Горноуральский городской округ «Кайгородская средняя общеобразовательная школа» филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей нач.кл. Руководитель ШМО ______ К.С. Худякова Протокол № 5 от «24» июня 2024 г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________Е.П.Фалалеева от «27» июня 2024г. УТВЕРЖДЕНО Директор ________ И.С.Паньшина Приказ № 85/2 -Д от «03» июля 2024г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 2024 – 2025 УЧЕБНЫЙ ГОД НАПРАВЛЕНИЕ спортивно-оздоровительное НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ «Шахматы» КЛАСС 5-7 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 1; всего за год 5,6– 34ч., 7 кл. – 34ч. УЧИТЕЛЬ Пузанова В.И. КАТЕГОРИЯ первая СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ Рабочая программа курса «Шахматы» составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование) Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др./Под ред. Горского Д.В. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) М.: Просвещение, 2014. с.Кайгородское 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «Шахматы» составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование) Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др./Под ред. Горского Д.В. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) М.: Просвещение, 2014. Программа «Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ученик, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера. О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности. Шахматы это не только игра, доставляющая ученикам много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий -способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ученик, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу». Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость- это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством. Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей. В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы. Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения мобилизовать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе. Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент развития их творческого мышления. ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Личностные: Адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих. Формировать уважительное отношение к иному мнению. Учиться понимать свою роль, развивать самостоятельность и ответственность. Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Учиться относиться бережно к материальным и духовным ценностям. Познавательные: Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии. Учиться использовать знако-символические средства представления информации. Использовать различные способы поиска информации на заданную на кружке тему. Собирать и обрабатывать материал, учится его передавать окружающим разными способами. Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строить рассуждения, овладевать новыми понятиями. Овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте (шахматах) Учиться работать в информационной среде по поиску данных изучаемого объекта. Коммуникативные: Активно использовать речевые средства в процессе общения с товарищами во время занятий. Учиться слушать собеседника, напарника по игре, быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения. Учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Регулятивные: Овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи занятия. Находить способы решения и осуществления поставленных задач. Формировать умение контролировать свои действия. Учиться понимать причины успеха и неуспеха своей деятельности. Календарно-тематическое планирование 5 класс № п/п 1. Дата по плану 07.09 Дата факти ческая Содержание курса 2. 14.09 3. 4. 21.09 28.09 5. 6. 7. 05.10 12.10 19.10 Шахматные 3 ч фигуры. Основные функционал ьные особенности фигур. Их роль в игре 8. 9. 10. 11. 12. 26.10 09.11 16.11 23.11 30.11 Техника 5ч матования одинокого короля. Миттельшпи ль, эндшпиль, блиц- Шахматная доска. Кол-во часов 1ч Знакомство 1ч с игровым "полем". Краткая 2ч история шахмат. Знакомство с шахматами, первые чемпионы. Элемент Содержания Знакомство с шахматами. Шахматная доска, ее внешний вид, количество белых и черных полей. Шахматные фигуры основной материал игры. Их количество, функции каждой фигуры. Диагональ, вертикаль, горизонталь. Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности. Сильнейшие юные шахматисты мира Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шахмат. Шахматные фигуры и их обозначения. Позиция. Запись позиций. Начальная позиция. Кодирование информации на шахматном материале. Краткая история создания шахмат. Первые чемпионы, как совершенствовалась игра с течением времени? Шахматные фигуры. Изучение отдельно взятой фигуры в шахматах, запись перемещений фигур, их роль. Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске, защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес, Легкие и тяжелые фигуры, качество. Аналогии шахмат с экономикой Геометрические мотивы траекторий перемещения шахматных фигур. Безопасность короля (короткая и длинная рокировка). Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Логические связки «и», «или», «не». Ударность и шахматы, долгие шахматы. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 07.12 14.12 21.12 28.12 11.01 18.01 25.01 01.02 08.02 15.02 Достижение 10 ч мата. Мат в один, два, три и более ходов. Задачи на постановку мата в несколько ходов. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 22.02 01.03 15.03 22.03 29.03 05.04 12.04 19.04 Шахматные комбинации. Разнообрази е шахматной игры. 31. 32. 26.04 03.05 Повторение 4 ч изученного в 8ч подвижность фигур в зависимости от их положения на доске. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Дидактические игры. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Упражнения. Запись ходов шахматных фигур – кодирование информации. Понятие о варианте. Логическая связка «если…то». Открытая линия. Проходная пешка. Пешечные слабости. Форпост. Позиция короля Атака на короля Централизация Овладение тяжелыми фигурами 7(2) горизонталью. Вскрытие и запирание линий. Техника матования одинокого короля. Что такое эндшпиль, миттельшпиль. Как правильно построить игру? Понятие о шахе Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шахи. Понятие мата. Обучение алгоритму матования в 1 ход. Понятие о пате. Сходства и различия понятий мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Мат в один, два, три и более ходов. "Детский" мат, рокировка. Какую роль играет она в игре? Задачи на постановку мата в несколько ходов. Мобилизация фигур, борьба за центр. Роль и оптимизация работы фигур в дебюте Гамбиты, пункт f2 (f7)в дебюте Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахматных турнирах. Игровая практика. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах. Шахматные комбинации. Король против нескольких фигур, ферзь против короля, ладья и ферзь против короля, ферзь и конь против короля. Параллельный мат. Мат двумя ладьями. Слабость крайней горизонтали, двойной удар, Открытое 33. 34. 10.05 17.05 течение года. Промежуточ ная аттестация. Всего нападение, связка, виды связки и защита от нее. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного прикрытия короля, освобождение пространства, уничтожение защиты. Сквозное действие фигур (рентген). Перегрузка. Комбинаторика в шахматах. Понятие о комбинации. Комбинации на мат и на достижение материального перевеса. Мельница как алгоритм с циклами. Эстетика шахматных комбинаций. Повторение. Закрепление изученного в соревновательной практике. 34 ч Календарно-тематическое планирование 6 класс Дата Содержание Кол Элемент Содержания факт курса -во ическ (тема занятия) часо ая в № заня тия Дата по плану 1. 04.09 Повторение, изученного в 1 ч. прошлом году. 2. 11.09 Краткая история шахмат. 1 ч. 3. 4. 5. 18.09 23.09 02.10 Шахматная нотация. 3 ч. Краткая и полная шахматная нотация. Запись. Блицшахматы. Игра с часами. 6. 7. 8. 9. 09.10 16.10 23.10 13.11 Ценность шахматных 4 ч. фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Знакомство с шахматами. Шахматная доска, ее внешний вид, количество белых и черных полей. Шахматные фигуры - основной материал игры. Их количество, функции каждой фигуры. Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности. Сильнейшие юные шахматисты мира Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шахмат. Шахматные фигуры и их обозначения. Позиция. Запись позиций. Начальная позиция. Кодирование информации на шахматном материале. Краткая история создания шахмат. Первые чемпионы, как совершенствовалась игра с течением времени? Шахматные фигуры. Изучение отдельно взятой фигуры в шахматах, запись перемещений фигур, их роль. Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске, защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес, Легкие и тяжелые фигуры, качество. Аналогии шахмат с экономикой. Игра с часами. Геометрические мотивы траекторий перемещения шахматных фигур. Безопасность короля (короткая и длинная рокировка). Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Логические связки «и», «или», «не». Ударность и подвижность фигур в зависимости от их положения на доске. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Дидактические игры. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Упражнения. 10. 11. 12. 13. 20.11 21.11 04.12 11.12 Техника матования 4 ч. одинокого короля. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. 14. 15. 16. 17. 18.12 25.12 15.01 22.01 Достижение мата без 4 ч. жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 29.01 05.02 12.02 19.02 26.02 05.03 12.03 19.03 02.04 09.04 17.04 23.04 30.04 07.05 14.05 Шахматная комбинация. Матовые комбинация. Темы завлечения, отвлечения, блокировки. Промежуточна я аттестация. 17ч. Запись ходов шахматных фигур – кодирование информации. Понятие о варианте. Логическая связка «если…то». Открытая линия. Проходная пешка. Пешечные слабости. Форпост. Позиция короля Атака на короля Централизация Овладение тяжелыми фигурами 7(2) горизонталью. Вскрытие и запирание линий. Техника матования одинокого короля. Что такое эндшпиль, миттельшпиль. Как правильно построить игру? Понятие о шахе Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шахи. Понятие мата. Обучение алгоритму матования в 1 ход. Понятие о пате. Сходства и различия понятий мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Мат в один, два, три и более ходов. "Детский" мат, рокировка. Какую роль играет она в игре? Задачи на постановку мата в несколько ходов. Мобилизация фигур, борьба за центр. Роль и оптимизация работы фигур в дебюте Гамбиты, пункт f2 (f7)в дебюте Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахматных турнирах. Игровая практика. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах. Шахматные комбинации. Король против нескольких фигур, ферзь против короля, ладья и ферзь против короля, ферзь и конь против короля. Параллельный мат. Мат двумя ладьями. Слабость крайней горизонтали, двойной удар, Открытое нападение, связка, виды связки и защита от нее. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного прикрытия короля, освобождение пространства, уничтожение защиты. Сквозное действие фигур (рентген). Перегрузка. Комбинаторика в шахматах. Понятие о комбинации. Комбинации на мат и на достижение материального перевеса. Мельница как алгоритм с циклами. Эстетика шахматных комбинаций. Повторение. 33. 34. 21.05 28.05 Закрепление изученного соревновательной практике. в Календарно-тематическое планирование 7 класс № Содержание Кол Элемент Содержания заня курса -во тия часо в 1. 2. Повторение, изученного в 2 ч. прошлом году. 3. 4. Краткая история шахмат. 2 ч. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Шахматная нотация. 6 ч. Краткая и полная шахматная нотация. Запись. Блицшахматы. Игра с часами. 11. 12. 13. 14. Ценность шахматных 4ч фигур. Сравнительн ая сила фигур. Достижение материально го перевеса. Дата план Знакомство с шахматами. Шахматная доска, ее внешний вид, количество белых и черных полей. Шахматные фигуры - основной материал игры. Их количество, функции каждой фигуры. Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности. Сильнейшие юные шахматисты мира Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шахмат. Шахматные фигуры и их обозначения. Позиция. Запись позиций. Начальная позиция. Кодирование информации на шахматном материале. Краткая история создания шахмат. Первые чемпионы, как совершенствовалась игра с течением времени? Шахматные фигуры. Изучение отдельно взятой фигуры в шахматах, запись перемещений фигур, их роль. Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске, защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес, Легкие и тяжелые фигуры, качество. Аналогии шахмат с экономикой. Игра с часами. 05.09 12.09 Геометрические мотивы траекторий перемещения шахматных фигур. Безопасность короля (короткая и длинная рокировка). Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Логические связки «и», «или», «не». Ударность и подвижность фигур в зависимости от их положения на доске. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Дидактические игры. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Упражнения. Запись ходов шахматных фигур – кодирование информации. Понятие о варианте. Логическая связка 21.11 28.11 05.12 12.12 19.09. 26.09. 03.10. 10.10. 17.10. 24.10. 07.11 14.11 факт 15. 16. 17. 18. Техника матования 4 ч. одинокого короля. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. 19. 20. 21. 22. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпи ле. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Шахматная комбинация. Матовые комбинация. Темы завлечения, отвлечения, блокировки. Промежуточ ная аттестация. Всего 4 ч. 13 ч. 34 ч. «если…то». Открытая линия. Проходная пешка. Пешечные слабости. Форпост. Позиция короля Атака на короля Централизация Овладение тяжелыми фигурами 7(2) горизонталью. Вскрытие и запирание линий. Техника матования одинокого короля. Что такое эндшпиль, миттельшпиль. Как правильно построить игру? Понятие о шахе Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шахи. Понятие мата. Обучение алгоритму матования в 1 ход. Понятие о пате. Сходства и различия понятий мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Мат в один, два, три и более ходов. "Детский" мат, рокировка. Какую роль играет она в игре? Задачи на постановку мата в несколько ходов. 19.12 26.12 16.01 23.01 Мобилизация фигур, борьба за центр. Роль и оптимизация работы фигур в дебюте Гамбиты, пункт f2 (f7)в дебюте Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахматных турнирах. Игровая практика. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах. Шахматные комбинации. Король против нескольких фигур, ферзь против короля, ладья и ферзь против короля, ферзь и конь против короля. Параллельный мат. Мат двумя ладьями. 30.01 06.02 13.02 20.02 Слабость крайней горизонтали, двойной удар, Открытое нападение, связка, виды связки и защита от нее. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного прикрытия короля, освобождение пространства, уничтожение защиты. Сквозное действие фигур (рентген). Перегрузка. Комбинаторика в шахматах. Понятие о комбинации. Комбинации на мат и на достижение материального перевеса. Мельница как алгоритм с циклами. Эстетика шахматных комбинаций. Повторение. Закрепление изученного в соревновательной практике. 27.02 06.03 13.03 20.03 03.04 10.04 17.04 24.04 08.05 15.05 22.05 29.05