Горноуральский городской округ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 2024 - 2025 УЧЕБНЫЙ ГОД НАПРАВЛЕНИЕ социальное НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ Театральная мастерская КЛАСС 1,2,3,4 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 1 ч. СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы) Программа разработана для обучающихся 1-4 классов на основе программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генераловой (Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008); с. Южаково, 2024 год 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих учащемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей. Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной среды развития ребенка. Внеурочная художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные виды творчества. Одним из таких синтетических видов является театр. Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы. В то же время театральное искусство (театрализация) способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой; пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно; активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка; он начинает свободно фантазировать и в области текста и музыкального оформления – словом всего того, что связано с игрой в театре. Работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в своё время и на своём месте. Необходима и тренировка, раскрытие, активизация самобытности, самостоятельности каждого ребёнка. Этим и объясняется разработка программы театрального кружка. Цель программы: воспитание у детей общей художественной культуры, способствующей развитию творческих способностей, развитию памяти, внимания, речи, коммуникативных качеств сферы чувств, гармоничных отношений с собой и с окружающими. Задачи программы: o владеть навыками общего коллективного творчества o развивать эстетические способности o совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа. - знакомить детей с различными видами театра (кукольный театр, драматический, теневой, музыкальный). 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА. Наряду с занятиями в школе обязательным является посещение Камерного театра, музея с последующим обсуждением увиденного в группе. На занятиях используются как классические для педагогики формы и методы работы, так и нетрадиционные: посещение музеев, выставок, тематических экскурсий; просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки; игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины; работа с подручными материалами и изготовление бутафории. Большая роль в формировании способностей школьников отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Задача тренинга – пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Основные виды театральной деятельности учащихся. Основные виды деятельности, которые используются при работе с учащимися, являются: 1. Театральная игра. Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества. 2. Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас. 3. Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя). Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре. 4. Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи. 3. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ. Программа курса предназначена для учащихся начальной школы и реализует межпредметные связи с литературным чтением, музыкой, технологией, физкультурой. Данная программа рассчитана на 135 часов: 1 класс –33 часа 2 класс – 34 часа 3 класс – 34 часа 4 класс – 34 часа с проведением занятий 1 час в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут. 4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА. На занятиях по театру приобретение знаний детьми происходит через их собственный опыт и самостоятельное творчество. Выполняя любое упражнение, ребенок проделывает тот же путь, что и большой актер при работе над ролью. Особенно важен сам процесс овладения искусством, не стоит ожидать немедленного результата. Воспитание в детях самостоятельности, активности, инициативности, желания творить, пробовать имеет первостепенное значение. Объединяя в себе различные виды искусства, театр создает благоприятную почву для занятий различными видами художественного творчества во взаимосвязи. А при комплексном воздействии различных видов искусства решение задач эстетического воспитания становится более эффективным, что способствует успешному социальнохудожественному развитию учащихся через художественно-творческую деятельность. Из вышесказанного можно сделать вывод, что театральное искусство имеет огромные возможности для социально художественного развития детей. В основу проекта театральной деятельности были положены следующие принципы: принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении; принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям; принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся; - принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу. Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля; принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и изобразительное искусство); принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности. Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. 5. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ КУРСА. Предполагаемые умения и навыки Умеют произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке. Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера. Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены. Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия. Владеют комплексом артикуляционной гимнастики. Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему. Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса. Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах. Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие. Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями. Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения. Умеют строить диалог с партнером на заданную тему. Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий: Личностные o этические потребности, ценности, чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость; o эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им; o умение не создавать конфликтных ситуаций и находить выходы из них; o самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; o самооценка на основе критериев успешности деятельности; o осознание ответственности человека за общее благополучие; o уважительное отношение к чужому мнению; Регулятивные o определять общую цель и пути ее достижения; o предвосхищать результат; o выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения; o использовать речь для регуляции своего действия; • вносить изменения в способ действия, в план действия. Познавательные o знать театры родного города, их особенности; o знать традиции и обычаи коренного народа; o знать некоторые виды театров (кукольный, настольный); o знать некоторые приѐмы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров; o знать театральные профессии (актер, гример, костюмер, декоратор, режиссер, осветитель, суфлер); o уметь разыгрывать сценки по сказкам, стихотворениям, рассказам, песням с использованием кукол, элементов одежды, декораций; • чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами; o иметь представление о театре, о театральной культуре; • иметь представление об устройстве театра. Коммуникативные o умение вступать в диалог; o участие в коллективном обсуждении проблем, сотрудничество с группой сверстников, учет разных мнений и умение выразить свое; o умение договариваться и находить общее решение; o формулировать свои затруднения; o проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач; o договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; o строить понятные для партнера высказывания, ставить вопросы и обращаться за помощью. Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий: игра беседа иллюстрирование изучение основ сценического мастерства мастерская образа мастерская костюма, декораций инсценирование прочитанного произведения постановка спектакля посещение спектакля работа в малых группах актѐрский тренинг экскурсия выступление КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Тема Количество часов 1 класс Роль театра в культуре: 9ч 1-2 Знакомство с новыми понятиями – театр, артист, декорации, роль. 2 3-4 Знакомство ребѐнка в игровой форме с самим собой. Подвижные игры на внимание. 2 5-6 Знакомство ребѐнка с окружающим миром в игровой форме. Игра» Снежный ком». 2 7-8 Разыгрывание этюдов и упражнений, требующих целенаправленного воздействия словом. 2 9 Разыгрывание этюдов, подвижные игры. 1 Театрально-исполнительская деятельность: 10 ч 10-11 Знакомство с терминами – мимика, пантомима, этюд, ритм. 2 12-13 Выполнение упражнений, направленных на развитие чувства ритма. Этюды. 2 14-15 Выполнение упражнений на воплощение абстрактных образов (блики, огонь, снег.) 2 16-17 Импровизация русской народной сказки «Колобок». Этюды на заданную тему. 2 18-19 Импровизация русской народной сказки «Теремок». Пантомимы на заданную тему. 2 Занятие сценическим искусством 10 ч 20-21 Чтение учителем сказок. Знакомство с понятиями: рифма, ритм, интонация 2 22-23 Упражнения, игры («Волна»). Этюды. 2 24-25 Упражнения и игры («Ручеѐк»). Пантомима. 2 26-27 Упражнения и игры («Живой алфавит»). Импровизация сказки по выбору детей. 2 28-29 Знакомство с мини-сказкой (музыкальная): «Козлик» 2 Освоение терминов. 2ч Знакомство с терминами: спектакль, партнѐр, премьера, театр. Пантомима, этюд по заданной теме. 2 Просмотр театрального спектакля. 2ч Просмотр спектакля, поставленного учащимися 3 класса 2 30-31 32-33 Дата Итого 33ч 2 класс Роль театра в культуре: 1-2 Приобретение навыков, необходимых для сценического искусства (темп, ритм, рифма) 2 3-4 Знакомство ребѐнка с терминами (сцена, жестикуляция, мимика) 2 Театрально - исполнительская деятельность: 5-6 Знакомство с терминами - мимика, пантомима, этюд, ритм. Выражение благодарности, сочувствия. 2 -7-8 Выполнение упражнений, направленных на развитие чувства ритма. Обращение за помощью - выражение чувств через мимику, жесты. 2 9-10 Упражнения, направленные на взаимодействие в группах. Игра «Маски» 2 11-12 Обсуждение различных ситуаций, дискуссии. Разыгрывание мини-сценок. 2 Импровизация русской народной сказки «Теремок» Занятие сценическим искусством 13-14 Чтение учителем сказок. Знакомство с понятиями: рифма, ритм, интонация 2 15-16 Упражнения одиночные - на выполнение простого задания. Этюды. 2 17-18 Упражнения и игры одиночные на выполнение задания на основе предлагаемых обстоятельств. Пантомима. 2 19-20 Упражнения и игры по выбору детей, направленные на выполнение предлагаемых обстоятельств. Минисценки (повадки животных) 2 21-22 Знакомство с понятием - сценическое общение. Работа в парах (сказка на два героя) 2 23-24 Исполнение этюдов по картинкам. 2 25-26 Выполнение заданий на разыгрывание предлагаемых обстоятельств. Введение нового понятия «обращение к предмету» Выполнение этюдов по картинкам. 2 27 Обобщение по теме, игры по выбору детей. 1 Работа над серией мини-спектаклей. 28-29 Подборка спектаклей, выбор ролей. 2 30-31 Распределение ролей, учитывая характер и темперамент учащихся. Читка по листу. 2 32 Умение распределяться на сцене, чтобы выделялся главный герой. 1 33 Просмотр спектаклей 1 34 Подведение итогов за год. Игры по выбору детей. 1 Итого 34ч 3 класс Роль театра в культуре. Знакомство с древнегреческим, современным, кукольным, музыкальным театрами. 1 3анятия сценическим искусством. 11 ч 2-3 Приѐмы релаксации. Пантомима. Этюды 2 4-5 Приѐмы концентрации внимания. Этюды 2 6-7 Приѐмы концентрации дыхания. Инсценирование сказок (2 героя) 2 8-9 Приѐмы для снятия мышечных зажимов. Сказки 3-х героев. 2 10 - 11 Повторение и закрепление изученного. 2 Театрально - исполнительская деятельность 23 ч Работа над образами. Я -предмет. 2 14 - 15 Работа над образами. Я - стихия. 2 16- Работа над образами. Я — животное. 2 18-19 Работа над образами. Я — фантастическое животное. 2 20- Работа над подбором спектакля. Чтение, обсуждение. 2 Распределение ролей в спектакле 2 24 - 25 Разучивание ролей, репетиции, изготовление костюмов. 2 26- Разучивание ролей изготовление костюмов. Подбор декораций. 2 Умение распределятся на сцене. Репетиция. 2 1 1213 17 21 2223 27 2829 Репетиция. Подбор костюмов и декораций. 2 32- Показ представления учащимся нач. классов 2 34 Подведение итога. 3031 Итого 34 ч 4 класс Роль театра в культуре. 8ч 1-2 Знакомство с создателями спектакля: писатель, драматург, поэт. 2 3-4 Знакомство с театральными жанрами. 2 5-6 Этюд. Инсценировка сюжета на заданную тему. 2 7-8 Этюд. Инсценировка басни Крылова по выбору детей. 2 Театрально - исполнительская деятельность. 10 ч 9-11 Пантомима-средство выражения создания образа через действия героя. 3 12- Упражнения для развития хорошей дикции. 2 13 Диалог, монолог 14-15 Упражнения для развития интонации. Диалог, монолог 2 16- Упражнение для развития темпа речи. Диалог, монолог 2 Обобщение пройденного. Диалог, монолог. 1 Основы пантомимы. 12 ч. Знакомство с основами пантомимы. Куклы марионетки. 2 21 Механические куклы, надувные игрушки как выразительное средство пантомимы. 1 22- Поза актѐра в пантомиме как основное средство выражения 2 Жест и движения как основные выразительные средства пантомимы. 2 26 - 27 Маска в пантомимном действии. 2 28- Выразительные средства в пантомимном действии: поза актѐра, жесты, маска. 2 Пантомима, этюд, инсценировка - виды сценической деятельности. 1 Работа и показ театрализованного представления 4ч 17 18 1920 23 2425 29 30 31- Репетиция и показ спектакля по мотивам сказок Г.Х. Андерсена. 4 Итого 34ч 34 Образовательные результаты внеурочной деятельности: Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему про социальную среду. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Форма подведения итогов изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка. Итогом курса «Театральная мастерская» является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра. Выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценированние сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.