия, с различными предлагаемыми обстоятельствами. Разбор педагога с учащимися насколько удачно или неудачно, логично или нелогично придуманы и использованы различные предлагаемые обстоятельства. Действенная борьба с предлагаемыми обстоятельствами Обострение предлагаемых обстоятельств активизирует сценическое действие, а наличие препятствий и их преодоления через активное, конкретное целеустремленное, органичное действие, делает его более интересным. Тема 7. Темпо-ритм (2 ч.) Темп – это скорость исполняемого действия. Ритм – это размеренность и интенсивность действия, его организация во времени и пространстве. 1. Градация темпо-ритмов и переключение скоростей. Постепенное нарастание и снижение темпо-ритма. Движение на сценической площадке в разных скоростях. Шкала темпо-ритмов: № №1,2 – пассивность, вялость, подавленность, опустошенность, апатия; №№ 3, 4 – оживание, постепенный переход к энергичному самочувствию; № 5 – готовность действовать, спокойное совершение действий; № 6 – ритм решений, резкий, четкий жизнеутверждающий ритм; 6 № 7 – преодоление препятствий, появление опасности, тревога, или – бурнаярадость; №№ 8, 9 – энергичное действие, сильное возбуждение; № 10 – хаос, безумие, суета, паника. 2. Темпо-ритм внешний и внутренний Этюды на соответствие внешнего и внутреннего темпо-ритма. (скорость поведения соответствует внутреннему ощущению; бегу, т.к. опаздываю вшколу). Этюды на контраст внешнего и внутреннего темпо-ритма. (скорость поведения не соответствует внутреннему ощущению. Бегу на уроке физкультуры, а мечтаю о подарках на день рожденья). 3. Предлагаемые обстоятельства определяют темпо-ритм Этюды на физическое действие с разными предлагаемыми обстоятельствами (зашнуровать ботинки или заплести косичку на контрольной по математике; за десять секунд до выхода на сцену; в переполненном вагоне метро и т.д.). 4. Заданный темпо-ритм определяет выбор предлагаемых обстоятельств. Придумать предлагаемые обстоятельства на заданное физическое действие, выполняемое с определенной скоростью (убрать со стола посуду со скоростью 1, 5, 10 и т.д.). Самым важным направлением этого года обучения является достижение естественного и раскованного самочувствия учащихся на сценической площадке. Все усилия педагога направлены на пробуждение в учениках их природной органики, развитие актёрских данных. Элементы психофизическойтехники вводятся постепенно от простого к сложному, однако большинство упражнений имеет комплексный характер, что позволит закрепить учащимся полученные навыки и освоить новый материал. В ходе занятий определяется,какие элементы актерского тренинга учащимися осваиваются легче, а какие вызывают трудности. Исходя из этого, учитывая задачи предстоящего занятия,подбираются те или иные упражнения и тренинги. Чередование видов деятельности, присутствие игровых форм позволит удержать активный темп работы и избежать переутомления учащихся. Тема 8. Атмосфера (2 ч.) Атмосфера – окраска, настроение ситуаций, созданнаяпсихофизическим действием и сценическим самочувствием, среда, в которой развиваются события. Упражнения на столкновение атмосфер, например: ученики ждут результаты экзамена - атмосфера напряженная, все нервничают, волнуются, пытаются поддержать друг друга. Выходит, учитель и зачитывает списки. Атмосфера разделяется на две группы сдавших и не сдавших экзамен. Тема 9. Ощущение пространства (2 ч.) Упражнения на коллективную согласованность. Практические упражнения на формирование и развитие умения видеть себя со стороны, создавая логичную картинку, понятную зрителю. Работа над ориентированием в сценическом пространстве, как на сцене, так в аудитории, умением заполнятьсобой сценическое пространство, умением чувствовать партнера и себя относительно партнера. В одиночных этюдах тренировать умение действием заполнить пространство. Уметь создать атмосферу «внутри меня» и существовать в атмосфере «вокруг меня». Тема 10. Импровизация (2 ч.) Основным методом обучения является импровизация, которая предполагает свободное проявление творческой индивидуальности каждого учащегося, формирование в нем особого импровизационного мышления. Вводятся понятия: действенной задачи, события и его оценки. Учащиеся должны овладеть ощущением пространства, сценическим самочувствием, внутренним монологом и приступить к самому сложному действию – воздействию словом. Тема 11. Мизансцена (2 ч.) Мизансцена (расположение на сценической площадке) – должна быть действенной, «говорящей». Примерное упражнение: «Стоп-кадры» – построить мизансцену на различные 7 темы. Овладеть логикой построение мизансцены. Запомнить основные правила сценического этикета никогда не вставать спиной к зрителю, использовать кулисы только для выхода на сцену, не задевать и не трогать их во время сценического действия. Тема 12. Внутренний монолог (2 ч.) Внутренний монолог - мысли и чувства, обращенные к себе. Второй план – это всегда личная действенная задача, отвечающая на вопрос «Что я хочу?». Первый план – это тактика поведения, т.е. что я делаю, для того чтобыполучить то, что я хочу. Примерное упражнение: «Ум, чувства, тело». Придумывается ситуация «Я в предлагаемых обстоятельствах». Один из учащихся выбирает из группы троих, кто будет его «умом», кто – «чувствами», кто – «телом». Затем он придает каждому из них форму, выражающую типичное состояние данной части, а также составляет из них скульптурную группу, отражающую состояние этих частей. После того, как распределены роли между партнерами, и они стали «частями» участника, они должны поделиться с ним своими впечатлениями, рассказать, каково им быть его чувствами, телом и умом. Тема 13. Овладение словесным действием Умение действовать словом приобретается в процессе активного контакта, при котором слова становятся необходимым средством воздействия на партнеров. В этом случае словесные действия не отрываются от физических; они вытекают из них и сливаются с ними. С первых шагов работы над словом важно, чтобы ученики почувствовали неразрывную связь словесного действия с физическим. Чтобы слово стало орудием действия, необходима настройка всего физического аппарата на выполнение этого действия. Этюды – это основной профессиональный навык. Самостоятельный поиск действенной линии поведения в заданных (придуманных) обстоятельствах. Тема 14. Этюды – наблюдения (2 ч.) 1. Наблюдения за животными: «Мой питомец», «В зоопарке», «В цирке» и т.п. 2. Наблюдения за людьми: «В трамвае», «На остановке», «В кафе» и т.д.3.Пародии: «Мой любимый артист, певец, телеведущий», «Пародии друг на друга» и т.д. Контрольный урок (1 ч.) Постановка этюда на предложенную тему. Самостоятельный поискдейственной линии поведения в заданных (придуманных) обстоятельствах.Содержание программы 8 Тематический план программы № Наименование раздела, темы 1. Вводное занятие Количество часов 1 Дата план факт 1 неделя 2. Мускульная свобода. Освобождениемышц 2 2-3 неделя 3. Развитие актерского внимания 2 Фантазия и воображение 2 4-5 неделя 6-7 неделя 8-9 неделя 10-11 неделя 12-13 неделя 14-15 неделя 16-17 неделя 18-19 неделя 20-21 неделя 22-23 неделя 24-25 неделя 26-27 неделя 28-29 неделя 30-31 неделя 32-33 неделя 34 неделя 4. 5. Сценическое действие 2 6. Предлагаемые обстоятельства 2 7. Контрольный урок 2 8. Темпо-ритм 2 9. Атмосфера 2 10. Ощущения пространства 2 11. Контрольный урок 2 12. Импровизация 2 13. Мизансцена 2 14. Внутренний монолог 2 15. Контрольный урок 2 16. Овладение словесным действием 2 17. Этюды-наблюдения 2 18. Контрольный урок 1 19. Итого: 34 9