Горноуральскийо городской округ «Кайгородская средняя общеобразовательная школа» филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей гуманит.цикла. Руководитель ШМО Подпись________/Н.Н.Морозова Протокол №5 от «24» июня 2024 г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________ /Е.П.Фалалеева УТВЕРЖДЕНО Директор ________И.С.Паньшина «27 » июня 2024 г. Приказ 85/2-Д от «03» июля 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Проектная деятельность» для обучающихся 9 класса село Кайгородкое 2024 Планируемые результаты изучения учебного курса Личностные результаты: 1) формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания; 2) формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 3) толерантное сознание и поведение, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 4) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 5) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 6) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 7) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; Метапредметные результаты: 1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; 4)готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5)умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6)умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; 7)владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 8)владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты: 1) знание определений изученных понятий; 2) умение различать виды публикаций и проектов, формы презентаций; 3) умение структурировать изученный материал и информацию, полученную из разных источников; 4) применение освоенных обучающимися в ходе изучения учебного предмета умений, специфических для данной предметной области, видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применение в учебных, учебнопроектных и социально-проектных ситуациях; 2 5) формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами. Содержание курса Введение Что такое «проектная деятельность»? Определение проектной деятельности. Предмет, цели, задачи и содержание. Значение проектной деятельности для успешного освоения предметов школьного курса в современных условиях и в нашей жизни. Виды проектов и их особенности. Информационный проект, исследовательский проект, практико-ориентированные проекты, социальные проекты. Классификация проектов по доминирующей деятельности, по комплексности и характеру контактов: монопроекты, межпредметные; по продолжительности: мини-проекты, краткосрочные, недельные, годичные. От проблемы - к цели Постановка проблемы. Проблема – как противоречие реального и желаемого. Причины возникновения проблем. Выбор темы информационного проекта. Понятие проблемной ситуации. Анализ проблемной ситуации. Постановка проблемы. Целеполагание. Цель и требования к ее формулировке: измеримость, конкретность, достижимость, прозрачность, реалистичность. Цели, преследуемые при работе над информационным проектом. Понятие результата. Результаты работы с информационным проектом. Планирование деятельности. Постановка задач, адекватных цели. Пошаговое представление (планирование) деятельности. Хронологическая последовательность действий и расчет времени, необходимого для их выполнения. «Дневник исследователя». Заполнение дневника исследователя. Анализ ресурсов. Понятие ограниченности ресурсов. Виды ресурсов, полезных для работы с информационным проектом. Работа с информационными источниками Виды информационных источников. Справочники, учебники, статьи, монографии, архивные документы, статистические материалы, Интернет, электронные издания, радио и телевизионные источники и др. Работа с каталогами. Организация информации в каталоге. Виды каталогов. Параметры поиска информации в каталоге. Работа со справочной литературой. Виды справочной литературы. Способы размещения информации в справочной литературе. Поиск и отбор информации. Оформление ссылок Способы первичной обработки информации. Чтение текста с маркированием. Работа с терминами и понятиями. Использование электронных энциклопедий. Содержание электронных энциклопедий; приёмы поиска информации в подобных источниках. Работа со статистическим материалом. Представление информации в виде таблиц, схем, графиков, гистограмм и диаграмм. Оформление числовых данных. Создание публикаций Виды публикаций. Реферат, тезисы, статья, буклет, монография, доклад, бюллетень, исследовательская работа и их различия. Реферат. Структура реферата. Оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы, рецензия и их функции. Требования к оформлению реферата. Оформление титульного листа, оглавления, введения, заключения, основной части, ссылок, заголовков, списка литературы, нумерация разделов. Критерии оценивания реферата. Актуальность, логичность и системность изложения, взаимосвязанность основных вопросов, полнота раскрытия темы в соответствии с планом, творчество и самостоятельность автора при написании реферата, научный язык изложения, глубина анализа, изложение целей и задач, наличие обзора источников, соответствие оформления работы требованиям. 3 Тезисы. Цель написания тезисов информационных проектов, структура, требования, критерии оценивания. Представление информации Оформление портфолио проекта. Задачи портфолио; состав портфолио проекта. Содержание информации. Объем информации в зависимости от вида публикаций. Построение предложений. Расположение информации на странице. Оформление ссылок Действия при оформлении ссылок. Библиографические правила цитирования источников. Презентация продукта. Презентация в виде доклада с иллюстрациями; раздача изданного информационного бюллетеня. Составление текста к публичному выступлению. Разработка темы на уровне идей и плана речи. Метод Ломоносова. «Дерево идей». План и цель выступления. Обязательные части публичного выступления. Нормы этикета. Вербальные и невербальные формы передачи информации. Элементы вербальной коммуникации, влияющие на восприятие речи (темп, тембр голоса, громкость, четкость и т.д.). Элементы невербальной коммуникации (выражение лица, жесты, поза, зрительный контакт, внешность, личное пространство). Сочетание вербальной и невербальной информации, некоторые правила этикета выступающего. Нормы речи при публичном выступлении. Методы привлечения внимания аудитории. Риторические приемы, позволяющие сделать речь более удобной для восприятия (анафора, период, повтор, риторический вопрос, сравнение, и др.) Целесообразность использования риторических приемов. Мера красоты и доступности в речи (логическое и эстетическое начала публичного выступления). Работа с вопросами. Для чего мы спрашиваем? Виды вопросов в зависимости от их цели и формы. Виды ответов по форме. Речевые формулы задания вопросов. Связь цели и формы вопроса. Поведение выступающего при вопросах. Форма вопроса и форма ответа. Публичное выступление. Представление работ. Анализ результатов работы Понятия «отметка», «оценка», «контроль». Различия приведенных понятий. Эталоны и оценочные шкалы. Способы оценивания работ. Критерии и процедура оценивания. Оценка и самооценка. «Сильные» и «слабые» стороны работы и их анализ. Успех и как его добиться. Неудача, или как преодолеть трудности и избежать неудач. Оценка собственного продвижения. Защита проектов. 4 Тематическое планирование с учетом Рабочей программы воспитания № Название раздела Кол-во Реализация воспитательного потенциала урока часов I Введение 4 II От проблемы – к цели 5 III Работа с 5 информационным и источниками IV Создание публикаций 5 V Представление информации 5 VI Презентация продукта 7 VII Анализ Результатов работы 3 Всего 34 • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; • организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. 5 Календарно-тематическое планирование № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Тема Дата Из истории метода проектов Что такое «проектная деятельность»? Виды проектов и их особенности/ Классификация проектов Постановка проблемы. Выбор темы информационного проекта Целеполагание Планирование деятельности. «Дневник наблюдателя» Виды информационных источников. Работа с каталогами. Работа со справочной литературой. Использование электронных энциклопедий Работа со статистическим материалом. Виды публикаций. Реферат. Структура реферата. Оформление реферата. Критерии оценивания реферата Тезисы. Оформление портфолио. Содержание информации .Оформление ссылок. Библиографические правила цитирования источников. Дизайн информации. Формы презентации. Составление текста к публичному выступлению ЧТО и КАК мы говорим. Допустимые речевые обороты. Методы привлечения внимания в аудитории. Публичное выступление. Представление работ. Работа с вопросами. Понятие «отметка», «оценка», «контроль». Способы оценивания работ. Критерии и процедура оценивания. Оценка. Самооценка. Защита проектов 6 план 1 неделя 3 неделя 5 неделя 7 неделя 9 неделя 11 неделя 13 неделя 15 неделя 17 неделя 19 неделя 21 неделя 23 неделя 25 неделя 27 неделя 29 неделя 31 неделя 33 неделя факт