Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Театральная мастерская" 9 класс

Горноуральский городской округ
«Кайгородская средняя общеобразовательная школа» филиал муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 2
РАССМОТРЕНО
на заседании
ШМО учителей гуманит. цикла
Руководитель ШМО
Подпись________/ Н.Н.Морозова
Протокол № 6
от «24» июня 2024 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________ /Е.П.Фалалеева

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________И.С.Паньшина

«27» июня 2024 г.

Приказ №85/2-Д
от «03» июля 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА 2024 – 2025 УЧЕБНЫЙ ГОД

НАПРАВЛЕНИЕ Общеинтелектуальное
НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ Театральная мастерская
КЛАСС 9
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 1 час; всего за год 34 часа
УЧИТЕЛЬ Агафонова Наталья Яковлевна
КАТЕГОРИЯ первая
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ Примерной программы курса внеурочной
деятельности Школьный театр, для 5-9 классов. Москва 2022

с. Кайгородское
2024

1 Планируемые результаты обучения
В процессе занятий должны быть достигнуты следующие результаты личностного
развития подростка:
Подросток усваивает определенные правила поведения в обществе, на сцене, во
время совместного рабочего процесса. Умеет грамотно коммуницировать со старшими и
сверстниками в процессе совместной деятельности. Умеет грамотно выстроить свое
публичное выступление. Идентифицирует свои эмоции и эмоции других членов
коллектива, умеет управлять ими. Умеет снимать внутренние зажимы. Умеет
ответственно относиться к результатам своей деятельности и результатам деятельности
коллектива или группы. Усваивает основы нравственных ценностных ориентиров
общества. Умеет находить нестандартные решения на поставленные задачи. Умеет
критично мыслить и оценивать свои действия.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- выразительному чтению;
- различать произведения по жанру;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
- сочинять этюды по сказкам;
- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния;
- отличать настоящие произведения поэтического и музыкального искусства от того, что
предлагают современные СМИ;
- владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой
информации;
- использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению социально- значимых
мероприятий.
Метапредметные результаты:
Обучающийся научится
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- выразительному чтению;
- различать произведения по жанру;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
- сочинять этюды по сказкам;
- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния;
- отличать настоящие произведения поэтического и музыкального искусства от того, что
предлагают современные СМИ;
- владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой
информации;
- использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению социально- значимых
мероприятий. выстраивать образы через осознанное знакомство с текстами художественных
произведений;
- делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе полученной
информации о времени, эпохе при знакомстве с творчеством разных поколений;
- анализировать и принимать опыта разработки и реализации проекта исследования разной
сложности;
- находить в тексте требуемую информацию, ориентироваться в тексте, устанавливать
взаимосвязи между описываемыми событиями и явлениями;
- критическое оценивание содержания и форм современных текстов;
- организовывать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками в
театре;
- находить общее решение и разрешать конфликты;
2

- соблюдать нормы публичной речи в процессе выступления.







Личностные результаты:
Обучающийся получит возможность для формирования
понимания и осознания эстетической и художественной ценности художественных
произведений как составляющей части культурного наследия нашей родины;
потребности сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам,
бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
целостности взгляда на мир средствами литературных произведений;
этических чувств, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и
заучивания произведений художественной литературы;
осознания значимости занятий театральным искусством для личного развития.

3

Содержание программы
Тема 1. Беседа-знакомство (1 ч.)
Беседа с учащимися о том, какие театры, выставки, концерты они посещали? Что
запомнилось? Какие спектакли смотрели? Какие любимые сказочные персонажи? Кого бы
хотели сыграть?
Театр как вид искусства. Театр - синтез различных искусств.
Школа жизни — самая древнейшая, самая удивительная и эмоциональная, самая
праздничная, воодушевляющая, ни на что не похожая великая школа, — вот что такое
театр.
В театральное искусство входят и архитектура, живопись и скульптура
(декорации), и музыка (она звучит не только в музыкальном, но и часто в драматическом
спектакле), и хореография (опять-таки не только в балете, но и в драме), и литература
(текст, на котором строится драматическое представление), и искусство актерской игры и
т. д.
Искусство актерской игры — главное, определяющее для театра.
Известный советский режиссер А. Таиров писал: «...в истории театра были
длительные периоды, когда он существовал без пьес, когда он обходился без всяких
декораций, но не было ни одного момента, когда бы театр был без актера».
Театр - искусство коллективное.
Установка правил поведения на уроках, в коллективе, на сценических площадках.
Этикет зрителя. Взаимоуважение.
Инструктаж по технике безопасности поведения в аудитории, на сценических
площадках, при коллективном посещении театра.
Актерский тренинг – это непрерывная смена игр и упражнений, которые
осуществляют последовательный, поэтапный отбор элементов актерской техники и
пробуждают личную активность каждого учащегося без насилия над его природой.
Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие
успеха выполнения задания. Актерский тренинг предполагает широкое использование
элемента игры, т.к. именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность,
смелость.
Тема 2. Мышечная свобода (2 ч.)
Мышечная свобода — основной закон органического поведениячеловека в жизни.
Освобождение мышц, физических зажимов и мускульная свобода - это первый этап к
органичному существованию на сцене.
Научить учащихся расходовать ровно столько мышечной энергии, сколько ее
необходимо для совершения того или иного действия.
1. Работа с дыханием.
Добиваться ровного и глубокого дыхания. Уметь задерживать и отпускать
дыхание. Глубокий, медленный вдох - быстрый выдох и наоборот.
2. Психомышечная тренировка без фиксации внимания на дыхании.
3. Психомышечный тренинг с фиксацией внимания на дыхании.
4. Напряжение и расслабления мышц ног, рук, туловища, головы, лица.
5. Перекат напряжения из одной части тела в другую.
6. Снятие телесных зажимов.
Тема 3. Развитие актерского внимания (2 ч.)
Внимание (сценическое внимание) – очень активный сознательный процесс
концентрации воли для познания окружающей действительности, в котором участвуют
все системы восприятия - зрение, слух, осязание, обоняние. Главная задача педагога
научить детей удерживать своё внимание в непрерывно активной фазе в процессе
сценического действия. Видеть, слышать, воспринимать, ориентироваться и
координироваться в сценическомпространстве.
1. Зрительная и слуховая память.
4

2. Эмоциональная и двигательная память.
3. Мышечная и мимическая память.
4. Координация в пространстве.
5. Тема 4. Фантазия и воображение (2ч.)
Воображение – ведущий элемент творческой деятельности. Без воображения не
может существовать ни один сегмент актерской техники. Фантазию и воображение
необходимо развивать в раннем детском возрасте, т.к. именно детям свойственна
творческая наивность и полная уверенность, с которой они относятся к собственным
вымыслам. Развитие этих элементов способствует развитию ассоциативного и образного
мышления.
1. Импровизация под музыку.
2. Имитация и сочинение различных необычных движений.
3. Сочиняем сказку вместе (по фразе, по одному слову)
4. Примеры упражнений:
а) «воображаемый телевизор»
Дети сидят на стульях и смотрят «передачу». Кто какую передачу смотрит?Пусть
каждый расскажет о том, что он видит. С помощью воображаемого пульта переключать
передачи.
б) стол в аудитории - это:
– королевский трон,
– аквариум с экзотическими рыбками,
– костер,
– куст цветущих роз.
в) передать друг другу книгу так, как будто это:
– кирпич,
– кусок торта,
– бомба,
– фарфоровая статуэтка и т. д.
г) взять со стола карандаш так, как будто это:
– червяк,
– горячая печёная картошка,
– маленькая бусинка.
д) «Скульптор и Глина»
Дети распределяются парами. Договариваются между собой, кто из них «Скульптор», а кто
— «Глина». Скульпторы лепят из глины: животных,спортсменов, игрушки, сказочных
персонажей. Затем меняются ролями.
Тема 5. Сценическое действие (2 ч.)
Действие как основа сценического искусства.
Признаки действия: наличие цели и волевое происхождение, т.е. логика поведения
человека, ведущая к заданной цели. Виды действия: психические и физические,
внутренние и внешние. С одной стороны (как понятия) мы их разделяем, с другой стороны
– «… нет физического действия без хотения, стремления и задач, без внутреннего
оправдания их чувством...» К.С. Станиславский. Органичность и непосредственность
исполнения заданий зависит от четкого осознания учащимися трех основных понятий –
«что я думаю, ради чего я делаю, как я делаю», а главное - помнить, что любое действие
— это процесс, который имеет начало, развитие, конец.
Этюды и упражнения на физическое действие – (с предметами)
Четкое и подробное исполнение конкретного задания, поиск логики поведения в
заданном действии с предметами. Цель выполняемого действия.
а) логичный подбор предметов – выполнить с ними действие (швабра – тряпка –
ведро), (карандаш – бумага – ластик), (ножницы – бинт – плюшевыйзаяц);
б) хаотичный подбор предметов – придумать логичное действие, используя
5

данные предметы (ведро – бумага - плюшевый заяц), (тряпка - карандаш – ножницы),
(швабра – бинт – ластик).
Этюды и упражнения на память физических действий (ПФД)
Физическое действие с воображаемым предметом. Важно каждый этюд
максимально приблизить к правде жизни. Поэтому физические действия должны быть
понятны ребенку, он может совершать их ежедневно в реальнойжизни (умываться, чистить
зубы, вышивать, подметать, играть с куклой (машинкой), рисовать и т.д.).
Этюды на внутреннее действие (публичное одиночество)
Основные вопросы в работе над внутренним действием – что я чувствую? Что со
мной происходит? Чего я хочу?
Тема 6. Предлагаемые обстоятельства (2 ч.)
Различные жизненные обстоятельства побуждают нас к тому или иномудействию.
Мы постоянно находимся во взаимодействии с этими обстоятельствами, их мы либо сами
себе создаем, либо они существуют и появляются в нашей жизни независимо от нас. На
сцене — это обстоятельства,предложенные автором, то есть предлагаемые обстоятельства.
Онипобуждают к действию, двигают и развивают процесс:
 обстоятельства места – где происходит действие,
 обстоятельства времени – когда происходит действие,
 личные обстоятельства – кто действует,
 ситуативные обстоятельства – чем живет человек в данной ситуации:
– откуда пришел?
– зачем пришел?
– куда направляюсь?
– чего хочу?
– что мешает добиться желаемого?
Итак, предлагаемые обстоятельства – это совокупность условий и ситуаций, в
которых происходит сценическое действие.
« Если бы….»
Магическое «если бы» К.С. Станиславского, подлинная вера в сочиненные
обстоятельства являются основой в работе над этюдами.
Совершение ранее выполненных физических действий с условием «еслибы…». Как
я буду рисовать, если бы у меня болела рука, или постоянно ломался бы карандаш или
плохо пишет ручка и т.д.
«Я в предлагаемых обстоятельствах»
Выполнение одного и того же действия, с различными предлагаемыми
обстоятельствами. Разбор педагога с учащимися насколько удачно или неудачно, логично
или нелогично придуманы и использованы различные предлагаемые обстоятельства.
Действенная борьба с предлагаемыми обстоятельствами
Обострение предлагаемых обстоятельств активизирует сценическое действие, а
наличие препятствий и их преодоления через активное, конкретное целеустремленное,
органичное действие, делает его более интересным.
Тема 7. Темпо-ритм (2 ч.)
Темп – это скорость исполняемого действия.
Ритм – это размеренность и интенсивность действия, его организация во времени и
пространстве.
1. Градация темпо-ритмов и переключение скоростей.
Постепенное нарастание и снижение темпо-ритма. Движение на сценической
площадке в разных скоростях.
Шкала темпо-ритмов:
№ №1,2 – пассивность, вялость, подавленность, опустошенность, апатия;
№№ 3, 4 – оживание, постепенный переход к энергичному самочувствию;
№ 5 – готовность
действовать,
спокойное
совершение
действий;
№ 6 – ритм решений,
резкий,
четкий
жизнеутверждающий
ритм;
6

№ 7 – преодоление препятствий, появление опасности, тревога, или – бурнаярадость;
№№
8,
9
–
энергичное
действие,
сильное
возбуждение;
№ 10 – хаос, безумие, суета, паника.
2. Темпо-ритм внешний и внутренний
Этюды на соответствие внешнего и внутреннего темпо-ритма. (скорость поведения
соответствует внутреннему ощущению; бегу, т.к. опаздываю вшколу).
Этюды на контраст внешнего и внутреннего темпо-ритма. (скорость поведения не
соответствует внутреннему ощущению. Бегу на уроке физкультуры, а мечтаю о подарках
на день рожденья).
3. Предлагаемые обстоятельства определяют темпо-ритм
Этюды на физическое действие с разными предлагаемыми обстоятельствами
(зашнуровать ботинки или заплести косичку на контрольной по математике; за десять
секунд до выхода на сцену; в переполненном вагоне метро и т.д.).
4. Заданный темпо-ритм определяет выбор предлагаемых обстоятельств.
Придумать предлагаемые обстоятельства на заданное физическое действие,
выполняемое с определенной скоростью (убрать со стола посуду со скоростью 1, 5, 10 и
т.д.).
Самым важным направлением этого года обучения является достижение
естественного и раскованного самочувствия учащихся на сценической площадке. Все
усилия педагога направлены на пробуждение в учениках их природной органики, развитие
актёрских данных. Элементы психофизическойтехники вводятся постепенно от простого к
сложному, однако большинство упражнений имеет комплексный характер, что позволит
закрепить учащимся полученные навыки и освоить новый материал. В ходе занятий
определяется,какие элементы актерского тренинга учащимися осваиваются легче, а какие
вызывают трудности. Исходя из этого, учитывая задачи предстоящего занятия,подбираются
те или иные упражнения и тренинги.
Чередование видов деятельности, присутствие игровых форм позволит удержать
активный темп работы и избежать переутомления учащихся.
Тема 8. Атмосфера (2 ч.)
Атмосфера – окраска, настроение ситуаций, созданнаяпсихофизическим действием
и сценическим самочувствием, среда, в которой развиваются события.
Упражнения на столкновение атмосфер, например: ученики ждут результаты
экзамена - атмосфера напряженная, все нервничают, волнуются, пытаются поддержать
друг друга. Выходит, учитель и зачитывает списки. Атмосфера разделяется на две группы
сдавших и не сдавших экзамен.
Тема 9. Ощущение пространства (2 ч.)
Упражнения на коллективную согласованность. Практические упражнения
на формирование и развитие умения видеть себя со стороны, создавая логичную картинку,
понятную зрителю. Работа над ориентированием в сценическом пространстве, как на сцене,
так в аудитории, умением заполнятьсобой сценическое пространство, умением чувствовать
партнера и себя относительно партнера. В одиночных этюдах тренировать умение
действием заполнить пространство. Уметь создать атмосферу «внутри меня» и
существовать в атмосфере «вокруг меня».
Тема 10. Импровизация (2 ч.)
Основным методом обучения является импровизация, которая предполагает
свободное проявление творческой индивидуальности каждого учащегося, формирование в
нем особого импровизационного мышления. Вводятся понятия: действенной задачи,
события и его оценки. Учащиеся должны овладеть ощущением пространства,
сценическим самочувствием, внутренним монологом и приступить к самому сложному
действию – воздействию словом.
Тема 11. Мизансцена (2 ч.)
Мизансцена (расположение на сценической площадке) – должна быть
действенной, «говорящей».
Примерное упражнение: «Стоп-кадры» – построить мизансцену на различные
7

темы. Овладеть логикой построение мизансцены. Запомнить основные правила
сценического этикета никогда не вставать спиной к зрителю, использовать кулисы только
для выхода на сцену, не задевать и не трогать их во время сценического действия.
Тема 12. Внутренний монолог (2 ч.)
Внутренний монолог - мысли и чувства, обращенные к себе.
Второй план – это всегда личная действенная задача, отвечающая на вопрос «Что
я хочу?».
Первый план – это тактика поведения, т.е. что я делаю, для того чтобыполучить то,
что я хочу.
Примерное упражнение: «Ум, чувства, тело». Придумывается ситуация «Я в
предлагаемых обстоятельствах». Один из учащихся выбирает из группы троих, кто будет
его «умом», кто – «чувствами», кто – «телом». Затем он придает каждому из них форму,
выражающую типичное состояние данной части, а также составляет из них скульптурную
группу, отражающую состояние этих частей. После того, как распределены роли между
партнерами, и они стали «частями» участника, они должны поделиться с ним своими
впечатлениями, рассказать, каково им быть его чувствами, телом и умом.
Тема 13. Овладение словесным действием
Умение действовать словом приобретается в процессе активного контакта, при
котором слова становятся необходимым средством воздействия на партнеров. В этом
случае словесные действия не отрываются от физических; они вытекают из них и
сливаются с ними. С первых шагов работы над словом важно, чтобы ученики
почувствовали неразрывную связь словесного действия с физическим. Чтобы слово стало
орудием действия, необходима настройка всего физического аппарата на выполнение
этого действия.
Этюды – это основной профессиональный навык. Самостоятельный поиск
действенной линии поведения в заданных (придуманных) обстоятельствах.
Тема 14. Этюды – наблюдения (2 ч.)
1. Наблюдения за животными: «Мой питомец», «В зоопарке», «В цирке»
и т.п.
2. Наблюдения за людьми: «В трамвае», «На остановке», «В кафе» и т.д.3.Пародии:
«Мой любимый артист, певец, телеведущий», «Пародии друг
на друга» и т.д.
Контрольный урок (1 ч.)
Постановка этюда на предложенную тему. Самостоятельный поискдейственной линии
поведения в заданных (придуманных) обстоятельствах.Содержание программы

8

Тематический план программы
№

Наименование раздела, темы
1. Вводное занятие

Количество
часов
1

Дата
план
факт
1 неделя

2. Мускульная свобода.
Освобождениемышц

2

2-3
неделя

3. Развитие актерского внимания

2

Фантазия и воображение

2

4-5
неделя
6-7
неделя
8-9
неделя
10-11
неделя
12-13
неделя
14-15
неделя
16-17
неделя
18-19
неделя
20-21
неделя
22-23
неделя
24-25
неделя
26-27
неделя
28-29
неделя
30-31
неделя
32-33
неделя
34
неделя

4.

5. Сценическое действие

2

6. Предлагаемые обстоятельства

2

7.

Контрольный урок

2

8. Темпо-ритм

2

9. Атмосфера

2

10. Ощущения пространства

2

11. Контрольный урок

2

12. Импровизация

2

13. Мизансцена

2

14. Внутренний монолог

2

15. Контрольный урок

2

16. Овладение словесным действием

2

17. Этюды-наблюдения

2

18. Контрольный урок

1

19. Итого:

34

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».