Рабочая программа по элективному курсу "Комплексный анализ текста" 10-11 класс

Горноуральский городской округ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«Комплексный анализ текста»
НА 2024 - 2025 УЧЕБНЫЙ ГОД

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ русский язык
КЛАСС 10
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 1; всего за год 34
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)

Программа Н.М. Божко (Русский язык. Удивительное рядом… и др.:
сборник элективных курсов /авт. – сост. Н.М. Божко. – Волгоград:
Учитель, 2007.)

с. Южаково
2024
1

1. Результаты освоения элективного курса
Программа курса «Комплексный анализ текста» предназначен для подготовки
обучающихся 10 – 11 классов к сдаче единого государственного экзамена по русскому
языку по одному из главных его аспектов – речеведению. Эта форма аттестационной
работы предусматривает многоаспектный языковой анализ текста, выполнение
тестовых заданий и выполнение задания с развернутым ответом (создание сочинениярассуждения). В задании «С» ученику необходимо проявить умение анализировать
содержание исходного текста, выразить свое отношение к проблеме, затронутой
автором, точно и последовательно излагать свои мысли, использовать разнообразие
грамматических форм и лексическое богатство русского языка.
Цель данного курса - развитие коммуникативной компетенции обучающихся, т.
е. владение разными видами речевой деятельности, что способствует росту речевой
культуры школьника.
Вся практическая часть элективного курса представлена упражнениями и
заданиями повышенной трудности для того, чтобы:
- выработать умения быстро ориентироваться в тексте, сравнивать синтаксикостилистические явления; подготовить обучающихся к редактированию и составлению
связных текстов;
- развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи;
восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять,
сопоставлять;
- определять структурно-семантические значения предложений; выявлять причины
использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой
направленности, устранять стилистические и речевые ошибки;
- выявлять особую выразительность обособленных второстепенных членов
предложения, слов разных частей речи, их стилистическую роль.
В предлагаемой системе заданий намечается достижение следующих задач:
- обобщить и систематизировать теоретические знания по русскому языку по разделу
«Стилистика»;
- вырабатывать навыки поэтапной работы с текстом, давать характеристику тексту как
продукту речевой деятельности;
- развивать творческие способности учеников, создавать письменное высказывание в
форме сочинения-рассуждения.
В результате изучения курса обучающиеся должны знать:
- структуру и композицию текста; средства связи предложений и виды информаций в
тексте;
- типы речи и их признаки; стилевые особенности текста;
- изобразительно-выразительные средства языка, использованные автором текста.
Должны уметь:
- определять тему, основную мысль, идею текста;
- определять стиль, тип речи, средства связи предложений в тексте;
- находить изобразительно-выразительные средства языка, характерные для
определенного стиля и типа речи;
- создавать на основе предложенного текста собственное высказывание в форме
сочинения-рассуждения.
Использование системы упражнений и заданий этого курса позволяет не только
расширить, но и углубить знания обучающихся о тексте как продукте речевой
деятельности, особенностях стилистического употребления основных стилистических
категорий в речи, предоставляет возможность обогащать свою речь и не переставать
учиться языку у мастеров культуры
Программа предполагает варьирование, которое может быть связано с
2

творческим подходом учителя к решению теоретических и практических вопросов.
Предложенный материал может служить и образцом, по которому учитель выберет из
лингвистической литературы нужные теоретические сведения, а из художественной –
иллюстративный материал.
Контроль подготовки обучающихся определяется по результатам устных
высказываний, выполнения тестовых заданий, письменных работ (сочиненийрассуждений).
Программа данного спецкурса позволяет подготовить выпускников к сдаче ЕГЭ,
а также восполнить пробелы в знаниях.
Важнейшими результатами освоения курса «Комплексный анализ текста»
являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
В сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
• ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
• готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
• готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию
по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на
основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей
страны;
• готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность
в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивнооздоровительной деятельностью;
• принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью; неприятие вредных привычек: курения, употребления
алкоголя, наркотиков. В сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству): • российская идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к
служению Отечеству, его защите;
• уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
• формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
• воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
В сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому
обществу:
• гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
• признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без
нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и
свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
3

международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
правовая и политическая грамотность;
• мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
• готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
• приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей,
их чувствам, религиозным убеждениям;
• готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
В сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
• нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения;
• принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
• способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в
том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
• формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
• развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
В сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе,
художественной культуре:
• мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
• экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов;
умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям,
приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
• эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
В сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к
семейной жизни:
• ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;

4

• положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация (перевод действий из внешнего плана во внутренний) традиционных
семейных ценностей. В сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:
• уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности;
• осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
• готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем; • потребность трудиться, уважение к труду и людям
труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение
к разным видам трудовой деятельности;
• готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей. В сфере физического, психологического, социального и академического
благополучия обучающихся:
• физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся
в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и
психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- выпускник научится самостоятельно определять цели, задавать параметры и
критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики
и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные
ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной
заранее целью.
Познавательные УУД:
- выпускник научится искать и находить обобщённые способы решения задач, в том
числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; - спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
5

- выпускник научится осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так
и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами),
подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды
в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
- развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
Предметные результаты
В результате изучения курса «Комплексный анализ текста» на уровне среднего
общего образования выпускник научится:
• использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
• использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании
текстов; • создавать устные и письменные высказывания, монологические и
диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности
(описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты,
выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
• выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах; •
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и
выбранного профиля обучения;
• правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений
при построении текста;
• создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с
функционально-стилевой принадлежностью текста;
• сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при
создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
• использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием
текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением
информации);
• анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
• извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить её в
текстовый формат;
• преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
• выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления; •
соблюдать культуру публичной речи;
• соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского
литературного языка;
• оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам; •
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник получит возможность научиться:
• распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь
между ними;

6

• анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
• комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве
и выразительности русского языка);
• отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного
русского языка;
• использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения
мысли и усиления выразительности речи;
• иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
• выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи;
• дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию в прослушанном тексте;
• проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
• сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
• владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные
тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов;
• создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
• соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
• соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в
том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
• соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;
• осуществлять речевой самоконтроль; • совершенствовать орфографические и
пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного
языка;
• использовать основные нормативные словари и справочники для расширения
словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
• оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том
числе художественной литературы)

7

2. Содержание элективного курса
10 класс (34 ч.)
Знакомство с курсом. Комплексная работа с текстом и её назначение (1 ч.)
Текст и его признаки (7 ч.)
Текст как речевое произведение (2 ч.). Тема и основная мысль текста. Название текста
и его языковое оформление. Проблематика текста, типология проблем.
Строение текста (2 ч.). Структура текста. Смысловая и композиционная целостность.
Членение текста на смысловые части и абзацное членение.
Основная и дополнительная информация. Микротемы.
Последовательность предложений в тексте. Смысловые (логические) и грамматические
связи между предложениями.
Средства связи предложений в тексте (2 ч.). Слова-заместители, лексические повторы,
соответствие видовременных глагольных форм, предлоги, анафора и эпифора,
параллелизм, противопоставление, вопросительные предложения, союзы, порядок слов
в предложении (прямой и обратный), слова-организаторы логических связей; вводные
слова, организующие порядок высказывания.
Анализ текста (1 ч.). Определение темы, основной мысли, проблемы, микротем и
средств связи предложений в тексте.
Языковая основа текста (14 ч.)
Нормы современного литературного произношения и ударения (2 ч.). Звуковая и
буквенная (графическая) стороны речи и их закрепление в нормах произношения и
правописания. Особенности русского ударения. Нормы произношения слов.
Лексические нормы (2 ч.). Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом
соответствии с их значением и стилистическими свойствами.
Грамматические нормы (5 ч.). Нормативное употребление форм слов самостоятельных
частей речи. Категория рода и падежа у имени существительного; образование степени
сравнения у имени прилагательного; особенности склонения и имени числительного и
местоимения; особенности употребления видовых и видовременных форм глагола,
особенности образования особых форм глагола и т.д.
Нормативное сочетание слов в составе словосочетаний и предложений. Трудные
случаи управления.
Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов.
Орфографические нормы и правила (2 ч.). Орфограмма. Орфографическое правило.
Нормы и правила правописания. Принципы русской орфографии.
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному
принципам русской орфографии.
Пунктуационные нормы и правила (2 ч.). Принципы и функции русской пунктуации.
Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении.
Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков
препинания.
Анализ текста (1 ч.). Определение лексического, морфологического и синтаксического
состава текста, правил написания отдельных слов, способов связи слов в
словосочетании и предложении, правил постановки знаков препинания.
Стилистика (9 ч.)
Функциональные стили речи (5 ч.). Разновидности стилей (художественный,
разговорный, публицистический, официально-деловой, научный стили). Сфера
употребления, назначение и особенности каждого стиля.
Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки
разговорной речи. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические,
синтаксические особенности разговорной речи.
Назначение публицистического стиля. Лексические, морфологические, синтаксические
особенности публицистического стиля.
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки
официально-делового стиля. Лексические, морфологические, синтаксические
8

особенности делового стиля.
Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили).
Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля.
Назначение художественного стиля речи и его признаки, использование
изобразительно-выразительных и языковых средств.
Типы речи (3 ч.). Описание, рассуждение, повествование. Содержание (смысловая
структура). Строение. Типичные языковые особенности.
Анализ текста (1 ч.). Определение стиля и типа речи в тексте, их отличительных
особенностей.
Обобщение. Контроль (3 ч.)
Текст, его признаки и особенности, строение и состав текста.
Обобщение и систематизация знаний и умений по курсу, подготовка к контрольной
работе.
Контрольная работа (тест).
Резервные уроки (1 ч)
11 класс (34 ч.)
Знакомство с курсом. Комплексная работа с текстом и её назначение. (1 ч.)
Средства создания текста (7 ч.)
Изобразительно-выразительные средства создания текста (1 ч.). Богатство и
разнообразие языковых и художественных средств создания текстов различных стилей
и типов речи.
Языковые средства создания текста (3 ч.). Выразительные средства русской фонетики.
Фонетические приёмы и их характеристика (анафора, эпифора, аллитерация, ассонанс).
Лексические средства выразительности и их характеристика (синонимы, антонимы,
омонимы, историзмы, архаизмы, диалектизмы, профессионализмы, неологизмы,
фразеологизмы, афоризмы).
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.
Художественно-выразительные средства создания текста (3 ч.). Тропы и их
характеристика (эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, метонимия, литота,
перифраз, оксюморон, синекдоха, сравнение).
Синтаксические фигуры. Стилистические фигуры: антитеза, инверсия, плеоназм,
градация. Синтаксические приёмы: риторический вопрос, риторическое обращение,
риторическое восклицание. Синтаксический параллелизм, парцелляция.
Анализ текста (1 ч.). Определение языковых и художественно-выразительных средств
создания текста.
Тексты художественной литературы (8 ч.)
Текст художественной литературы и его назначение (1 ч.). Особенности текста
художественной литературы и выражение в нем эстетической функции национального
языка.
Авторский замысел и способы его выражения в тексте художественной литературы (2
ч.). Замысел и возможности его воплощения в произведении художественной
литературы. Способы проявления авторского сознания в произведении художественной
литературы.
Эмоциональное и эстетическое содержание текстов художественной литературы (1
ч.). Языковая основа текста художественной литературы, выражение в нем
эстетической функции национального языка. Языковая личность автора в
произведении.
Богатство и выразительность средств художественной литературы (3 ч.). Образность и
средства её создания в тексте, широкое использование изобразительно-выразительных
средств.
Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова.
Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.
Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные
возможности морфологических форм и синтаксических конструкций.
9

Анализ текста (1 ч.). Определение темы, проблемы, авторского замысла и способа его
воплощения.
Создание собственного текста (13 ч.)
Рассуждение как жанр речи, особенности его создания и оценки (1 ч.). Знакомство с
алгоритмом написания сочинения-рассуждения и критериями его оценки.
Проблематика текста (2 ч.). Исходный текст и его проблематика, ключевые проблемы,
выбор и формулировка проблемы исходного текста.
Комментирование проблемы текста (3 ч.). Комментарий к сформулированной проблеме
исходного текста, работа с цитатами.
Трактовка позиции автора текста (2 ч.). Позиция автора исходного текста, её отражение
и трактовка.
Аргументация как обязательный элемент рассуждения над проблемой (2 ч.).
Аргументация собственного мнения по проблеме с опорой на художественную,
публицистическую или научную литературу, а также на знания и жизненный опыт.
Речевое и языковое оформление собственного текста (1 ч.). Смысловая цельность,
речевая связность и последовательность изложения материала в тексте рассуждения;
богатство, точность и выразительность речи.
Творческая работа (1 ч.). Написание сочинения-рассуждения, анализ и оценивание
работы.
Комплексная работа с текстом. (1 ч.). Определение темы, проблемы способов и средств
её выражения, позиции автора; определение собственной позиции и её аргументация;
создание собственного текста.
Обобщение. Контроль (3 ч.)
Текст, его признаки и особенности, строение и состав текста.
Анализ текста. Обобщение и систематизация знаний и умений по курсу, подготовка к
контрольной работе.
Контрольная работа (тест).
Резервные уроки (2 ч.)
Распределение изучаемого материала
Количество часов
по классам
№ п/п Разделы, темы
Всего
10 кл
11 кл
1
2

3

4

5

Знакомство с курсом.
Текст и его признаки.
Текст как речевое произведение.
Строение текста.
Средства связи предложений в тексте.
Анализ текста.
Языковая основа текста
Нормы современного литературного произношения
и ударения.
Лексические нормы.
Грамматические нормы.
Орфографические нормы и правила.
Пунктуационные нормы и правила.
Анализ текста.
Стилистика.
Функциональные стили речи.
Типы речи.
Анализ текста.
Средства создания текста.
10

1
7
2
2
2
1
14

1
-

2
7
2
2
2
1
14

2

-

2

2
5
2
2
1
9
5
3
1
-

7

2
5
2
2
1
9
5
3
1
7

6

7

8

Изобразительно-выразительные средства создания
текста.
Языковые средства создания текста.
Художественно-выразительные средства создания
текста.
Анализ текста.
Тексты художественной литературы.
Текст художественной литературы и его назначение.
Авторский замысел и способы его выражения в
тексте художественной литературы.
Эмоциональное и эстетическое содержание текстов
художественной литературы.
Богатство и выразительность средств
художественной литературы.
Анализ текста.
Создание собственного текста.
Рассуждение как жанр речи, особенности его
создания и оценки.
Проблематика текста.
Комментирование проблемы текста.
Трактовка позиции автора текста.
Аргументация как обязательный элемент
рассуждения над проблемой.
Речевое и языковое оформление собственного
текста.
Творческая работа.
Комплексная работа с текстом.
Обобщение. Контроль.
ИТОГО:

11

-

1

1

-

3

3

-

2

2

-

1
8
1

1
8
1

-

2

2

-

1

1

-

3

3

-

1
13

1
13

-

1

1

-

2
3
2

2
3
2

-

2

2

-

1

1

3
34

1
1
5
34

1
1
5
68

3. Тематическое планирование (10 класс)
№

1.

2.
3.
4.

5.

6.
7.

8.

9.

10.
11.
12.

13.
14.
15.
16.
17.

Тема урока

Дата
(сроки)
план
факт

Знакомство с элективным курсом (1 час)
Цели и задачи изучаемого курса.
1 неделя
Раздел 1. Текст и его признаки (7 ч.)
Текст как речевое произведение. Тема и основная мысль
2 неделя
текста.
3 неделя
Название текста и его языковое оформление.
Проблематика текста, типология проблем.
Строение текста. Смысловая и композиционная
4 неделя
целостность. Членение текста на смысловые части и
абзацное членение.
Основная и дополнительная информация. Микротемы.
5 неделя
Последовательность предложений в тексте. Связи между
предложениями.
Средства связи предложений в тексте.
6 неделя
7 неделя
Слова-заместители, лексические повторы, соответствие
видовременных глагольных форм, предлоги, анафора и
эпифора, параллелизм, противопоставление,
вопросительные предложения, союзы, порядок слов в
предложении (прямой и обратный), слова-организаторы
логических связей; вводные слова, организующие
порядок высказывания.
8 неделя
Анализ текста. Определение темы, основной мысли,
проблемы, микротем и средств связи предложений в
тексте.
Раздел 2. Языковая основа текста (14 ч.)
9 неделя
Нормы современного литературного произношения и
ударения. Звуковая и буквенная (графическая) стороны
речи и их закрепление в нормах произношения и
правописания
Особенности русского ударения. Нормы произношения
10 неделя
слов.
Лексические нормы.
11 неделя
Нормативное употребление слов и фразеологизмов в
12 неделя
строгом соответствии с их значением и
стилистическими свойствами.
Грамматические нормы. Нормативное употребление
13 неделя
форм слов самостоятельных частей речи.
Грамматические нормы. Нормативное употребление 14 неделя
форм слов самостоятельных частей речи.
Нормативное сочетание слов в составе словосочетаний и 15 неделя
предложений.
Трудные случаи управления.
16 неделя
Нормативное
построение
словосочетаний
и 17 неделя
предложений разных типов.

12

Примеч
а
ние

18.

19.

20.

21.

22.

23.
24.

25.

26.

27.

28.

29.
30.
31.

32.
33.
34.

Орфографические нормы и правила. Орфограмма.
18 неделя
Нормы и правила правописания. Принципы русской
орфографии.
Написания,
подчиняющиеся
морфологическому, 19 неделя
фонетическому и традиционному принципам русской
орфографии.
Пунктуационные нормы и правила. Принципы и
20 неделя
функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков
препинания.
Роль
пунктуации
в
письменном
общении. 21 неделя
Факультативные и альтернативные знаки препинания.
Авторское употребление знаков препинания.
Анализ
текста.
Определение
лексического, 22 неделя
морфологического и синтаксического состава текста,
правил написания отдельных слов, способов связи слов
в словосочетании и предложении, правил постановки
знаков препинания.
Раздел 3. Стилистика (9 ч.)
Функциональные стили речи. Сфера употребления, 23 неделя
назначение и особенности каждого стиля.
24 неделя
Разговорная речь, сферы её использования, назначение.
Основные признаки разговорной речи. Фонетические,
интонационные,
лексические,
морфологические,
синтаксические особенности разговорной речи.
Назначение публицистического стиля. Лексические, 25 неделя
морфологические,
синтаксические
особенности
публицистического стиля.
Официально-деловой стиль, сферы его использования, 26 неделя
назначение. Основные признаки официально-делового
стиля. Лексические, морфологические, синтаксические
особенности делового стиля.
Назначение научного стиля речи, его признаки и 27 неделя
разновидности
(подстили).
Лексические,
морфологические,
синтаксические
особенности
научного стиля.
Назначение художественного стиля речи и его признаки, 28 неделя
использование
изобразительно-выразительных
и
языковых средств.
Типы речи. Описание, рассуждение, повествование.
29 неделя
Содержание (смысловая структура) типов речи.
30 неделя
Строение. Типичные языковые особенности.
31 неделя
Анализ текста. Определение стиля и типа речи в тексте,
их отличительных особенностей.
Раздел 4. Обобщение. Контроль (3 ч.)
Обобщение и систематизация знаний по курсу, 32 неделя
подготовка к контрольной работе.
Контрольная работа (тест).
33 неделя
Резервный урок.
34 неделя
Всего: 34 часа

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».