Пояснительная записка Нормативно - правовая база: 1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1643 и № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (начало действия документа - 21.02.2015) 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 №09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ". 5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.07.2013 № 09-879 «О направлении рекомендаций по формированию перечня мер и мероприятий по реализации Программы развития воспитательной компоненты общеобразовательной школе»; 6. Письмо Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» 7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» 8. Письмо Министерства образования и науки от 18.08.2017 № 09–1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности». Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Рабочая программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Проектная деятельность» на базовом уровне; устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает его структурирование по разделам и темам курса; даёт распределение учебных часов по тематическим разделам курса и последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Рабочая программа определяет количественные и качественные характеристики учебного материала для первого года изучения, в том числе для содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной аттестации обучающихся, всероссийских проверочных работ, государственной итоговой аттестации). Целями изучения проектной деятельности на уровне 7-9 класса являются: формирование представления об исследовательском обучении какведущем способе учебной деятельности; обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; формирование и развитие умения и навыков исследовательскогопоиска; развитие познавательных потребностей и способностей, креативности; развитие коммуникативных навыков (партнерское общение); формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование); формирование умение оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор. В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу. Учебный предмет «Проектная деятельность» в основном общем образовании отражает: Реализацию педагогической идеи формирования у обучающихся умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов: непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом; развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе учебной деятельности; системность организации учебно-воспитательного процесса; раскрытие способностей и поддержка одаренности детей. Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру. Учебный предмет «Проектная деятельность» реализуется за счет части, формируемой участниками образовательных отношений. Учебным планом на изучение данного предмета отведено в 7 классе 34 учебных часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34 учебных часа (1 час в неделю), в 9 классе – 17 учебных часов (0,5 час в неделю). Содержание учебного предмета Методология проектной деятельности Понятие о проектах и исследовательской деятельности обучающихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Проблема. Объект исследования. Предмет исследования. Наблюдение. Эксперимент. Опыт. Анкетирование. Анализ. Синтез. Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Правила совместной работы в парах.Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения. Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования. Информационные ресурсы проектной деятельности. Сбор материала для исследования. Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования. Планирование работы. Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в работе над проектом. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимойлитературы по теме проекта. Обобщение полученных данных. Оформление информации в текстовых и графических редакторах. Структурирование материала. Защита результатов проектной деятельности. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка. Отметка. Самооценка. Планируемые образовательные результаты Изучение предмета «Проектная деятельность» направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами предмета. Патриотическое воспитание: ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; владение достоверной информацией об исследованиях различных областей; заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества. Духовно- нравственное воспитание: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственныхи правовых норм с учётом осознания последствий поступков. Гражданское воспитание: представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков. Ценности научного познания: сформированность мировозренческих представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих базовую основу для понимания сущности научной картины мира; интерес к обучению и познанию; любознательность; готовность и способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достиженияиндивидуального и коллективного благополучия; сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий. Формирование культуры здоровья: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью; установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Трудовое воспитание: интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей. Экологическое воспитание: осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей средств информационных и коммуникационных технологий ИКТ. Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе существующих в виртуальном пространстве. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения образовательной программы по проектной деятельности отражают овладение универсальными учебными действиями —познавательными, коммуникативными, регулятивными. Универсальные познавательные действия Базовые логические действия: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Базовые исследовательские действия: формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. Универсальные коммуникативные действия Общение: сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность (сотрудничество): понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта; принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Универсальные регулятивные действия Самоорганизация: выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное принятие решений, принятие решений в группе). Самоконтроль (рефлексия): владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого. Осознавать невозможность, контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения обязательного предметного содержания, установленного данной рабочей программой, у обучающихся будут сформированы: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в проектной деятельности,в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности.; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности; осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Обучающийся научится: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; различать способ и результат действия; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения проектных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; строить сообщения, проекты в устной и письменной форме; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах. Обучающийся получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу егореализации, так и в конце действия; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельнодостраивая и восполняя недостающие компоненты; строить следственных связей; логическое рассуждение, включающее установление причинно- Календарно-тематическое планирование 7 класс № урока 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. Тема урока Количество часов всего Знакомство с проектной деятельностью. Понятие творческого проекта. Что такое проект? Основные этапы выполнения творческого проекта. Основные требования к проектам. Особенности творческого проекта. Структура и классификация творческих проектов. Виды проектов. План работы над творческим проектом. Этапы и направления проектной работы. Тематика творческих проектов. Выбор темы творческого проекта. Актуальность, проблема, гипотеза, цели и задачи – что это такое? 1 Разработка целей и задач проектной деятельности. Мозговой штурм. Обоснование актуальности выбранной темы. Учимся выдвигать гипотезу. Подбор теоретического материала. Анализ литературных источников по выбранной теме. Требования к оформлению титульного листа и оглавления. Оформление введения творческого проекта. Работа над введением проекта. Правила оформления информации в текстовом редакторе. Структура творческого проекта. Работа над проектом. Редактирование и форматирование введения творческого проекта. Работа над теоретической частью проекта Оформление теоретической части творческого проекта. Работа над теоретической частью проекта. Правила оформления информации в текстовом редакторе. Работа над проектом. Редактирование и форматирование теоретической части творческого проекта. Технология выполнения творческого проекта. Банк идей. Проработка базового варианта. Требования к изделию. Технология выполнения творческого проекта. Инструменты, оборудование и материалы. Правила безопасности во время работы. Экологическое обоснование творческого проекта. Экономическое обоснование творческого проекта. Работа над практической частью проекта Оформление практической части творческого проекта. Работа над практической частью проекта. Правила оформления информации в текстовом редакторе. Работа над проектом. Редактирование и форматирование практической части творческого проекта. Работа над творческим проектом. Реклама проектного продукта. Сравнение, анализ, обобщение.Заключение. Работа над проектом. Оформление списка литературы. Оформление проектной папки (портфолио). Работа над проектом. Компьютерная обработка творческого проекта. Оформление печатного варианта проекта. Работа над проектом. Подготовка мультимедийной презентации: оформление, дизайн. Работа над проектом. Подготовка мультимедийной презентации: оформление, дизайн. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 27. Индивидуальная работа над проектом. 1 28. Индивидуальная работа над проектом. 1 29. Индивидуальная работа над проектом. Подготовка защитного слова. 1 30. Подготовка к защите творческого проекта. 1 31. Подготовка к защите творческого проекта. 1 32. Защита творческого проекта. 1 33. Защита творческого проекта. 1 Анализ выполнения творческого проекта. Подведение итогов защиты творческих проектов. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34. 1 34 Календарно-тематическое планирование 8 класс № урока Тема урока Количество часов всего 1. Проект. Проектная деятельность. Классификация проектов. 1 2. Работа над исследовательским проектом. Планирование. Выбор темы. Поиск информации. Определение будущего продукта. Исследовательский проект. Структура и особенности. Постановка проблемы, гипотеза. Выбор темы и определение результата. Основные этапы выполнения исследовательского проекта. Основные требования к проектам. Особенности исследовательского проекта. Структура и классификация исследовательского проектов. Виды проектов. План работы над исследовательским проектом. Этапы и направления проектной работы. Тематика исследовательского проектов. Выбор темы исследовательского проекта. Актуальность, проблема, гипотеза, цели и задачи, объект и предмет исследования, методы исследования – что это такое? Разработка целей и задач исследовательского проекта. Мозговой штурм. Обоснование актуальности выбранной темы проекта. Учимся выдвигать гипотезу. Подбор теоретического материала. Анализ литературных источников по выбранной теме. Определение предмета и объекта исследования. Подбор теоретического материала для проведения исследования. Требования к оформлению титульного листа и оглавления. Оформление введения исследовательского проекта. Работа над введением проекта. Правила оформления информации в текстовом редакторе. Структура исследовательского проекта. Работа над проектом. Редактирование и форматирование введения исследовательского проекта. Работа над теоретической частью проекта Оформление теоретической части исследовательского проекта. Работа над теоретической частью проекта. Правила оформления информации в текстовом редакторе. Работа над проектом. Редактирование и форматирование теоретической части исследовательского проекта. Работа над проектом. Использование материалов сети Интернет по выбранной теме. Компьютерная обработка теоретического материала. Подбор методов и методик для проведения исследования: анкетирование, наблюдение, опрос, опыт, эксперимент и т.д. Работа над практической частью исследовательского проекта. Проведение исследования. Обработка результатов. Работа над практической частью проекта. Оформление практической части исследовательского проекта. Работа над практической частью проекта. Обработка данных проведенного исследования, оформление таблиц, графиков и диаграмм . Работа над проектом. Редактирование и форматирование практической части исследовательского проекта. Работа над исследовательским проектом. Сравнение, анализ, обобщение.Заключение. Работа над проектом. Оформление списка литературы. Оформление проектной папки (портфолио). 1 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 29. Работа над проектом. Компьютерная обработка исследовательского проекта. Оформление печатного варианта проекта. Работа над проектом. Подготовка мультимедийной презентации: оформление, дизайн. Индивидуальная работа над проектом. Подготовка защитного слова. 30. Подготовка к защите исследовательского проекта. 1 31. Подготовка к защите исследовательского проекта. 1 32. Защита исследовательского проекта. 1 33. Защита исследовательского проекта. 1 27. 28. Анализ выполнения исследовательского проекта. Подведение итогов защиты исследовательских проектов. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34. 1 1 1 34 Календарно-тематическое планирование 9 класс № урока Тема урока Количество часов всего 1. Проект. Проектная деятельность и ее задачи. 0,5 2. Работа над исследовательским проектом. Планирование. Выбор темы. Поиск информации. Определение будущего продукта. Исследовательский проект. Структура и особенности. Постановка проблемы, гипотеза. Выбор темы и определение результата. Основные этапы выполнения исследовательского проекта. Основные требования к проектам. Особенности исследовательского проекта. Структура и классификация исследовательского проектов. Виды проектов. План работы над исследовательским проектом. Этапы и направления проектной работы. Тематика исследовательского проектов. Выбор темы исследовательского проекта. Актуальность, проблема, гипотеза, цели и задачи, объект и предмет исследования, методы исследования – что это такое? Разработка целей и задач исследовательского проекта. Мозговой штурм. Обоснование актуальности выбранной темы проекта. Учимся выдвигать гипотезу. Подбор теоретического материала. Анализ литературных источников по выбранной теме. Определение предмета и объекта исследования. Подбор теоретического материала для проведения исследования. Требования к оформлению титульного листа и оглавления. Оформление введения исследовательского проекта. Работа над введением проекта. Правила оформления информации в текстовом редакторе. Структура исследовательского проекта. Работа над проектом. Редактирование и форматирование введения исследовательского проекта. Работа над теоретической частью проекта Оформление теоретической части исследовательского проекта. Работа над теоретической частью проекта. Правила оформления информации в текстовом редакторе. Работа над проектом. Редактирование и форматирование теоретической части исследовательского проекта. Работа над проектом. Использование материалов сети Интернет по выбранной теме. Компьютерная обработка теоретического материала. Подбор методов и методик для проведения исследования: анкетирование, наблюдение, опрос, опыт, эксперимент и т.д. Работа над практической частью исследовательского проекта. Проведение исследования. Обработка результатов. Работа над практической частью проекта. Оформление практической части исследовательского проекта. Работа над практической частью проекта. Обработка данных проведенного исследования, оформление таблиц, графиков и диаграмм . Работа над проектом. Редактирование и форматирование практической части исследовательского проекта. 0,5 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 29. Работа над исследовательским проектом. Сравнение, анализ, обобщение.Заключение. Работа над проектом. Оформление списка литературы. Оформление проектной папки (портфолио). Работа над проектом. Компьютерная обработка исследовательского проекта. Оформление печатного варианта проекта. Работа над проектом. Подготовка мультимедийной презентации: оформление, дизайн. Индивидуальная работа над проектом. Подготовка защитного слова. 30. Подготовка к защите исследовательского проекта. 0,5 31. Подготовка к защите исследовательского проекта. 0,5 32. Защита исследовательского проекта. 0,5 33. Защита исследовательского проекта. 0,5 25. 26. 27. 28. Анализ выполнения исследовательского проекта. Подведение итогов защиты исследовательских проектов. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34. 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 17 Составлено на основе: Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. Используемые учебники: Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013.