Горноуральский городской округ «Кайгородская средняя общеобразовательная школа» филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей нач.кл. Руководитель ШМО ______ К.С. Худякова Протокол № 5 от «24» июня 2024 г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________Е.П.Фалалеева от «27» июня 2024 г. УТВЕРЖДЕНО Директор ________ И.С.Паньшина Приказ № 85/2 -Д от «03» июля 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 2024– 2025 УЧЕБНЫЙ ГОД НАПРАВЛЕНИЕ Спортивное НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ «Спортивные игры» КЛАСС 7-9 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю - 1 ч; всего за год: 7 – 34ч., 9кл. – 34 ч. УЧИТЕЛЬ Пузанова Вера Ивановна КАТЕГОРИЯ первая СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ Программа составлена на основе типовой программы и рекомендаций, разработанных специалистами в области физической культуры, нормативных документов Министерства образование РФ Рабочая учебная программа составлена на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 5-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2005г.). с. Кайгородское 2024 Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования: личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Волейбол» является формированием следующих умений: • Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Волейбол» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): 1. Регулятивные УУД: • Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно. • Проговаривать последовательность действий. • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. 2 • Учиться совместно с учителем и воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии. Средством формирования этих действий образовательных достижений (учебных успехов). служит технология другими оценивания 2. Познавательные УУД: • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания. 3. Коммуникативные УУД: • Умение донести свою позицию мысль. Слушать и понимать речь других. до других: оформлять Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). свою Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах. Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности: осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия; социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью. 3 Содержание программы внеурочной деятельности 1. Физическая культура и спорт в России. Развитие физической культуры и спорта в России. Выдающиеся достижения российских спортсменов. 2. История развития волейбола. Характеристика волейбола как средства физического воспитания молодежи. История возникновения волейбола. Развитие волейбола в России и за рубежом. Крупнейшие соревнования по волейболу в России и в мире. 3. Влияние физических упражнений на организм человека Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развития двигательных качеств и достижение высоких спортивных результатов. Закаливание организма. 4. Гигиена волейболиста Гигиена одежды и обуви при занятиях волейболом. Самоконтроль спортсмена. Причины травм и их предупреждение применительно к занятиям волейболом. Оказание первой медицинской помощи (до врача). 5. Техническая подготовка. Обучение технике - важнейшая задача учебно-тренировочной работы (при помощи подготовительных и подводящих упражнений). Технику волейбола составляют специальные технические приемы: - перемещения, - подачи - передачи - нападающие удары - блокирование 6.Тактическая подготовка Тактическая подготовка волейболиста представляет собой постепенное усложнение условий, в которых приходится действовать занимающимся и индивидуально, и во взаимодействии с другими игроками. Формирование тактических умений - это: - умение принять правильное решение и быстро выполнить его в различных игровых ситуациях, - умение наблюдать и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия, - умение взаимодействовать с другими игроками для достижения победы над противником. Основные приемы техники игры в волейбол и способы их выполнения: - перемещения, - прием нападающего удара прием подачи, передачи, - подача мяча, - нападающие удары, - блокирование. 4 Тактика нападения и тактика защиты: - индивидуальные действия, - групповые действия, - командные действия. 7. Правила игры в волейбол Правила игры в волейбол. Методика судейства. Терминология и судейские жесты. 8. Общая физическая подготовка. Упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие. Силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног. Гимнастические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Упражнения на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойки. Спортивные игры: баскетбол, футбол Подвижные игры и эстафеты 9. Специальная физическая подготовка - прыжковые упражнения: имитация нападающего удара, имитация блокирования, - упражнения с набивными и теннисными мячами развитие быстроты реакции, наблюдательности, координации: смена игровых действий и перемещений по сигналу тренера - игры и эстафеты с препятствиями. 10. Контрольные испытания -Контрольные испытания по общей физической подготовке -Контрольные испытания по технической подготовке 11.Контрольные игры и судейская практика. Соревнования между группами. Судейство во время товарищеских игр: ведение протокола, выполнение обязанностей первого и второго судей, судей на линии. 12. Соревнования. Участие в соревнованиях различного уровня. Судейство во время игры 5 Тематическое планирование. Общее количество часов - 102 ч № пп По плану Фактически Тема занятия Кол-во часов в неделю Элементы содержания Введение. История возникновения волейбола. Правила игры. Игровое поле и инвентарь. 3 Характеристика волейбола как средство физического воспитания молодежи. Правила игры. Игровое поле и инвентарь. 1-3 02.09 07.09 4-6 09.09 14.09 Техническая подготовка. 3 Волейбольные стойки. (Высокая, средняя, низкая) Перемещения (взадвперед и влево-вправо.) 7-9 16.09 21.09 Тактические действие. 3 Пас предплечьями: Подготовка, выполнение, дальнейшие действия. 10-12 23.09 28.09 Специальная физическая подготовка. 3 Волейбольные стойки.(Высокая, средняя, низкая ) Перемещения (взадвперед и влево-вправо.) 13-15 30.09 05.10 Техническая подготовка. 3 Пас предплечьями в движении. 16-18 07.10 12.10 Контрольные игры и испытания. 3 Челночный бег. Прыжки через скакалку. Бег в течении 6-ти минут. 6 19-21 14.10 19.10 22-24 21.10 26.10 25-27 Техническая подготовка. 3 Волейбольные стойки. (Высокая, средняя, низкая) Перемещения (взадвперед и влево-вправо.) Общая физическая подготовка. 3 Упражнения с предметами; со скакалками и мячами. 28.10 09.11 Техническая подготовка. 3 Пас предплечьями в движении. 28-30 11.11 16.11 Техническая подготовка. 3 Пас предплечьями на точность. 31-33 18.11 23.12 Специальная физическая подготовка. 3 Прыжковые упражнения: имитация нападающего удара, блокирования. 34-36 25.11 30.11 Техническая подготовка. 3 Боковая подача. 37-39 02.12 07.12 Общая физическая подготовка. 3 Подвижные игры и эстафета. 40-42 09.12 14.12 Тактическая подготовка. 3 Подача и пас предплечьями. 43-45 16.12 21.12 Тактические действие. 3 Подача и пас предплечьями. 46-48 23.12 28.12 Общая физическая подготовка. 3 Упражнения для мышц плечевого пояса и туловища. 7 49-51 14.01 17.01 Тактические действие. 3 Прием подачи в правой и левой задних зонах. 52-54 21.01 24.01 Тактические действие. 3 Нацеленная подача 55-57 28.01 31.01 Специальная физическая подготовка. 3 Упражнения для мышц плечевого пояса .Развитие координационных способностей. 58-60 04.02 07.02 Тактика защиты. 3 Умение взаимодействии с другими игроками. 61-63 11.02 14.02 Техническая подготовка. 3 Передача сверху. 64-66 18.02 21.02 Техническая подготовка. 3 Нижняя подача. 67-69 25.02 28.02 Техническая подготовка. 5 Пас-отскок мяча-пас. 70-72 03.03 06.03 Специальная физическая подготовка. 3 Упражнения для мышц плечевого пояса .Развитие координационных способностей. 73-75 10.03 13.03 Техническая подготовка. 3 Короткий пас , пас назад, длинный пас. 76-78 17.03 20.03 Техническая подготовка. 3 Передача –перемещениепередача. 79-81 02.04 04.04 Общая физическая подготовка. 3 Подвижные игры с использованием 8 волейбольных мячей. 82-84 09.04 11.04 Тактическая подготовка. 3 Передача безадресного мяча. 85-87 16.04 18.04 Тактическая подготовка. 3 Короткий пас, пас назад, длинный пас. 88-90 23.04 25.04 Техника нападения. 3 Круг за кругом. 91-93 30.04 03.05 Техника нападения. 3 Высокая прострельная передача. 94-96 07.05 10.05 Техника защиты. 3 Пас из неудобного положения. 97-99 14.05 17.05 Техника защиты. 3 Пас из неудобного положения. 21.05 24.05 Техника нападения. 3 Высокая прострельная передача. 100102 9