Горноуральский городской округ «Кайгородская средняя общеобразовательная школа» филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей нач.кл. Руководитель ШМО ______ К.С. Худякова Протокол № 5 от «24» июня 2024 г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________Е.П.Фалалеева от «27» июня 2024 г УТВЕРЖДЕНО Директор ________ И.С.Паньшина Приказ № 85/2-Д от «03» июля 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 2024 – 2025 УЧЕБНЫЙ ГОД НАПРАВЛЕНИЕ Физкультурно-оздоровительное, спортивное НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ «Подвижные игры» КЛАСС 5-6 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 1ч; УЧИТЕЛЬ Пузанова В.И. КАТЕГОРИЯ первая СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Подвижные игры» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, в соответствии с требованиями и скорректирована по материалам программы «Физическая культура» Т.В Петровой, «Вента-Граф», Москва 2012 год. с. Кайгородское 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека. Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Занятия общей физической подготовкой положительно влияют на общее физическое развитие организма, равномерно воздействует на все мышцы, способствует разностороннему развитию внутренних органов, улучшает обмен веществ, содействует гармоничному развитию человека. Общая физическая подготовка развивает ловкость, быстроту, выносливость, координацию движений. Перед занимающимися ставятся следующие задачи: содействовать воспитанию всесторонне развитой личности; вовлекать учащихся в систематические занятия спортом; укреплять здоровье; содействовать правильному физическому развитию и закаливанию организма; воспитывать волевых, смелых и психически здоровых учащихся готовить их к сдаче нормативов комплекса ГТО и выполнению спортивных юношеских разрядов; Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» для учащихся 5-х классов составлена на основе нормативных документов: Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», ст. 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации; Концепции модернизации Российского образования; Концепции содержания непрерывного образования; Комплексной программы физического воспитания учащихся 111 классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич); Физическая культура 5-6-7 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И. Ляха. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений». Автор: В.И. Лях (М: Просвещение 2016г). Программа курса внеурочной деятельности является линейной. 2 Программа рассчитана на 1 год обучения. На реализацию курса отводится один час в неделю. Продолжительность занятия 40 минут. Целью программы является: способствовать всестороннему физическому развитию; способствовать вовлечению учащихся в двигательную деятельность. Программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» активно используется в процессе физического воспитания обучающихся. Программа реализуется во внеурочное время и имеет спортивнооздоровительное направление. Программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» призвана оказывать содействие гармоничному физическому развитию каждого ребѐнка, всесторонней физической подготовке и укреплению здоровья; ориентирован на привитие потребности к систематическим занятиям физкультуры и спорта. С учетом воспитательно-развивающего значения спортивной подготовки преследуется решение совокупности задач физического воспитания: – вооружение необходимыми знаниями по физической культуре, формируемыми игровой деятельностью; – содействие укреплению здоровья, разносторонней физической подготовленности, закаливанию растущего организма и профилактике заболеваний; – привитие интереса и потребности к повседневным занятиям спортивными играми; – создание предпосылок для успешного освоения спортивных игр; –– воспитание дисциплинированности, отзывчивости, честности, смелости. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ» Занятие физическими упражнениями во внеурочной деятельности носят подчеркнуто разносторонний характер и направлено на приобретение комплекса необходимых для учащегося качеств и навыков. Одной из главных задач занятий является создание и последующее совершенствование широкой моторной базы и координационных возможностей, Решение ее предполагает достижение высокого уровня развития двигательных качеств и овладение жизненно необходимыми навыками. Эта задача тесно соприкасается с проведением на данном этапе 3 изучением специальных движений – технических приемов, необходимых в игре и спортивных состязаниях. Физические упражнения давно получили признание, как незаменимое средство общей физической подготовки. Разнообразие игровых действий, их соревновательный характер обеспечивают полноценное физическое развитие и способствует достижению разносторонней физической подготовленности занимающихся. Овладение физическими упражнениями открывает для каждого возможность самостоятельно использовать их в своем отдыхе, что помогает сделать его не только интересным, но и полезным. Тренировки и соревнования по общей физической подготовке, где необходимо преодолеть сопротивление соперника, совершенствуют способность к инициативным действиям. Коллективный характер такой деятельности обеспечивает приобретение навыков взаимодействия, развивает такие ценные моральноволевые качества, как умение подчинить личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, уважение к своим партнерам и соперникам, сознательную дисциплину, чувство ответственности и т. д. Занятия по общей физической подготовке проходят в спортивном зале, на стадионе и открытой спортивной площадке. Временное применение игр может повлечь за собой образование неправильного навыка в движениях, необходимо помнить, что закрепление изученных в игровой деятельности технически сложных основных движений возможно и должно только после того, как умение выполнять то или иное движение перешло у детей в навык. В этих условиях игра явится отличным средством выработки у учащихся прочных навыков в выполнении движений. Физическое развитие проводится с определенными педагогическими задачами формирования и развития двигательных умений, навыков и качеств, с задачами обеспечения физической нагрузки и разностороннего воздействия на организм занимающихся. При проведении игр исключительно велика роль учителя. От него зависит не только подготовка игры, но и весь ход ее и результаты. Учитель активно участвует в заданиях. Он руководит игрой, наблюдает, а если нужно, то и сам принимает участие вместе с учащимися (кроме игр с элементами соревнований). Важно организованно закончить выполнение физических упражнений: подвести итоги, объявить результаты, отметить положительные и отрицательные стороны. К подведению итогов нужно чаще привлекать самих участников. Это способствует воспитанию у учащихся умений оценивать свои действия, действия товарищей, выявлять причины побед и поражений. 4 В ходе учебных занятий большое место отводится занятиям с элементами легкой атлетикой, баскетболом, волейболом, гимнастикой, лыжной подготовкой. По окончании реализации программы ожидается достижение следующих результатов: достижение высокого уровня физического развития и физической подготовленности у 100 % учащихся, занимающихся по данной программе; победы на соревнованиях городского, районного и областного уровня; повышение уровня технической и тактической подготовки в данном виде спорта; - устойчивое овладение умениями и навыками; развитие у учащихся потребности в продолжение занятий спортом как самостоятельно, так и в спортивной секции, после окончания школы; укрепление здоровья учащихся, повышение функционального состояния всех систем организма; - умение контролировать психическое состояние. Программа внеурочной деятельности (секции) «Общая физическая подготовка» направлена на реализацию следующих принципов: принцип модификации, основанный на выборе средств, методов и форм организации занятий, учитывающих возрастно - половые и индивидуальные особенности детей; -принцип сознательности и активности, основанный на формирование у детей осмысленного отношения к выполнению поставленных задач; -принцип доступности, основанный на индивидуальном подходе к ученикам, который создает благоприятные условия для развития личностных способностей; принцип последовательности обеспечивает перевод двигательного умения в двигательный навык. Внеурочная деятельность по программе «Подвижные игры» способствует развитию личностных качеств, учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура». Универсальными компетенциями учащихся являются: — умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели; — умение активно 5 включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; — умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся: формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека; развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью; формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни. Метапредметные результаты: способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми; умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье; способность рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность; - умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья; -формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими. Предметными результатами являются следующие умения: организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство; бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения; организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки; характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств; 6 взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений; находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы; выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности; выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях. 7 Тематическое планирование 5-6 кл № пп Тема урока Игры с бегом 1. Правила ТБ при проведении подвижных игр. Способы деления на команды. 2. Комплекс ОРУ в движении. Игра «Бег командами». Игра «Мешочек». 3. Комплекс ОРУ на месте. Игра «Лиса в курятнике». Игра «Ловкие ребята». Комплекс ОРУ с предметами. Игра «Пятнашки в кругу». Игра «Караси и щуки». Комплекс ОРУ в движении. Игра «Пятнашки маршем».Игра «Скороходы и бегуны». Комплекс ОРУ на месте. Игра «Воробушки и кот». Игра «Игра «Без пары». Игры с мячом 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Правила безопасного поведения с мячом в местах проведения подвижных игр. Инструктаж по ТБ. Способы передачи мяча; переброска мячей друг другу в шеренгах. Игра «Мяч в центре». Комплекс ОРУ с малыми мячами. Игра «Мяч в центре». Игра «Мяч среднему». Игра «Подвижная цель». Комплекс ОРУ с большими мячами. Игра «Мяч – соседу». Игра «Охотники». Игра «Обгони мяч». Комплекс ОРУ с набивными мячами. Игра «Отгадай, кто бросил» Игра «Защищай ворота». Комплекс ОРУ с набивными мячами. Игра «Отгадай, кто бросил» Игра «Защищай ворота». Комплекс ОРУ с мячами. Игра «Подвижная цель». Игра «Обгони мяч». Игра «Мяч в центре». Игры с прыжками Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр. Профилактика детского травматизма. Разучивание считалок. Комплекс ОРУ. Игра «Туда- обратно». Игра «Зайцы в огороде». Комплекс ОРУ. Игра «Шишки, жѐлуди, орехи». Игра «белые медведи». Комплекс ОРУ. Игра «Карусели». Игра «Тропка». Комплекс ОРУ. Игра «Ловушка». Игра «Капканы». 8 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. Комплекс ОРУ. Игра «Туда- обратно». Игра «белые медведи». Зимние забавы Правила безопасного поведения при катании на лыжах, санках. Инструктаж по ТБ. Повторение попеременного двухшажного хода, поворота в движении и торможение. Игра «Снежком по мячу». Игра «Пустое место». Игра «Кто дальше» (на лыжах). Эстафеты Правила безопасного поведения при проведении эстафет. Инструктаж по ТБ. Способы деления на команды. Эстафеты «Ходьба по начерченной линии», с доставанием подвижного мяча, «Кто первый?», эстафета парами. Эстафета с лазанием и перелезанием, линейная с прыжками, с бегом вокруг гимнастической скамейки, «веревочка под ногами». Эстафета с предметами (скакалки, мячи, обручи) Эстафета с предметами (скакалки, мячи, обручи) Игра малой подвижности Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр. Инструктаж по ТБ. Разучивание рифм для проведения игр Комплекс ОРУ на месте. Игра «Кто дальше бросит?». Игра «Что изменилось?». Игра «Найди предмет». Комплекс ОРУ на месте. Игра «Слушай сигнал». Игра «Угадай, кто это?». Игра «Точный телеграф». Комплекс ОРУ на месте. Игра «Невидимки». Игра «Наблюдатели». Игра «Кто точнее». Игры с бегом и прыжками Правила ТБ при проведении подвижных игр. Способы деления на команды. Комплекс ОРУ в движении. Игра «Бег командами». Игра «Дорожки». Комплекс ОРУ на месте. Игра «Змейка». Игра «Ловкие ребята». Комплекс ОРУ с предметами. Игра «Пятнашки в кругу». Игра «Караси и щуки». Комплекс ОРУ в движении. Игра «Пятнашки маршем». Игра «Скороходы и бегуны». Комплекс ОРУ на месте. Игра «Пятнашки с домом». Игра «Круговые пятнашки». 9 34. Комплекс ОРУ в движении. Игра «Челночок». Игра « Дракончик». 10